Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «философские и психологические основы индивидуализации»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ».
1.1. Дисциплина «Философские и психологические основы индивидуализации» входит в профессиональную часть образовательной программы магистров направления подготовки 44.04.01 Педагогическое образование. Трудоемкость дисциплины 4,5 зачётных единицы, лекций -6, практическая работа- 22,самостоятельная работа-145. форма отчетности- экзамен. Дисциплина «Философские и психологические основы индивидуализации» изучается студентами 1 курса в 1-м семестре. Программа курса построена на идее целостности и гуманизации процесса образования и предусматриваетчтение лекций и проведение практических занятий. На лекциях раскрываются общетеоретические основы, современное состояние проблемы индивидуализации в области философии и психологии. В период изучения дисциплины студент должен усвоить основные понятия и категории, определяющие содержание дисциплины.
1.2. Для успешного изучения дисциплины «Философские и психологические основы индивидуализации» необходимы знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения дисциплины «Философия» а также психологических дисциплин (общая психология, возрастная и педагогическая психология), изучаемые на уровне бакалавриата.
1.3. От уровня овладения теоретико-методологическими и прикладными компонентами дисциплины «Философские и психологические основы индивидуализации» зависит успех в решении практических задач в профессиональной педагогической деятельности. Изучение дисциплины является основой для последующего изучения дисциплин психолого-педагогического цикла (технология тьюторского сопровождения, педагогика и психологии профилизации, психология педагогической деятельности). Это является необходимым условием качественной профессиональной подготовки современного учителя.
1.4. Цель дисциплины: сформировать представления о сущности индивидуализации в философии и психологии; содействовать становлению профессиональной компетентности студентов-магистрантов. Задачи:
- углубить, расширить и интегрировать представления об основных проблемах исследования индивидуализации психического развития в рамках отечественных и зарубежных школ;
- рассмотреть современные подходы к изучению и систематизации индивидуально-психологических различий, проявляющихся в процессе онтогенеза;
- содействовать совершенствованию духовно-нравственных качеств студента-магистранта.
1.5. Изучение дисциплины «Философские и психологические основы индивидуализации» предполагает достижение основных результатов обучения по дисциплине в форме требований к знаниям, умениям, владениям способами деятельности и навыками их применения в практической деятельности (компетенциям).
Планируемые результаты обучения
№ п/п
| Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП)
| Конкретизированные цели освоения дисциплины
|
знать
| уметь
| владеть
|
| ОК–1 – способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, способность совершенствовать и развивать свой интел-лектуальный и общекультурный уровень
| З.1 – философские основания индиви-дуализации, осно-вные индивиду-ально-психологи-ческие, особен-ности и законно-мерности развития обучающихся.
| У.1 – использовать знания об индивидуализации и индивидуально-психологических особенностях при осуществлении процесса обучения, воспитания и развития обучающихся.
| В.1 – навыками осуществления обучения, воспитания и развития обучающихся с учетом их индивидуально-психологических особенностей.
|
| ПК-4 – готовность к разработке и реализации методик, технологий и приёмов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
| З.2 – методики, технологии, приёмы обучения и осуществление анализа результатов организации взаимодействия с участниками образовательного процесса.
| У.2 – использовать методики, техно-логии, приёмы обучения при осуществлении образовательного процесса в образовательных организациях.
| В.2 – способами организации и осуществления взаимодействия с участниками образовательного процесса различных возрастных групп.
|
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЛОСОФСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ»
№ п/п
| Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов)
| Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)
|
Л
| ЛР
| ПЗ
| СРС
| Всего
|
|
|
|
|
|
|
|
| Раздел 1
Философские основы индивидуализации
|
|
|
|
|
|
| Проблема индивидуализации в представлениях философов
|
|
|
|
|
|
| Философские и социокультурные представления о сущности человека и их значение дляобразования
|
|
|
|
|
|
| Раздел 2
Психологические основы индивидуализации.
|
|
|
|
|
|
| Психологические основания индивидуализации.
|
|
|
|
|
|
| Психологические представления о развитии человека как основа для построения тьюторства всфере образования.
|
|
|
|
|
|
| Особенности подхода к субъекту в отечественной и зарубежной психологии.
|
|
|
|
|
|
| Проблема индивидуализации в психологии.
|
|
|
|
|
|
| Методы исследования и способы распознавания разноуровневыххарактеристик индивидуальности.
|
|
|
|
|
|
| Всего
|
|
|
|
|
|
Содержание дисциплины «ФИЛОСОФСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИ», структурированное по разделам
Раздел 1.Философские основы индивидуализации
| |
Требования к результатам освоения раздела:
- знать философские основания индивидуализации, основные индивидуально-психологические особенности и закономерности развития обучающихся. (ОК-1, З.1);
- уметь использовать знания об индивидуализации, об индивидуально-психологических особенностях в процессе обучения, воспитания и развития обучающихся. (ОК-1, У.1);
- владеть навыками осуществления обучения, воспитания и развития обучающихся с учетом их социальных, индивидуально-психологических особенностей. (ОК-1, В.1).
| |
Содержание раздела: Философские основы индивидуализации
Введение в проблему. Философские проблемы личности. Проблема субъективности. Определение понятия «индивидуализация». Исторические аспекты индивидуализации. Зарубежная философия о проблеме индивидуализации. Становление и развитие античной личности и субъективности. Представления о личности в эпоху Возрождения и Новое время. Представления о личности в эпоху Просвещения. Особенность подхода к личности как субъекту в западноевропейской науке XIX и XX вв. Представления об индивидуализации в отечественной философской мысли.
|
План лекций
| План семинарских занятий
|
Лекция 1. Проблема индивидуализации в представлениях философов (2 ч.).
План:
1. Введение в проблему. Определение понятия «индивидуализация».
2. Исторические аспекты индивидуализации.
3. Взгляды зарубежных философов на проблему индивидуализации.
4. Представления об индивидуализации в отечественной философской мысли.
Основная литература: 1, 5.
Дополнительная литература: 7, 8, 19, 27, 35, 47, 52.
Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети Интернет: 61, 62, 63, 64, 65, 66.
| Занятие 1. Проблема индивидуализации в представлениях философов (2 ч.).
План:
1. Причины интереса к антропологической проблематике.
2. Философские проблемы личности. Философия ценностей.
3. Человек как творец и творение культуры.
4. Предмет философии субъективности.
Основная литература: 1, 5.
Дополнительная литература: 7, 8, 19, 27, 35, 47, 52.
Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети Интернет: 61, 62, 63, 64, 65, 66.
|
| Занятие 2. Философские и социокультурные представления о сущности человека и их значение для образования (4 часа)
План:
1. Становление и развитие античной личности и субъективности.
2. Представления о личности в эпоху Возрождения и Новое время.
3. Представления о личности в эпоху Просвещения.
4. Особенность подхода к личности как субъекту в западноевропейской науке XIX и XX вв.
5. Представления о субъективности и индивидуализации в отечественной науке.
Основная литература: 1, 5.
Дополнительная литература: 13, 16, 18, 25, 27, 30, 31.
Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети Интернет: 61, 62, 63, 64, 65, 66.
|
Самостоятельная работа
|
Инвариантная часть
| Вариативная часть
|
1. Выписать определения основных категорий, характеризующих предмет философии субъективности: идентичность, субъект, субъективность, индивид, личность, индивидуальность.
2. Заполнить обобщающую таблицу «Философские основы индивидуализации образования».
3. Выписать определение и привести примеры субъективности личности различных мыслителей.
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы: 1, 5, 15, 16, 27, 34, 3539, 40, 52, 55, 56.
Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети Интернет: 61, 62, 63, 64, 65, 66.
| 1. Составить библиографический каталог по проблеме философских основ образования.
2. Подготовить сообщение на тему:
– пути индивидуализации образования;
– индивидуализация и концепция открытого образования;
– индивидуализация и субъектность в образовании.
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы: 1, 5, 15, 16, 27, 34, 3539, 40, 52, 55, 56.
Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети Интернет: 61, 62, 63, 64, 65, 66
|
Паспорт оценочных средств по разделу
|
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка
| наименование оценочного средства
|
ОК–1 – способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень: З.1 – знать философские основания индивидуализации, основные индивидуально-психологические особенности и закономерности развития обучающихся; У.1 – уметь использовать знания об индивидуализации и индивидуально-психологических особенностях при осуществлении процесса обучения, воспитания и развития обучающихся.; В.1 – владеть навыками осуществления обучения, воспитания и развития обучающихся с учетом их индивидуально-психологических особенностей.
| собеседование
|
Раздел 2.Психологические основы индивидуализации.
|
Требования к результатам освоения раздела:
- знать основные индивидуально-психологические особенности и закономерности развития обучающихся (ОК-1, З.1), технологии, приёмы обучения и осуществление анализа результатов организации взаимодействия с участниками образовательного процесса. (ПК-4, З.2);
- уметь использовать знания об индивидуально-психологических особенностях при осуществлении процесса обучения, воспитания и развития обучающихся (ОК-1, У.1); использовать методики, технологии, приёмы обучения при осуществлении образовательного процесса в образовательных организациях. (ПК-4, У.2);
- владеть навыками осуществления обучения, воспитания и развития обучающихся с учетом их индивидуально-психологических особенностей. (ОК-1, В.1), способами организации и осуществления взаимодействия с участниками образовательного процесса различных возрастных групп (ПК-4, В.2).
|
Содержание раздела:
Психологические основания индивидуализации. Психологические представления о развитии человека как основа для построения тьюторства в сфере образования. Проблема психического развития в трудах отечественных и зарубежных психологов. Парадигмы развития в системе гуманитарного знания (натурализм, социоморфизм, гносеологизм, культурализм, теологизм, антропологизм). Современный этап развития российской педагогической психологии.
Психологические представления о развитии человека как основа для построения тьюторства в сфере образования Общенаучные подходы в изучении психического развития. Субъективная реальность как предмет психологической антропологии. Закономерности развития субъективности в онтогенезе. Сензитивные и критические периоды, Стадиальность и непрерывность психического развития. Развивающее образование как парадигма современного российского образования. Антропология образования – новый тип научности в образовании.
Особенности подхода к субъекту в отечественной и зарубежной психологии. Специфичность подхода к субъекту в отечественной психологии (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов; субъектно-деятельностный подход А.В. Брушлинского, К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Анцыферовой). Атрибуты субъектности личности, выделенные отечественными психологами. Антропологический принцип в гуманитарном познании. Специфичность подхода к субъекту в зарубежной психологии. Образы образования в современной зарубежной педагогике.
Проблема индивидуализации в психологии. Проблема индивидуализации в психологии. Определение понятий «индивидуализация», «индивидуальность», «индивидуальный подход» и их теоретическая основа в психологии. Концепции индивидуализации личности в зарубежной и отечественной психологии. Концепция интегральной индивидуальности В.С. Мерлина. Основные формы развития индивидуальности личности. Самоактуализация личности. Индивидуализация как основной принцип тьюторского сопровождения и его отражение в образовательных стандартах нового поколения.
Методы исследования и способы распознавания разноуровневых характеристик индивидуальности. Методы исследования индивидуальности. Принципы системного подхода к исследованию индивидуальности человека. Методы изучения индивидуальности. Каналы получения информации об индивидуальности. Приемы изучения нейродинамического уровня в структуре индивидуальности. Способы экспериментального исследования психодинамического уровня. Методики изучения личностного уровня.
|
План лекций
| План семинарских занятий
|
Лекция 2. Психологические основания индивидуализации (2 ч.).
План:
1. Определение понятий «индивидуализация», «индивидуальный подход», «индивидуальность». Общее и различия между ними.
2. Представление об индивидуальности в отечественной и зарубежной психологии.
3. Цели индивидуализации в обучении.
4. Направления и методики изучения индивидуальных особенностей учащихся.
Основная литература: 2, 3, 4, 6.
Дополнительная литератур: 8, 17, 24, 25, 32, 33.
Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети Интернет: 61, 62, 63, 64, 65, 66
| Занятие 3. Психологические представления о развитии человека как основа для построения тьюторства в сфере образования (4 часа).
План:
1. Проблема психического развития в трудах отечественных и зарубежных психологов.
2. Пути построения современной психологии развития человека. Парадигмы развития в системе гуманитарного знания (натурализм, социоморфизм, гносеологизм, культурализм, теологизм, антропологизм).
3. Общенаучные подходы в изучении психического развития (системный подход, процессуально-динамический, деятельностный, субъектный, антропологический).
4. Субъективная реальность как предмет психологической антропологии. Закономерности развития субъективности в онтогенезе.
5. Периодизация психического развития. Сензитивные и критические периоды, Стадиальность и непрерывность психического развития.
6. Проблема возраста. Основные ступени развития субъектности человека по В.И. Слободчикову и Е.И. Исаеву.
Основная литература: 2, 3, 4, 6.
Дополнительная литература: 8, 17, 24, 25, 32, 33.
. Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети Интернет: 61, 62, 63, 64, 65, 66.
|
| Занятие 4. Особенности подхода к субъекту в отечественной и зарубежной психологии (4 часа)
План:
1. Специфичность подхода к субъекту в отечественной психологии (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов; субъектно-деятельностный подход А.В. Брушлинского, К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Анцыферовой).
2. Атрибуты субъектности личности, выделенные отечественными психологами. Антропологический принцип в гуманитарном познании. 3. Специфичность подхода к субъекту в западной психологии. 4. Атрибуты субъектности личности, выделенные западными психологами. 5. Образы образования в современной зарубежной педагогике.
Основная литература: 1, 2, 3, 4, 6.
Дополнительная литература: 7, 8, 9, 10, 21, 22, 29, 33.
Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети Интернет: 61, 62, 63, 64, 65, 66
|
| Занятие 5. Проблема индивидуализации в психологии (4 часа)
План:
1. Определение понятий «индивидуализация», «индивидуальность», «индивидуальный подход» и их теоретическая основа в психологии.
2. Концепции индивидуализации личности в зарубежной и отечественной психологии. Концепция интегральной индивидуальности В.С. Мерлина.
3. Основные формы развития индивидуальности личности. Самоактуализация личности.
4. Индивидуализация как основной принцип тьюторского сопровождения и его отражение в образовательных стандартах нового поколения.
Основная литература: 1, 2, 3, 4, 6.
Дополнительная литература: 7, 8, 9, 10, 21, 22, 29, 33.
Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети Интернет: 61, 62, 63, 64, 65, 66
|
| Занятие 6. Методы исследования и способы распознавания разноуровневых характеристик индивидуальности (6 часов)
План:
1. Принципы системного подхода к исследованию индивидуальности человека.
2. Методы изучения индивидуальности. Каналы получения информации об индивидуальности.
3. Приемы изучения нейродинамического уровня в структуре индивидуальности.
4. Способы экспериментального исследования психодинамического уровня.
5. Методики изучения личностного уровня.
Основная литература: 2, 3, 6.
Дополнительная литература: 9, 10, 11, 28, 35, 56.
Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети Интернет: 61, 62, 63, 64, 65, 66
|
Самостоятельная работа
|
Инвариантная часть
| Вариативная часть
|
1. Выписать базовые категории, характеризующие психологические основания индивидуализации.
2. Заполнить обобщающую таблицу «Современные психолого-педагогические концепции индивидуализации образования».
3. Выписать оптимальные модели образовательного процесса в дошкольном возрасте, на ступени начального и основного общего образования (по Е.И. Исаеву).
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы: 2, 3, 6, 9, 10, 11, 28, 35, 56.
Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети Интернет: 61, 62, 63, 64, 65, 66
| 1. Составить библиографический каталог по проблеме психологических основ образования.
2. Написать эссе по проблеме:
«Результаты и эффекты технологии индивидуализации образовательного процесса».
3. Подготовить сообщение на тему:
– индивидуализация учебной нагрузки и решение проблемы перегрузки обучающихся;
– образовательная среда и условия индивидуализации обучения и воспитания.
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы: 2, 3, 6, 9, 10, 11, 28, 35, 56.
Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети Интернет: 61, 62, 63, 64, 65, 66.
|
Паспорт оценочных средств по разделу
|
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка
| наименование оценочного средства
|
ПК–4 – готовность к разработке и реализации методик, технологий и приёмов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность: З.2 – знать методики, технологии, приёмы обучения и осуществление анализа результатов организации взаимодействия с участниками образовательного процесса; У.2 – уметь использовать методики, технологии, приёмы обучения при осуществлении образовательного процесса в образовательных организациях; В.2 – владеть способами организации и осуществления взаимодействия с участниками образовательного процесса различных возрастных групп.
| собеседование, тест
|
| | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЛОСОФСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ»
Основная литература:
1. Гордон Э. Столетия тьюторства / Эдвард Гордон, Элайн Гордон. – Пер. с англ. под науч. ред. С.Ф. Сироткина, Д.Ю. Гребенкина. – Ижевск: ERGO, 2008.
2. Исаев Е.И. Педагогическая психология: учебник для бакалавров / Е.И. Исаев. – М.: Издательство Юрайт, 2012.
3. Ковалева Т.М. Профессия тьютор / Т.М. Ковалева, С.Ю. Попова (Смолик), А.А. Теров, М.Ю. Чередилина. – М.-Тверь: «СФК-офис», 2012.
4. Мерлин В.С. Психология индивидуальности / В.С. Мерлин, Е.А. Климов Психология индивидуальности. Избранные психологические труды. – М.: Изд-во МПСИ, 2009.
5. Розин В.М. Философия субъективности / В.М. Розин. – М.: АПКиППРО, 2011.
6. Старовойтенко Е.Б. Психология индивидуальности / Е.Б. Старовойтенко, В.Д. Шадриков. – М.: Издательство МПСИ, 2009.
Дополнительная литература:
7. Абульханова К.А. Рубинштейновская категория субъекта и ее различные методологические значения. // Психология индивидуального и группового субъекта. / Под ред. А.В.Брушлинского, М.И.Воловиковой. М. 2002. - С. 34–50.
8. Абульханова К. А. О субъекте психической деятельности. – М.: Наука, 1973. – 288с.
9. Адамский А.И. Авторская школа / А.И. Адамский // Инновационное движение в российском школьном образовании. – М., 1997.
10. Азарова Е.А. Психолого-педагогические основы тьюторской деятельности в условиях инновационной образовательной политики / Е.А. Азарова, Коваленко, Н.Н. Мозговая // Психология обучения. – 2012. – № 9. – С. 174 – 181.
11. Акимова М.К. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. – М., 1992.
12. Ахвердова О.А. Дифференциальная психология: теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности / О.А.Ахвердова, Н.Н.Волоскова, Т.В.Белых // Учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2004.
13. Баткин Л. М. Европейский человек наедине с собой. Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания / Л.М. Баткин. – М., 2000.
14. Белоус В.В. Введение в психологию полиморфной индивидуальности / В.В. Белоус. – Пятигорск, 2006.
15. Богоявленская Д.Б. Субъект деятельности и проблема творчества.– Вопросы психологии. – 1999.– № 2.– С. 35 – 41.
16. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. – М., 1996.
17. Ермолаева М.В. Субъектный подход в психологии развития взрослого человека (вопросы и ответы): Учебное пособие. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006.
18. Зоткин А. Идея тьюторства и проблема субъективности в образовании / А. Зоткин // Тьюторство: концепции, технологии, опыт. – Томск, 2005.
19. Ильенков Э.В. Что же такое индивидуальность? // Философия и культура. – М.,1991.
20. Карандашев В.Н. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия / В.Н. Карандашев, О.Н. Шепелина, Н.В. Носова. – СПб.: Питер, 2006.
21. Колосова Е.Б. Тьютор как новая педагогическая позиция / Е.Б. Колосова. – М., 2008.
22. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб, 2000.
23. Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
24. Психология развития: Учеб. для студ. высш. психол. учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко и др.; Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2005.
25. Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – 368 с.
26. Проблема субъекта в психологической науке / Отв. ред. А.В. Брушлинский, М.И. Воловикова, В.Н. Дружинин. – М.: Академический проект, 2000. – 320 с.
27. Резвицкий Н.И. Философские основы теории индивидуальности / Н.И. Резвицкий. – Л., 1973.
28. Симановский А.Э. Педагогическая психология: Учеб. пособие / А.Э. Симановский. – М.: Изд-во МПСИ. – 2008.
29. Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев.– М.: Школьная Пресса, 2000.
30. Старовойтенко Е. Б. Культурная психология личности /Е.Б. Старовойтенко. – М., 2007.
31. Столяров А.А. Проблема индивидуализации /История философии. Книга первая. Философия древности и средневековья.– М.: Греко-латинский кабинет, 1995.
32. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды / Д.И. Фельдштейн. – М., 2004.
33. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития / Б.Д. Эльконин. – М.,2008.
Литература для самостоятельной работы:
34. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М., 1997.
35. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / А.Адлер. – М., 1995.
36. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2 т. – М., 1980.
37. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа/ А.Г. Асмолов. – М., 2002.
38. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал, 1994. – № 1. – С. 3–18.
39. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии. // Бердяев Н.А. Опыт парадоксальной этики. – М., 2003.
40. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Психология личности. Сборник статей. / Сост. А.Б.Орлов. – М., 2001. – С. 177– 192.
41. Гуслякова Н.И. Профессионально-педагогическое сознание: психологическое исследование феномена/ Н.И. Гуслякова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2008. – № 6. – С. 38 – 45.
42. Зинченко В.П. О целях и ценностях образования // Педагогика. – 1997. – № 5.
43. Зоткин А. Индивидуализированное обучение в Англии и России /А.Зоткин, Н.Муха //Школьные технологии.– 2008.– N 2.– С.42–47.
43. Зоткин А. Индивидуализированное обучение в Великобритании и России /А.Зоткин, Н.Муха // Народное образование.– 2008.– N 5.– С.186–192.
44. Иванов А.В. Роль тьютора в процессе индивидуального образования ученика /А.В.Иванов //Школьные технологии.– 2009.– N 3.– С.109– 116.
45. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего / М. Коул.. – М., 1997.
46. Кудрявцев В.Т. Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход: В 2 т. – Дубна, 1997.
47. Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации. // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. Ломоносова. Вып.1 / Под ред. Б.С.Братуся, Д.А.Леонтьева. – М., 2002. – С. 56-65.
48. Мамардашвили М. К. Необходимость себя / М.К. Мамардашвили. – М. 1996.
49. Мамардашвили М.К. Психологическая топология пути / М.К. Мамардашвили. – СПб. 1997.
50. Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология: Учебное пособие / С.К. Нартова-Бочавер. – М, 2003.
51. Нойманн Э. Происхождение и развитие сознания. – М., 1998.
52. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека. Парадигмы, проекции, практики. – М., 2002.
53. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997. – 336 с.
54. Современная психология / Под ред. В.Н.Дружинина. – М.: Инфра+, 2000.
55. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Унт. – М., 1990.
56. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? Пособие для учителя /А.В.Хуторской. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
57. Хьел Л. Теории личности /Л.Хьел, Д. Зиглер. – СПб.: Питер, 1997.
58. Шадриков В.Д. Мир внутренней жизни человека / В.Д. Шадриков. – М., 2006.
59.Штерн В. Дифференциальная психология и её методические основы / В. Штерн. – М.: Наука, 1998. – 335 с.
60. Юнг К. Божественный ребенок: Аналитическая психология и воспитание / К. Юнг. – М., 1997.
Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимые для освоения дисциплины:
61. Российский общеобразовательный портал. – Режим доступа: http://museum.edu.ru.
62. Словари и энциклопедии на Академике // Академик. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/
63. Словари на Яндексе http://slovari.yandex.ru/
64. Сайт научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU. Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp.
65. Электронно-библиотечная система IPRbooks. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru
66. Сайт электронного научного журнала «Современные проблемы науки и образования». – Режим доступа: http://www.science-education.ru/101-5082.
Воспользуйтесь поиском по сайту: