Раздел 3. Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека
1. Микроклимат помещений. Понятие о терморегуляции и конвекции. 2. Нормирование параметров микроклимата в производственных помещениях. Классификация работ по тяжести труда. 3. Показатели, характеризующие микроклимат производственных помещений и их характеристика. 4. Мероприятия по обеспечению комфортных климатических условий производственных помещений в образовательных организациях. 5. Производственное освещение. Понятие об естественном, искусственном и совмещенном освещении. 6. Воздействие световых излучений на организм и трудоспособность работающих Раздел 4. Психофизиологические и эргономические основы безопасности 1. Психические процессы, регулирующие деятельность человека и его адаптированность к изменяющимся условиям жизнедеятельности. 2. Психические состояния, регулирующие деятельность человека и его адаптированность к изменяющимся условиям жизнедеятельности. 3. Психические свойства личности, регулирующие деятельность человека и его адаптированность к изменяющимся условиям жизнедеятельности. 4. Основные психологические причины ошибок и создания опасных ситуаций. 5. Организация рабочего места. Выбор положения работающего. 6. Пространственная компоновка и размерные характеристики рабочего места. 7. Конструкция и расположение средств отображения информации. 8. Требования к организации рабочего места пользователя компьютерной техники. Раздел 5.Чрезвычайные ситуации и методы защиты от них 1. Чрезвычайные ситуациитехногенного характера и их классификация. 2. Чрезвычайные ситуации, вызванные взрывами и пожарами. 3. Чрезвычайные ситуации, вызванные выбросом опасных химических веществ.
4. Чрезвычайные ситуации, вызванные радиационными авариями. 5. Чрезвычайные ситуации, вызванные геологическими опасными природными явлениями. 6. Чрезвычайные ситуации, вызванные метеорологическими опасными природными явлениями. 7. Чрезвычайные ситуации, вызванные гидрологическими опасными природными явлениями. 8. Чрезвычайные ситуации, вызванные природными пожарами. 9. Чрезвычайные ситуации, вызванные массовыми заболеваниями. 10. Чрезвычайные ситуацииприродного характера. Основные понятия и 11. Современный терроризм, его истоки и характерные черты. Меры по противодействию терроризму. 12. Средства коллективной защиты, их классификация и назначение. 13. Средства индивидуальной защиты органов дыхания, их классификация и назначение. 14. Оповещение и эвакуация населения в чрезвычайных ситуациях. 15. Организация проведения спасательных и других неотложных работ. Раздел 6. Управление безопасностью жизнедеятельности 1. Система национальной безопасности Российской Федерации, её структура, задачи и функции. 2. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. 3. Цели, задачи, структура и режимы функционирования РСЧС. 4. Цели, задачи, структура и органы управления гражданской обороны. 5. Основные направления и принципы государственной политики в области охраны труда. 6. Стратегия национальной безопасности до 2020 года. 7. Федеральный закон «О безопасности». 8. Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды». 9. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». 10. Федеральный закон «О пожарной безопасности». 11. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения». 12. Федеральный закон «О гражданской обороне». 13. Федеральный закон «О противодействии террориз- 14. Трудовой Кодекс Российской Федерации.
Методические рекомендации обучающимся по подготовке к семинару
Качественная подготовка к семинару и эффективное использование времени, отведенного на его проведение, является исключительно важным для формирования и развития у бакалавра педагогического мышления и навыков воспитательной работы, поскольку при подготовке, в ходе и после его завершения студент сможет: - закрепить, систематизировать и углубить знания, полученные в ходе лекционных занятий и самостоятельной работы, расширить представления об изучаемом предмете; - проверить эффективность своей самостоятельной работы; - приобрести и закрепить навыки поиска, обобщения и анализа учебного материала; - приобрести умения и навыки творческого мышления, т.е. способность делать на основе большого количества зачастую противоречивых по содержанию данных простые, ясные для понимания и определенные (не допускающие различного толкования) выводы (суждения и умозаключения) и генерировать идеи; - приобрести умения и навыки логичного мышления, т.е. способности установления причинно-следственных связей между различными системами, предметами, явлениями и процессами; - приобрести и закрепить умения и навыки применения теоретических знаний в практической деятельности, объяснения явлений действительности; - приобрести и закрепить навыки и правила публичного выступления, ведения дискуссии, использования современных аудиовизуальных средств и другого демонстрационного оборудования; - получить представление о методике подготовки и проведения публичных мероприятий для использования в своей дальнейшей деятельности после завершения обучения. Подготовка к семинару
Для обеспечения качественной подготовки к семинару обучающиеся должны: 1. Изучить содержание задания на семинар или плана его проведения, выданного преподавателем. Ориентировочное время – до 10 минут. 2. Уяснить указания преподавателя об особенностях данного семинара и порядка его подготовки, которые он может дать в ходе групповой консультации. Ориентировочное время (без учета времени проведения преподавателем групповой консультации) – до 10 минут. 3. Собрать и ознакомиться с содержанием рекомендованной литературы и других учебных материалов по теме семинара. Ориентировочное время для 2-х часового семинара – до 20 минут.
4. Подготовить развернутые планы выступлений по каждому вопросу или каждому важному положению каждого из вопросов семинара. Ориентировочное время для 2-х часового семинара – до 15 минут. Углубленная работа с литературой и конспектом. Ориентировочное время для 2-х часового семинара – до 40 минут. В ходе данного этапа преподаватель может пригласить обучающихся (как правило, тех, чьи выступления он предусматривает заслушать в ходе семинара) для проведения собеседования. При изучении содержания задания на семинар или плана его проведения каждому обучающемуся необходимо уяснить (определить): тему семинара, учебную цель, учебные вопросы, важные положения каждого вопроса, выносимые для обсуждения, темы рефератов и целевых сообщений, продолжительность обсуждения каждого учебного вопроса (важного положения), продолжительность выступлений обучающихся (доклада реферата, целевого сообщения, основного и дополнительных по каждому вопросу или важному положению вопроса), основную и дополнительную литературу, ее местонахождение, сроки и порядок проведения преподавателем групповых и индивидуальных консультаций, порядок личной подготовки к семинару (место, даты и ориентировочную продолжительность подготовки). При уяснении указаний преподавателя об особенностях данного семинара и порядка его подготовки обучающиеся должны уяснить: форму предстоящего семинара (основные формы – репродуктивная, поисково-эвристическая или их сочетание), наиболее важные вопросы, основные понятия и категории по теме семинара, учебные материалы, порядок доступа к ним, а также работы с литературой и интернет-ресурсами, наиболее часто встречающиеся ошибки в выступлениях и способы их избежать, какую литературу (учебные материалы) необходимо иметь на семинаре и в каком количестве и другие вопросы. При ознакомлении с содержанием рекомендованной литературы и других учебных материалов по теме семинара необходимо оценить полноту изложения вопросов в различных источниках, выделить те из них, в которых материал изложен наиболее полно, оценить степень однозначности подходов различных авторов к определению основных понятий и категорий и соответствие их требованиям руководящих документов, а также жизни и деятельности образовательных учреждений, выявить проблемы в данной предметной области. В ходе этого этапа также целесообразно оценить полноту данных об обсуждаемом предмете, имеющихся у обучающихся в конспектах лекций и материалах самостоятельной работы, в том числе – контролируемой преподавателя по данной и смежным учебных дисциплинах. Целесообразно в рабочей тетради записать основные выявленные несоответствия и проблемы.
Развернутый планы выступлений по каждому вопросу или каждому важному положению каждого из вопросов семинара должен включать: вводную, основную и заключительную части с указанием ориентировочного времени на изложение каждой части. Во вводной части плана отдельными пунктами целесообразно выделить следующие основные (ключевые) моменты выступления, такие как цель выступления, актуальность темы и ее важность для науки и практической деятельности, связь с предыдущими вопросами (основными положениями вопросов). В основной части плана отдельными пунктами целесообразно выделить следующие основные (ключевые) моменты выступления (все или часть исходя из временных рамок на продолжительность выступления). К ним относятся сущность рассматриваемого предмета (процесса, явления), основные (не стремитесь перечислить все!) элементы содержания и структуры рассматриваемого предмета (процесса, явления), история развития представлений о сущности и содержании, частные выводы (обобщения), их обоснование (законы, закономерности, принципы и требования, лежащие в основе рассматриваемого предмета, процесса или явления), действующие руководящие документы, справочные, библиографические и другие учебные пособия, законы и правила формальной логики, различные методы научного познания), как проявляется данный предмет (процесс, явление) в педагогической практике, существующие и возможные проблемы в данной области, т.е. что в деятельности образовательного учреждения не соответствует или в перспективе не будет соответствовать существующим в науке представлениям о содержании предмета (процесса, явления) или сделанным выводам, свое мнение (если оно существенным образом отличается от имеющихся в рекомендованных источниках) по отношению к сущности, содержанию рассматриваемого предмета (процесса, явления) и путям разрешения проблем.
В заключительной части плана отдельными пунктами целесообразно выделить следующие основные (ключевые) моменты выступления (исходя из времени, выделяемого на данную часть): общие выводы, т.е. те положения выступления, которые, по Вашему мнению, должны быть лучше всего восприняты и уяснены всеми присутствующими. Это могут быть основные (по Вашему мнению) частные выводы, понятия и категории, их определения, проблемы и пути их разрешения, а также указание на те области теории и практики, познание которых будет способствовать успешному разрешению проблем. В процессе углубленной работы с литературой, конспектом и иными информационными источниками необходимо закрепить в сознании полученные знания, для чего целесообразно в рабочей тетради (непосредственно после развернутых планов выступлений) сделать выписки из энциклопедических изданий и руководящих документов определений основных понятий и категорий, которые Вы предполагаете использовать в ходе выступления (не только для изложения, но и для ответов на возможные вопросы), или записать свои определения. Здесь же целесообразно поместить отдельные цитаты из выступлений должностных лиц России, ведущих государств мира, руководящего состава (с теми же целями), а также рисунки и схемы, которые Вы планируете продемонстрировать в ходе выступления. Кроме того, в ходе этого этапа целесообразно мысленно 1-2 раза воспроизвести основные положения предполагаемого выступления, при этом в плане выступления необходимо сделать пометки, позволяющие соотнести данные определения, цитаты, рисунки и схемы с конкретными пунктами плана. В ходе этого этапа Вам необходимо разрешить все возникшие в ходе ознакомлении с содержанием рекомендованной литературы и других учебных материалов по теме семинара вопросы. Это целесообразно сделать либо путем индивидуальной консультации у преподавателя либо повторным углубленным изучением необходимых определенных разделов основной и дополнительной литературы.
Проведение семинара
В ходе выступления по учебному вопросу (важному положению учебного вопроса) семинара обучающимся целесообразно находиться за трибуной, имея при себе тетрадь с развернутым планом выступления, сделанными выписками и рисунками (схемами), либо мультимедийной презентацией. Излагать содержание учебного вопроса необходимо спокойным, ровным голосом, выделяя силой голоса и интонацией наиболее важные, по Вашему мнению, положения. Стоять за трибуной необходимо ровно, не раскачиваясь, не наклоняясь к трибуне и не опираясь на нее, при этом руки можно держать вдоль бедер или положив одну или обе руки на трибуну. При необходимости пользоваться классной доской для иллюстрации отдельных положений доклада, заблаговременно (непосредственно перед началом занятий или в паузах между выступлениями и заданием вопросов очередному выступающему) изобразить рисунок (схему) на классной доске. Целесообразно сопровождать ответ презентацией. При ответе на задаваемые вопросы необходимо внимательно выслушать вопрос, уяснить его смысл и содержание, дать понять задающему вопрос, что смысл вопроса понятен (выступающий должен кивнуть головой или произнести вслух «Вопрос понятен»), бегло просмотреть имеющиеся материалы, мысленно воспроизвести основные тезисы ответа и четко, достаточно громко, кратко произнести ответ. Содержание ответа должно точно соответствовать содержанию заданного вопроса. Настоятельно не рекомендуется сразу отвечать на заданный вопрос. В ходе выступлений других обучающихся рекомендуется внимательно слушать выступающих, не отвлекаясь на другие посторонние дела. При этом необходимо оценить мысленно рациональность структуры выступления, правильность произношения и использования понятий, категорий и терминов рассматриваемой предметной области, соответствие содержания выступления объявленным целям, глубину раскрытия темы. Целесообразно в рабочей тетради делать соответствующие пометки, а также записать варианты формулировок 1-2-х вопросов к выступающему. После завершения выступления задать вопросы выступающему. При задании вопросов необходимо стремиться к тому, что вопрос был кратким, в рамках содержания выступления, однозначно понимаемым как самим задающим, так и всеми присутствующими на семинаре и, в первую очередь, докладчиком. При задании вопроса необходимо встать, четко, достаточно громко произнести вопрос, убедиться, что смысл и содержание вопроса понятны выступающему (выступающий должен кивнуть головой или произнести вслух «Вопрос понятен») и сесть. В ходе задания другими обучающимися вопросов выступающему по учебному вопросу (важному положению учебного вопроса) и дополнительных выступлений целесообразно внимательно слушать и оценивать качество этих вопросов и выступлений, степень расширения и углубления рассматриваемой предметной области, определить области, не охваченные в основном и дополнительных выступлениях, а также в процессе ответов на дополнительные вопросы. Целесообразно в рабочей тетради сделать соответствующие пометки (что не охвачено, а также краткие тезисы своего возможного дополнения к выступлению.) При выявлении существенных отклонений своего мнения от высказанных мнений, а также наличия неизложенных вопросов, являющихся, по Вашему мнению, существенно важными для раскрытия содержания учебного вопроса (важного положения учебного вопроса), целесообразно изложить указанные положения в дополнительном выступлении. Продолжительность дополнительного выступления должна быть не более 1-2-х минут. При подведении преподавателем итогов занятия необходимо его внимательно слушать. Целесообразно в рабочей тетради сделать краткие записи об основных ошибках и неточностях допущенных как лично, так и другими обучающимися, рекомендациях об их устранении, а также о содержании задания для самостоятельной работы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|