Компетенции обучающегося, формируемые в процессе освоения дисциплины
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Место дисциплины в структуре программы Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» относится к базовой части Б1 (Б.1.Б.4.). Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» изучается в 1 семестре.
3. Требования к результатам освоения дисциплины: В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить: 3.1.1 Трудовую функцию: Общепедагогическая функция. Обучение. Трудовые действия: - участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды. 3.1.2 Трудовую функцию: Воспитательная деятельность. Трудовые действия: - регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды. 3.1.3 Трудовую функцию: Развивающая деятельность. Трудовые действия: - развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: - способность использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9); - готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми документами сферы образования (ОПК-4); - готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся (ОПК-6). В результате изучения дисциплины студент должен: знать: - современные угрозы жизнедеятельности человека и способы обеспечения безопасности жизнедеятельности; способы и приемы оказания первой помощи в условиях чрезвычайной ситуации; основные правила поведения в чрезвычайных ситуациях природного и антропогенного характера, криминогенных ситуациях, при террористической угрозе; нормативно-правовую базу, регламентирующую действия при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления психолого-педагогической деятельности, международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей, Законодательство РФ в сфере образования и прав ребенка; - понятия здоровьесберегающей педагогической деятельности, принципы организации и нормативно-правовую базу образовательного процесса, регламентирующую требования к охране жизни и здоровья детей; методы и методики диагностики физического развития детей; особенности взаимодействия с узкими специалистами образовательной организация и родителями обучающихся и воспитанников в здоровьесберегающем аспекте; уметь: - оценивать уровень опасности и прогнозировать риски, определять последствия чрезвычайных ситуаций; оказывать первую помощь в чрезвычайной ситуации; - ориентироваться в нормативно-правовой базе, регламентирующей организацию и осуществление психолого-педагогической деятельности в образовательных организациях; - проектировать, осуществлять и анализировать здоровьесберегающую деятельность с учетом индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся; прогнозировать и учитывать при организации образовательного процесса риски и опасности социальной среды и образовательного пространства; владеть: - основными приемами определения критериев безопасности; правилами и техникой обеспечения безопасности и оказания первой помощи обучающимся при чрезвычайных ситуациях; организационно-правовыми основами управления безопасностью; - навыками организации профессиональной деятельности и организации образовательного процесса с учетом прав и обязанностей участников образовательного процесса;
- навыками применения здоровьесберегающих технологий при организации образовательной деятельности с учетом дифференцированного подхода к обучающимся; оценивания педагогических технологий с точки зрения охраны жизни и здоровья детей; способами организации здоровьесозидающей воспитательной системой.
Объем дисциплины и виды учебной работы
5. Структура и содержание дисциплины Разделы дисциплин и виды занятий
Содержание разделов дисциплины
Содержание семинарских занятий по дисциплине
Раздел 1. Основные понятия безопасности жизнедеятельности и среды обитания человека. Семинарское занятие. Тема 1. Безопасность жизнедеятельности человека и ее зависимость от среды обитания. Вопросы для обсуждения: 1. Основные понятия и определения безопасности жизнедеятельности. 2. Негативные факторы среды обитания и их характеристика. 3. Классификация угроз безопасности в зависимости от характера и степени опасности. 4. Риск как мера опасности, понятие о риске и ущербе. 5. Взаимодействие человека с компонентами среды обитания. 6. Особенности обеспечения безопасности образовательных организаций. Задания для самостоятельной работы: 1. Подготовить доклады и презентации по тематике семинара. 2. Изучить влияние негативных факторов на жизнь и здоровье человека. Список литературы: 1. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; Под общ. ред. С.В. Белова. – М.: Высшая школа, 2009. – 616 с. 2. Риск: исследования и социальная практика / Под ред. А.В. Мозговой. — М.: Институт социологии РАН, 2011. — 256 с. Раздел 2. Воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания и защита от них. Семинарское занятие. Тема 2. Основные негативные факторы среды обитания человека. Вопросы для обсуждения: 1. Классификация негативных факторов среды обитания. 2. Источники основных негативных факторов среды обитания человека. 3. Способы и средства защиты от вредных веществ. 4. Биологические негативные факторы, их классификация и характеристика воздействия на человека. Задания для самостоятельной работы: 1. Подготовить доклады и презентации по тематике семинара. 2. Изучить и проанализировать виды болезней связанных с воздействием негативных факторов на здоровье человека. Список литературы: 1. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; Под общ. ред. С.В. Белова. – М.: Высшая школа, 2009. – 616 с. 2. Занько Н.Г. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Н.Г. Занько, К.Р. Малаян, О.Н. Русак. – СПб.: Лань, 2008. – 672 с. Семинарское занятие. Тема 3. Опасности и вредные факторы образовательной среды. Вопросы для обсуждения: 1. Механические колебания и вибрации, их классификация и характеристика воздействия на человека. 2. Акустические колебания (шум, ультразвук, инфразвук), их классификация и характеристика воздействия на человека. 3. Взрыв и его характеристики. Разновидности взрывов: взрывное горение и детонация. 4. Опасности и вредные факторы образовательной среды. Задания для самостоятельной работы: 1. Подготовить доклады и презентации по тематике семинара. 2. Изучить статистику самых масштабных случаев применения взрывчатых веществ. Список литературы: 1. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; Под общ. ред. С.В. Белова. – М.: Высшая школа, 2009. – 616 с. 2. Занько Н.Г. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Н.Г. Занько, К.Р. Малаян, О.Н. Русак. – СПб.: Лань, 2008. – 672 с. Раздел 3. Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека. Семинарское занятие. Тема 4. Комфортные и оптимальные условия труда. Вопросы для обсуждения: 1. Понятие о комфортных условиях жизни и оптимальных условиях труда. 2. Мероприятия по обеспечению комфортных климатических условий. 3. Требования к системам отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха для образовательных организаций. 4. Производственное освещение. Понятие о естественном, искусственном и совмещенном освещении. 5. Основные требования к производственному освещению для образовательных организаций. 6. Обеспечения оптимальных условий деятельности учителя – примеры создания световых и климатических условий на рабочем месте. Задания для самостоятельной работы: 1. Подготовить доклады и презентации по тематике семинара. 2. Изучить санитарные требования и нормы по обеспечению комфортных условий труда. Список литературы: 1. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; Под общ. ред. С.В. Белова. – М.: Высшая школа, 2009. – 616 с. 2. Кукин П.П. Человеческий фактор в обеспечении безопасности и охраны труда: Учебное пособие / П.П. Кукин, Н.Л. Пономарев, В.М. Попов, Н.И. Сердюк. – М.: Высшая школа, 2008. – 317 с.
Раздел 4. Психофизиологические и эргономические основы безопасности. Семинарское занятие. Тема 5. Психические и эргономические основы безопасности. Вопросы для обсуждения: 1. Влияние человеческого фактора на безопасность труда и деятельности. 2. Психофизиологические особенности труда в сфере профессиональной деятельности учителя. 3. Эргономические основы безопасности. 4. Основные психологические причины ошибок и создания опасных ситуаций. Виды и условия трудовой деятельности, их характеристика. 5. Требования к организации рабочего места пользователя компьютерной техники. 6. Оценка тяжести и напряженности труда, их характеристика и особенности. Особенности организации рабочего места учителя. Задания для самостоятельной работы: 1. Подготовить доклады и презентации по тематике семинара. 2. Изучить санитарные мероприятия по профилактике здоровья человека. Список литературы: 1. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; Под общ. ред. С.В. Белова. – М.: Высшая школа, 2009. – 616 с. 2. Кукин П.П. Человеческий фактор в обеспечении безопасности и охраны труда: Учебное пособие / П.П. Кукин, Н.Л. Пономарев, В.М. Попов, Н.И. Сердюк. – М.: Высшая школа, 2008. – 317 с. 3. Кукин П.П. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств. Охрана труда: Учебное пособие для вузов / П.П. Кукин, В.Л. Лапин, Н.Л. Пономарёв – М.: Высшая школа, 2007. – 335 с. Раздел 5. Чрезвычайные ситуации и методы защиты от них. Семинарское занятие. Тема 6. Опасные ситуации техногенного характера. Вопросы для обсуждения: 1. Чрезвычайные ситуациитехногенного характера. Основные понятия и определения. 2. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. 3. Чрезвычайные ситуации, вызванные взрывами и пожарами; выбросом опасных химических веществ; радиационными авариями. Задания для самостоятельной работы: 1. Подготовить доклады и презентации по тематике семинара. 2. Изучить санитарные мероприятия по профилактике здоровья человека. Список литературы: 1. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; Под общ. ред. С.В. Белова. – М.: Высшая школа, 2009. – 616 2. Графкина М. В. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / М.В. Графкина, Б.Н. Нюнин, В.А. Михайлов. - М.: Форум: НИЦ Инфра-М, 2013. - 416 с 3. Жуков В. И. Защита и безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие / В.И. Жуков, Л.Н. Горбунова. - М.: НИЦ ИНФРА-М; Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2013 - 392 с. 4.Петров, С.В. Опасные ситуации техногенного характера и защита от них [Электронный ресурс] / С.В. Петров, В.А. Макашев. - М.: НЦ ЭНАС, 2008. - 191 с. С еминарское занятие. Тема 7. Чрезвычайные ситуации природного характера Вопросы для обсуждения: 1. Опасности и чрезвычайные ситуации природного характера, их классификация, способы защиты населения и территории. 2. Деятельность государственных органов по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера. 3. Опасные ситуации в атмосфере. Погодные и природные факторы риска развития чрезвычайных ситуаций в атмосфере. Пассивные и активные методы защиты населения. 4. Опасные ситуации в литосфере. Характеристика отдельных видов, организация защиты населения и территорий. 5. Опасные ситуации в гидросфере: виды, поражающие факторы. Организация спасательных работ при наводнении. 6. Природные пожары: виды, причины. Условия развития пожара, поражающие факторы. Методы борьбы с пожарами. 7. Причины массовых заболеваний Задания для самостоятельной работы: 1. Подготовить доклады и презентации по тематике семинара. 2. Проанализировать статистику массовых вирусных заболеваний. Список литературы: 1. Баринов А.В. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них / А.В.Баринов. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 496с. 2. Мазур И.И. Опасные природные процессы / И.И.Мазур, О.П. Иванов. - М.: Экономика, 2004. - 700с. 3. Природные опасности России. Сейсмические опасности / Под общей ред. В.И.Осипова, С.К.Шойгу. - М.: Крук, 2002. - 245 с.
Семинарское занятие. Тема 8. Опасные ситуации социального характера. Вопросы для обсуждения: 1. Чрезвычайные ситуации социального характера: экономические, межэтнические, конфессиональные, асоциальное поведение, массовые беспорядки. 2. Современный терроризм, его истоки и характерные черты. Особенности терроризма в России. Меры по противодействию терроризму. 3. Чрезвычайные ситуациивоенного характера. Ядерное оружие, поражающие факторы и характеристика очагов поражения. 4. Защита населения в чрезвычайных ситуациях. Средства коллективной защиты. Средства индивидуальной защиты. 5. Оповещение, эвакуация и рассредоточение. Задания для самостоятельной работы: 1. Подготовить доклады и презентации по тематике семинара. 2. Изучить и проанализировать криминальную обстановку в России. Список литературы: 1. Губанов В.М. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них ./ В.М. Губанов, Л.А.Михайлов, В.П.Соломин.. – М.: Дрофа. 2007. - 288 с. 2. Ильичев А.А. Большая энциклопедия городского выживания / А.А.Ильичев. – М.: Изд-воЭКСМО- Пресс, 2000. - 576 с. 3. Риск: исследования и социальная практика / Под ред. А.В. Мозговой. — М.: Институт социологии РАН, 2011. — 256 с. Раздел 6. Управление безопасностью жизнедеятельности. Семинарское занятие. Тема 9. Государственное управление безопасностью жизнедеятельности. Вопросы для обсуждения: 1. Государственное управление безопасностью жизнедеятельности. Система национальной безопасности Российской Федерации, её структура, задачи и функции. 2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Цели, задачи, структура и режимы функционирования РСЧС. Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций. 3. Гражданская оборона (ГО), как система мероприятий по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий. Цели, задачи, структура и органы управления. 4. Государственное управление охраной труда. Основные направления и принципы государственной политики в области охраны труда. Задания для самостоятельной работы: 1. Подготовить доклады и презентации по тематике семинара. 2. Изучить приоритеты национальной безопасности России. Список литературы: 1. Стратегия национальной безопасности до 2020 года. 2. Девисилов В.А. Охрана труда: Учебник / В.А. Девисилов. – М.: ФОРУМ, 2009. – 496 с. Компетенции обучающегося, формируемые в процессе освоения дисциплины
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|