Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Испытание растворов щелочей индикаторами.




ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЩЕЛОЧЕЙ С СОЛЯМИ.

РАЗЛОЖЕНИЕ НЕРАСТВОРИМЫХ ОСНОВАНИЙ.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НЕРАСТВОРИМЫХ ОСНОВАНИЙ С КИСЛОТАМИ.

Теоретическая часть

Основаниями называются вещества, в которых атомы металла связаны с гидрокси-группами.

Химические свойства оснований

Химические свойства оснований характеризуются отношением их к кислотам, ангидридам кислот и солям.

1. Действуют на индикаторы. Индикаторы меняют свою окраску в зависимости от взаимодействия с разными химическими веществами. В нейтральных растворах – они имеют одну окраску, в растворах кислот – другую. При взаимодействии с основаниями они меняют свою окраску: индикатор метиловый оранжевый окрашивается в жёлтый цвет, индикатор лакмус – в синий цвет, а фенолфталеин становится цвета фуксии.

2.Взаимодействуют с кислотными оксидами с образованием соли и воды:

2NaOH + SiO2 → Na2SiO3 + H2O.

5.Вступают в реакцию с кислотами, образуя соль и воду. Реакция взаимодействия основания с кислотой называется реакцией нейтрализации, так как после её окончания среда становится нейтральной:

2KOH + H2SO4 → K2SO4 + 2H2O.

5.Реагируют с солями, образуя новые соль и основание:

2NaOH + CuSO4 → Cu(OH)2 + Na2SO4.

5.Способны при нагревании разлагаться на воду и основной оксид:

Cu(OH)2 = CuO + H2O.

Экспериментальнаячасть

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: экспериментально осуществить реакции, характеризующие химические свойства оснований.

ОБОРУДОВАНИЕ И РЕАКТИВЫ: штатив с пробирками, металлический штатив, спиртовка, пробиркодержатель, стеклянная лопаточка, стеклянная пластинка, фенолфталеин, метиловый оранжевый, универсальная индикаторная бумага, раствор гидроксида натрия, раствор хлорида меди (II) или сульфата меди (II), гидроксид меди (II), раствор нитрата никеля (II), гидроксид железа (III), раствор хлорида железа (III), раствор нитрата кобальта (II), раствор соляной кислоты, раствор серной кислоты.

 

ОПЫТ 1. ИСПЫТАНИЕ РАСТВОРОВ ЩЕЛОЧЕЙ ИНДИКАТОРАМИ.

К 6-7 каплям раствора щелочи прилейте 2-3 капли индикатора метилового оранжевого. Как изменился цвет? Испытайте раствор щелочи другими индикаторами. Заполните таблицу, которая предлагается ниже.

 

Щелочь Цвет индикатора
метиловый оранжевый фенолфталеин универсальная индикаторная бумага
       

 

ОПЫТ 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЩЕЛОЧЕЙ С СОЛЯМИ.

В одну пробирку налейте 3-4 мл раствора хлорида меди (II) или сульфата меди (II), в другую – нитрат никеля (II). Добавьте в обе пробирки столько же гидроксида натрия. Встряхните содержимое пробирок. Что наблюдаете? Составьте молекулярные и ионные уравнения реакций.

 

ОПЫТ 3. РАЗЛОЖЕНИЕ НЕРАСТВОРИМЫХ ОСНОВАНИЙ.

 

Возьмите одну стеклянную лопаточку гидроксида меди (II), поместите в сухую пробирку, которую укрепите наклонно в лапке металлического штатива. Вначале подогрейте всю пробирку, а затем нагревайте то место, где находится гидроксид меди (II). Что наблюдаете на стенках пробирки? Какого цвета получается твердое вещество? Напишите уравнение реакции.

 

ОПЫТ 4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НЕРАСТВОРИМЫХ ОСНОВАНИЙ С КИСЛОТАМИ.

На дно двух пробирок поместите с помощью стеклянной лопаточки: в одну - гидроксид меди (II), в другую – гидроксид железа (III). К гидроксиду меди (II) прилейте 10 капель раствора соляной кислоты, а к гидроксиду железа (III) – столько же по объему раствора серной кислоты. Какого цвета образуются растворы?

На стеклянную пластинку поместите по 1-2 капли каждого раствора и осторожно выпарите их до появления первых кристаллов. Напишите уравнения проделанных реакций.

Задания.

1. Дайте определение основаниям исходя из их состава.

2.Дайте определения основаниям с точки зрения теории электролитической диссоциации.

3. Даны растворы двух веществ. Как можно практически доказать, что одно из них является раствором щелочи.

4. К какому типу реакций относится взаимодействие оснований с солями?

5. Напишите графические формулы следующих оснований: Cu(OH)2, Fe(OH)3, Mn(OH)2, Co(OH)3.

6. Проделайте реакции, которые выражаются следующими ионными уравнениями:

а) Fe3+ + 3OH- =Fe(OH)3

б) Cо2+ + 2OH- =Cо(OH)2

Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном виде.

 

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №5

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЛЕЙ С МЕТАЛЛАМИ.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЛЕЙ С КИСЛОТАМИ.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЛЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ.

Теоретическая часть

Солями называются сложные вещества, молекулы которых, состоят из атомов металлов и кислотных остатков (иногда могут содержать водород). Например, NaCl – хлорид натрия, СаSO4 – сульфат кальция и т. Д.

Практически все соли являются ионными соединениями, поэтому в солях между собой связаны ионы кислотных остатков и ионы металла:

Na+Cl – хлорид натрия

Ca2+SO42– – сульфат кальция и т.д.

Соль является продуктом частичного или полного замещения металлом атомов водорода кислоты. Отсюда различают следующие виды солей:

1.Средние соли – все атомы водорода в кислоте замещены атомами металлов:

Например: Na2CO3, KNO3 и т.д.
2. Кислые соли – не все атомы водорода в кислоте замещены металлом. Разумеется, кислые соли могут образовывать только двух- или многоосновные кислоты. Одноосновные кислоты кислых солей давать не могут: NaHCO3, NaH2PO4 ит. Д.

3. Двойные соли – атомы водорода двух- или многоосновной кислоты замещены не одним металлом, а двумя различными: NaKCO3, Kal(SO4)2 и т.д.

4. Соли основные можно рассматривать как продукты неполного, или частичного, замещения гидроксильных групп оснований кислотными остатками: Аl(OH)SO4 , Zn(OH)Cl и т.д.

Химические свойства солей

Химические свойства солей определяются свойствами катионов и анионов, которые входят в их состав.

5. Некоторые соли разлагаются при прокаливании:

CaCO3 = CaO + CO2

5.Взаимодействуют с кислотами с образованием новой соли и новой кислоты. Для осуществление этой реакции необходимо, чтобы кислота была более сильная чем соль, на которую воздействует кислота:

2NaCl + H2 SO4 → Na2SO4 + 2HCl↑.

5.Взаимодействуют с основаниями, образуя новую соль и новое основание:

Ba(OH)2 + Mg SO4 → BaSO4↓ + Mg(OH)2.

5.Взаимодействуют друг с другом с образованием новых солей:

NaCl + AgNO3 → AgCl + NaNO3 .

5. Взаимодействуют с металлами, которые стоят в раду активности до металла, который входит в состав соли:

Fe + CuSO4 → FeSO4 + Cu↓.

Экспериментальная часть

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: экспериментально осуществить реакции, характеризующие химические свойства солей.

ОБОРУДОВАНИЕ И РЕАКТИВЫ: штатив с пробирками, раствор нитрата свинца, раствор нитрата серебра, раствор сульфата меди (II), медная проволока, железо, медные стружки, раствор хлорида бария, раствор серной кислоты, раствор хлорида меди (II), хлорид натрия, карбонат натрия, сульфид натрия.

ОПЫТ 1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЛЕЙ С МЕТАЛЛАМИ.

 

В одну пробирку влейте 2-3мл раствора нитрата серебра, во вторую – 2-3мл раствора сульфата меди (II), а в третью – столько же раствора нитрата свинца (II). В первую пробирку положите тонкую медную проволоку, во вторую – железо, в третью – медные стружки. Что наблюдаете? Напишите уравнения соответствующих реакций.

ОПЫТ 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЛЕЙ С КИСЛОТАМИ.

В одну пробирку налейте 3-4 мл раствора хлорида бария, в другую – нитрата свинца. В каждую из них добавьте столько же серной кислоты. Встряхните содержимое пробирок. Что наблюдаете? Составьте молекулярные и ионные уравнения реакций.

ОПЫТ 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЛЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ.

В одну пробирку влейте 2-3 мл раствора нитрата серебра, во вторую – 2-3мл раствора хлорида бария, а в третью – столько же раствора хлорида меди. В первую пробирку прилейте хлорид натрия, во вторую – карбонат натрия, в третью – сульфид натрия. Что наблюдаете? Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном полном и сокращенном виде.

Задания.

1. Что такое соли?

2. На какие типы делятся соли? Приведите примеры.

3. К какому типу реакций относится взаимодействие солей с металлами?

4. Напишите графические формулы следующих оснований: CuSO4, FeCl3, Mn(NO3)2.

5. Проделайте реакции, которые выражаются следующими ионными уравнениями:

а) Ag+ + Cl- =AgCl↓

б) Hg2+ + SО42- = HgSО4

Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном виде.

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №6

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...