Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культура Руси IX - XIII вв.

Культура Руси IX - XIII вв. отражает период перехода от племен к единой древнерусской народности, от раннефеодального общества к феодальному, от единой Руси с центром в Киеве к раздробленности. В это время господствовали сначала языческие, а затем христианские представления. Накопленные знания еще не обобщались, не получали научного объяснения. Развивалась самобытная культура Руси, на которую оказало влияние принятие христианства, культурные связи с Византией, Западной Европой, с Востоком. Образование было доступно широким слоям населения. Успешно развивалось ремесло, строительство. Уже в XI в. велось летописание, иконопись, внутреннее и наружное украшение храмов. С XIII в. известны странствующие актеры - скоморохи. Народом создавались былины, сказания, песни, пословицы, поговорки, сказки, переходившие из поколения в поколение.

Особенностью культуры Киевской Руси можно считать соединение славянской языческой культуры с византийской христианской. Еще в начале X в. на Русь пришла славянская письменность, созданная Кириллом и Мефодием. С XI в. до нас дошли «Остромирово евангелие», «Изборники», «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона. Нестор в начале XII в. завершил летописный свод «Повесть временных лет». В домонгольской Руси периода раздробленности создавались местные центры летописания, написано «Слово о полку Игореве».

В архитектуре господствовал храмовый византийский крестово-купольный стиль (Софийские соборы в Киеве и Новгороде). Позже, период начавшейся раздробленности возникли местные школы. Особое изящество у храма Покрова в Нерли, Успенского и Дмитриевского соборов Владимира. В основном использовался романский стиль. Отстраивались центры самостоятельных княжеств.

Искусство.

Искусство Византии XIV в. дает нам очень сложную картину. Художественные памятники отличаются большим разнообразием. И это разнообразие в искусстве объясняется различными тенденциями и влияниями, которые давали себя знать в работах художников.

Во всяком случае, мозаики и фрески начала XIV в. дают самый надежный критерий для определения для понимания исканий Феофана.

В работе над фреской Феофан Грек пользуется различными приемами нанесения краски. Прежде всего у него замечается противопоставление каждого лица святого, написанного тонкой кистью, и складок одежды, написанных широкой кистью. Он стремится и архитектурные мотивы писать широкой кистью. Феофан передает складки ткани легко и беззаботно, шутя преодолевая препятствия, справляясь с трудностями. Художник проявляет все свое искусство, когда затем поверх широких обобщенных плоскостей одежды наносит мелкие складки. Мы видим ткани, состоящие из треугольников и квадратов, то образующие прямые линии, то ложащиеся ломающимися складками. Всякая форма этих линий и геометрических фигур кажется осмысленной и рождается из самой ткани, как правило, пятном.

Одним из приемов Феофана, который выделяет его работы, состоит в своеобразном решении проблемы времени. Многие головы святых изображенные Феофаном, остро воспринимались его современниками, казалось, что эти образы во время их создания возникли в результате моментального творческого вдохновения. Фрески Феофана написаны так, что зритель дивится быстротой кисти.

Сохранившихся до нашего времени работы художника подкупают нас издали своим общим контуром, хрупкими формами. Рассматривая вблизи, эти формы, оказывается распадаются на подробности, тщательно разработанные, разложенные на отдельные части.

Феофан сумел сохранить в своих работах свежесть фресковой техники, даже впечатление незаконченности. Это было новым явлением для древнерусской монументальной России. Новшеством было то, что Феофан Грек создавал в своих произведениях впечатление вспышки, движения, феерии, сияния света.

Русь была под татарским владычеством 242 года. И этот период ее истории (особенно первые полтораста лет до победы Дмитрия Донского на Куликовом поле, которая значительно ослабила иго завоевателей и фактически прекратила их вмешательство во внутренние дела страны) ознаменовался чрезвычайно тяжелыми материальными жертвами и полным упадком русской культуры, которая дотоле блестяще развивалась и опережала культуру западноевропейских стран. Привыкший к победам русский народ, попав под тяжелую пяту завоевателей, разумеется не смог испытывать к ним ни чего кроме ненависти, и в те годы кощунством показалась бы всякая попытка дать беспристрастную оценку национального характера татар и особенностей их правления. Татарин мог быть только «поганым» - диким, коварным, бесчеловечным, грабителем и насильником. И подобный образ его, далекий от истины, сделался традиционным в нашей литературе и в представлении русских людей. А вместе с тем, если взглянуть на дело без предвзятости, следует признать, что кроме отрицательных качеств татары обладали и многими положительными - и как люди, и как правители. Прежде всего они отличались не превзойденной честностью, и в этом отношении влияние их на русский народ могло быть только хорошим. Иго их было несомненно тяжелым, но, помимо всех принесенных ими бедствий, косвенно оказало Руси и большую услугу: из губившего страну удельного раздробления привело ее к единству, вызванному необходимостью общими силами свергнуть это иго.

Список литературы.

1. Ключевский В.О. «Курс лекций».

2. Энциклопедический словарь.

3. «Современная зарубежная социология - теория культурного обмена».

4. Журнал «Социологические исследования».

5. Детская энциклопедия по истории.

6. Детская энциклопедия по искусству.

7. Ян «Ченгис-хан».

8. Гумилев «От Руси к России».

9. Осетров «Живая древняя Русь».

10.Карамзин «Об истории государства Российского».

11.Алпатов «Феофан Грек».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...