Анализ результатов (контрольный срез).
Анализ детских работ как и на констатирующем этапе исследования проводился с целью выявления уровня развития некоторых речевых умений. Уровень развития каждого умения оценивался по следующим критериям:
* «высокий уровень развития речевого умения» (речевое умение сформировано на отличном или хорошем уровне); * «средний уровень развития речевого умения» (речевое умение сформировано частично); * «низкий уровень развития речевого умения» (речевое умение не сформировано);
Общее количество всех работ (17) было принято за 100%. Все работы оценивались по каждому виду умения отдельно. Результаты анализа работ были занесены в таблицу:
Результаты формирующего эксперимента.
Среднее количество использованных прилагательных в каждом сочинении - 7 слов. Минимальное количество прилагательных в сочинении -4, максимальное - 14.
Результаты анализа уровня развития речевых умений после формирующего эксперимента получились высокие. Умеют строить описание (последовательно и связно описывать) и раскрывать тему и основную мысль в сочинении - 88% класса, отбирать материал в соответствии с темой сочинения и использовать прилагательные в описательном тексте - 94%. Таким образом, у большинства учащихся класса все рассматриваемые умения сформированы на высоком уровне. Низкого уровня развития умений после обучения нет ни у кого.
Примеры детских сочинений:
Коренной Витя. « Моя любимая игрушка - тигр. У меня есть любимая игрушка. Это игрушечный тигр. Мне его подарили на Новый год. Он оранжевого цвета с чёрными полосками. У него маленький чёрный носик. У него маленькие лапки, и хвостик тоже маленький. У него большие чёрные глаза. На носу у него усы. Он мне очень нравится!»
Голубева Лиза. « Моя любимая игрушка - кукла Роза. У меня есть кукла. Её зовут Роза. У неё голубые глаза, белые волосы, губы красного цвета, кожа такого коричневого оттенка. Щёки - розовые. Волосы у неё очень длинные. Я всегда заплетаю их в косы. Мне нравится с ней играть.»
Корнилова Оля. « Моя любимая игрушка - попугай Кеша. Мне купили игрушку - попугая Кешу, как из мультфильма. Мне он очень нравится. Он маленький, зелёного цвета. Глаза у него чёрные, клюв жёлтый, лапки коричневые, хохолок у него светло-зелёный. Я люблю свою игрушку так, как другой не любил бы.»
Кудряшева Диана. « Моя любимая игрушка - обезьянка Тотошка. На 8 марта мне подарили небольшую обезьянку. Сначала я думала, что это обычная обезьяна. Когда я начала с ней играть, мне она понравилась. Я назвала его Тотоша. Он очень маленький, но у него весёлая улыбка. У него большие чёрные глазки и маленький носик. На нём одета шляпа из соломы и красно-зелёный свитер. Теперь он - моя любимая игрушка. Я очень люблю с ним играть.»
По этим сочинениям видно, что те речевые умения, которые развивались в процессе эксперимента, сформированы на высоком уровне. Ученики последовательно и связно описали свои игрушки, хорошо раскрыли тему и основную мысль в сочинении, правильно отбирали материал в соответствии с темой, часто использовали прилагательные (они выделены курсивом).
Выводы. Уровень развития речевых умения детей при использовании на уроках развития речи взаимосвязи с изобразительным искусством значительно повысился. Показатель высокого уровня развития умения строить описание (последовательно и связно описывать) у учащихся класса после формирующего этапа эксперимента вырос на 29%; умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении - на 35%; умения отбирать материал в соответствии с темой сочинения -на 41%; а умения использовать прилагательные в описательном тексте - на 52%. Рассматриваемые речевые умения в данном классе после обучения сформированы на высоком уровне примерно у 9/10 учащихся класса; на среднем уровне - у 1/10 класса. Умение использовать прилагательные в описании, которое хуже всего было развито у детей, теперь хорошо сформировано у 94% детей.
Анкета.
С целью определения особенностей восприятия детьми интеграции уроков развития речи с изобразительным искусством, после проведения формирующего эксперимента ученикам была предложена анкета. В анкетировании принимало участие 17 человек.
Вопросы анкеты: 1. Понравилось ли тебе рисовать рисунки к сочинениям? 2. Часто ли ты смотрел(а) на твои рисунки на уроках - сочинениях? 3. Помогли ли тебе твои рисунки описывать предметы, людей в сочинениях? Как именно они тебе помогли? 4. Было ли тебе проще описывать, когда на парте лежал твой рисунок? 5. Как ты думаешь, сочинения, к которым ты рисовал(а) рисунки, получились лучше, чем другие? Чем они были лучше? 6. Хочешь ли ты, чтобы к каждому сочинению задавали рисовать рисунок?
Анализ ответов. По результатам анкеты была составлена таблица.
Рисовать рисунки к сочинениям понравилось почти всем (94%), и многие часто пользовались своими рисунками, когда описывали (76%). Рисунки помогли описывать предметы и людей всему классу (100%), т.к. было намного проще (так считают 94% класса).
На вопрос «Как именно тебе помогли твои рисунки?» ответы были следующие: - было легче вспоминать подробности, детали («ничего не забудешь») - 41%; - легче, удобнее описывать - 35%; - описание получается более точным и подробным - 24%.
70% класса думают, что сочинения, к которым рисовались рисунки, получились лучше, чем другие, и лишь 30% уверены, что они ничем не отличались от остальных. На вопрос «Чем они были лучше?» ученики ответили, что они были более подробными и точными. 82% учащихся хотят, чтобы к каждому сочинению задавали рисовать рисунок. Выводы. Детям понравились уроки развития речи с использованием их изобразительного творчества. Данный тип интеграции помог школьникам при работе над сочинениями-описаниями. Им было легче и удобнее описывать, т.к. они не забывали детали и их работы получались более подробными и точными. 2/3 детей считают, что при написании сочинений с использованием рисунков, их описания получились лучше. Таким образом, ученики очень хорошо отнеслись к данному типу интеграции и отметили его высокую эффективность.
Аключение
1. Эффективным условием для развития речевых умений при помощи реализации взаимосвязи с изобразительным искусством является использование изобразительного творчества детей. 2. Эффективными методом и приёмом реализации интегрированного подхода на уроках развития речи были беседа, наблюдение над языковым материалом и использование тематических рисунков при работе над сочинениями-описаниями.
3. Уровень развития речевых умений у младших школьников после обучения составлять описание при использовании на уроках развития речи взаимосвязи с изобразительным искусством значительно повысился. До обучения умели строить описание (последовательно и связно описывать) 59%, а после - 88% учащихся класса, раскрывать тему и основную мысль в сочинении до - 53%, после - 88%, отбирать материал в соответствии с темой сочинения до - 53%, после - 94%, а использовать прилагательные в описательном тексте до - 42%, после - 94% учащихся класса.
До обучения у 23% - 35% учащихся данные умения были сформированы частично, а у 6% - 35% - они были практически не сформированы. Хуже всего у детей было развито умение использовать прилагательные в описательном тексте. Низкий уровень развития этого умения был у 35% класса.
После обучения у 6% - 12% учащихся данные умения сформированы частично, низкого уровня развития данных умений нет ни у кого. Умение использовать прилагательные в описательном тексте после обучения было сформировано на высоком уровне у 94% класса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|