Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Судовые устройства, системы и снабжение. Спасательные, сигнальные и противопожарные средства.




 

Судовые устройства. Различаются общесудовые и специальные устройства. К общесудовым относятся: рулевое устройство, якорное устройство, швартовное устройство, буксирное устройство, леерное и др.

Рулевое устройство.

Рулевое устройство (рис. 32) предназначено для управления судном во время движения, обеспечивает поворотливость судна и его устойчивость на курсе. Составными частями рулевого устройства являются руль, румпель, штуртрос, пост управления и штурвал. Руль- состоит из пера руля (металлической пластины определенной формы) и баллера (стержня, к нижней части которого прикреплена пластина пера руля) (рис.31). Рули в зависимости от формы пера, способу соединения с корпусом и количеству опор пера делят на простые (многоопорные), полуподвесные (подвешены на баллере и опираются на корпус в одной точке) и подвесные (подвешены на баллере). По взаимоположению оси баллера и пера различают руль обыкновенный (ось баллера на передней кромке пера), балансирный (ось баллера расположена на некотором расстоянии от передней кромки руля, что снижает усилие при перекладке) и полубалансирные (полуподвесной балансирный). На моторных судах чаще всего применяют простые рули с подвешиванием на опорном подшипнике.

 

На большинстве маломерных судов для управления рулем применяется штуртросовая передача при управлении рулем (рис, 32). К румпелю (одно, двуплечему рычагу или сектору жестко закрепленному в головной части баллера перпендикулярно к его оси) крепятся окончания тросов протянутых по бортам через систему роликов от барабана штурвала, расположенного на посту управления судном.

 

Если повернуть штурвал в какую-либо сторону, то один конец штуртроса будет наматываться на барабан, а второй соответственно сматываться. Наматывающийся на барабан конец штуртроса тянет за собою румпель и отклоняет его на тот или иной борт. Поскольку перо руля при помощи баллера соединяется с румпелем, то при отклонении последнего будет отклоняться и перо руля (в сторону, противоположную той, в которую отклонится румпель). Подвесным мотором управляют с помощью румпеля, являющегося составной частью мотора. Поворот румпеля в ту или иную сторону вызывает поворот судна, так как вместе с румпелем будет отклоняться и мотор.  

 

Рис. 13. Схема дистанционного управления подвесным мотором   Для включения хода и реверса служит специальный рычаг. При длительном плавании такое управление является утомительным и неудобным. Поэтому судоводителям рекомендуется сделать рулевой привод, как показано на рис. 13. Для осуществления дистанционного управления газом и реверсом к рычагу реверса и к сектору управления газом крепят стальные тросики, которые пропускают в спиральную проволочную оболочку или трубку с небольшим зазором и выводят на пост управления судном. Все выпускаемые моторы, как правило, имеют приспособления для дистанционного управления. Такими приводами снабжаются суда промышленной постройки.  

При подвесных моторах повышенной мощности применение дистанционного управления и рулевых устройств настоятельно рекомендуется в целях безопасности.

 

Рулевое устройство при любых условиях плавания должно обеспечивать надежное управление судном и приводиться в действие одним человеком. К нему предъявляются следующие требования:

 

· угол перекладки должен составлять не менее 35° от диаметральной плоскости судна на каждый борт;

· штуртрос дистанционного управления при работе подвесного мотора должен обеспечивать свободное откидывание мотора или каждого мотора в отдельности при спаренной установке;

· запрещается использовать штуртросы с порванными каболками.

 

 

Якорное устройство.

 

Якорное устройство предназначено для постановки судна на якорь, обеспечения его стоянки и снятия с якоря. Якорное устройство представляет собой якорь с оборудованием и приспособлением для его отдачи и.подъема. Основное назначение якоря — удерживать судно на месте при стоянке. В состав якорного устройства входят: якорь, якорная цепь (канат), клюз, стопор, цепной ящик. Рекомендуется иметь якорный канат длиной: для катеров — не менее 50 м, моторных лодок — 25, гребных лодок— 15 м.

 

Якорь - может быть различной формы, кованным, литым или сварным. В качестве якорного каната на маломерных судах можно применять стальные, пеньковые, капроновые или нейлоновые канаты, а также цепи (на больших катерах). Основой конструкции якоря является продольный стержень - веретено, в верхней части которого имеется якорная скоба для крепления якоря к цепи (канату), а в нижней - лапы и рога, прикрепленные к веретену неподвижно (узел крепления носит название тренд) или на шарнире в коробке.

 

 

Рис 14 Типы якорей

 

а—адмиралтейский, б — кошка, в — якорь Матросова, г — якорь Холла, д — якорь лемех, е — якорь кошка с шарнирны ми лапами (1 — муфта, скользящая по веретену, стопорится в верхнем или ниж нем положении и соответственно фикси рует лапы в сложенном вдоль веретена или рабочем состоянии), ж—«Трайдент»

Наибольшее применение на судах нашли якоря адмиралтейский (с неподвижными лапами), Матросова и Холла (с поворотными лапами).

 

Масса якоря, длина цепи (каната) и их калибр определяются по таблице, в зависимости от характеристики снабжения:

 

Nc=L х (B+H) х l х h

 

где: Nc- характеристика снабжения, аргумент для входа в таблицы, кв.м; L - длина судна, м; В - ширина судна на миделе, м; Н - высота борта на миделе от основной плоскости, м; 1 - суммарная длина всех надстроек, м; h - средняя высота надстроек, м.

 

 

Таблица для определения массы якоря, длины и калибра якорной цепи

 

Харак-ка снабжения Nc, (кв.метрое) Кол-во якорей, (мт) Масса якоря, (кг) Длина якорной цепи, (м) Калибр цепи, (мм)
Для судов прибрежного района плавания
         
         
         
         
         
Для судов на внутренних водоемах
    7,5    
         
         
         
         

 

Примечание: 1. В случае npименения литых якорных цепей (вместо сварных) их калибр может быть уменьшен на 12 %;

 

Якорные цепи могут заменяться стальными, синтетическими или пеньковыми канатами при условиях: канаты равнопрочны цепям требуемого калибра, пеньковые канаты должны быть смольными.

 

Клюз - отверстие в палубе или в борту, окантованное прутком или отливкой, служащее для пропускания швартовного каната (или якорной цепи) и уменьшения трения. В зависимости от расположения называется якорным или швартовным клюзом. Конструкция якорного клюза должна обеспечивать свободное втягивание веретена якоря, а при травлении (отдаче) - свободный выход якоря только под действием его массы.

 

 

Рис. 34 Стопор якорного устройства. а - винтовой; Рис.35.Плавучий якорь

б - с заклад. палом

 

Стопор якорного устройства - приспособление, удерживающее якорную цепь за одно из звеньев и передающее натяжение цепи на корпус судна (рис. 34). Как правило, приваривается к палубе. Состоит из отливки с желобом, соответствующим форме и размеру звеньев якорной цепи и фиксирующего элемента в виде винтового зажима или штыря. Могут использоваться цепные стопора, когда один конец такелажной цепи крепится к палубе судна, а другой имеет захватывающее якорь-цепь устройство, Цепной ящик - объем для хранения якорной цепи (каната) в походном положении. Может иметь различную форму, в зависимости от проекта судна, крепится, как правило, к набору.

 

Плавучий якорь (рис. 35) - приспособление для замедления дрейфа судна в штормовых условиях. Изготовляется из парусины в виде конуса, от вершины вдоль конуса прошиваются концы, которые соединяются в общий огон. Спущенный за борт плавучий якорь удерживает судно носом или кормой к ветру (в зависимости от места спуска). Для упрощения процесса выборки к вершине конуса может закрепляться отдельный трос.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...