Общие рекомендации по применению методик диагностики семьи
Стр 1 из 15Следующая ⇒ А.Ф. Филатова, Е.В. Панина
СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ПСИХОДИАГНОСТИКА, ФОРМИРОВАНИЕ, КОРРЕКЦИЯ
Учебно-методическое пособие
Омск-2008 ББК 88.5Печатается по решению
Филатова А.Ф., Панина Е.В. Семья и семейные отношения: психодиагностика, формирование, коррекция: Учебно-методическое пособие для студентов всех форм обучения по дисциплинам «Основы психологии семьи и её консультирования» и «Психология семьи и семейного воспитания». – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2008. – 96 с.
В учебно-методическом пособии представлены общие методические рекомендации для студентов, изучающих дисциплины «Основы психологии семьи и её консультирования» и «Психология семьи и семейного воспитания». Подробно описан комплекс психодиагностических методик для изучения супружеских и детско-родительских отношений и рекомендации по их применению. Указаны темы рефератов, список литературы, а также широкий набор практических упражнений и тренингов, используемых при работе с семьей.
© А.Ф. Филатова, Е.В. Панина, 2008 © Омский государственный педагогический университет, 2008 СОДЕРЖАНИЕ Предисловие.......................................................................................................... 4
Раздел 1. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1.1. Рекомендации к написанию практической работы по дисциплинам «Основы психологии семьи и её консультирования»
1.2. Темы рефератов............................................................................................. 5 1.3. Общие рекомендации по применению методик диагностики семьи............ 8
Раздел 2. СУПРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ИХ ДИАГНОСТИКА 2.1. Методика «Круги взаимоотношений».......................................................... 10 2.2. Определение согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре............................................................................. 13 2.3. Взаимодействие супругов в конфликтной ситуации.................................... 21 2.4. Определение удовлетворённости браком..................................................... 27
Раздел 3. ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ИХ ДИАГНОСТИКА 3.1. Родительское сочинение................................................................................. 31 3.2. Определение стиля родительского воспитания............................................ 43 3.3. Тест-опросник родительского отношения к детям....................................... 62 3.4. Изучение маскулинности-фемининности...................................................... 67
Раздел 4. ПРАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И ТРЕНИНГИ 4.1. Воспоминания детства................................................................................... 70 4.2. Ассоциации..................................................................................................... 70 4.3. Мячик.............................................................................................................. 70 4.4. «Пойми меня!»............................................................................................... 71 4.5. Сцены из семейной жизни.............................................................................. 72 4.6. Какой вы партнёр в браке?............................................................................ 72 4.7. Герб семьи...................................................................................................... 73 4.8. Полоролевая идентификация, отношения с противоположным полом, выбор будущего партнёра.................................................................................... 77 4.8.1. Упражнение «Что такое мальчик и что такое девочка»............................ 77 4.8.2. Упражнение «Два мира»............................................................................. 77 4.8.3. Упражнение «Как другой человек»........................................................... 77
4.8.4. Упражнение «История жизни»................................................................... 78 4.8.5. Упражнение «Когда я вырасту»................................................................. 78 4.8.6. Упражнение «Доска объявлений».............................................................. 79 4.8.7. Упражнение «Ищу друга».......................................................................... 79 4.8.8. Упражнение «Анкета»................................................................................. 79 4.9. Тренинг зрелого отцовствования и материнствования Н. В. Боровиковой 80
Список литературы к курсам «Основы психологии семьи ПРЕДИСЛОВИЕ Отличительной особенностью психологии семьи как научной дисциплины является её неразрывная связь с психологической практикой. Именно социальный запрос на оптимизацию жизнедеятельности семьи, повышение эффективности супружества и детско-родительских отношений, решение проблем воспитания детей в семье требует от психолога квалифицированных знаний в области психологии семьи и семейных отношений. Предлагаемое учебно-методическое пособие мы назвали «СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ПСИХОДИАГНОСТИКА, ФОРМИРОВАНИЕ, КОРРЕКЦИЯ». Каждое слово из названия - отражает часть его содержания. Но в наибольшей степени в данном пособии мы уделили вопросам психодиагностики семьи. Данное пособие предназначено для студентов всех форм обучения по дисциплинам«Основы психологии семьи и её консультирования» и «Психология семьи и семейного воспитания». В учебно-методическом пособии реализован целостный подход к исследованию современной семьи. Пособие состоит из 4 разделов. В первом разделе представлены общие рекомендации для студентов, изучающих «Психологию семьи». Даны общие рекомендации по применению методик диагностики семьи, рекомендации к написанию практической работы, которая является логическим завершением дисциплин учебного плана подготовки специалистов и бакалавров «Основы психологии семьи и её консультирования» и «Психология семьи и семейного воспитания». Кроме этого здесь представлены темы рефератов, выполнение которых необходимо согласовать с преподавателем, ведущим практические занятия; выступление по реферату на занятии будет защитываться как отработка пропущенного студентом соответствующего занятия. Конечно же, если это будет ярким выступлением, заинтересовавшим аудиторию и завершённым содержательной полезной дискуссией.
Второй раздел представляет собой подбор методик для исследования супружеских отношений. Среди них - методика РОП, которая является обязательной для выполнения каждым студентом, причём с последующим заключением и соответствующими рекомендациями для данной супружеской пары. Третий раздел представлен подбором методик для исследования детско-родительских отношений. Методика АСВ является обязательной для выполнения каждым студентом, также с последующим заключением и соответствующими рекомендациями для обследуемых родителей и семьи в целом. Четвёртый раздел содержит практические упражнения и тренинги для работы как на практических занятиях по психологии семьи, так и для самостоятельного проведения студентами, с последующим обсуждением и анализом полученного опыта. В завершении даётся список обязательной и дополнительной литературы к курсам «Основы психологии семьи и её консультирования» и «Психология семьи и семейного воспитания». РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 1.1. Рекомендации к написанию практической работы
Написание практической работы является логическим завершением изучения дисциплин «Основы психологии семьи и её консультирования» и «Психология семьи и семейного воспитания». Целью ее является овладение навыками диагностики семьи; изучение особенностей внутрисемейного взаимодействия, детско-родительских и супружеских отношений. Для проведения исследования семьи в качестве обязательных используются методики «Определение согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре» (РОП) А. Н. Волковой и «Опросник стиля родительского воспитания» (АСВ) Э. Г. Эйдемиллера, В. В. Юстицкиса. Кроме того, студент выбирает, как минимум, одну методику по своему усмотрению. Методика на выбор призвана помочь разрешить возможные спорные моменты, выявленные в результате проведения обязательных методик.
Структура практической работы должна включать в себя следующие элементы: 1. Информация о семье, в которой проводилось исследование (возраст супругов, стаж семейной жизни, наличие детей, их пол, возраст, порядок рождения); 2. Описание результатов проведенных методик, включая бланки ответов и подробные выводы по каждому из испытуемых; 3. На основе полученных результатов составляются рекомендации для членов семьи. Причем, если в семье выявлены какие-либо проблемы, рекомендации должны способствовать их преодолению. В случае, если исследователь проблем не выявил, рекомендации должны носить профилактический характер.
Темы рефератов 1. История института семьи. 2. Сущность брака и семьи. 3. Функции семьи. 4. Ролевая структура семьи. 5. Прошлое и настоящее семьи. 6. Патриархальная семья. 7. Детоцентрическая семья. 8. Супружеская семья. 9. Семья как институт первичной социализации ребёнка. 10. Гражданский брак (незарегистрированное сожительство): за и против. 11. Семья в советской и постсоветской России. 12. Православная семья: таинство брака. 13. Проблемы молодой семьи. 14. Семейное самосознание. 15. Сплочённость семьи. 16. Семейные конфликты. 17. Бикарьерная семья. 18. Семейные мифы. 19. Психологические трудности на зрелой и поздней стадии брака. 20. Нормативные и ненормативные кризисы семьи. 21. Мифология пола человека. 22. Психология отношений аттракции. 23. Виды любви. 24. Психология предбрачного ухаживания. 25. Менеджмент свидания. 26. Современное сватовство. 27. Интернетные знакомства. 28. Искажения и нарушения чувства любви. 29. Любовь как основа супружеских отношений. 30. Динамика отношений в романтической любви. 31. Модели брака. 32. Психология семейного сценария. 33. Психогигиена интимных отношений. 34. Факторы и условия семейного благополучия. 35. Любовь в психологии, искусстве и художественной литературе. 36. Психологические проблемы семьи в художественной литературе и истории. 37. Феномен супружеской совместимости. 38. Влияние личностных особенностей супругов на устойчивость брака. 39. Роль национальных традиций в семейных отношениях. 40. Кризисные периоды развития супружеских отношений. 41. Субъективная удовлетворённость браком. 42. Социальные и внутрисемейные стрессоры и их влияние на супружеские отношения. 43. Супружеский статус как фактор здоровья. 44. Стратегии поведения в конфликте и способы выхода из него.
45. Развод и его влияние на детей и бывших супругов. 46. Конструктивное семейное общение. 47. Причины развода. 48. Психология постразводной ситуации. 49. Психология повторного брака. 50. Психология одиночества. 51. Межнациональные браки. 52. Детский опыт в родительской семье и его влияние на собственную семью. 53. Психология репродуктивного поведения. 54. Проблемы в семье, возникающие с появлением ребёнка. 55. Консультирование семей при появлении второго ребёнка. 56. Психология отцовства и материнства 57. Родительские установки и стили воспитания. 58. Родительский стиль и сценарий жизни ребёнка. 59. Восприятие родителей ребёнком. 60. Роль отца в семейном воспитании. 61. Проблемы мачехи и отчима. 62. Психология отношений при усыновлении. 63. Материнская депривация. 64. Семья алкоголиков. 65. Семья с больным ребёнком. 66. Психолого-педагогическая работа с родителями. 67. Работа социального педагога с семьёй. 68. Семья как психотерапевт для ребёнка-инвалида. 69. Роль бабушки и дедушки в жизни человека. 70. Прародительство как возрастная задача развития средней и поздней взрослости. 71. Типология прародительского поведения. 72. Современное отцовство: стереотипы и новые тенденции. 73. Проблемы полового воспитания детей. 74. Сиблинговая позиция и её влияние на личностные особенности ребёнка и взрослого. 75. Психология взаимоотношений и психическое развитие детей в многодетных семьях. 76. Стрессовые ситуации в жизни ребёнка. 77. Единственный ребёнок в семье. 78. Близнецы. 79. Профилактика детской агрессивности в семье. 80. Соперничество детей в семье. 81. Воспитание в семье детской самостоятельности. 82. Воспитательная роль народной педагогики и особенности её применения в современных условиях. 83. Влияние интервалов между рождением детей на их развитие. 84. Типология детских характеров. 85. Семейный консультант: личность и деятельность. 86. Организация проведения психодиагностики семейных отношений. 87. Особенности характеров супругов и проблемы в браке. 88. Основные принципы консультирования семьи. 89. Современные подходы к семейному консультированию. 90. Технологии семейного консультирования. 91. Психодинамическая модель консультирования семьи. 92. Поведенческая модель консультирования семьи. 93. Системный подход в консультировании семьи. 94. Гештальт-подход в консультировании семьи. 95. Модель консультирования семьи, основанная на опыте. 96. Добрачное консультирование. 97. Консультирование семьи периода притирки. 98. Внебрачные связи. Причины. Консультирование. 99. Служебные романы. 100. Консультирование проблем разновозрастных браков. 101. Консультирование повторных браков, имеющих детей из прежней семьи. 102. Консультирование семей, имеющих приёмных детей. 103. Семейный детский дом.
Общие рекомендации по применению методик диагностики семьи Специфика и преимущества психодиагностики как важнейшего направления психологической помощи. Психодиагностика позволяет оценить индивидуальные особенности клиента (особенности идентичности, характер, темперамент, способ эмоционального реагирования, зависимость - доминантность, ригидность-креативность, уровень самооценки и т.д.), а также его отношение к другим людям более наглядно и доступно для него самого, чем другие направления психологической помощи. Ведь от результатов тестирования труднее отмахнуться, делая вид, что их не существует. Они не только материальны (отражены на бумаге), но и не являются чужими для человека, он принял непосредственное участие в их появлении. Поэтому результаты тестирования могут выступать в качестве материала для совместного обсуждения с клиентом его проблемы, а также служить дополнительным стимулом для появления нового взгляда на жизненную ситуацию человека. Тестирование бывает особенно полезным, когда сам клиент является немногословным человеком, которому трудно выразить словами свои личностные особенности, отношения и т. д. При консультировании супружеской пары тестирование дает возможность получить дополнительную информацию о совместимости партнеров, делает зримыми и различия, и сходство между ними. Кроме того, тестирование само по себе имеет психотерапевтическое значение (установление контакта, снятие напряжения, чувство значимости). Данные тестов полезны для отслеживания динамики состояния клиента и оценки результатов консультирования. Как правило, необходимость в этом возникает, когда клиент сам не в состоянии адекватно оценить изменения, с ним произошедшие. Критерии подбора психодиагностических методик Для того чтобы процесс консультирования был эффективен, тестовый материал, применяемый специалистом, должен соответствовать следующим критериям: • быть достаточно простым в обработке; • быть доступным пониманию клиента (то, что непонятно, - отвергается); • не требовать много времени для своего выполнения; • быть связанным с основной темой консультирования. Поясним, что тесты должны быть просты в обработке для того, чтобы консультант основное время консультации потратил именно на клиента и решение его проблемы, а не на обработку тестов и мог оперативно получить необходимую информацию. Клиенту это дает возможность еще в процессе консультирования ознакомиться с результатами теста и, получив достоверные данные о себе, сделать соответствующие выводы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|