Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экспертиза организации образовательного процесса




 

Экспертиза проводится на основании постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь О гигиенических требованиях к организации образовательного процесса в общеобразовательных школах и гимназиях (№ 94 от 15.07.2010), а так же гигиенических требованиях к организации обучения детей 6 летнего возраста (№ 131 от 24.11.2009).

Образовательный процесс в общеобразовательных учреждениях должен быть организован в условиях обеспечения учащимся:

ü сохранения здоровья;

ü поддержания работоспособности в течение учебного дня, недели, учебного года;

ü необходимой двигательной активности.

 

 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

«15» июля 2010 г. №94

Об утверждении санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Гигиенические требования устройству, содержанию и организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях» и о признании утратившими силу некоторых технических нормативных правовых актов, отдельного структурного элемента технического нормативного акта

На основании Закона Республики Беларусь 23 ноября 1993 года «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» в редакции Закона Республики Беларусь от 23 мая 2000 года, Положения о Министерстве здравоохранения Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 августа 2000 г. № 1331, Министерство здравоохранения Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях».

2. Признать утратившими силу:

постановление Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 22 ноября 2006 г. №160 «Об утверждении Санитарных правил и норм 2.4.2.16-33-2006 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации учебно-воспитательного процесса учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования»;

постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30 сентября 2008 г. № 156 «О внесении изменений и дополнений в Санитарные правила и нормы 2.4.2.16-33-2006 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений»;

пункт 5 постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30 марта 2010 г. №35 «О внесении изменений и дополнений в некоторые санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы». 3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2010 г.

Министр В.И.Жарко

 

 

ГЛАВА 7

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

92. Образовательный процесс в общеобразовательных учреждениях должен быть организован в условиях обеспечения учащимся:

сохранения здоровья;

поддержания работоспособности в течение учебного дня, недели, учебного года;

необходимой двигательной активности.

Образовательный процесс в общеобразовательных учреждениях организуется по учебным годам. Учебный год делится на четверти.

При организации образовательного процесса общеобразовательные учреждения должны руководствоваться учебными планами, разрабатываемыми на основе типовых учебных планов для всех типов общеобразовательных учреждений согласно пункту 2 настоящих Санитарных правил, утвержденных в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

93. Условия и организация образовательного процесса учащихся первых классов должны соответствовать требованиям Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Гигиенические требования к организации обучения детей 6-летнего возраста», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 24 ноября 2009 г. № 131, и настоящих Санитарных правил.

96. Уроки в общеобразовательных учреждениях должны начинаться не ранее 8.00 в первую смену, не позднее 14.00 - во вторую смену.

Уроки во вторую смену должны заканчиваться не позднее 19.30.

При невозможности выполнения требования, указанного в части

второй настоящего пункта, образовательный процесс организуется в режиме 6-дневной учебной недели.

Оптимальным является организация образовательного процесса с 9.00 (в первую смену).

Запрещается проведение уроков во вторую смену в:

гимназиях, лицеях;

базовых школах - колледжах искусств, средних школах - колледжах искусств, гимназиях - колледжах искусств; лингвистических гимназиях -колледжах и средних школах - училищах олимпийского резерва при обучении на ступенях общего среднего образования (за исключением обучения на III ступени при получении среднего специального образования);

97. Продолжительность урока, факультативного занятия во 2 – 11 классах общеобразовательных учреждений не должна превышать - 45 минут.

В общеобразовательных учреждениях, расположенных на территориях радиоактивного загрязнения, продолжительность уроков во 2 - 4 классах может быть сокращена до 35 минут, в 5 - 11 классах - до 40 минут.

В санаторных школах-интернатах продолжительность урока не должна превышать: в 1 - 4 классах - 30 минут, в 5 - 11 классах - 40 минут.

98. Образовательный процесс при обучении на I, II и III ступенях общего среднего образования организуется в режиме шестидневной школьной недели, включающей пятидневную учебную неделю и один день для проведения с учащимися физкультурно-оздоровительных, спортивно- массовых и других воспитательных мероприятий. В 9 - 11 классах в шестой школьный день могут проводиться факультативные занятия.

Факультативные занятия в течение учебной недели проводятся в дни с наименьшим количеством обязательных уроков.

Недельная учебная нагрузка учащихся не должна превышать максимальную допустимую недельную учебную нагрузку учащихся согласно приложению 7 к настоящим Санитарным правилам и установленную типовыми учебными планами.

Максимальная допустимая недельная учебная нагрузка учащегося определяется суммой учебных часов на изучение учебных предметов и часов для факультативных занятий или для изучения отдельных учебных предметов на повышенном уровне.

100. Максимальная учебная нагрузка учащихся должна быть в дни наибольшей работоспособности: вторник и (или) среда - в 1 - 4 классах; вторник, среда и (или) пятница - в 5 - 11 классах, равномерно распределена по другим дням учебной недели.

В расписании уроков в течение учебного дня необходимо чередовать учебные предметы, требующие большого умственного напряжения, сосредоточенности и внимания (математика, белорусский (русский) язык в общеобразовательных учреждениях с русским (белорусским) языком обучения, иностранный язык - в 3 - 4 классах; математика, русский, белорусский, иностранный языки, физика, химия - в 6 - 11 классах) с другими учебными предметами.

102. Два урока могут быть объединены:

физической культуры при выполнении • программы по лыжной подготовке;

по отдельным учебным предметам, изучаемым на повышенном уровне (кроме уроков физической культуры);

по учебным предметам, изучаемым в объеме одного часа в неделю в 10 - 11 классах;

трудового обучения, кроме 1 - 4 классов;

111. При организации трудового обучения учащихся общеобразовательных учреждений общая продолжительность практической работы для учащихся 2 классов не должна превышать 25 минут, 3-4 классов - 35 минут.

Использование в трудовом обучении утиля, стекла, легко воспламеняющихся материалов, жидкостей и газов не допускается.

Оптимальная плотность основной и вспомогательной работы учащихся 5-9 классов на занятиях техническим трудом не должна превышать 65%, на уроках швейного дела - 70%. Длительность непрерывной работы по основным трудовым операциям предусматривается не более 10 минут в 5 классах, 15 минут - в 6 - 7 классах, 20 минут - в 8 - 9 классах.

112. Учащиеся общеобразовательных учреждений могут привлекаться к общественно полезному труду с учетом состояния здоровья и в пределах:

25 минут в учебную неделю в 1 - 2 классах;

45 минут в учебную неделю в 3 - 4 классах;

одного часа в школьную неделю в 5 - 8 классах;

1 часа 30 минут в школьную неделю в 9 - 11 классах.

В рамках общественно полезного труда могут выполняться работы по:

самообслуживанию: уборка своего рабочего места, сервировка обеденного стола и уборка посуды со стола - учащимися с 1 - 2 класса; ухаживание за комнатными растениями, влажная уборка пыли в учебном помещении - с 3 класса; уборка территории - с 5 класса; дежурство в обеденном зале (сервировка обеденного стола, подача на столы порционных холодных блюд) - с 7 класса; влажная уборка учебного помещения - с 8 класса;

собиранию и изготовлению коллекций местного природного материала, гербариев учащимися 3-11 классов;

ремонту наглядных и учебных пособий, книг в библиотеке (проклейка, ремонт переплетов) учащимися 3-11 классов;

благоустройству территории (озеленение, уход за цветниками и газонами) учащимися 5-11 классов;

изготовлению изделий из бумаги, дерева, текстильных материалов учащимися 5-11 классов;

ремонту мебели, спортивного и игрового инвентаря учащимися 8 -11 классов.

Запрещается привлекать учащихся к работам, запрещенным законодательством Республики Беларусь, в том числе в соответствии с:

Положением об участии несовершеннолетних учащихся в сельскохозяйственных работах, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 июня 1999 г. № 860 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г. № 47, 5/1020);

Списком работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 2 февраля 1995 г. № 13;

Нормами подъема и перемещения тяжестей вручную подростками от 14 до 18 лет, утвержденными постановлением Министерства труда Республики Беларусь 18 декабря 1997 г. № 116 (Бюллетень нормативно-правовой информации, 1998 г., № 2);

постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29 апреля 2000 г. № 9 «Об утверждении перечня легких видов труда, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 69, 8/3712).

Также запрещается привлекать учащихся к:

работам, опасным в эпидемическом отношении - уборка санитарных узлов, надворных уборных, умывальных комнат, уборка и вывоз отбросов и нечистот;

работам, опасным для жизни - санитарная обработка чаши плавательного бассейна, мытье оконных и других стекол, электросветильников;

мытью полов учащимися младше 14 лет;

приготовлению блюд, порционированию блюд, кроме самообслуживания за своим столом.

113. Общественно полезный труд должен быть организован согласно гигиеническим требованиям, с соблюдением техники безопасности, в соответствующей одежде (халат, фартук, косынка и другое).

Используемый при работе инвентарь (лопаты, лейки, грабли и другое) должны соответствовать возрастным возможностям учащихся.

114. При организации в общеобразовательных учреждениях образовательного процесса должны предусматриваться перерывы:

длительность перерыва между первой и второй сменами должна быть не менее 20 минут;

продолжительность перемен должна быть не менее 10 минут между уроками во всех классах и 30 минут (большая перемена) - после второго урока;

вместо большой перемены могут быть перемены по 20 минут после второго и третьего уроков;

во вторую смену большая перемена может сокращаться до 20 минут;

перед пятым уроком (факультативным занятием) для учащихся 2-4 классов должен предусматриваться перерыв длительностью не менее 15 минут, перед шестым уроком (факультативным занятием) для учащихся 5 –

7 классов и перед седьмым уроком (факультативным занятием) для учащихся 8-11 классов - не менее 20 минут;

120. Рассаживание учащихся за ученической мебелью проводится с соблюдением следующих требований:

учащихся с пониженной остротой зрения и слуха рассаживают ближе к классной доске, с высоким ростом - в первый и третий ряды;

учащихся с ревматическими заболеваниями, часто болеющих ангиной, острым воспалением верхних дыхательных путей необходимо рассаживать дальше от окон;

учащихся, пишущих левой рукой, рассаживают за партой парами или по одному, либо слева от пишущих правой рукой;

не менее двух раз за учебный год учащихся, сидящих в первом и третьем рядах, меняют местами, не нарушая соответствия мебели росту.

Продолжительность непрерывной работы за конторкой не должна превышать 7-10 минут для учащихся 1 - 4 классов, 15 минут - для учащихся 5-11 классов.

121. На каждом уроке (кроме уроков физической культуры, музыки),

при появлении первых признаков утомления, необходимо проводить комплексы упражнений по профилактике утомления органа зрения согласно приложениям 6, 9 к настоящим Санитарным правилам. Могут использоваться другие комплексы упражнений по профилактике утомления органа зрения учащихся, утвержденные в порядке, установленном Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

В общеобразовательных учреждениях должен проводиться комплекс мероприятий по охране здоровья учащихся.

 

САНИТАРНЫЕ НОРМЫ, ПРАВИЛА И ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

6-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь

  УТВЕРЖДЕНО Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь 24 ноября 2009 № 131  

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящие Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы «Гигиенические требования к организации обучения детей 6-летнего возраста» (далее – Санитарные правила) устанавливают гигиенические требования к размещению, оборудованию, воздушно-тепловому режиму, естественному и искусственному освещению, санитарному состоянию помещений первых классов учреждений образования, к организации режима обучения и воспитания, питания и отдыха детей 6-летнего возраста (далее – учащиеся).

2. Настоящие Санитарные правила распространяются на все действующие, проектируемые, строящиеся, реконструируемые общеобразовательные учреждения (начальная, базовая и средняя школы; школы-интернаты; учебно-педагогические комплексы), дошкольные учреждения (ясли-сады, детские сады), на базе которых размещаются первые классы, независимо от формы собственности и подчиненности.

3. Требования настоящих Санитарных правил обязательны для соблюдения государственными органами, иными организациями, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями.

4. За несоблюдение требований настоящих Санитарных правил виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

5. Государственный санитарный надзор за соблюдением требований настоящих Санитарных правил осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

 

ГЛАВА 2

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ

И ОБОРУДОВАНИЮ ПЕРВЫХ КЛАССОВ

 

6. При размещении первого класса в общеобразовательном учреждении площади помещений устанавливаются в соответствии с требованиями Технического кодекса установившейся практики 45-3.02-1-2004 (02250) «Состав и площади помещений общеобразовательных школ, учебно-педагогических комплексов, детских садов-школ», утвержденного приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 8 декабря 2004 г. № 294, «Об утверждении и введении в действие технических нормативных правовых актов в строительстве».

7. Функционально-планировочное решение размещения первых классов в учреждениях образования должно обеспечивать условия для обучения и отдыха учащихся и включать следующие основные помещения, объединенные в отдельную учебную секцию (блок):

классное помещение;

комната отдыха (спальня-игровая);

ресурсный центр;

раздевальная-гардеробная;

помещения санузла (раздельные для мальчиков и девочек);

рекреация.

В сельских школах при наполняемости первого класса не более 10 учащихся классное помещения и комната отдыха (спальня-игровая) могут быть совмещены.

8. При размещении в общеобразовательном учреждении двух и более первых классов должны быть планировочно выделены отдельные учебные секции (блоки) для первых классов (не более чем на 2-3 класса) не выше второго этажа.

9. Учебные секции (блоки) для учащихся первых классов не должны быть проходными.

10. При размещении первого класса в дошкольном учреждении площади его помещений устанавливаются в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов (далее – ТНПА).

11. Помещения общего назначения в общеобразовательных учреждениях и в дошкольных учреждениях (учебно-спортивные, для эстетического воспитания, кружковой работы) могут использоваться для организации учебной, воспитательной и внешкольной работы с учащимися.

12. Первые классы должны быть оборудованы школьными досками, ученической мебелью (столами (партами) и стульями), соответствующими требованиям ТНПА.

Ученическая мебель должна соответствовать росту учащихся.

Запрещается использование вместо стульев табуреток, скамеек.

Основные размеры ученической мебели приведены в приложении 1 к настоящим Санитарным правилам.

13. При расстановке ученической мебели должны соблюдаться следующие требования:

должно быть обеспечено левостороннее освещение рабочих мест учащихся;

расстояние от светонесущей стены до первого ряда столов (парт), от внутренней стены до третьего ряда, между рядами столов (парт) должно быть не менее 0,5 м;

расстояние от школьной доски до первого стола (парты) в среднем ряду должно быть не менее 1,6 м, в 1 и 3 рядах – не менее 2,4 м (для обеспечения угла видимости школьной доски не менее 35 градусов).

высота нижнего края школьной доски над полом должна быть не более 85 см.

14. Рассаживание учащихся проводится с учетом роста и состояния здоровья учащихся дважды (в сентябре, в январе) в течение учебного года.

Рассаживание учащихся с нарушениями и отклонениями в состоянии здоровья, должно проводиться с учетом рекомендаций врача.

Учащиеся с ведущей левой рукой должны быть рассажены за столом (партой) парами или по одному, либо слева от учащегося с ведущей правой рукой.

15. В первом классе должны быть предусмотрены и оборудованы места для хранения учебников, учебных, дидактических и учебно-наглядных пособий, письменных принадлежностей, книг для дополнительного чтения.

16. Место для дневного сна учащихся должно оборудоваться кроватями (стационарными, выдвижными, двухъярусными кроватями специальной конструкции), соответствующими требованиям ТНПА.

Использование раскладушек запрещается.

Расположение кроватей должно обеспечивать удобство подхода к ним и возможность уборки помещения.

17. Помещение комнаты отдыха (спальни-игровой) допускается оборудовать мебелью детской дошкольной (столами, стульями), соответствующей требованиям ТНПА.

18. Разрешается в помещении комнаты отдыха (спальни-игровой) или в рекреации оборудование спортивного мини-уголка, включающего гимнастическую стенку, тренажеры, другое спортивное и игровое оборудование, для проведения динамических пауз, физкультурного досуга на переменах.

19. В учебной секции (блоке) должны быть оборудованы места для индивидуальных полотенец учащихся, для хранения запаса постельного белья и полотенец.

20. При размещении первого класса в общеобразовательном учреждении помещение санузла должно быть оборудовано:

детскими унитазами с гигиеническими накладками в закрывающихся без запоров полукабинах;

умывальниками (высота установки от пола до борта умывальной раковины 50 см).

21. При размещении первых классов в дошкольном учреждении оборудование помещений санузлов должно соответствовать требованиям Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Гигиенические требования к устройству, содержанию и режиму деятельности учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17 апреля 2009 г. № 42.

22. Помещения санузлов должны быть оснащены бумагодержателями, педальными ведрами.

23. Стационарное оборудование во всех помещениях должно быть надежно закреплено.

24. Использование и хранение в помещениях с пребыванием учащихся неисправного оборудования, мебели, инвентаря запрещается.

25. На участке общеобразовательного учреждения должна быть оборудована отдельная игровая площадка для отдыха учащихся первых классов.

Примерный перечень оборудования для игровой площадки приведен в приложении 2 к настоящим Санитарным правилам.

 

ГЛАВА 3

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

К естественному и искусственному освещению

26. Уровни естественной и искусственной освещенности в помещениях первых классов должны соответствовать требованиям Строительных норм Республики Беларусь 2.04.05-98 «Естественное и искусственное освещение», введенных в действие приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь 7 апреля 1998г. № 142.

При одностороннем естественном боковом освещении в основных помещениях коэффициент естественной освещенности должен быть не ниже 1,5% (на расстоянии 1 м от стены, противоположной световым проемам).

Световые проемы в классном помещении, комнате отдыха (спальне-игровой) должны быть оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами (жалюзи, тканевые шторы).

Расстановка мебели, расположение солнцезащитных устройств и декоративных растений должны способствовать максимальному использованию дневного света и равномерному освещению помещений.

На окнах не должно быть высоких и широколистных цветов, снижающих уровень естественного освещения.

27. Искусственное освещение должно соответствовать назначению помещения, быть достаточным, регулируемым, безопасным, не оказывать слепящего и другого неблагоприятного действия на учащихся и внутреннюю среду помещений.

При использовании ламп накаливания должны использоваться светильники закрытые или частично открытые в сторону потолка, при использовании люминесцентных ламп – закрытые или ребристые.

28. Искусственная освещенность помещений первых классов должна соответствовать нормируемым показателям искусственной освещенности согласно приложению 3 к настоящим Санитарным правилам.

 

ГЛАВА 4

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

к воздушно-тепловому режиму

29. Во всех помещениях первых классов должна быть обеспечена возможность проведения проветривания.

Форточки и фрамуги должны функционировать в любое время года.

30. Сквозное проветривание должно проводиться только в отсутствие учащихся.

Продолжительность проветривания помещений зависит от погодных условий (температура наружного воздуха, направление ветра), эффективности отопительной системы. Длительность проветривания регламентируется снижением температуры воздуха в помещении в холодное время года до +14°С.

Проветривание заканчивается за 30 минут до прихода учащихся в помещение.

Запрещается проветривание через помещение санитарного узла.

31. Одностороннее проветривание помещений может проводиться в присутствии учащихся: в теплое время года – непрерывно, в холодное – до снижения температуры воздуха в помещении до +18 - +19°С.

32. Контроль температуры воздуха должен осуществляться с помощью бытового термометра, расположенного на внутренней стене помещения, на уровне зоны дыхания учащихся.

33. Оптимальные показатели микроклимата должны соответствовать приложению 4 к настоящим Санитарным правилам.

 

ГЛАВА 5

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К САНИТАРНОМУ

СОДЕРЖАНИЮ ПОМЕЩЕНИЙ

34. Уборка помещений должна проводиться в отсутствие учащихся при открытых окнах или фрамугах ежедневно влажным способом с использованием моющих средств в соответствии с инструкцией по их применению.

В основных помещениях:

полы должны мыться один раз в день; при совмещении первого класса и комнаты отдыха (спальни-игровой) в условиях дошкольного учреждения – два раза в день (перед сном учащихся и в конце учебного дня);

мебель, радиаторы, подоконники должны протираться влажной ветошью (салфетками).

При приеме пищи в помещении класса столы должны мыться до и после каждого приема пищи специально выделенной ветошью (салфетками), стулья должны протираться по мере загрязнения (но не менее одного раза в день).

В условиях дошкольного учреждения мытье столовой посуды должно осуществляться в соответствии с требованиями Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Гигиенические требования к устройству, содержанию и режиму деятельности учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17 апреля 2009 г. № 42.

Шкафчики для одежды должны ежедневно протираться и один раз в неделю мыться.

Ковры должны ежедневно очищаться пылесосом или влажной щеткой, при генеральной уборке – выколачиваться на территории хозяйственной площадки.

Игрушки должны мыться в соответствии с требованиями Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов «Гигиенические требования к устройству, содержанию и режиму деятельности учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17 апреля 2009 г. № 42.

В помещении санузла полы, раковины, унитазы должны мыться по мере загрязнения, но не реже трех раз в день.

Окна должны мыться с наружной стороны не менее 3 раз в год, с внутренней – ежемесячно.

35. Уборочный инвентарь должен быть:

индивидуально предназначен для уборки каждого помещения (в том числе, раздельный для уборки пола и поверхностей, расположенных выше пола);

иметь надпись, соответствующую его назначению;

храниться в специально отведенных местах.

Уборочный инвентарь для уборки помещений санузлов должен храниться только в помещении санузла.

36. Ежемесячно и по эпидемическим показаниям должна проводиться генеральная уборка помещений первого класса с применением моющих средств и средств дезинфекции.

37. Дезинфекция должна проводиться в соответствии с требованиями ТНПА.

38. Безопасность используемых моющих средств и средств дезинфекции должна быть подтверждена удостоверением о государственной гигиенической регистрации, выданном в порядке, установленным законодательством Республики Беларусь.

Моющие средства и средства дезинфекции должны храниться в емкостях в недоступном для учащихся месте.

39. Смена постельного белья должна проводиться по мере загрязнения, но не реже 1 раза в неделю.

Постельное белье и полотенца должны быть закреплены за каждым учащимся.

Постельные принадлежности (подушки, одеяла, наматрацники) должны проветриваться во время генеральной уборки при открытых окнах.

При необходимости постельные принадлежности должны подвергаться химической чистке.

 

ГЛАВА 6

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

40. Наполняемость первых классов не должна превышать 20 учащихся.

41. Образовательный процесс должен осуществляться в режиме шестидневной школьной недели, включающей пятидневную учебную неделю и один день для проведения с учащимися спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, воспитательных мероприятий.

42. Уроки должны проводиться только в первую смену.

43. Максимально допустимая учебная нагрузка на одного учащегося не должна превышать 22 часа в неделю, в том числе часы, отведенные на изучение учебных предметов (18 часов) и часы факультативных занятий (4 часа).

44. Учебная нагрузка должна увеличиваться постепенно: в начале учебного года (в сентябре) в рамках общего количества учебных часов проводятся уроки по изучению курса «Введение в школьную жизнь» и уроки по учебным предметам «Физическая культура и здоровье», «Музыка».

45. Расписание уроков на учебный день и учебную неделю должно составляться с учетом ранговой шкалы трудности учебных предметов для учащихся первых классов, согласно приложению 5 к настоящим Санитарным правилам, и динамики умственной работоспособности учащихся: часы максимальной умственной работоспособности – второй и третий уроки; дни недели – вторник, среда.

В расписании уроков должны чередоваться учебные предметы с преобладанием статического и динамического компонентов.

Включение в расписание уроков по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» в течение двух дней подряд в одном первом классе, а также первыми и последними уроками в сельских школах при отсутствии транспортного обслуживания учащихся запрещено.

46. Факультативные занятия должны проводиться в дни с наименьшим количеством уроков.

Перед началом факультативных занятий должен быть организован перерыв продолжительностью не менее 20 минут.

47. Продолжительность урока и факультативного занятия должна быть не более 35 минут.

48. При организации урока должны быть учтены гигиенические требования согласно приложению 6 к настоящим Санитарным правилам.

При использовании на уроке аудиовизуальных технических средств обучения длительность непрерывного просмотра диафильмов и диапозитивов не должна превышать 7 минут, видеофильмов и телепередач 15 минут.

Индивидуализация процесса обучения должна осуществляться с учетом состояния здоровья и психофизиологических особенностей учащихся.

Примерный комплекс упражнений для физкультурных минуток приведен в приложении 7 к настоящим Санитарным правилам.

49. Между уроками должны быть перемены. Продолжительность перемены должна быть 20 минут.

На переменах должны организовываться подвижные игры в целях профилактики гиподинамии учащихся.

50. Физическая культура учащихся должна обеспечиваться системой взаимосвязанных организационных форм физического воспитания, которая включает:

уроки физической культуры;

физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного дня;

внеклассные формы занятий физической культурой и спортом;

внешкольную спортивно-массовую работу.

51. Контроль за организацией физического воспитания с оценкой соответствия величины физической нагрузки состоянию здоровья учащихся должен проводиться медицинским работником не реже 1 раза в месяц.

Физические нагрузки для учащихся должны дозироваться с учетом группы для занятий физической культурой (основной, подготовительной, лечебной) и рекомендаций врача.

Физические нагрузки для учащихся, имеющих нарушения осанки, уплощение стопы, плоскостопие, анатомические дефекты опорно-двигательного аппарата, должны подбираться индивидуально.

Моторная плотность урока по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» должна соответствовать приложению 8 к настоящим Санитарным правилам.

Проведение всех форм физического воспитания должно осуществляться под контролем за внешними признаками утомления учащихся согласно приложению 9 к настоящим Санитарным правилам. Физическая нагрузка, вызывающая выраженное утомление, запрещена.

52. Домашние задания учащимся первых классов не должны задаваться в течение всего учебного года, за исключением домашнего задания по учебному предмету «Физическая культура и здоровье».

53. В середине третьей четверти должны быть предусмотрены дополнительные каникулы продолжительностью в одну неделю.

54. Организация процесса обучения в режиме полного школьного дня должна предусматривать:

дневной сон продолжительностью не менее 1,5 часа;

пребывание учащихся на свежем воздухе продолжительностью не менее 1,5 часа;

трехразовое горячее питание;

занятия по интересам.

Примерный распорядок дня учащихся первого класса приведен в приложении 10 к настоящим Санитарным правилам.

55. Использование аудиовизуальных технических средств во второй половине школьного дня должно быть не чаще двух раз в неделю с ограничением длительности просмотра не более 30 минут.

Зрелищные мероприятия эмоционального характера (театральная деятельность, репетиции, концерты) должны проводиться не более 1 раза в неделю.

Экскурсии, посещение кинотеатров, выставок должны организовываться не более 2 раз в месяц.

Просмотр телевизионных передач в вечернее время должен проводиться при искусственном освещении помещения верхним светом или местным источником света, находящимся вне поля зрения учащихся. В дневные часы окна должны быть зашторены.

56. После перенесенного заболевания или отсутствия учащегося на занятиях в течение трех и более учебных дней подряд, допуск к занятиям должен осуществляться при наличии справки о состоянии здоровья, выданной в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

 

ГЛАВА 7

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ

57. Питание учащихся должно осуществляться в соответствии с Положением об организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь 21 февраля 2005 г. № 177 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 35,5/15618).

58. Питание должно быть организовано с учетом состояния здоровья учащихся в соответствии с рекомендациями врача.

Информация об учащихся, нуждающихся в диетическом питании, должна быть доведена медицинским работником учреждения образования до сведения педагогов, воспитателей, работников пищеблока.

Рекомендуемый объем (масса) блюд для учащихся первого класса приведен в приложении 11 к настоящим Санитарным правилам.

59. Интервалы между приемами пищи в течение дня должны составлять не более 4 часов.

60. Примерное распределение калорийности суточного рациона в режиме школьного дня должно быть следующим: 15-20 % - завтрак, 30-35 % - обед, 5-10 % - полдник.

61. В качестве питьевой воды должна использоваться негазированная вода промышленного производства, расфасованная в емкости, или питьевая кипяченая вода.

 

ГЛАВА 8

ТРЕБОВАНИЯ К ГИГИЕНИЧЕСКОМУ ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ

62. Воспитатели, помощники воспитателей обязаны проходить гигиеническое обучение с последующей аттестацией в соответствии с требованиями ТНПА.

63. Гигиеническое обучение и воспитание учащихся должно включать:

гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний (гигиена тела, гигиена полости рта, гигиена труда и отдыха, профилактика инфекционных заболеваний);

питание и здоровье;

основы личной безопасности и профилактика травматизма, вызов службы спасения (101), милиции (102), скорой медицинской помощи (103).

64. Педагогические и медицинские работники должны требовать от учащихся выполнения санитарно-противоэпидемического режима, поддержания чистоты помещений учреждения образования и земельного участка, на котором оно расположено, опрятности одежды и обуви, правильного гигиенического поведения.

65. Педагоги, воспитатели, помощники воспитателей должны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

 

  Приложение 5 к Санитарным нормам, правилам и гигиеническим нормативам «Гигиенические требования к организации обучения детей 6-летнего возраста»  

 

РАНГОВАЯ ШКАЛА ТРУДНОСТИ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ

№ п/п Название учебного предмета Оценка в баллах
  Математика  
  Белорусский (русский) язык в общеобразовательном учреждении с русским (белорусским) языком обучения  
  Русский (белорусский) язык в общеобразовательном учреждении с русским (белорусским) языком обучения  
  Белорусская (русская) литература в общеобразовательном учреждении с русским (белорусским) языком обучения  
  Русская (белорусская) литература в общеобразовательном учреждении с русским (белорусским) языком обучения  
  Человек и мир  
  Физическая культура и здоровье  
  Трудовое обучение  
  Изобразительное искусство  
  Музыка  

 

  Приложение 6 к Санитарным нормам, правилам и гигиеническим нормативам «Гигиенические требования к организации обучения детей 6-летнего возраста»

 

Гигиенические требования к организации урока

№п/п Гигиенические характеристики урока Гигиеническая норма
  Плотность урока не менее 60% и не более 80% от продолжительности урока
  Количество видов учебной деятельности (письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров) не менее 3-х
  Средняя продолжительность одного вида учебной деятельности не более 10 мин
  Количество используемых методов преподавания не менее 3-х
  Чередование методов и приемов преподавания не реже чем через 10 мин
  Наличие эмоциональных разрядок 2-3
  Чередование позы поза чередуется в соответствии с видом работы
  Наличие, содержание и продолжительность физкультурных минуток при появлении у большинства учащихся признаков утомления легкие упражнения продолжительностью 3-4 мин
  Психологический климат преобладание положительных эмоций
  Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности не ранее 30 мин. от начала урока

 

  Приложение 9 к Санитарным нормам, правилам и гигиеническим нормативам «Гигиенические требования к организации обучения детей 6-летнего возраста»

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕШНИХ ПРИЗНАКОВ УТОМЛЕНИЯ

№ п/п Внешние признаки утомления Небольшое утомление Среднее утомление Выраженное утомление (переутомление)  
  Окраска кожи Легкая гиперемия Значительная гиперемия Побледнение или синюшность
  Потливость Незначительная Большая Чрезмерная
  Выражение лица Спокойное напряженное Страдальческое
  Характер дыхания Учащенное, ровное Учащенное, периодические глубокие вдохи и выдохи Резкое учащенное, поверхностное и аритмичное
  Координация движений, внимания Четкое, бодрое выполнение команд Неуверенные движения, покачивания, нечеткое выполнение заданий Дрожание конечностей, частые покачивания, отставание в ходьбе от группы
  Жалобы Нет На усталость, боль в мышцах, сердцебиение На головокружение, головную боль, шум в ушах, тошноту, слабость

 

  Приложение 10 к Санитарным нормам, правилам и гигиеническим нормативам «Гигиенические требования к организации обучения детей 6-летнего возраста»

 

ПРИМЕРНЫЙ РАСПОРЯДОК ДНЯ УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА

8.00 – 8.30 Сбор учащихся. Гимнастика до начала уроков.

8.30 – 9.05 Первый урок.

9.05 – 9.25 Перемена.

9.25 – 10.00 Второй урок.

10.00 – 10.20 Перемена. Завтрак.

10.20 – 10.55 Третий урок.

10.55 – 11.15 Перемена. Динамическая пауза.

11.15 – 11.50 Четвертый урок.

11.50 – 13.00 Подготовка к прогулке. Прогулка на открытом воздухе.

Подвижные игры. Спортивный час.

13.00 – 13.30 Подготовка к обеду. Обед.

13.30 – 15.30 Дневной сон.

15.30 – 15.40 Подъем. Уборка постели. Туалет.

15.40 – 16.10 Занятия по интересам.

16.10 – 16.25 Подготовка к полднику. Полдник.

16.25 – 16.55 Занятия в кружках, занятия по интересам, коррекционно- развивающие занятия.

16.55 – 18.30 Подготовка к прогулке. Прогулка на открытом воздухе.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...