Такелажный инструмент, производство такелажных работ на судне.
Такелажные работы.
Под такелажными работами понимают обработку для использования в судовых условиях новых канатов и ремонт старых. К этим работам также относятся сращивание (соединение) канатов, заделка огонов и коушей, вязание узлов, накладывание марок, изготовление мягких кранцев и швабр. Вся совокупность судовых снастей (стальные и растительные тросы, цепи и т.д.) для крепления рангоута, управления парусами, грузоподъемных работ, подъема и спуска флага, сигналов и т.д. называется такелажем. Принято деление такелажа на стоячий (крепление неподвижных частей рангоута - мачт, стеньг - ванты, штаги, фордуны) и бегучий (перемещение подвижных частей рангоута и парусов - фалы брасы, шкоты, топенанты). Отсюда - все работы, связанные с изготовлением, ремонтом, испытанием и установкой такелажа на судах, носят название такелажных работ. Они включают в себя изготовление огонов, сплесней и матов, вязание узлов, постановку бензелей и мусингов, тренцевание и клетневание тросов, плетение матов и мягких кранцев, изготовление грузовых сеток и стропов и т.п. Выполняются указанные работы с по мощью такелажного инструмента - сваек, драйков, лопаток, мушкелей, полумушкелей (рис. 77).
Рис 77 Такелажный инструмент а — свайки б — драек в мушкель г —полумушкель, д — лопатка
К предметам такелажного снабжения на судах относятся:
блок (рис. 46) - часть простейшего подъемного приспособления (само приспособление) в виде шкива с желобом по окружности для троса, каната, цепи. Бывают различных размеров, металлические и деревянные, одно, двух и многошкивные, с откидной щекой (канифас-блок); гак (рис. 48, 49) - стальной крюк, используемый на судах для различных целей (подъема и крепления груза, в леерных и других устройствах и т.д.);
Таблица подбора гака для подъема грузов
скоба (рис. 47) - металлический стержень, изогнутый в форме подковы, концы (лапки) которого соединяются штырем (болтом), имеющим с одной стороны головку, с другой - резьбу, чеку или шплинт, служит для соединения частей тросов такелажных цепей и их крепления к корпусным конструкциям и рангоуту, наращивания буксирных тросов, присоединения якорей к цепям;
обух - болт, имеющий головку с проушиной или неподвижным кольцом, в которое иногда заделывается рым, служит для крепления оснастки грузовых устройств и парусного вооружения, крепления грузов или различных предметов к палубе или переборкам;
рым - металлическое кольцо круглой или овальной формы, продетое в обух, закрепленный на прочной судовой или береговой конструкции и служащий для закладывания в него судовых снастей;
к о у ш - круглая, каплевидная или треугольная оправка из пластмассы или металла с желобом на наружной стороне, служит для обводки вокруг нее петли троса (каната) с целью уменьшения его истирания, применяется для крепления тросов (канатов) к конструкциям или такелажу судна;
талреп (рис. 51) - приспособление для натягивания стоячего такелажа, разделяются на тросовые и винтовые.
Тросы, такелажные цепи. Расчет разрывной и рабочей крепости тросов.
Каждый трос состоит из каболок, которые свиваются в пряди, пряди свиваются в стренди, и уже из них свивается сам трос. По способу изготовления тросы бывают прямого и обратного спуска или, соответственно, тросовой или кабельной работы. Если волокна свиваются справа налево, каболки - слева направо, пряди - справа налево, а стренди - снова слева направо - такой трос называют тросом прямого спуска. Если свивка волокон, каболок, прядей и стрендей ведут в обратной последовательности, то это будет трос обратного спуска. Такой порядок свивки придает тросу округлую форму и препятствует раскручиванию. Пеньковые канаты могут быть бельными и смолеными (пропитанными смолой). Смоленый канат долговечнее, но несколько слабее и тяжелее бельного.
Толщина растительных и синтетических канатов определяется длиной их окружности, стальных — величиной диаметра.
Канаты толщиной до 25 мм называются линями. Их изготавливают из тонких каболок высококачественной пеньки, что придает линям повышенную прочность.
Сигнальные фалы представляют собой плетеные восьмипрядные круглые шнуры толщиной от 6 до 14 мм. Кроме прямого своего назначения (поднимать сигнальные флаги), они также используются для оснастки рангоута и парусов шлюпок
Стальные канаты делают из углеродистой канатной проволоки. По числу прядей они подразделяются на однопрядные и многопрядные, а по степени гибкости — на гибкие и жесткие. Работать со стальными канатами необходимо только в рукавицах. Если возникла необходимость травить канат вручную, нельзя допускать его скольжения в руках, так как из него могут торчать поврежденные проволоки, которые могут причинить сильную рваную рану. Синтетические канаты изготавливают из волокон синтетического производства. Они обладают эластичностью, достаточно прочны и легки Этот вид канатов в последнее время наиболее распространен на маломерных судах. При работе с такими канатами не следует забывать, что синтетическое волокно быстро разрушается от бензина, машинного масла и от высокой температуры
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|