Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценка: описательная или метапсихологическая




Как и в области взрослого анализа, описательная при­рода многих настоящих диагностических категорий прямо про­тивоположна сути психоаналитического мышления, так как она подчеркивает тождественность или разницу между проявляю­щейся симптоматологией, отвергая лежащие в основе факторы, Это правда, что таким образом была достигнута классификация расстройств, которая кажется на первый взгляд упорядоченной и полной. Но такая схема ничего не дает для дальнейшего продви­жения, более глубокого понимания или для обеспечения дифферен­циального диагноза в метапсихологическом смысле. Напротив, когда бы аналитик ни стал диагностически мыслить на этом уровне, он будет неминуемо приведен в замешательство при оценке, а следовательно, и к ошибочному терапевтическому вмешательству.

Назовем несколько примеров из множества существующих. Такие термины, как вспышка раздражения, прогулы, бродяжни­чество, страх разлуки и т. д., включаются в одни и те же разде­лы разнообразных клинических картин, в которых поведение и симптоматика схожи, хотя, согласно лежащему в основе патогене­зу, они принадлежат к совершенно разным аналитическим катего­риям и нуждаются в различном терапевтическом вмешательстве.

Вспышка раздражения может оказаться не чем иным, как пря­мым моторно-аффективным выходом хаотических инстинктивных производных у маленького ребенка. В этом случае есть большая вероятность исчезновения этой вспышки, которая была симпто­мом, без всякого лечения. Она исчезнет, как только речь и дру­гие более приемлемые для Эго каналы разрядки будут установ­лены. Второй вариант: вспышка раздражения может быть аг­рессивно-деструктивным приступом, б котором враждебные тенденции, направленные на объектный мир, были отклонены и направляются на тело ребенка и его непосредственное пред­метное окружение (тенденция биться головой, ударять ногой по мебели, стенам и т.д.). В этом случае перенесенный аффект дол­жен стать осознанным и вновь должны быть образованы связи с его исходной целью. Можег быть и третий вариант. То, что мы воспринимаем как вспышку раздражения, при ближайшем рассмотрении оказывается приступом страха, как это бывает в более высоко организованных личностных структурах детей с фобиями всякий раз, когда в их защитные механизмы вмешива­ется давление окружающего мира. Лишенный этой защиты ребе­нок с агорафобией, вынужденный идти на улицу, или ребенок с фобией животных, столкнувшись с объектом своих страхов,

оказывается беспомощным перед огромным и непереносимым страхом и выражает свое состояние во вспышках, которые по описанию могут не отличаться от Простых вспышек раздраже­ния. Тем не менее, в отличие от вспышек раздражения, эти при­ступы страха исчезают или при восстановлении защиты, или при аналитическом прослеживании их корней, интерпретации и рас­паде настоящего источника смещенного страха.

Подобным образом многообразие несхожих состояний обозна­чается терминами прогулы, бродяжничество или странствование. Некоторые дети убегают из дома, потому что с ними плохо обраща­ются или потому что они не привязаны к своим семьям обычными эмоциональными связями. Дети убегают из школы или избегают ее, потому что они боятся учителя или одноклассников, потому что они плохо учатся." ждут критики, наказания и т. д. Здесь причи­на отклоняющегося поведения коренится во внешних условиях жизни ребенка, и при ее устранении жизнь ребенка улучшает­ся. В противоположность этой простой ситуации есть другие дети, которые бродяжничают или прогуливают по внутренним, а не по внешним причинам. Они находятся под влиянием бессознатель­ного побуждения, которое заставляет их искать воображаемую цель, обычно утраченный объект из прошлого. Хотя внешне они убе­гают от своего окружения, в более глубоком смысле они бегут к исполнению своих фантазий. В их случае не управление или улуч­шение внешних обстоятельств, а только нахождение по некоторым признакам бессознательного желания устранит этот симптом.

Даже использование более нового термина страх разлуки является скорее описательным, чем динамичным. В клиничес­ких диагнозах одни воспринимают1 его как обращенный и к со­стояниям дистресса у разлученных детей, и к состояниям пси­хики, приводящим к школьным фобиям (т. е. неспособность выйти из дома) или тоске по дому (форма сетования) у старших детей. Здесь также использование одного названия для разных типов расстройств с похожими проявлениями ведет к запутанности в существенных метапсихологических различиях, которые их ха­рактеризуют. Отделение маленького ребенка от матери, по ка­кой бы то ни было причине, в период их биологического един­ства является недопустимым вмешательством в основные врож­денные потребности. Ребенок реагирует на это закономерным Дистрессом, который может быть облегчен, если мать вернется или, при более длительной разлуке, если будет установлена связь, заменяющая связь с матерью. За исключением поведения, здесь нет соответствия с состоянием тоски по дому или школьной фо­бией. В этих последних случаях дистресс, пережитый в связи

с отделением от матери, родителей, дома, связан с чрезмерной амбивалентностью отношения к ним. Ребенок может терпеть кон­фликт между любовью и ненавистью к родителям при много­кратном убеждении в их присутствии. В их отсутствие враж­дебная сторона амбивалентности приобретает пугающие пропор­ции. Тогда ребенок всячески держится за амбивалентно любимых родителей, чтобы спасти их от собственных желаний их смерти, агрессивных фантазий и т. д. В противоположность дистрессу разлуки, который прекращается при воссоединении ребенка с ро­дителями, при амбивалентном конфликте воссоединение с роди­телями оказывается просто смягчением ситуации. Здесь только ана­литическое проникновение в конфликт чувств излечит симптом. Подводя итог, мы можем сказать, что мышление в описа­тельных терминах может быть полезным в своей области, но оно оказывается недостаточным, когда берется в качестве точки отсчета для аналитического вмешательства.

РАЗЛИЧИЯ СТАТИЧЕСКОЙ -

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...