Сочинение-описание «Мой лучший друг».
Цели: 1. Повторение особенностей описательного текста и формирование умения отличать описание человека от других видов описания. 2. Формирование умения строить описание (последовательно и связно описывать); 3. Формирование умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении; 4. Формирование умения отбирать материал в соответствии с темой сочинения; 5. Формирование умения использовать прилагательные в описательном тексте.
Ход урока. 1. Повторение особенностей описательного текста. Обсуждение речевого оформления сочинения (формирование умения использовать прилагательные в описательном тексте).
- Какие особенности имеет описание? (Отвечает на вопрос какой предмет, человек, выражает отношение автора к описываемому, помогает нам ясно и чётко представить то, о чём говорит автор.) - Послушайте 2 текста и скажите, какой текст является описанием человека, а какой - нет. Учитель зачитывает 2 сочинения: «У меня есть друг. Её зовут Даша. Мы познакомились с ней в детском саду. У Даши зелёные глаза, чёрные густые волосы, весёлые глаза. Роста она небольшого. Характер у моей подруги хороший, добрый. Она всегда меня выручит. Я хочу дружить с Дашей ещё очень долго.» «Моя самая лучшая подруга - Вика. Мы с ней дружим уже 2 года. Мы вместе ходим в школу. На переменах мы играем в дочки-матери. Я люблю гулять с её собакой, у неё - овчарка. А ещё у Вики есть младший брат. Его зовут Паша. Он часто плачет и лежит в коляске. Мы с Викой похожи, как сёстры. Мы всегда будем с ней дружить, потому что мы любим друг друга.» - Докажите, что первый текст является описанием друга, а второй - нет. Какие части речи помогли автору первого сочинения более точно описать своего друга? (Имена прилагательные).
- Перечислите прилагательные в 1 тексте (зелёные глаза, чёрные густые волосы, весёлые глаза, роста небольшого, характер хороший, добрый), во 2 тексте (младший брат). - Какую роль играют прилагательные в описании человека? (Они помогают ярко и точно описать внешность, характер, поведение, привычки…)
2. Постановка учебной задачи. - Сегодня вы будете учиться описывать людей - ваших друзей. В этом вам помогут ваши рисунки. Достаньте их.
3. Обсуждение темы и основной мысли сочинения. (Формирование умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении). - Что значит описать человека? На какой вопрос вы должны ответить в своём сочинении? (Какой он?) - Что мы сейчас определили? (Тему сочинения). - Посмотрите на свои рисунки и скажите, помогают ли они ответить на вопрос «Какой мой друг?». - Что ещё должно быть понятно из вашего описания? (Что эта девочка, этот мальчик - мой лучший друг). - А что мы теперь определили? (Основную мысль сочинения). - Когда вы будете раскрывать тему и основную мысль в вашем сочинении, т. е. отвечать на вопросы какой мой друг и выражать своё отношение, вам нужно будет внимательно посмотреть на ваши рисунки, они вам помогут.
4. Обсуждение структуры текста. (Формирование умения строить описание (последовательно и связно описывать) и отбирать материал в соответствии с темой сочинения). - Вспомните, из каких частей состоит описание? - С чего вы начнёте сочинение? О чём можно сказать в водной части? (Как и когда мы познакомились с другом, как его зовут). - Какая будет следующая часть? (Основная). - Что должно быть в основной части? (Описание друга). - Посмотрите на свои рисунки, как можно описать вашего друга? (Можно описать внешность, характер, привычки, написать, что он любит или не любит). - Глядя на рисунки, скажите, как именно вы опишите внешность? (Можно описать рост, лицо (волосы, глаза, черты лица), походку, голос, жесты…)
- Как закончить сочинение? (Выразить своё отношение к другу, написать о том, что я хочу с ним дружить очень долго или всегда.)
5. Орфографическая подготовка проводится в процессе написания сочинения в индивидуальном порядке.
6. Сочинение. - Теперь можно приступить к написанию сочинения. Не убирайте ваши рисунки, они должны помогать вам. Во время работы пользуйтесь ими, чтобы яснее и точнее представить того, кого вы описываете.
7. Проверка. - Проверь, можно ли по твоему описанию представить твоего друга. Какие слова тебе в этом помогли? - Проверь, удалось ли тебе передать своё отношение к другу. - Грамотно ли построено твоё описание (все ли части текста у тебя есть). - Проверь, грамотно ли написано сочинение.
8. Д/з. К следующему сочинению нарисовать рисунок твоей комнаты. Конспект урока. Сочинение-описание «Моя комната».
Цели: 1. Повторение особенностей описательного текста, и формирование умения анализировать и сравнивать описания. 2. Формирование умения строить описание (последовательно и связно описывать); 3. Формирование умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении; 4. Формирование умения отбирать материал в соответствии с темой сочинения; 5. Формирование умения использовать прилагательные в описательном тексте.
Ход урока. 1. Повторение особенностей описательного текста. Обсуждение речевого оформления сочинения (формирование умения использовать прилагательные в описательном тексте).
- Какие особенности имеет описание? (Отвечает на вопрос какой предмет, человек, выражает отношение автора к описываемому, помогает нам ясно и чётко представить то, о чём говорит автор.) - Послушайте 2 текста и скажите, в каком из них ученик лучше описывает свою комнату, обоснуйте свою точку зрения: Учитель зачитывает 2 сочинения: «Мы живём в доме на втором этаже. В мой комнате есть диван, два кресла, шкаф, трельяж, компьютер, стол, стул, пианино, телевизор и видеомагнитофон. В ней нет спортивной стенки, а у моего друга Вити - есть. Я очень хочу иметь спортивную стенку. Ещё в моей комнате есть три окна.»
«У меня есть комната. Она просторная и светлая, и в ней много интересного. Когда входишь в комнату, напротив двери - окно. На окне висят зелёные занавески. Обои - тоже зелёные. Справа от окна стоит мой секретер и стул, а слева - большой серый диван, на котором я сплю. Над диваном висит разноцветный ковёр со сложным рисунком. В моей комнате есть большой коричневый шкаф, где висят мои вещи и лежат игрушки. На столике в углу стоит телевизор и магнитофон. На потолке - красивая люстра. Мне очень нравится моя уютная комната.» - Во 2 тексте автор лучше описывает комнату. В 1 тексте есть много ошибок: 1. Нарушена структура описания: вводная часть практически не связана с основной, заключения вовсе нет, в основной части описание комнаты непоследовательно. 2. Не раскрыта основная мысль: не понятно, как автор относится к своей комнате. 3. Плохо раскрыта тема: некоторые предложения вообще не нужны («В ней нет спортивной стенки, а у моего друга Вити - есть. Я очень хочу иметь спортивную стенку.»). 4. Описание не позволяет представить комнату, т.к. предметы, находящиеся в комнате, совсем не охарактеризованы. Нет ни одного прилагательного, описывающего их.
2. Постановка учебной задачи. - Сегодня вы опишите вашу комнату. В этом вам помогут ваши рисунки. Достаньте их.
3. Обсуждение темы и основной мысли сочинения. (Формирование умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении). - Что значит описать комнату? На какой вопрос вы должны ответить в своём сочинении? (Какая она?) - Что мы сейчас определили? (Тему сочинения). - Посмотрите на свои рисунки и скажите, помогают ли они ответить на вопрос «Какая комната?». - Что ещё должно быть понятно из вашего описания? (Что мне нравится моя комната, она уютная, красивая, в ней много интересного…). - А что мы теперь определили? (Основную мысль сочинения). - Когда вы будете раскрывать тему и основную мысль в вашем сочинении, т. е. отвечать на вопросы какая моя комната и выражать своё отношение к ней, вам нужно будет внимательно посмотреть на ваши рисунки, они вам помогут.
4. Обсуждение структуры текста. (Формирование умения строить описание (последовательно и связно описывать) и отбирать материал в соответствии с темой сочинения). - Вспомните, из каких частей состоит описание? - О чём можно сказать в водной части? (Что у меня есть комната. Сколько я в ней уже живу, когда я туда переехал,…). - Какая будет следующая часть? (Основная). - Что должно быть в основной части? (Описание комнаты). - Посмотрите на свои рисунки, с чего можно начать описывать вашу комнату? (Можно начать с описания общего вида «Она большая, маленькая, просторная, светлая…»). - Что дальше можно описать? (Обои, окна, мебель, ковры, технику…) - Как закончить сочинение? (Выразить своё отношение к своей комнате, написать о том, что мне нравиться в ней жить и почему…).
5. Орфографическая подготовка проводится в процессе написания сочинения в индивидуальном порядке.
6. Сочинение. - Теперь можно приступить к написанию сочинения. Не убирайте ваши рисунки, они помогут вам описывать ваши комнаты.
7. Проверка. - Проверь, можно ли по твоему описанию представить твою комнату. Какие слова тебе в этом помогли? - Проверь, удалось ли тебе передать своё отношение к комнате. - Грамотно ли построено твоё описание (все ли части текста у тебя есть). - Проверь, грамотно ли написано сочинение.
8. Д/з. К следующему сочинению нарисовать рисунок класса. Конспект урока.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|