Одержимость страстью в детстве (патологическое влечение)
То, что выступает в детстве как «одержимость страстью» (и соответствует усилению оральных стремлений), касается почти исключительно сладостей. Некоторые дети ведут себя по отношению к сладостям как одержимые страстью взрослые по отношению к алкоголю или наркотикам. Они чувствуют ту же самую непреодолимую потребность и используют свое удовлетворение тем же самым образом, как и взрослые, чтобы подавить чувство страха, пустоты, разочарования, депрессии и т. д. Как и взрослые, они готовы на все, чтобы удовлетворить свою страсть, т. е. они лгут, жульничают и пр., чтобы овладеть необходимыми сладостями. Сходство между инфантильной и взрослой страстью, с другой стороны, лежит лишь на поверхности, т. е. в очевидном поведении, а не на психологическом заднем плане. Инфантильная страсть к сладостям соответствует относительно простому, непосредственному выражению орального частного инстинкта, чья сила в этих случаях посредством ранних переживаний (отказов и пр.) достигает максимума. Такое предпочтение оральному удовлетворению сохраняется и в последующей жизни, однако переключается обычно со сладостей на что-либо другое, как, например, особенное удовольствие при еде (гурманство), курение и пр. (Специфический случай: неумеренное питье воды.) В своей любовной жизни они ищут таких людей в качестве объектов, от которых могут ожидать утешения, помощи и поддержки во всех трудностях жизни. Одержимость страстью взрослых другого рода, т. е. она является высокоорганизованным симптоматическим образованием, которое, с одной стороны, поддерживается оральным желанием, с другой стороны, пассивно-феминистическими и вредящими себе самому стремлениями. Для взрослого объект или субстанция, на которые направлена его страсть (например, алкоголь или наркотики), являются не только хорошими, доставляющими удовольствие и удовлетворение (как сладости для ребенка), но и одновременно повреждающими, ослабляющими, подавляющими, кастрирующими. Лишь слияние обоих противоположно направленных желаний (силы и слабости, активности и пассивности, мужественности и женственности) образует действительную одержимость страстью к какому-либо объекту. Этому процессу мы не находим в детстве соответствующего эквивалента.
Трансвестизм в детстве Так же как и патологическое влечение к сладостям, детский трансвестизм соответствует количественному развитию стремлений до тех пор, пока они не превосходят обычных размеров. В этих случаях усиление инстинкта касается либо мужской, либо женской стороны детской личности. Известно, что принадлежащие другому полу или взрослым части одежды имеют для ребенка особую привлекательность. «Переодевание» является излюбленной игрой, дающей детям возможность представить себя в роли отца или матери, брата или сестры и подражать их деятельности. Зонт, прогулочная трость или шляпа отца достаточны для воображения ребенка, чтобы превратиться в отца; сумочка, туфли, губная помада то же самое делают в отношении матери, фирмы по производству игрушек выпускают шлемы для летчиков и полицейских, фуражки для кондукторов, наряд из перьев для индейцев, форму для медицинских сестер. Для детей одежда является магическим средством для превращения в какой-либо желанный образец. Половые различия играют при переодевании, по крайней мере для девочек, подчиненную роль по сравнению с различиями в возрасте, положении, важности и т. д. За исключением игры у девочек на ступени пенисовой зависти, предпочтение мужской одежды является настолько распространенным, что оно вызывает мало внимания. Родители беспокоятся только тогда, когда девочка при любых обстоятельствах отказывается (а на самом деле не в состоянии) надеть женские платья (даже для детского общества или в качестве подруги). Но даже в тех случаях, где чрезмерно повышаются пенисовая зависть, желание мужественности или отвержение женственно-
сти, девочка в одежде мальчика еще не является тем же самым, чем взрослая женщина в мужской одежде. Трансвестизм мальчиков не обусловлен теми же условиями. Согласно нашим современным представлениям (еще пятьдесят лет назад существовал обычай одевать маленьких мальчиков до двух или трех лет как девочек), женская одежда для мальчиков, как само собой разумеется, не пользуется уважением ни на какой ступени развития. Где, несмотря на это, проявляются такие предпочтения, они вызывают опасения как вероятные предвестники более поздних сексуальных отклонений. Сравнение подобных случаев (в диагностическом исследовании или аналитической обработке в госпитале детской клинической терапии) дало возможность попытаться разобраться в скрытых причинах отклоняющегося от нормы поведения. Клинические находки у отдельных детей в общем согласовывались Друг с другом. Симптом (предпочтение женской одежды) появляется, согласно этим исследованиям, между вторым и третьим годами жизни не изолированно, а одновременна с другими женскими манерами, как, например, открыто высказываемое желание быть девочкой, иметь имя девочки, играть с куклами и делить с ними другие игрушки девочек. Части одежды или нижнее белье, которые мальчик находит и действительно надевает, принадлежат матери или сестре, возлюбленной девочке и т. д.; предпочитаются подчеркнуто женские, отделанные кружевами и т. п. части одежды и белья. Там, где такие вещи находятся вне пределов досягаемости, собственная одежда используется так, как будто она платье девочки (пояс, кофточка поверх одежды, затянутая талия). Некоторые дети открыто показываются в таком костюме, другие прячут части одежды, которыми они завладели, и надевают их лишь тайно в постели и т. д. Там, где родители принимают меры, ребенок или отказывается от своих действий, или находит им рациональные оправдания, или «душераздирающе плачет» (по сообщению одной матери), если он лишен возможности осуществить свое намерение.
Сходство между внешними обстоятельствами отдельных случаев не менее примечательно. Почти во всех рассматриваемых случаях матери или предпочитают дочь сыну, или перед рождением ребенка надеялись, что родится дочка (или, по словам одного маленького пациента: «Мама не может переносить мужчин, потому что она не может переносить папу»). Нередко матери помогают мальчикам в их намерениях и покупают им женскую одежду («чтобы положить конец ссоре между детьми»). В предыстории рассматриваемых детей часто встречаются переживания расставаний и потери объекта (матери, какой-либо девочки и пр.). Аналитический материал в качестве скрытого плана внешне наблюдаемого симптома дает множество мотивов: домогательство любви матери в роли предпочитаемой сестры; отказ от фаллической мужественности «ради матери»; удержание на потерянном женском объекте любви посредством частичной идентификации (свойств одежды). Как и у девочек, у мальчиков речь также идет о количественных изменениях в их либидной экономике. Лишь там, где женский компонент значительно усиливается, гордость за мужественность, мужскую одежду и пр. может отойти на задний план так, что может появиться симптом. Где этого нет, появляются такая же ревность,к сестре, домогательство матери, идентификация с ней и другие формы выражения. Другой источник трансвестизма в поведении обоих полов — это, вероятно, фиксации ребенка на генетических ступенях, на которых он заполняет объект не целиком, а только его части, представляющие целое, на которые в результате легко переносится либидо: с тела (мужского или женского) на его внешние оболочки. Согласно Дж. К. Флюгель (1930), символика одежды восходит к этой фазе. Вопрос, следует ли рассматривать детский трансвестизм как предвестник взрослого извращения, согласно этим соображениям, легко можно разрешить. Очевидно, это симптоматическое поведение ребенка в большинстве случаев не следует воспринимать иначе, чем другие компромиссные образования, которые основаны на конфликте между мужественностью и женственностью. У девочек симптом связан с фазой пенисовой зависти и исчезает, когда она проходит, у мальчиков — с пассивной фе-министичностью анальной фазы, с отрицательным Эдиповым комплексом и соответствующими регрессиями. Поскольку трансвестизм служит защите от страха (страха разлучения, страха потери любви, страха кастрации), ему нужно длиться не дольше, чем генетически обусловленному максимуму этих страхов.
Наряду с этим есть также случаи, когда инфантильный трансвестизм не следует ни одной из упомянутых выше целей, а как носитель инфантильной сексуальности сопровождается всеми признаками сильного сексуального возбуждения. Симптом тогда такой же, как взрослое извращение. (В анализе взрослых такие симптомы обычно можно свести к 3—5-му году жизни.) В этом отношении подвержены опасности, вероятно, те дети, ко- торые занимаются трансвестизмом тайно, вечером, в постели. Диагностическое различие между более или менее безвредными и опасными случаями нельзя, однако, провести непосредственно. Дети могут иметь также другие основания для своей таинственности, кроме скрывания сексуального возбуждения. Лишь там, где можно гарантировать, что мастурбация и эрекция сопровождают трансвестизм, мы должны принять, что перед нами не преходящее явление, а длительный симптом, т. е. начало последующего извращения. Фетишизм в детстве Двусторонность кажущегося извращенным поведения как средства защиты и как выражения сексуальных потребностей становится еще отчетливей там, где речь идет о «фетишизме» детей. Эта тема нашла обширную разработку в психоаналитической литературе (подробную библиографию см. у Ме-литты Сперлинг, 1963, «Фетишизм у детей»). Несмотря на некоторые различия во мнениях, большинство авторов едины в том, «что детский фетишизм хотя и похож на взрослый», но так называемый фетишизм детей «принадлежит к процессу, который в некоторых случаях приводит к взрослому фетишизму, а в других нет» (там же). Вульф (1946) особенно защищает это мнение, когда говорит, что «эти патологические явления... на преэдипальном этапе не более чем реакции ребенка на ограниченные или неудовлетворенные инстинктивные побуждения» или что «фетишистское поведение хотя и бывает частым у детей», основополагающие психологические отношения «отличаются, однако, от взрослого фетишизма». Высказывания обоих авторов (как и предшествующие рассуждения) не оставляют никакого сомнения, что нецелесообразно использовать одно и то же описание для детских и взрослых форм проявления и тем самым создавать ошибочное впечатление, что за одинаковыми внешними проявлениями можно найти одинаковую метапсихологическую структуру.
Дети и взрослые имеют здесь общую тенденцию заполнять большим количеством нарциссического или объектного либидо определенные объекты, собственные или чужие части тела. На основе этого заполнения вещь (или часть тела) начинает играть роль частичного объекта (или объекта опорной потребности) и становится незаменимой для рассматриваемого индивида. В анализе взрослых фетишистов обычно нетрудно найти бессознательное значение фетиша. Фетиш многих мужчин — это символ воображаемого пениса фаллической матери, с которым связано 77Q сексуальное возбуждение. Фетиш пассивных гомосексуалистов — это, как говорилось раньше, фаллос (пенис) отца, заменяющий собственную мужественность индивида. В последнем случае возможность сексуального возбуждения (и удовлетворения) также связана с видом фетиша, его поиски являются навязчиво-невротическими, и там, где он недосягаем, гомосексуалист чувствует себя пустым, кастрированным и страдает от сексуальных лишений. Фетиш взрослых не оставляет, стало быть, никаких сомнений в его значительной роли в их сексуальной жизни: он является несомненным центром, вокруг которого сконцентрированы все сексуальное возбуждение и все возможности его отведения. Иначе обстоят дела у ребенка, где объект фетиша может принимать самые различные значения и служить самым различным целям Оно или Я в зависимости от достигнутой генетической ступени. Например, для грудного ребенка любой предмет (соска) или часть тела (палец) могут быть незаменимы и пере-полненны либидо при условии, что они выполняют две задачи: создавать оральное удовольствие и уменьшать страхи расставания у ребенка (страх одиночества, страх потери любви) путем подтверждения ненарушимого доставления удовольствия. Согласно Вульфу (1946), значение фетиша заключается в это время в том, что он может напоминать «тело матери и в особенности материнскую грудь». Этот род фетиша замещается на следующей ступени каким-либо мягким предметом, игрушкой, подушкой, кончиком одеяла и пр., который заполняется нарциссичес-ким или объектным либидо и в качестве «переходного объекта» (Винникотт, 1953) создает мост между собственным телом ребенка и матерью как персоной внешнего мира. Согласно Вин-никотту, "ступень переходного объекта принадлежит «нормальному эмоциональному развитию» и заложена в самом ребенке, а не в действиях матери. Согласно Мелитте Сперлинг (1963), речь здесь идет о «специфическом нарушении эмоционального развития и его патологическом проявлении», при котором вина ложится на бессознательные чувства и установки матери. «Переходные» или «фетишизированные» объекты играют особенную роль при вечернем засыпании, где они помогают ребенку отвлечь свой интерес от внешнего мира, т. е. подготавливают и делают возможным состояние сна. Многие дети не в состоянии заснуть и растеряны, если по какой-либо причине потеряны, находятся вне досягаемости и т. п. столь важные для них вещи. В таких случаях многие матери послушно идут на поиск этих вещей, чтобы положить конец плачу ребенка. Мелитта Сперлинг спрашивает, каким образом «сам по себе ненужный предмет может стать важнее, чем мать», и делает вывод, что такое смещение может происходить «не без инициативы со стороны матери». Используемый Винникотттом контраргумент более убедителен: переходный объект удовлетворяет и успокаивает ребенка на основе своего двойного заполнения, которое дает ему возможность служить одновременно аутоэротизму и любви к объекту. Кроме того, переходный объект имеет преимущество в том, что он — в противоположность матери — не имеет собственной воли, не уходит и не приходит, что, за некоторым исключением, не нужно бояться его потери. Утверждение Сперлинг, что «мать служит причиной фетишистского поведения и вносит свой вклад в выбор фетиша», позволяет сделать вывод, что все усилия матери в этом отношении остались бы безуспешными, если бы обусловленные развитием постоянные смены аутоэротики, нарциссизма и любви к объекту не стремились в ребенке к такому выходу из положения. Даже если не учитывать роль фетишизированного объекта для либидного развития, он имеет" много других связей с полиморфно извращенной сексуальностью ребенка. Прикосновение, ритмическое поглаживание, теребение, потирание о его мягкую поверхность создает чувство удовольствия на коже (кожная эротика). Его запах, в особенности специфический, свойственный ему запах тела, доставляет удовольствие, которое принадлежит к анальной сфере; здесь есть также тесная связь с трансвестизмом, при котором используемые части одежды и белья другого пола служат фетишем. Во время анального садизма необходим переходный объект, т. к. полная эмоциональная амбивалентность ребенка может быть на нем вымещена. Во время фаллической фазы (Вульф, 1946} фетиш, наконец, перенимает роль пениса (собственного, отца или воображаемого пениса матери). Насколько этот инфантильный псевдофетишизм является предвестником последующего извращения, сказать трудно. Анализ взрослых фетишистов не оставляет сомнений в том, что их фетиш происходит из раннего детства и переходит из этого далекого периода без каких-либо изменений во взрослую жизнь. Нога или палец, определенная часть одежды, перчатка, определенный, исходящий от матери шорох сопровождают индивида на всем его жизненном пути как непременное предварительное условие для возникновения и отведения сексуального возбуждения. Наблюдение и анализ детей показывают, однако, с такой же уверенностью, что инфантильный фетиш встречается несравненно 7К1 чаще, чем взрослое извращение, что может лишь означать, что фетишизированное поведение детей связано с определенной генетической ступенью и в большинстве случаев исчезает, когда ступень преодолена ребенком, т. е. он «вырос» из нее. В качестве опорного пункта для различения между проходящими и длительными формами здесь также служит связанное только с фетишем сексуальное возбуждение, которое отсутствует там, где «переходный объект» служит Я и защитной деятельности. Фетиш, стоящий в центре инфантильной сексуальной жизни, имеет шанс сохраниться на всю последующую жизнь. Детские случаи этого рода нередко описываются в психоаналитической литературе (см.: Мелитта Сперлинг, 1963; А. Фрейд и С. Дан, 1951, описавшие мальчика четырех с половиной лет, потерявшего ро-дичглрй и попавшего в группу, который получал удовлетворение от навязчивого сосания, навязчивой мастурбации, аутоэротики и фетишизма. «Он выработал привычку сосать мочалки других детей, которые висят на крючках в ванной комнате, и концентрировал всю свою страсть на этом занятии... Мочалки были его фетишем. Во время сосания он имел обыкновение ритмично поглаживать мочалкой свой нос, или брал в руки все шесть мочалок одновременно, или сжимал их между коленями. На прогулках он едва мог дождаться возвращения домой, тут же устремлялся в ванную комнату с восторженным криком: "Мочалки, мочалки!" Его фаллическое возбуждение и фаллическая мастурбация были очевидны, фетиш сам по себе не был, однако, фаллическим символом. Те же самые мочалки теряли всю свою притягательную силу, если они были вымыты, т. е. не имели запаха. Можно лишь сделать вывод, что возбуждающее обстоятельство связано с запахом и, вероятно, с воспоминаниями о ранних оральных удовлетворениях при грудном вскармливании»}.
©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|