Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вычислить стандартизованные показатели, сравнить их с производными величинами, сделать соответствующие выводы




Задача 1

Сравнить показатели летальности в двух группах больных СПИДом, получавших различные лекарственные препараты, с показателями, стандартизованными по тяжести течения заболевания. За стандарт принять сумму составов больных, получивших различное лечение.

Тяжесть течения заболевания Новое средство Традиционное лечение
Число больных Из них умерло Число больных Из них умерло
Очень тяжелое        
Тяжелое        
Средней тяжести        
Легкое        
Всего        

Задача 2

Сравнить показатели летальность в двух педиатрических отделениях больницы с показателями, стандартизованными по возрасту. За стандарт принять сумму составов детей, прошедших лечение в больнице.

Возраст детей Отделение № 1 Отделение № 2
Число больных Из них умерло Число больных Из них умерло
0 – 6 месяцев        
7– 12 месяцев        
1 - 2 года        
3- 4 года        
5 – 6 лет        
7 - 8        
9 и старше        
Всего        

Задача 3

Сравнить показатели заболеваемости работников заводоуправления и основных цехов предприятия с показателями, стандартизованными по уровню дохода. За стандарт принять сумму составов работников заводоуправления и основных цехов предприятия.

Уровень дохода Заводоуправление Основные цеха
Число работников Число заболеваний Число работников Число заболеваний
Высокий        
Выше среднего        
Средний        
Ниже среднего        
Низкий        
Всего        

Задача 4

Сравнить показатели травматизма на двух машиностроительных предприятиях с показателями, стандартизованными по характеру труда. За стандарт принять сумму составов рабочих на двух предприятиях.

Характер труда Предприятие «Сатурн» Предприятие «Восток»
Число рабочих Число травм Число рабочих Число травм
Автоматизированный        
Механизированный        
Ручной труд        
Всего        

Задача 5

Сравнить показатели рождаемости в двух городах Ставропольского края с показателями, стандартизованными по возрасту. За стандарт принять полусумму возрастных составов женщин в двух городах.

Возрастной состав женщин Город Светлоград Город Изобильный
Число женщин Число родившихся детей Число женщин Число родившихся детей
16-19        
20-24        
25-29        
30-39        
40-49        
Всего        

Задача 6

Сравнить уровень рождения маловесных детей в городской и сельской местности с показателями, стандартизованными по социальным факторам риска. За стандарт принять число детей, родившихся в городской местности.

Социальные факторы риска Городская местность Сельская местность
Число новорожденных Масса тела при рождении менее 1500 г Число новорожденных Масса тела при рождении менее 1500 г
Плохое материальное положение семьи        
Плохие жилищно-бытовые условия        
Алкоголизм родителей        
Наркомания родителей        
Курение        
Всего        

Задача 7

Сравнить показатели смертности в г. Минеральные Воды и Минераловодском районе с показателями, стандартизованными по возрастному составу населения. За стандарт принять возрастной состав населения Минераловодского района.

Возраст в годах г. Минеральные Воды Минераловодский район
Число лиц Число умерших Число лиц Число умерших
25-34        
35-44        
45-54        
55-64        
65 и старше        
Всего        

Задача 8

Сравнить показатели заболеваемости в двух цехах предприятия с показателями, стандартизованными по возрастному составу рабочих. За стандарт принять возрастной состав рабочих обоих цехов.

Возраст рабочих в годах Механосборочный цех Литейный цех
Число рабочих Число случаев заболеваний Число рабочих Число случаев заболеваний
До 20 лет        
20-29        
30-39        
40-49        
50-59        
Всего        

Задача 9

Сравнить показатели заболеваемости детей, посещающих дошкольные учреждения и воспитывающихся дома, с показателями, стандартизованными по возрасту. За стандарт принять возрастной состав детей в обеих группах.

Возрастные группы Дети, посещающие детские сады Дети, воспитывающиеся дома
Число детей Случаи ОРВИ Число детей Случаи ОРВИ
До 1 года        
1- 3 года        
4-5 лет        
6-7 лет        
Всего        

Задача 10

Сравнить показатели заболеваемости кариесом детей, воспитывающихся дома и в интернате, с показателями, стандартизованными по возрасту. За стандарт принять сумму составов детей в двух обследованных группах.

Возраст детей, годы Дети, воспитывающиеся дома Дети, воспитывающиеся в интернате
Число детей Число заболеваний Число детей Число заболеваний
4 - 6 лет        
7 – 9        
10-12        
13- 15        
Всего        

Задача 11

Сравнить распространенность пародонтоза в городской и сельской местности с показателями, стандартизованными по возрасту. За стандарт принять возрастной состав городского населения.

Возраст, годы Городская местность Сельская местность
Число обследованных Число больных Число обследованных Число больных
0-19        
20-39        
40-59        
60 и старше        
Всего        

Задача 12

Сравнить частоту осложнений в родах у первородящих и повторнородящих женщин и сопоставить эти показатели со стандартизованными по возрасту. За стандарт принять сумму составов первородящих и повторнородящих женщин.

 

Возраст женщины, годы Первородящие Повторнородящие
Число женщин Число осложнений Число женщин Число осложнений
До 20 лет        
21 - 25        
26- 35        
36 и старше        
Всего        

Рекомендуемая литература:

· Медик В.А., Юрьев В.К. Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник для вузов: - М: ГЭОТАР – Медиа. - 2012, - 608 с.

· Медик В.А. Общественное здоровье и здравоохранение: Руководство к практическим занятиям: - М: ГЭОТАР – Медиа. - 2012, - 400 с.

· Щепин О.П., Медик В.А. Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник для вузов: - М., 2011, - 592 с.

· Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник для вузов. — М.: ГЭОТАР-МЕД, 2007. — 512 с.

· В.К.Юрьев, Г.И.Куценко. Общественное здоровье и здравоохранение. Санкт-Петербург.2000 (учебник для студентов, интернов, аспирантов, ординаторов педиатрических факультетов). – с. 201-204.

· Ю.П.Лисицын. Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник для вузов. Москва. 2002. – с. 305-307.

· Общественное здоровье и здравоохранение. Под ред. В.А. Миняева, Н.И. Вишнякова. М. «МЕДпресс-информ», 2002.

ТЕМА 9. ДЕМОГРАФИЯ, ЕЁ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

ЦЕЛЬ Занятия: Овладение методами расчета демографических показателей, анализа демографической ситуации и разработки мер по её улучшению.

Методика проведения занятия: Студенты самостоятельно готовятся к практическому занятию по рекомендованной литературе и выполняют индивидуальное домашнее задание. Преподаватель в течение 10 минут проверяет правильность выполнения домашнего задания и указывает на допущенные ошибки, проверяет степень подготовки с использованием тестирования и устного опроса. Затем студенты самостоятельно овладевают методикой расчета и оценки демографических показателей. Анализируют полученные данные и формулируют заключение. В конце занятия преподаватель проверяет самостоятельную работу студентов.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Что изучает демография? Какие разделы в этой науке выделяют?

2. Что изучает статика населения?

3. Какой метод используется для получения сведений о численности и составе населения?

4. Как изменяется численность населения в мире и РФ? Что можно предпринять для оптимизации численности населения в стране?

5. Какие сведения дает всеобщая перепись о составе населения? Как изменяется состав населения в РФ?

6. Какие виды движения населения существуют?

7. Назовите основные показатели естественного движения населения.

8. Как проводится учет рождаемости и смертности в нашей стране?

9. Как вычисляются и оцениваются общие и специальные показатели рождаемости?

10. Как вычисляются и оцениваются общие и специальные показатели смертности?

11. Как вычисляются и оцениваются показатели смертности в детском возрасте?

12. Каковы основные причины общей, повозрастной, младенческой смертности?

13. В чём заключаются особенности современной демографической ситуации в России и Ставропольском крае?

14. Какими причинами обусловлена современная демографическая ситуация?

15. Какие меры можно предложить для улучшения демографической ситуации в стране?

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ:

Среди параметров общественного здоровья важнейшее место занимают медико-демографические показатели, которые наиболее полно отражают диапазон воздействующих на популяционное здоровье факторов социально-экономического, политического, поведенческого, природно-климатического и экологического генеза и в силу этого являются максимально адекватными измерителями народного благополучия и общественного здоровья.

Демография – наука о народонаселении и его общественном развитии, которая включает два раздела: статика населения и динамика населения. Статика изучает численность и состав населения на определенный (критический) момент времени, источником сведений о которых служат регулярно проводимые переписи. Попытки провести всеобщую перепись населения предпринимались ещё в древнем Китае, Египте, Индии и других древних цивилизациях. Первая документально подтвержденная всеобщая перепись была проведена в 1790 году в США, а затем в 1801 году в Европе (Англии, Франции, и Дании).

В России впервые перепись прошла в 1897 году, подготовка к которой велась почти 40 лет. Последующие переписи состоялись в 1920, 1926, 1937, 1959, 1970, 1979, 1989 и 2002 годы; последняя перепись прошла с 14 по 25 октября 2010г. По данным последней переписи населения в России проживает 141,9 млн. человек, из них: городских жителей – 103,7 млн. человек, а сельских –38,2 млн. человек.

В настоящее время практически во всех странах мира всеобщие переписи населения проходят один раз в 10 лет. Результаты всеобщих переписей указывают на растущую численность населения нашей планеты. Причем особенно интенсивно численность населения увеличивалась в XX веке. Если, например, на протяжении XVII – XIX веков население увеличивалось не более чем на 0,5% в год, то в дальнейшем заметное нарастание темпов прироста отмечается буквально по десятилетиям. С 1930 по 1940 год население земного шара ежегодно увеличивалось на 1%, к 1950 году этот показатель приблизился к 2%, а в 1970 году достиг 3%.

Столь высокие темпы роста численности населения объясняются резким увеличением его численности в развивающихся странах Африки, Азии и Латинской Америки. Многие ученые считают, что если рост численности населения будет продолжаться такими же темпами, то через сравнительно небольшой промежуток времени человечество не сможет существовать на ограниченных территориях нашей планеты из-за отсутствия продовольствия и экологических загрязнений. Однако безудержный рост численности населения можно приостановить проведением грамотной демографической политики, призванной регулировать рождаемость и тем самым воздействовать на численность населения в стране. Одним из первых государств, осуществляющих жесткую демографическую политику по ограничению рождаемости, стал Китай, где введена прогрессивная система налогообложения при рождении второго и последующих детей.

Россия в 2002 году занимала седьмое место в мире по численности населения после Китая (1285 млн. чел.), Индии (1025 млн. чел), США (286 млн. человек), Индонезии (215 млн. человек), Бразилии (173 млн. человек) и Пакистана (146 млн. человек). Численность постоянного населения Российской Федерации составляла в 2002году 145,2 млн. человек и по сравнению с переписью 1989 года уменьшилась на 1,8 млн. человек.

Плотность населения – еще один результат переписи населения. Наиболее плотно населенные страны — это страны Азии: Япония, Южная Корея, Пакистан, Индия. В этих странах плотность населения достигает 200—500 человек на 1 кв. км. В мегаполисах, например, в Сеуле, Токио или Мехико, плотность населения составляет до 700 человек на 1 кв. км. В странах Европы плотность — около 100 человек на 1 кв. км. Учитывая, что в России очень большие «запасы» территории, плотность населения невысока и составляет в среднем 8,7 жителя на 1 кв. км. Кроме того, плотность населения в РФ существенно колеблется по регионам. Так, плотно заселена европейская часть - до 100 человек на один квадратный километр, а в районах крайнего Севера плотность не всегда достигает 1 человека на 1 кв. км.

Половая структура населения. Во всем мире число женщин преобладает над числом мужчин. Это соотношение в целом составляет 52 к 48, но каждый год число мужчин неуклонно растет, хотя диспропорция остается. В России на 54 женщины приходится 46 мужчин, и эта половая диспропорция уже достаточно долго является одной из самых высоких в мире. В Китае, например, в когорте детского населения до 7 лет на каждых 5 мальчиков приходится только 1 девочка. И, учитывая высочайшую плотность населения Китая, уже сейчас можно предположить активную эмиграцию мужского населения через 15—20 лет в соседние регионы, где высока доля женского населения, в целях реализации репродуктивных установок, а проще говоря, в поисках «рынка невест».

Огромное значение для социально-экономических прогнозов имеет возрастная структура населения. Возрастной состав населения предопределяет важные, с экономической точки зрения, показатели демографической нагрузки, то есть соотношение численностей населения в рабочем и нерабочих (детском и пожилом) возрасте. Деление на три возрастные группы – 0-14, 15-49, 50 лет и старше - всегда условно, но все же дает довольно ясное представление о воспроизводстве населения.

Различают следующие типы воспроизводства населения: прогрессивный, стационарный и регрессивный. Прогрессивным считается тип воспроизводства населения, в котором доля детей в возрасте 0-14 лет превышает долю населения в возрасте 50 лет и старше. Стационарным называется тип, при котором доля детей равна доле лиц в возрасте 50 лет и старше. Регрессивным типом принято считать население, в котором доля лиц в возрасте 50 лет и старше превышает долю детского населения. Прогрессивный тип воспроизводства населения обеспечивает увеличение численности населения, а регрессивный угрожает нации депопуляцией. Численность населения в трудоспособном возрасте в России составила, по данным переписи 2010 года, 74,3 млн. человек (или 52,4%), моложе трудоспособного возраста – 21,4 млн. человек (15,1%) и старше трудоспособного возраста 46,2 млн. человек (32,5%).

Динамика – изменение численности населения под влиянием механического и естественного движения населения. Механическое движение населения формируется под влиянием миграционных процессов. Миграция населения— это перемещение людей, связанное, как правило, со сменой места жительства.Миграция подразделяется на безвозвратную, то есть со сменой постоянного места жительства; временную — переселение на достаточно длительный, но ограниченный срок; сезонную - перемеще ние в определенные периоды года; маятниковую - регулярные поездки к месту работы или учебы за пределы своего населенного пункта. Кроме того, различают внешнюю миг рацию, то есть миграцию за пределы своей страны, и внутреннюю перемещение внутри страны. К внешней миграции относятся эмиграция — выезд граждан из своей страны в другую страну на постоянное место жительства или длительный срок и иммиграция - въезд из другой страны в данную. К внутренней миграции относятся межрайонные переселения, а также переселение из села в город как важная составная часть процесса урбанизации.

Урбанизация — это процесс повышения роли городов в развитии общества.Предпосылками урбанизации являются рост в городах индустрии, развитие их культурных и политических функций. Для урбанизации характерными являются приток в города сельского населения и возрастающее маятниковое, движение населения из сел окружения и ближайших мелких городов в крупные города (на работу, по культурно-бытовым, материальным причинам и пр.). В течение прошедших двух столетий для всего населения мира был характерен интенсивный процесс урбанизации. Так, если в начале XIX века в городах мира проживало лишь 3 % населения земного шара, то к 1900 году их доля увеличилась до 13,6%, а к 1950 году — до 29,2%. В начале XXI века в городах проживает более половины населения мира, а в экономически развитых странах — более 80%.

В настоящее время в мире около 150 млн. человек живёт за пределами исторической родины. В Германии, например, иностранцы составляют 7,4 млн. человек, во Франции — 4,3 млн. (из 61 млн. жителей), из 8,8 млн. жителей Швеции почти каждый пятый (1,7 млн.) является иммигрантом или его ребенком.

Изучение миграционных процессов имеет большое значение для органов практического здравоохранения, а именно:

• процесс урбанизации изменяет экологическую обстановку, требует пересмотра необходимых объемов медицинской помощи, изменения сети медицинских учреждений, изменяет структуру, уровень заболеваемости и смертности населения, влияет на эпидемическую обстановку региона, способствует росту внебрачной рождаемости;

• маятниковая миграция увеличивает число контактов, способствующих распространению инфекционных заболеваний, ведет к росту стрессовых ситуаций, травматизма;

• сезонная миграция ведет к неравномерной сезонной нагрузке учреждений здравоохранения.

Показатели здоровья мигрантов существенно отличаются от показателей здоровья коренного населения.

Естественное движение населения В основе естественного движения населения (процесс воспроизводства населения) лежит взаимодействие между показателями рождаемости, смертности и естественного прироста населения.Рождаемость – процесс возобновления новых поколений, и в человеческом обществе она детерминирована не только биологическими, но и социально-экономическими процессами, условиями быта, жизни, традициями, религиозными установками. Показатель рождаемости является важнейшим критерием жизнеспособности и воспроизводства населения. Рождаемость - это важнейшая составная часть естественного движения населения. За последние годы отмечается снижение уровня рождаемости во всех экономически развитых странах, что влечет за собой целый ряд нежелательных последствий: нарастание дефицита трудовых ресурсов, снижение темпа роста численности населения, изменение его возрастной структуры (постарение населения и уменьшение доли женщин фертильного возраста), увеличение количества семей, имеющих одного ребенка, и т. д. Как статистический показатель рождаемость определяется отношением числа родившихся живыми в данном году к среднегодовой численности населения, умноженным на 1000. В областях, где коэффициент рождаемости составляет 8—10‰, преобладают однодетные семьи. В девяностые годы двадцатого века в России отмечалось резкое снижение рождаемости, уровень которой составлял 8—9‰ (в Ставропольском крае — 10‰). Начиная с 2005 года, рождаемость начала медленно повышаться, достигнув в 2013 году 13,2‰. В Европейских странах уровень рождаемости низкий — 9—12‰, в странах Юго-Восточной Азии высокий — более 25‰. Для углубленной характеристики рождаемости необходимо знать показатели общей и повозрастной плодовитости (фертильности). Показатель фертильности определяется отношением числа родившихся живыми к числу женщин детородного возраста (15—49 лет), умноженным на 1000. В России этот показатель составляет 58,8 на 1000 женщин фертильного возраста. Повозрастные показатели рождаемости (плодовитости) определяются отношением числа родившихся живыми детей у женщин различных возрастных групп (15—19, 20—24, 25—29 лет и т. д.) к числу женщин соответствующей возрастной группы, умноженным на 1000. Коэффициент суммарной плодовитости — число детей, рожденных в среднем одной женщиной за весь репродуктивный период ее жизни; брутто-коэффициент, или валовый показатель воспроизводства, показывающий число девочек, рожденных в среднем одной женщиной за весь репродуктивный период ее жизни; нетто-коэффициент, или очищенный показатель воспроизводства (число девочек, рожденных в среднем одной женщиной за весь репродуктивный период ее жизни и доживших до возраста, в котором была женщина при рождении этих девочек). Если нетто-коэффициент равен 1, брутто-коэффициент — 1,22, суммарная плодовитость — 2,2, то воспроизводство населения оценивают как стационарное. Показатели, превышающие данный уровень, характеризуют расширенное воспроизводство, а показатели ниже данного уровня — суженное воспроизводство.Среди факторов, оказывающих влияние на рождаемость, можно выделить: общественное положение женщин, их занятость в производстве, уровень материальной обеспеченности, культурный уровень, жилищные условия, пенсионное обеспечение, национальные особенности, психологические и религиозные факторы, демографическую политику государства.

Смертность населения относится к важнейшим демографическим показателям, характеризующим санитарное состояние населения. Врачебная регистрация причин смерти является ответственной функцией врача. В нашей стране в городах введена обязательная регистрация причин смерти. Врачебное свидетельство о смерти является юридическим и медицинским документом, удостоверяющим факт и причину смерти. Достоверность информации о причинах смерти населения зависит от качества заполнения врачебного свидетельства о смерти. Смертность как частоту случаев смерти среди населения изучают с помощью системы коэффициентов. Общее представление о частоте смертей дает общий коэффициент смертности: отношение числа умерших за год к среднегодовой численности населения, умноженное на 1000.

Общий показатель смертности в России составлял в начале двадцать первого века 15-16 на 1000, в Ставропольском крае —14 на 1000 человек населения. В 2013 году уровень общей смертности в РФ снизился до 13‰. Оценивается общий коэффициент смертности по схеме, в которой уровень смертности от 11 до 15‰ – считается средним, 10 ‰ и менее – низким, 16‰ и более – высоким. Анализ динамики смертности населения России показывает, что, начиная с 1990 года, уровень смертности сохранял тенденцию к росту вплоть до 2005 года. В последующем уровень общей смертности несколько снизился.

Уровень смертности во многом определяется возрастно-половой структурой населения, уровнем образования и благосостояния населения. В годы экономических кризисов, народных бедствий, войн уровень смертности значительно повышается. Уровень смертности значительно колеблется в разных странах мира.

Структура причин смертности. Наиболее характерной чертой двадцатого века является резкое снижение смертности от инфекционных болезней и увеличение доли хронических заболеваний в структуре причин общей смертности. Так, если в начале двадцатого века инфекционные заболевания были одной из ведущих причин смерти, то в последнее десятилетие их удельный вес составил менее 1%. В развивающихся странах инфекционные заболевания также стали играть меньшую роль в структуре смертности, однако их удельный вес еще велик – до 20%.

На первом месте в структуре причин смертности в России в настоящее время находятся болезни системы кровообращения (53,2%), на втором – злокачественные новообразования (15,3%), на третьем месте - внешние причины, в том числе травмы и отравления (7,8%), четвертое и пятое место делят болезни органов пищеварения и болезни органов дыхания (4,7 и 3,8%). Только на долю этих классов заболеваний приходится около 85% всех причин смертности населения Российской Федерации. В структуре смертности мужчин, по сравнению с женщинами, больший удельный вес принадлежит несчастным случаям, травмам и отравлениям, болезням органов дыхания. У женщин больший удельный вес занимают болезни системы кровообращения.

Неиспользованные резервы снижения смертности – излечимые болезни, ишемическая болезнь сердца, туберкулез и предупреждаемые болезни. С точки зрения возможностей влияния на уровень смертности - все причины смерти можно разделить на группы: причины, смертность от которых до определенного возраста может быть предотвращена самой системой здравоохранения (излечимые болезни), и смертность от которых может быть предотвращена на основе мер социальной политики при участии системы здравоохранения (предупреждаемые причины). К излечимым болезням примыкают выделенные в самостоятельные группы ишемическая болезнь сердца (ИБС) и туберкулез, включая его отдаленные последствия.

В число излечимых болезней входят большинство детских инфекций и многие острые инфекции, ряд новообразований, включая лейкемию, сахарный диабет и некоторые другие болезни эндокринной системы, все болезни органов дыхания, аппендицит, грыжа брюшной полости и некоторые другие болезни органов пищеварения, нефрит, врожденные аномалии сердца. К числу предупреждаемых причин смертности относятся злокачественные новообразования трахеи, бронхов и легких (до 15 лет не встречаются), случайные отравления алкоголем, дорожно-транспортный травматизм, СПИД.

При анализе коэффициентов смертности, наряду с общим, рассчитывают специальные коэффициенты с учетом возраста, пола, профессии и т. д. Вычисление специальных показателей смертности производится как отношение числа умерших определенного пола (возраста, профессии) за год к среднегодовой численности населения этого же пола (возраста, профессии), умноженное на 1000. Смертность мужчин выше во всех возрастных группах. Для углубленного изучения смертности и оценки воспроизводства населения наиболее совершенным приемом является построение таблиц смертности. Таблицы смертности — это система взаимосвязанных показателей, характеризующих порядок вымирания населения при данном уровне смертности в отдельных возрастных группах. Они показывают, как число одновременно родившихся, условно принятое на 10000 или 100000, постепенно уменьшается с увеличением возраста под влиянием смертности. Исходными данными для составления таблиц смертности являются: численность населения с учетом возраста, местожительства и пола на год составления таблицы, данные о смертности в соответствии с возрастом, полом и местожительством за 2 года (год составления таблицы и предыдущий), данные о рождаемости за 3 предыдущих года.Показатель младенческой смертности рассматривается как оперативный критерий оценки санитарного благополучия населения, уровня и качества медико-социальной помощи, эффективности работы акушерской и педиатрической службы. Регистрация умерших детей осуществляется на основании врачебного свидетельства о смерти и свидетельства о перинатальной смерти. Важное условие сопоставимости показателей детской смертности - унификация понятий “живорожденный”, “мертворожденный”, “плод” (поздний аборт).В России за критерий жизнеспособности плода (новорожденного) принимается срок беременности 22 недели и более, масса тела – 500 г и более. Критерии живорождения: внутриутробное легочное дыхание, сердцебиение, пульсация крупных сосудов, сокращение отдельных групп мышц. Показатель младенческой смертности вычисляют по формуле Ратса. Младенческая смертность = В настоящее время младенческая смертность в России в 1,5—2 раза выше, чем в ряде экономически развитых стран, и составляет 8,2 на 1000 родившихся живыми. Уровни смертности в разные периоды 1-го года жизни ребенка резко различаются. Так, смертность максимальна в 1-е сутки после рождения, в 1-ю неделю жизни, затем она постепенно снижается к первому месяцу, полугодию, году жизни. Для оценки уровня смертности в различные периоды первого года жизни ребенка рассчитывают такие показатели как: - ранняя неонатальная смертность (отношение числа детей, умерших в первые 7 суток (168 часов) жизни в данном году, к числу родившихся живыми в данном году, умноженное на 1000), в России — 4,6‰; — поздняя неонатальная смертность (отношение числа детей, умерших на 2 - 4-й неделе жизни в данном году, к числу родившихся живыми в данном году, умноженное на 1000); — неонатальная смертность (отношение числа детей, умерших в первые 28 дней жизни в данном году, к числу родившихся живыми в данном году, умноженное на 1000), в России —7‰; — постнеонатальная смертность (отношение числа детей, умерших в возрасте от 29 дней до 1 года, к разнице между числом родившихся живыми и числом умерших в первые 28 дней жизни, умноженное на 1000), в России — 4‰. Перинатальным периодом считается промежуток времени, начиная с 22-й полной недели беременности (154 дня внутриутробной жизни плода) и кончая 7-м днем жизни новорожденного (168 часов после рождения). В свою очередь, он подразделяется на антенатальный (внутриутробный), интранатальный (период родов) и постнатальный (1-я неделя жизни). Антенатальная и интранатальная смертность в сумме дают мертворождаемость. Показатель перинатальной смертности вычисляется как отношение суммы числа мертворожденных и числа детей, умерших в первые 168 часов жизни, к числу родившихся живыми и мертвыми, умноженное на 1000. Факторами, влияющими на антенатальную и интранатальную гибель плода, являются: поздние токсикозы беременных, болезни матери (грипп, сердечно-сосудистые заболевания и др.), патология плаценты, пуповины, преждевременное отхождение околоплодных вод, слабость родовой деятельности и др. Основными причинами перинатальной смертности следует считать внутриутробную гипоксию и асфиксию при родах (46,5%), синдром респираторного расстройства (18,0%), врожденные аномалии (14,4%), инфекционные болезни, специфичные для перинатального периода (12,3%), гемолитическую болезнь (3,2%).Основными причинами младенческой смертности являются отдельные состояния, возникшие в перинатальном периоде (в том числе родовые травмы, асфиксия и респираторные состояния новорожденных), врожденные аномалии, болезни органов дыхания, инфекционные и паразитарные болезни, травмы и отравления и другие.

Наиболее информативным показателем, характеризующим состояние и перспективы воспроизводства населения в стране, является коэффициент естественного прироста, который рассчитывается как разность между общим показателем рождаемости и общим показателем смертности и не зависит от направления и интенсивности миграционного обмена.

Естественный прирост населения = Общий показатель рождаемости минус общий показатель смертности

Положительный коэффициент естественного прироста означает, что население рассматриваемой территории увеличивается, а отрицательный - что население территории уменьшается. Отрицательный естественный прирост всегда свидетельствует о явном неблагополучии в обществе. Негативные тенденции воспроизводства, сохраняющиеся достаточно продолжительное время, обычно приводят к депопуляции - сокращению численности населения страны и ее отдельных территорий, что в настоящее время является нежелательной реальностью для России. Естественная убыль населения России началась в 1992 году и за период между переписями 1989 и 2002 гг. составила около 7,4 млн. человек, при этом наблюдается депопуляция основного этноса страны – русских, что является не только этнической, но и общегосударственной политической, социальной и экономической проблемой.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

Вычислите показатели естественного движения населения:

1. Показатель рождаемости, общей смертности, естественного прироста населения.

2. Показатель младенческой смертности, смертности новорожденных, перинатальной смертности, ранней неонатальной смертности и мертворождаемости.

3. Определить структуру причин младенческой смертности.

4. Дать оценку демографических показателей на основании принятых средних уровней.

5. Определить тип воспроизводства населения, сложившийся в населенном пункте.

6. Сравнить вычисленные демографические показатели за отчётный год с соответствующими показателями предыдущего года.

7. Графически изобразить уровень рождаемости, общей смертности, естественного прироста населения, структуру причин младенческой смертности.

Задача 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...