Управление кредиторской задолженностью
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Наличность предприятия. Управление денежными средствами (наличностью) предприятия. Модели управления наличностью предприятия.
Одной из главных задач финансового менеджмента является обеспеченность предприятия необходимым количеством денежных средств в определенный данный момент времени, т.е. иметь в своем распоряжении достаточную величину наличности. Наличность – это совокупность имеющихся в распоряжении предприятия денежных средств на р/с, кассе предприятия, а также легкореализуемых ценных бумаг. Наличность предприятия следует отличать от прибыли:
По мнению Дж. Кейнса значимость денежных средств определяется 3-мя основными причинами: 1. Рутинность - денежные средства используются для выполнения текущих обязательств. Так как между входящими и исходящими денежными потоками имеется временной интервал, предприятие вынуждено постоянно держать свободные денежные средства на расчетном счете или кассе предприятия.
2. Предосторожность - деятельность предприятия не носит жестко предопределенного характера, поэтому денежные средства необходимы для выполнения непредвиденных платежей. 3. Спекулятивность - денежные средства необходимы по спекулятивным соображениям, т.к. постоянно существует вероятность того, что неожиданно представится возможность выгодного инвестирования. Исходя из этого, возникают следующие задачи управления денежными средствами предприятия: 1. оптимизация денежных средств на счету ив кассе для своевременного погашения обязательств перед кредиторами, работниками, владельцами капитала, налоговыми органами и т.д. 2. страхование, когда денежные средства держатся на счету и в кассе на случай непредвиденных обстоятельств, требующих срочных трат. Чем больше неопределенность в функционировании хозяйствующего субъекта, тем больше должен быть страховой запас. 3. Выгодное инвестирование свободных денежных средств. Решение этих задач неразрывно связано с решением одной из основных задач финансового менеджмента: необходимость поддержания текущей платежеспособности и ликвидности и возможность получения дополнительной прибыли (рентабельности) входят в противоречие друг с другом. Управление наличностью отождествляют с понятием кассового планирования. Кассовое планирование -это процесс оценки всех источников поступлений и расходов наличных средств в течение определенного периода в будущем. Кассовое планирование и управление наличными средствами позволяют определить наилучший размер ликвидности. С позиции теории инвестирования денежные средства представляют собой один из частных случаев инвестирования в ТМЦ. Поэтому к ним применимы следующие требования:
- необходим базовый запас денежных средств для выполнения текущих расчетов - необходимы определенные денежные средства для покрытия непредвиденных расходов - целесообразно иметь определенную величину свободных денежных средств для обеспечения возможного или прогнозируемого расширения деятельности. Таким образом к денежным средствам могут быть применены модели, разработанные в теории управления запасами и позволяющие оптимизировать величину денежных средств. В западной практике наибольшее распространение получили: - модель Баумоля (1952 г.) - модель Миллера-Орра (1966 г.) - модель Стоуна (1972 г.)
Согласование управления дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия Управление кредиторской задолженностью Основным содержанием управления кредиторской задолженностью является привлечение денежных средств в распоряжение предприятия и удержание этих денежных средств на п/п на наиболее выгодных для п/п условиях. В составе кредиторской задолженности выделяют долгосрочные и краткосрочные обязательства Объектом управления в течение года является краткосрочная кредиторская задолженность, включающая краткосрочные банковские ссуды, коммерческую КЗ, возникающую во взаимоотношениях с поставщиками и потребителями, в т.ч. устойчивые пассивы. Своеобразным видом краткосрочной КЗ является задолженность п/п перед бюджетом по начисленным и невыплаченным налогам. Выгодность условий привлечения и удержания денежных средств в кредиторской задолженности определяется величиной финансовых издержек, т.е. стоимости привлечения единицы денежных средств в кредиторскую задолженность. Привлечение денежных средств в составе КЗ может сопровождаться не только финансовыми издержками, но и дополнительными доходами, которые п/п получают в связи с использованием привлеченных средств в составе своей кредиторской задолженности. Пример: Поставщик предлагает предприятию скидку в размере 2%, если платеж будет произведен в течение 10 дней с момента поставки. Если предприятие заплатит сумму через 30 дней, то скидки предоставлено не будет. Определить насколько предприятию выгодно предложение по сокращению своей кредиторской задолженности.
Решение: 2% - доход за 20 дней. Таким образом, доходность данной сделки: 2% / 20 * 360 = 36% годовых. Таким образом, предприятию выгодно принять предложение по сокращению своей кредиторской задолженности, если ставка альтернативного вложения (обычно это - банковский процент) ниже полученной доходности. Если ставка альтернативного вложения выше, то предприятию выгодно оставить у себя кредиторскую задолженность (до 30 дней) и вложить средства в банк. Управляя кредиторской задолженностью предприятие: - покрывает ФЭП - обеспечивает условия для использования эффекта финансового рычага - получает дополнительный доход от скидок и иных поощрительных действий, получаемых от поставщиков и потребителей при выполнении согласованных с ними условий оплаты или поставок собственной продукции. В данном случае происходит своеобразное коммерческое инвестирование КЗ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|