Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

I. Взаимодействия и/или психические ситуации риска




a) Влияние через взаимодействие (взаимодействия с психо­соматическим риском).

Например: гиперопека со стороны матери. Отстра­нение отца. Несообразности в отношениях. Повто­ряющиеся нарушения привязанности...

b) Психическое влияние (функционирование и структура с психосоматическим риском).

Например: невроз диффузных страхов. Синдром формального (vide) поведения. Структурная неорга­низованность.,.

П. Травмы, «пусковые» события

Например: Разлука. Хирургические операции. Депрессия у матери. Конфликт между супругами...

III. Психический механизм соматизации

1) Депрессия

2) Перевозбуждение

Хотя мы анализируем эти пути поочередно, воспринимать их надо все вместе, как целое. Ни один из них не может обой­тись без других; каждый из трех придает смысл другим.

Патогенные взаимодействия

Главные черты, которыми, по мнению P. Marty, долж­но обладать функционирование предсознательного, чтобы обес­печивать качественный психосоматический гомеостаз, примеча­тельным образом перекликаются с теми свойствами, которых мы ожидаем от надлежащего функционирования взаимодействий;

речь идет о богатой насыщенности воображаемого и фантазма-тического4 взаимодействия, о его гибкости и устойчивости.

Эти три важнейших качества позволяют выделить три глав­ные патологические категории взаимодействия.

1. Хроническая недостаточность привязанности, забот о ре­бенке (из-за нехватки либидо у матери) и неправильная органи­зация стимуляции ведут к самой серьезной из всех психосома­тических патологий — эмоциональной бедности ребенка. Тяжесть нарушения обусловлена либо интенсивностью функциональных расстройств, подчиненных автоматической повторяемости с опас­ным потенциалом (тяжелая анорексия, руминация5, психогенная рвота и т. п.), либо неким органическим поражением (астма, осложненная инфекцией или дыхательной недостаточностью, язвенный ректоколит, задержка роста из-за психологического страдания, повторяющиеся инфекционные заболевания различ­ных внутренних органов и т.п.). Эта патология отсылает нас к первым работам в психиатрии младенчества, в основу которой R. Spitz положил тяжкие лишения и фрустрацию, описанные у больных, долго пребывающих в стационаре, с особым упоми­нанием о соматических расстройствах. В наши дни данная патология отнюдь не обязательно связана с учреждениями для младенцев, как во времена R. Spitz. Ныне самые частые предпо­сылки недостаточной привязанности — это прерывность отноше­ний, повторяющиеся разлуки, плохой присмотр, неоправданные госпитализации, а также «внутрисемейный госпитализм», чисто формальная связь с матерью, неспособной воспитывать свое дитя.

2. Соматической патологии недостаточности противополож­на патология перевозбуждения и сверхстимуляции. Избыточный заряд возбуждения проявляется, в частности, текущей функцио­нальной патологией, коликами, нарушениями сна, спастическим плачем. Перевозбуждение обладает непосредственным потенци­алом функциональной разрядки. Тут мы подходим к фрейдовс­кому понятию парэкситации6 — функции, посредством которой организм предохраняется от поступающих из внешней среды

4 Фантазмы [в данном случае) — картинные сцены, в которых реализу­ются осознаваемые и неосознаваемые желания, своеобразные мечтания наяву (примеч. ред.].

5 Руминация — возвращение уже пережеванной пищи из пищевода и же­лудка в рот и повторное ее проглатывание (примеч. ред.).

6 Pare — excitation (букв, «предохранитель от возбуждения»). Ср. parachute (парашют, «предохранитель от падения»), parapluie (зонт, «предохра­нитель от дождя») и т. п.

возбуждений, чья чрезмерная интенсивность может ему повре­дить. Перевозбуждение и принуждение порождают большой шлейф психосоматических патологий. В книге «Le nouvel enfant du desordre psychosomatique» я привел в качестве примера слу­чай локализованной красной волчанки у двухлетней девочки, ис­пытывавшей интенсивное непрерывное давление извне; одновре­менно у нее развилась сверхранняя невротическая патология.

Первичная бессонница и колики первого полугодия — вот примеры самого раннего соматического реагирования на конф­ликтные ситуации. У младенцев, как и у детей всех возрастов, нарушения сна занимают виднейшее место в патологии пере­возбуждения (Guedeney, Kreisler, 1988; Kreisler, 1985).

Перевозбуждение бывает общим и избирательным. При бли­жайшем рассмотрении обнаруживаются многочисленные ситуа­ции, которые можно объединить термином «дисторсии»7. Неко­торые из них достаточно определенны, чтобы служить ориенти­рами для психосоматической патологии. Приведем несколько примеров.

2.1. Непрерывное возбуждение, избирательно направленное на одну из функциональных сфер — скажем, на питание или на опорожнение кишечника,— способствует возникновению и раз­витию таких расстройств, как анорексия и запор или же психо­генный мегаколон.

2.2. Материнская гиперопека с отстранением отца порож­дает симбиотическую связь, препятствует все большему отделе­нию ребенка, его индивидуализации. Можно сказать, что астма характерна для такого типа эмоционального развития, при ко­тором закрепляются архаические механизмы привязанности.

3. Качественные и временные непоследовательности и рас­согласованности отношений заслуживают быть особо отмечен­ными в условиях современной жизни. Последние, увы, часто бо­лее сообразуются с материальными требованиями окружения, нежели с нуждами ребенка, замыкающегося поэтому в конфор­мизме; слишком часто эти условия отмечены прерывностью.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...