Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Переходный объект. Переходные феномены




Термин «переходный объект» был задуман для того, чтобы придать значимость первым проявлениям принятия сим­вола у развивающегося ребенка. Этот предшественник символа является одновременно частью ребенка и частью матери. Часто этот предшественник символа является в действительности вне­шним объектом, и пристрастие к нему ребенка отмечается и доз­воляется родителями. Часто, однако, материализации не проис­ходит, и то же значение можно обнаружить у некоторых фено­менов, например у наблюдения, мышления, различения оттенков, использования движений тела и ощущений и т. д.

Переходным объектом может стать сама мать или большой палец. Вырожденные формы представлены раскачиваниями, би­ением головой, навязчивым сосанием пальца и т. д., а в даль­нейшем pseudologic fantastica (патологической лживостью) и воровством.

1 Текст опубликован в сборнике работ автора The psycho-analytical explo­rations, С. Winnicott, R. Shepherd, M. Davis (eds.). Cambridge (Mass.), 1981, перевод А. Рыжова.

В благоприятных условиях этот объект постепенно уступает место увеличивающемуся числу других объектов и всей куль­турной жизни.

Регрессия (к зависимости)

Термин «регрессия» обычно применяется в психоана­литических работах по отношению к инстинктивным позициям. Регрессия может происходить от генитального к прегениталь-ному эротическому переживанию или фантазии, или она про­исходит к точкам фиксации, принадлежащим к периоду ранне­го детства, когда прегенитальные фантазии были по праву доминирующими.

Регрессия является также подходящим термином для исполь­зования в описании состояния взрослых и детей в отношениях переноса (или в любом другом взаимоотношении, связанном с зависимостью), когда оставляется равная позиция и вновь уста­навливается инфантильная зависимость. Для регрессий такого рода типичен переход от независимости к зависимости. При та­ком использовании этого термина окружающая среда косвенно вводится в рассмотрение, поскольку зависимость подразумева­ет окружение, которое она встречает. Для сравнения: при дру­гом использовании термина «регрессия» нет подразумеваемой ссылки на окружение. Термин «регрессия» также используется для описания процесса, который может наблюдаться при лече­нии,— постепенного отступления «ложного» или «заботящегося» Я (self) и продвижение к новым отношениям, в которых функ­ция заботящегося Я перелагается "на терапевта.

Достаточно хорошая мать

Этот термин используется при описании зависимос­ти, которая существует в самом раннем детстве. Его примене­ние означает, что мать создает фундамент для психического здо­ровья всякий раз, когда она, будучи сама здоровой, ежеминутно откликается на потребности ребенка. То, что необходимо и аб­солютно необходимо для ребенка, это не какого-то рода совер­шенство материнства, но довольно хорошее приспособление к его инстинктивным потребностям, являющееся частью живых от­ношений, в которых мать временно идентифицируется со своим ребенком. Чтобы быть способной идентифицироваться со своим ребенком на должном уровне, мать должна быть защищена от

внешней реальности настолько, чтобы иметь возможность на­слаждаться периодами озабоченности, объектом которой явля­ется ребенок. Для того чтобы быть способной вовремя снизить этот высокий уровень идентификации по мере продвижения ре­бенка от зависимости к независимости, мать должна быть нор­мальной в том, чтобы не быть подверженной излишней, болез­ненной озабоченности.

Д. Винникотт

ПЕРЕХОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ И ПЕРЕХОДНЫЕ ФЕНОМЕНЫ1

Хорошо известно, что дети вскоре после рождения име­ют склонность использовать кулачок или пальцы при стимуля­ции оральной эрогенной зоны, при удовлетворении инстинктов на этой зоне, а также просто спокойно держа их во рту. Извес­тно также, что через несколько месяцев дети обоего пола обна­руживают любовь к игре с куклами, и большинство матерей пре­доставляют своим детям некоторый специальный объект и ожи­дают, что те станут, так сказать, привязанными к этим объектам. Между этими двумя рядами феноменов, разделенных вре­менным интервалом, существует связь, и изучение развития от более раннего из них к более позднему может быть полезным и позволить использовать важный клинический материал, которым в некоторой степени пренебрегали.

ПЕРВОЕ ОБЛАДАНИЕ2

Те, кому пришлось близко познакомиться с проблема­ми и интересами матерей, наверняка уже имеют представление об очень богатых паттернах, проявляемых детьми в отношении первого обладания тем, что есть «не-я» («not-me» possession). Обнаруживаемые внешне, эти паттерны могут быть подвергну­ты прямому наблюдению.

Можно найти широкое разнообразие в последовательности событий, которые начинаются с -манипуляций новорожденного во рту и ведущих в конечном счете к привязанности к плюше­вому животному, кукле или мягкой или твердой игрушке.

Ясно, что здесь является важным что-то еще кроме ораль­ного возбуждения и удовлетворения, хотя они и могут быть ос­новой для всего остального. Среди важных проблем, которые можно здесь исследовать, следующие.

1. Природа объекта;

Печатается no: The psycho-analytical explorations. Winnicott C, Shepherd R., Davis M. (eds.), Cambridge (Mass.), 1981, перевод А.Рыжова. В сноске к изданию 1958 года автор подчеркивает, что он говорит не о первом внешнем объекте, которым является грудь, а о первом облада­нии. Автор отсылает читателя к статье Фейрберна, где обсуждается ис­пользование слова «переходный» (Fairbairn, 1952, р. 35).

2. Способность ребенка распознавать объект как «не-я» {not-me);

3. Положение объекта — внутри, вовне, на границе;

4. Способность ребенка творить, придумывать, вымышлять, порождать, создавать объект;

5. Начало объектных отношений, наделенных нежностью.

Я ввел термины «переходный объект» и «переходный фено­мен» для обозначения промежуточной зоны опыта между соса­нием пальца и плюшевым мишкой, между оральным эротизмом и настоящими объектными отношениями, между первичной твор­ческой3 активностью и проекцией того, что уже было интроеци-ровано, между первичным незнанием о зависимости и обязан­ности другому человеку и их осознанием («Скажи: "Спасибо!"»).

Соответственно этому определению, лепет младенца и то, как старшие дети, отходя ко сну, повторяют набор мелодий и песен, относятся к промежуточной области в качестве переходных фе­номенов, так же как использование объектов, которые не явля­ются частью тела ребенка, но еще не полностью распознаются как принадлежащие к внешней реальности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...