Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Введение понятия хронотопа как конкретного единства пространственно-временных характеристик.




Хронотоп (cronos - время, topos - место) - единство пространства и времени.
Бахтин М. М., считающийся одним из основоположников герменевтики, определяет "операцию" писателем Временем и Пространством термином "хронотоп". Его определение хронотопа: "В литературно-художественном произведении имеет место сжатие пространственно-временных примет в осмысленном и конкретном целом. Время здесь сгущается, уплотняется, становится художественно-зримым, пространство же интенсифицируется, втягивается в движение времени, сюжета, истории. Приметы времени раскрываются в пространстве, а пространство осмысливается и измеряется временем. Этим пресечением рядов и смешением примет характеризуется художественный хронотоп".

 

93. Особенности "художественного хронотопа" в контексте "вненаходимость" и современность (М.М. Бахтин).

Процесс освоения в литературе реального исторического времени и пространства и реального исторического человека, раскрывающегося в них, протекал осложненно и прерывисто. Осваивались отдельные стороны времени и пространства, доступные на данной исторической стадии развития человечества, вырабатывались и соответствующие жанровые методы отражения и художественной обработки освоенных сторон реальности. Существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе, мы будем называть хронотопом (что значит в дословном переводе - "времяпространство"). Термин этот употребляется в математическом естествознании и был введен и обоснован на почве теории относительности (Эйнштейна). Для нас не важен тот специальный смысл, который он имеет в теории относительности, мы перенесем его сюда - в литературоведение - почти как метафору (почти, но не совсем); нам важно выражение в нем неразрывности пространства и времени (время как четвертое измерение пространства). Хронотоп мы понимаем как формально-содержательную категорию литературы (мы не касаемся здесь хронотопа в других сферах культуры). В литературно-художественном хронотопе имеет место слияние пространственных и временных примет в осмысленном и конкретном целом. Время здесь сгущается, уплотняется, становится художественно-зримым; пространство же интенсифицируется, втягивается в движение времени, сюжета, истории. Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем. Этим пересечением рядов и слиянием примет характеризуется художественный хронотоп. Хронотоп в литературе имеет существенное жанровое значение. Можно прямо сказать, что жанр и жанровые разновидности определяются именно хронотопом, причем в литературе ведущим началом в хронотопе является время. Хронотоп как формально-содержательная категория определяет (в значительной мере) и образ человека в литературе; этот образ всегда существенно хронотопичен. Как мы уже сказали, освоение реального исторического хронотопа в литературе протекало осложненно и прерывно: осваивали некоторые определенные стороны хронотопа, доступные в данных исторических условиях, вырабатывались только определенные формы художественного отражения реального хронотопа. Эти жанровые формы, продуктивные вначале, закреплялись традицией и в последующем развитии продолжали упорно существовать и тогда, когда они уже полностью утратили свое реалистически продуктивное и адекватное значение. Отсюда и сосуществование в литературе явлений глубоко разновременных, что чрезвычайно осложняет историко-литературный процесс.

Общение и коммуникация: единство и различие

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека (Краткий психологический словарь. М., 1985). Из определения общения вытекает, что это сложный процесс, в который входят три составляющие:

· коммуникативная сторона общения (обмен информацией между людьми);

· интерактивная сторона (организация взаимодействия между индивидами);

· перцептивная сторона (процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление взаимопонимания).

Таким образом, можно говорить об общении как организации совместной деятельности и взаимоотношении включенных в нее людей.

Передача информации возможна с помощью знаков, знаковых систем. В коммуникативном процессе обычно выделяют вербальную и невербальную коммуникацию.

Вербальная коммуникация общения осуществляется посредством речи. Под речью понимается естественный звуковой язык, т.е. система фонетических знаков, включающих два принципа – лексический и синтаксический. Речь является универсальным средством коммуникации, так как при передаче информации с ее помощью передается смысл сообщения. Благодаря речи осуществляется кодирование и декодирование информации.

Невербальная коммуникация:

· Визуальные виды общения – это жесты (кинесика), мимика, позы (пантомимика), кожные реакции (покраснение, побледнение, потоотделение), пространственно-временная организация общения (проксемика), контакт глазами.

· Акустическая система, включающая в себя следующие аспекты: паралингвистическую систему (тембр голоса, диапазон, тональность) и экстралингвистическую систему (это включение в речь пауз и других средств, таких как покашливание, смех, плач и др.).

· Тактильная система (такесика) (прикосновения, пожатие руки, объятия, поцелуи).

· Ольфакторная система (приятные и неприятные запахи окружающей среды; искусственные и естественные запахи человека).

Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Деловое общение почти всегда предполагает некоторый результат – изменение поведения и деятельности других людей.

Общение выступает как межличностное взаимодействие, т.е. связи и влияние, которые складываются в результате совместной деятельности людей.

Выделяют следующие виды взаимодействия:

· групповая интеграция (совместная трудовая деятельность, кооперация),

· конкуренция (соперничество),

· конфликт.

Перцептивная сторона (восприятие, познание и взаимопонимание) включает:

· познание себя в процессе общения;

· познание и понимание собеседника;

· прогнозирование поведения партнера по общению.

Коммуникативная сторона (обмен информацией) характеризуется:

· умением устанавливать психологический контакт;

· учетом особенностей коммуникативного воздействия;

· аргументированностью, логичностью и адекватностью ситуации общения;

· эффективностью использования вербальных и невербальных средств общения.

 

95. Коммуникация в экзистенции и коммуникация в науке. Системы отношений Я~Я, Я-Ты, Я-Мы, Я-Они.

Подлинная сущность человека обнаруживает себя лишь в экзистенции, и в качестве экзистенции он может быть объяснен только из самого себя, из его однократной специфической исторической ситуации. Лучший путь, ведущий человека к экзистенции, - "экзистенциальная коммуникация". Человек не может быть абсолютно одинок. Он жив только своей связью с другим человеком, но не обычной, а экзистенциальной, т.е. когда другой воспринимается как экзистенциальная зависимость. В отличие от общественных коммуникаций, "экзистенциальная коммуникация", означает внутреннюю, свободно избранную связь людей, в которой они раскрываются как самоценные и неповторимые личности. Но перед тем как человек вступит в такую коммуникацию с другим, ему необходимо сосредоточиться в самом себе, осознать свои истинные устремления и желания.

Центром "экзистенциальной коммуникации" Ясперс провозглашает любовь, "любящую борьбу", при которой любящие стороны стремятся не уничтожить друг друга, а завоевать. Через это и раскрывается экзистенция. Лучший путь, ведущий человека к экзистенции, - "экзистенциальная коммуникация". Человек не может быть абсолютно одинок. Он жив только своей связью с другим человеком, но не обычной, а экзистенциальной, т.е. когда другой воспринимается как экзистенциальная зависимость. В отличие от общественных коммуникаций, "экзистенциальная коммуникация", означает внутреннюю, свободно избранную связь людей, в которой они раскрываются как самоценные и неповторимые личности. Но перед тем как человек вступит в такую коммуникацию с другим, ему необходимо сосредоточиться в самом себе, осознать свои истинные устремления и желания.

Центром "экзистенциальной коммуникации" Ясперс провозглашает любовь, "любящую борьбу", при которой любящие стороны стремятся не уничтожить друг друга, а завоевать. Через это и раскрывается экзистенция.

Коммуникация в науке – совокупность видов профессионального общения в научном сообществе, один из главных механизмов взаимодействия исследователей и экспертизы полученных результатов; необходимое условие развития науки. Вне сообщества,

инфраструктуры - научные сообщества эффективно работать не могут. Процесс информационного взаимодействия имеет четко организованную структуру - формальные и неформальные коммуникации. Суть коммуникативных потоков науки не только в том, что бы что - то сообщить, но и в том что бы что - то изменить в строении дисциплины. Формы коммуникационного взаимодействия:

1) формальная коммуникация в науке - массив публикаций - статьи обзоры,

монографии, учебники. - Эшелоны публикации - структурирование по жанрам. 2) научная школа определенный тип организации коллективной деятельности ученых. Наука родила такую форму организацию научной

деятельности - школы античности - Платона, Аристотеля. И поныне такая форма признается наиболее важной в плане организации устойчивых контактов между учеными. Особая роль - лидера научной школы. Научная дисциплина – базовая форма организации профессиональной деятельности ученых. Осуществляется воспроизводство научной профессии.

3) республика ученых. Называется так потому что это форма дружеского

общения, неформализованного - происходила она в форме переписки между учеными.т

Незримые коллеги, невидимый колледж. - Функционирование в науке не институциализированной группы ученых, которые сообща работают над общей проблематикой. Соавторство, руководство аспирантами, общение в электронной форме. Обмен статьями - это формы невидимого колледжа. Развитие информационных технологий количественно и качественно расширяет возможности ученых. Поисковые системы позволяют быстро включаться в обсуждение проблем. Неформальные коммуникации имеют огромное значение для развития науки эту роль выполняют интернет, поисковые системы.

отношений человека и мира, т.е. системы отношений «Я-Я», «Я-Ты», «Я-Мы» и «Я-Они» в психологии сфера психического, охватывающая единичные образования чувственно воспринимаемого, которые занимают в ней определенное место, имеют свое направление и свою величину. Прочность и определенность структур единичных восприятий основываются на прочности и определенности господствующей при данных обстоятельствах системы отношений. Каждая такая система имеет свою индивидуальную структуру, которая может быть более или менее плотной и устойчивой, но, несмотря на это, она в конечном счете предметно обусловлена, т.е. зависит от характера входящих в систему и требующих от данной системы единичных образов (гештальттеория системы отношений), и единичные восприятия находятся во взаимодействии друг с другом.

 

96. Рождение знания в процессе взаимодействия "коммуницирующих индивидов". Коммуникативность (общение ученых) как условие создания нового социально-гуманитарного знания и выражение социокультурной природы научного познания.

Человеческое сознание генетически зависимо от коммуникации. Под коммуникацией понимается тип взаимодействия между людьми, предполагающий информационный обмен. Термин «коммуникация» близок термину «общение», но не тождествен ему. С одной стороны, их различие состоит в том, что общение как процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов включает в себя коммуникацию как способ обмена информацией. Общение охватывает «обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности»2. Реальными посредниками общения в отличие от коммуникации выступают не только идеи, выраженные в знаковой форме, но и материальные вещи. В этом смысле общение – категория, имеющая более объемное содержание. Но, несмотря на то, что информационная связь не имеет прямого действия на материальные процессы, она, тем не менее, представляет механизм, обеспечивающий осуществление любого рода совместной деятельности. С другой стороны, общение, являясь формой реализации общественных отношений, выступает чаще всего как взаимодействие межличностного типа, характеризующее непосредственную жизнедеятельность людей, включенную в их жизненный мир, повседневное бытие. «… Именно личное, индивидуальное отношение индивидов друг к другу, их взаимное отношение в качестве индивидов создало – и повседневно воссоздает – существующие отношения»3. Коммуникация, понятая как информационное взаимодействие, относится относится не только к повседневному жизненному миру, но и обществу как системе, она может быть не только межличностной, но и выражать конкретно - исторические связи, способы соединения общественных субъектов деятельности. В частности, средства массовой информации представляют собой системообразующий фактор, воздействующий на общественную систему, ее функционирование и развитие. Развивая мысль об объеме и пересечении содержаний данных понятий, отметим, что информационный обмен характерен не только для социальных процессов, но восходит к бытию как таковому и может быть рассматриваем как термин метафизический (собственно философский). Классическая модель коммуникативного процесса подразумевает адекватную передачу информации (содержания) от индивида к индивиду. Ее универсальной формой (кодом) выступает язык. Эта простая модель указывает на очевидный факт существования межиндивидуального информационного обмена. А психологические эксперименты выявляют ее необходимость, зависимость человека от наличия коммуникации. При отсутствии возможности обращения человека к себе подобному сознание «засыпает». Известно множество примеров того, как человек, оказавшись в одиночестве, для поддержки работы своего сознания начинал разговаривать вслух с самим собой. В опытах психологов О.Н. Кузнецова и В.И. Лебедева наглядно показано, как человек, по условиям опыта помещенный в одиночную камеру и лишенный реального общения, из своего сознания выделял собеседника, и внутренний рефлексивный диалог становился внешним.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...