Правовое сознание: сущность, структура и функции
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Другой важнейший элемент правовой реальности — правовое сознание, осознанная правовая реальность, жизненный мир человека и общественные явления, отраженные с точки зрения законного и незаконного в идеях, теориях, научных и эмпирических знаниях, обычаях и традициях, чувствах и эмоциях, а также в деятельности людей. Понятно, что законность и незаконность в рамках позитивного права выводится, прежде всего, из юридических законов и правовых норм. Социальный субъект всегда строит предположения об условиях совершения или несовершения предусмотренного нормой деяния, имеет представления о содержании требуемого и о последствиях в виде институциональных санкций в случае несоблюдения нормы. Эти предположения и представления опираются на знание. Следовательно, основное содержание правового сознания — это знание о требованиях установленных норм. Как отмечал И. А. Ильин, содержание «народного правосознания» состоит в понимании каждым гражданином своего правового статуса и его уважении к праву[6]. Формирование правового сознания шло от осознания непосредственных индивидуальных интересов через корпоративные, групповые интересы к осознанию глобальных, общественных интересов. В процессе развития общества возникает потребность в установлении общих правил производства, обмена, потребления и распределения продуктов для всех членов. Такие правила выступают непреложным условием функционирования общества. И постепенно в нем формируются знания об этих общих правилах, т.е. общие правила осознаются. Конечно, содержание знания во многом определяется цивилизованностью общества, уровнем развития его культуры.
По природе правосознание идеально, оно является отражением правовой реальности, материальных и духовных отношений. Однако, будучи отраженным и осознанным, оно материализуется в практических поступках, в деятельности людей. Как сознание вообще, правовое сознание субъективно, формируется субъектом (в том числе обществом как субъектом), зависит от общества. В то же время его субъективность «неполная», она объективируется в правовых идеологических отношениях, а правосознание общества объективно по отношению к индивиду или группе людей. Поэтому не случайно у каждого индивида, у каждой социальной группы существуют элементы собственного правосознания, не совпадающие с правосознанием общества в целом. Правовое сознание в идеале предназначено содействовать должному правопорядку, который основан на правах и обязанностях граждан, санкционированных государством. В действительности права и обязанности во многом определяются сущностью самого государства, силами, которые олицетворяют власть. В демократическом государстве правовое сознание выступает не инструментом бездумного и холопского послушания, а средством активного, деятельного, конструктивного регулирования и совершенствования общественных отношений. Сегодня российское общество как никогда заинтересовано в развитом, теоретически обоснованном правосознании. В его основе должны лежать научные идеи о путях и методах государственно-правовой самоорганизации общественной жизни. Именно поэтому наши законодатели призваны быть профессиональными юристами, чтобы право оставалось правом, а не средством политических полукриминальных разборок. В правосознании человек утверждает собственную духовность и признает духовность других людей, отмечал И. А. Ильин, Отсюда следуют фундаментальные человеческие качества, которые формирует подлинное правосознание, — чувство собственного достоинства, способность к самообязыванию и самоуправлению, взаимное уважение и доверие людей друг к другу, духовная самостоятельность, свободолюбие, взаимность, солидарность.
В структурном отношении правовое сознание можно рассматривать в двух аспектах — по глубине и точности отражения правовой реальности и по специфике носителя правосознания. В первом случае правовое сознание существует на двух уровнях — теоретическом и обыденном. На теоретическом уровне оно представляет собой систему научных знаний о праве (правовую науку) и правовую идеологию. Правовая наука опирается на установленные законы развития правовой реальности, на их действие в конкретных исторических условиях. Научные правовые теории служат важнейшими источниками правотворчества. Не случайно любое государство уделяет большое внимание подготовке юристов разной направленности — практиков, ученых, законодателей. Правовая наука теоретически обосновывает государственно-нормативное регулирование общественных отношений. Это позволяет избегать волюнтаризма и фатализма в выработке моделей социально-правового поведения человека и других социальных субъектов общества, добиваться соответствия правовых норм изменяющимся общественным условиям, координировать различные правовые институты. В итоге правовая наука обеспечивает научность процесса формирования правового сознания и самого правового сознания. Такое сознание в данном случае выступает как отражение правовой реальности, опирающееся на знание объективных закономерностей общественного развития. Правовая идеология — это система правовых идей, теорий, воззрений, норм, выражающих интересы государства и защищаемых им групп, регулирующих поведение людей в обществе, а также система оценок этих норм гражданами конкретного государства. В любом обществе правовая идеология выступает защитницей интересов (прежде всего, экономических и политических) определенных социальных групп — правящей элиты, класса, этноса, религиозной конфессии. Поэтому в конкретном обществе всегда наличествуют разные правовые идеологии — например, идеология власть предержащих и идеология обездоленных.
В современном буржуазном обществе Ю. Хабермас выделяет идеологию «либерального права», ориентированную на защиту частной собственности, рыночной хозяйственной системы и индивидуальной свободы, и идеологию «социального права», утверждающую идеи достижения общего для всех граждан благосостояния, справедливого регулирования государством общественного богатства. По мере укрепления государства и развития экономики, считает Ю. Хабермас, эти две идеологии могут породить «делиберативную идеологию», смещающую частные интересы граждан в сторону общечеловеческих интересов и тем самым формирующую демократический процесс и политическую правовую культуру в обществе[7]. На обыденном уровне отражения правовой реальности общественное сознание предстает как обыденные эмпирические правовые знания (представления в первую очередь) и правовая психология. Эмпирические правовые знания — это знания, полученные социальным субъектом на основе собственного социально-правового жизненного опыта. Таково, например, знание о справедливости как эквивалентности обмениваемых товаров или знание о воздаянии за совершенный поступок. Правовые эмпирические знания тесно связаны с моральными представлениями, а правовой (юридический) опыт — с опытом моральным. Оба опыта, как отмечал известный юрист Лев Иосифович Петражицкий (1867—1931), налагают обязательства, но юридический — атрибутивно-императивный — дает права, а моральный — императивный — их не дает. Правовая психология — совокупность правовых чувств, эмоций, настроений, переживаний, обрядов, навыков и привычек, в которых отражается жизненный мир человека, его повседневная правовая реальность. В отличие от идеологии в правовой психологии меньше группового, меньше политического интереса, но больше подлинно человеческого. Формируясь стихийно, в основном опытным путем, правовая психология более консервативна, чем идеология, и менее подвержена изменениям в связи с приходом к власти новых правителей. Правовая психология включает:
— правовое настроение — эмоциональную реакцию на оценку каких-либо правовых событий или состояния права. Так, эффективная борьба с криминальными олигархами порождает оптимистическое настроение, а беззаконие, «спускание на тормозах» уголовных дел в отношении «полезных людей», «своих», вызывает пессимистическое, депрессивное настроение; — правовые эмоции и чувства — основные формы переживания социальным субъектом своего отношения к правовой действительности. Правовые эмоции — это непосредственное, пристрастное, переживание жизненного смысла определенной ситуации, обусловленное соотношением ситуации с потребностями субъекта. Правовые чувства — более устойчивая форма переживания, имеющая стабильную мотивационную значимость и относительно неизменную реакцию на состояние правовой реальности. Эмоции и чувства возникают по поводу справедливости и несправедливости, законности и беззакония, свободы и несвободы и могут адекватно отражать правовую реальность, а могут быть иллюзорными; — правовые привычки — закрепленные в обычаях и традициях представления о правомерном и неправомерном, справедливом и несправедливом, о преступлении и наказании, правах и обязанностях. Правовые привычки играют противоречивую роль в регулировании правовых отношений. С одной стороны, они облегчают и упрощают реализацию правовых отношений, переводя их как бы в полуавтоматический режим. С другой стороны, правовые привычки вносят в правовую жизнь определенный элемент рутинности, консерватизма; — правовые навыки — закрепленные в ходе жизнедеятельности человека стереотипные приемы законопослушного (либо незаконопослушного) поведения. Кстати, давно подмечено, что общества отличаются друг от друга и тем, какие правовые навыки и привычки в них преобладают. Правовая идеология и правовая психология тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Так, правовая идеология дает установки для правового мироощущения и правового мировосприятия, которые формируются на обыденно-психологическом уровне. А правовая психология выступает средой для распространения и упрочения идеологических правовых концепций, целей, программ. Причем эта среда может либо способствовать, либо затруднять данное распространение и упрочение. Отсюда следует методологический вывод: нельзя недооценивать, как нельзя и переоценивать, ни один из уровней существования правого сознания. Его формирование должно быть комплексным и взаимосвязанным как по уровням (обыденный и теоретический), так и по элементам (правовая наука, правовая идеология, правовые эмпирические знания и правовая психология).
В соответствии со спецификой носителя можно выделить общественное (групповое)[8]и индивидуальное правовые сознания. Обладая общей (идеальной) природой и являясь по сути отражением правовой реальности, они имеют и существенные различия. Прежде всего, это касается субъекта отражения. Понятно, что общественное сознание — это сознание общества (группы), а индивидуальное — сознание отдельного человека. Различие проявляется и в том, что отражается: в общественном правовом сознании речь идет об общественной правовой жизни, правовой реальности как целостности, а в индивидуальном — о правовой стороне жизненного мира личности, индивидуальной правовой реальности. Кроме того, индивидуальное сознание субъективно, и иным для индивида быть не может, а общественное выступает по отношению к нему объективным, так как существует независимо от его воли и желания: рождаясь, человек застает уже принятые правовые нормы, привычки, а не создает их заново. Наконец, в общественном и индивидуальном сознаниях могут быть разные ценностные правовые ориентации: что поощряется обществом, не всегда так же оценивается индивидом. Таким образом, индивидуальное правосознание — это не копия структуры общественного правового сознания, а общественное сознание — не сумма индивидуальных правовых сознаний. Общественное сознание фиксирует лишь то, что является общим и общепринятым. Оно существует независимо от каждого индивидуального сознания как система идей, воззрений, понятий, концепций, теорий, программ, понятий, представлений, социальных чувств, отражающих общественное бытие. Индивидуальное сознание никогда не охватывает общественное сознание, оно ограничено знаниями, чувствами, эмоциями одного индивида. В то же время индивидуальное сознание «богаче» общественного, оно включает конкретный жизненный опыт человека, личностно окрашенные переживания, эмоции, симпатии и антипатии. Гармоничная взаимосвязь общественного и индивидуального сознаний — залог здорового правового сознания общества. В рамках структурного анализа правосознания существует важнейшая философско-правовая проблема — место и роль правосознания в системе общественного сознания. Эта тема имеет богатую историю, ее исследовали И. Кант, Г. Гегель, Ф. Энгельс, B.C. Соловьёв, Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, И.А. Ильин. В советский период к ней обращались Г. М. Гак, В. А. Деми-чев, В.Ж. Келле, М.Я. Ковальзон, А.К. Уледов, М.В.Яковлев и др. На современном уровне развития философско-правовой мысли проблема формулируется так: «Обладает ли правосознание спецификой, позволяющей отличать его от политической, моральной, религиозной и других форм общественного сознания?». Исследователи отмечают, что различные общественные отношения, обусловленные соответствующими видами человеческой деятельности, отражаются в своих специфических формах. В связи с тем, что право пронизывает всю сферу жизнедеятельности человека, весь жизненный мир, правосознание отражает всю социальную реальность. Оно тесно взаимосвязано, имплицитно включено во все другие формы общественного сознания, сохраняя при этом специфику. Из всех форм общественного сознания к правосознанию наиболее близки моральное и политическое. Их сходство и различие показали И. Кант, Г. В. Ф. Гегель, В. С. Соловьёв и др. Так, В. С. Соловьёв в работе «Оправдание добра» отмечал, что сходство нравственности и права состоит в нормативности, в сообразовании проявлений личной свободы с условиями существования общества. Однако сферы нравственности и права не совпадают. По мнению В. С. Соловьева, право (как у Канта) «есть низший предел или определенный минимум нравственности». Он аргументировал это тем, что нравственная заповедь бесконечна и распространяется на каждый поступок, а юридический закон запрещает определенные внешние действия, и под него попадает не любое действие, а лишь недозволенное законом. Поэтому право позволяет людям быть злыми, оно не вмешивается в свободный выбор между добром и злом. В лучшем случае право лишь препятствует злому человеку стать злодеем[9]. В работе «Право и нравственность» B.C. Соловьёв отмечает, что право и нравственность едины в стремлении реализовать справедливость. Первоначальное право как «непосредственная деятельность родового (народного племенного) духа» — это обычное право как «начало справедливости». «Начало справедливости» он усматривает в свободном и добровольном исполнении нравственных требований, когда всякое принуждение нежелательно и невозможно. Кроме того, нравственное, моральное сознание выступает в виде норм, санкционированных общественным мнением, а правовое сознание отражает правовую реальность в виде норм, юридических законов, санкционированных государством. Неразрывно связано с правосознанием и политическое сознание, потому что правовые нормы и юридические законы исходят от государства — центрального элемента политической организации общества. Именно государство осуществляет законодательную и правоохранительную деятельность, выражая различные социально-классовые потребности и интересы. В праве всегда в той или иной мере выражена политика. Бытует мнение о политике как о грязном деле и о праве как фундаменте честности и открытости, в том числе и в политике. Казалось бы, в таком случае политика и право—явления несовместимые. Однако это не совсем так. Да, действительно, в борьбе за власть часто используются грязные средства, но только праву — и только в правовом государстве — под силу оградить политику от аморальности, «очистить» ее от грязи. Кроме того, политическое сознание имеет не только классово-клановый, но и широкий социальный смысл (содержит идеи объединения людей для достижения общего блага, общего интереса), поэтому оно органично связано с правосознанием. Ведь чтобы стать средством объединения людей, надо обеспечить это объединение не только в идейном, но и в правовом отношении. А для этого необходим определенный уровень развития правосознания. В обществе воцарятся свобода, справедливость, равенство всех перед законом лишь в том случае, если, кроме наличия объективных условий, будут поняты суть этих явлений и условия их возникновения и существования. Правосознание, как и любая форма общественного сознания, выполняет ряд функций. Функции указывают на деятельный характер правосознания, позволяют глубже раскрыть его роль в жизненном мире человека и человечества. Многофункциональность правосознания определяется уже тем, что субъектом и носителем правосознания могут выступать и выступают личность (индивидуальное сознание), нация (национальное сознание), класс (классовое сознание), общество (общественное сознание), причем правосознание каждого субъекта выполняет определенные функции. Кроме того, правосознание отражает правовую реальность во всех сферах жизнедеятельности общества — экономической, социальной, политической, духовной. В каждой из них правовая реальность отражается по-своему, и назначение правосознания в этом смысле отличается. И. А. Ильин отмечал, что правосознание по содержанию и развитости различно. Правосознание имеет и человек, не знающий прав и законов. «Человеку невозможно не иметь правосознания; его имеет каждый, кто сознает, что кроме него на свете есть другие люди. Человек имеет правосознание независимо от того, знает он об этом или не знает, дорожит этим достоянием или относится к нему с пренебрежением...»[10]. Философ характеризует правосознание также как «нормальное» и «развитое». Нормальное правосознание — это «знающая воля к праву», это «особый способ жизни, которым живет душа, предметно и верно переживающая право в его основной идее и в его единичных видоизменениях (институтах)»[11]. И. А. Ильин дает определение понятия «развитое правосознание»: оно «умеет всегда разобраться в том, где начинается и где кончается право и где возникает произвол...»[12]. Важнейшая функция правосознания — регулятивная. В повседневной реальности люди руководствуются теми правами, нормами, выполняют те обязанности, которые не только существуют «на бумаге», но и закреплены общественным сознанием. Благодаря таким нормам происходит согласование действий членов общества, регулирование поведения индивидов и социумов, социальных институтов — всех субъектов правоотношений. За годы реформирования постсоветской России роль регулятивной функции правосознания значительно снизилась. И дело тут не только в плохом знании многочисленных новых законов, актов, постановлений, но и в том, что многие из них нарушаются самим государством, некоторые оказались нежизненными, а есть и такие, что ведут к обострению общественных противоречий. Любые же оправдания («неконституционность указа вызвана чрезвычайными обстоятельствами», «для выполнения закона у государства нет средств» и т.п.) общественное сознание не приемлет, в результате необязательность захватывает все слои общества, растет беспредел. Гносеологическая функция правосознания выражается в том, что правовые идеи, теории, законы, нормы познаваемы, и именно через их познание возникает правовое знание как фундаментальная предпосылка правового поведения. Кроме того, гносеологическая функция позволяет понять, что нормы и законы не бывают врожденными, а формируются на основе всеобщих законов общественного развития, определяются материальной жизнью общества, обладая в то же время относительной самостоятельностью. Эта самостоятельность проявляется в том, что правовое сознание может отставать или опережать правовую реальность, быть ей адекватным, достаточно точно отражать ее в идеях, теориях, нормах или извращать реальное положение дел. То есть правовое сознание способно и ускорять общественное развитие, и тормозить его. Аксиологическая функция помогает оценить правовые явления, содержание юридических законов и норм, состояние законности и правопорядка в обществе. Следует отметить, что «качество» этой функции и степень ее проявления зависят от политического режима. Чем он демократичнее, тем самостоятельнее, критичнее и требовательнее оценки правосознания. Сегодня в России, бесспорно, эта функция правосознания усилилась, что обусловлено, прежде всего, сменой режима, расширением правовой информации, обретением самостоятельности судебной власти, национальными программами, предложенными государством. Однако усиление, к сожалению, сопровождается поляризацией оценок. И этому есть свое объяснение — нарастающая социальная дифференциация общества, обострение борьбы за политическую власть и ее криминализация, рост преступности, экономические потрясения и политическая нестабильность. Нормативно-прогностическая функция правосознания выражается в заинтересованности социального субъекта своим будущим, его правовым обеспечением. Социальный объект занимает определенную позицию по отношению к происходящим событиям, переменам, противоречиям в правовой реальности. Он не всегда принимает правовую реальность такой, какая она есть, а нормативно воздействует на нее с позиций должного, своих интересов, соответствующих правовых и социальных идеалов. В процессе поиска «лучшего пути» формируется прогностическая модель правового развития общества. Онтологическая функция правосознания проявляется в том, что оно само является бытием человека и человечества, что оно существовало до и независимо от конкретного человека в качестве «объективно значащих правил», «свободного и справедливого порядка», которые создают условия его существования и сосуществования с другими. Заключение Таким образом, правосознание — это правовая реальность, которая детерминирует правовую жизнедеятельность общества и человека. Оно участвует в формировании правовой реальности как взаимодействия реальности и системного мира, в развитии правовых отношений, правовых учреждений и самого правового сознания. [1] См.: Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность.М., 1995. С. 157.
[2] ФранкС.Л. Реальность и человек. СПб., 1997. С. 11. [3] Франк С.Л. Реальность и человек. СПб., 1997. С. 24.
[4] См.: Драгалина-Чёрная Е. Г. Формальная онтология: аналитическая реконструкция. М., 2000; ФалькоВ.И. Формальные онтологии // Философские науки. 2004. № 9; его же — Типология реальностей // Философские науки. 2005. № 7, 8; Уёмов А.И., Любутин К.Н. Философское значение атрибутивных общественных параметров // Вопросы философии. 2003. № 2.
[5] См.: Современная американская социология. М., 1994. С. 237.
[6] См.: Ильин И. А. О сущности правосознания // Собр. соч.: в 10 т. Т. 4. М., 1994. С. 168—169.
[7] См.: Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1995. С. 229—231.
[8] В некоторых источниках общественное и групповое сознания различаются. Соглашаясь с таким подходом в принципе, авторы полагают, что в данном контексте этим обстоятельством можно пренебречь.
[9] См.: Соловьев В. С. Оправдание добра // Соч.: в 2 т. Т. 1. М., 1988.
[10] Ильин И. А. О сущности правосознания. Соч.: в 10 т. Т. 4. М.: Русская книга. С. 155. [11] Там же. С. 158. [12] Там же. С. 166.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|