Взаимодейственные начала психосоматической экономики
Полнота, гибкость и стабильность — вот три важнейших качества, необходимых для того, чтобы взаимодейственное функционирование обладало хорошим психосоматическим сопротивлением. Мы назвали качества психосоматического функционирования, достигшего совершенства. Примечательно, что те же самые качества требуются и младенческой функциональной экономике на первоначальном этапе, когда она сопряжена с материнской. Стабильность и последовательность обеспечивают собирание еще разрозненных частиц «перемозаики»; стабильность основывается прежде всего на непрерывности отношения к объекту, последовательность — на соответствии материнских забот и реакций нуждам ребенка. Но есть еще ритмическая гармония: покачивание ребенка на руках в такт шагам, песни и переливы голоса, «разрезание» суток на временные промежутки, общие для ребенка и его окружения. Проницаемость означает гибкое обоюдное приспособление к бесконечным пространственно-временным зависимостям. Полнота заключает в себе все богатство фантазматического взаимодействия, эротизирующего тело ребенка и пронизывающего воспитательное воздействие, которому он подвергается через эмоциональную поддержку, закрепленную в воображении матери, которая представляет настоящее и будущее малыша и строит для него планы. Запечатление образных представлений опирается на конкретные сенсорно-моторные опыты, Хороший тому пример — общение взглядами. Лицо — это зрительный стимул, который ребенок в первые месяцы получает чаще всего, оно западает в его память уже на шестой неделе. Лицо матери служит для малыша также первым зеркальным отражением (Winnicott, 1941). Глядя на партнера, словно в зеркало, мать узнает себя в своем ребенке, а ребенок открывает себя в ней. Развитие зрительной функции играет важную роль в налаживании психических интернализаций. В частности, зрительное восприятие выпуклости и глубины, по-видимому, участвует — вместе с осязанием и тоническим диалогом — в формировании понятий о «себе» и «других», о расстоянии до того или иного объекта.
Непрерывность и гибкость подчеркивают значение временных качеств взаимодействия. Построение психики и ее экономическое равновесие подчинены ритмическому чередованию — расчленению во времени сна и бодрствования, а у бодрствующего малыша — периодической смене фаз спокойного уединения эпизодами взаимодействия, многие из которых носят игровой характер. У всякого взаимодействия, продолжается ли оно несколько секунд или много минут, есть вступительная фаза, период развертывания и заключительный отрезок. Каждая из этих фаз подчинена определенному темпу, варьирующему в зависимости от темы взаимодействия, но все же весьма упорядоченному. Один из сюрпризов, преподнесенных нам видеоскопическим микроанализом,— синхронность поведения обоих партнеров, в частности, под влиянием эмоциональной настройки (Stern). Малыш и его мама исполняют взаимодействие, как парный танец — с темой, ритмическими структурами, повторениями и вариациями. Повторение тут — важнейшая черта, но каждая из повторяемых фигур, на беглый взгляд аналогичная другим, украшена едва заметными вариациями. Варианты так же необходимы для построения психики, как и их пространственно-временное обрамление. Это сравнение с парным танцем и его музыкальной структурой будет неполным, если не уточнить тональность. Она мажорная, радостная. Когда поведенческие, воображаемые и фантазматические взаимодействия «достаточно хороши», запечатление образных представлений происходит под знаком жизненных инстинктов.
Жизненный тонус — это настороженность, живое внимание, поражающее нас в ребенке с самого его рождения; готовность не только есть с аппетитом, но и «аппетитно» смотреть, познавать, общаться по всем каналам сознания; тяга к привязанности, пронизывающая все отношенческие и инстинктивные поступки, удовольствие от движения. Оценка психосоматического состояния ребенка — это во многом оценка его жизненного тонуса, любви к жизни. О жизненной важности этих симптомов свидетельствует их ослабление при депрессивной атонии. Неодинаковость соматических реакций разных людей на травмирующие влияния заставляет задуматься о собственных предрасположениях субъекта, врожденных и/или приобретенных благодаря первоначальным опытам. Эти различия составляют часть сложной проблемы соматической податливости, много раз об-сУждавшейся со времен S. Freud, и вопросов, возникающих по поводу уязвимых детей. Упомянутые различия родственны так называемому темпераменту — этим понятием в англосаксонской литературе обозначают индивидуальные качества, особенно поведенческие (Thomas, Chess и др., 1963). Различия зависят от генетического оснащения, от условий внутриутробного развития, как биологических, так и психологических, от протекания родов, от последующих обстоятельств жизни и окружающей ее среды. Отсюда такие особенности, что ни один новорожденный не идентичен другому. Индивидуальность очень важна для понимания ранней патологии и для дальнейшего психосоматического развития ребенка. Целый ряд психосоматических патологий раннего возраста возникает в результате конфликта между женщиной, стесненной в реализации своих первичных материнских способностей, и малышом, уязвимым по причине его чрезмерной либо недостаточной реактивности (гиперреактивность либо гипореактив-ность). Восприимчивость, как уже говорилось,— способность врожденная. Первичный аутизм, описанный Margaret Mahler (1952),— это надуманная схема, опровергаемая наблюдениями за младенцем с самого его рождения. Тонкость восприятия проявляют все органы чувств. Новорожденный быстро начинает различать запах, голос, лицо матери, характер ее манипуляций и вскоре воспринимает эти знаки как сигналы в общении. Добавлю, что восприимчивость сильно варьирует от индивида к индивиду. Так, малыши, наделенные очень тонкой восприимчивостью, особенно подвержены воздействию перевозбуждения, как мы подробнее покажем на примере ранних психосоматических проявлений. Противоположность им — дети, менее чувствительные к внешним влияниям, но тоже вполне нормальные.
Велики также индивидуальные различия характеров. Бывают малыши шумные, приставучие, улыбчивые (хотя они вовсе не эссенциальные аллергики, как показывает их реакция на чужака). Другие, напротив, серьезны, сдержанны, однако не грустны и не безразличны. Бывают дети с ровным настроением, относительно малочувствительные к изменениям среды. Другие быстро переходят от смеха к слезам, от веселья к печали, от спокойствия к тревоге. Семиология эмоционального влечения в его вариантах достойна того, чтобы поговорить о ней отдельно. Оценка этих вариантов — не последний критерий психического и физического здоровья с самой колыбели.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|