Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Управление Дебиторской задолженностью.




ДЗ представляет собой своеобразный кредит, который предприятие предоставляет своим партнерам-поставщикам и покупателям.

В соответствии с формальными требованиями финансово-хозяйственного анализа дебиторская задолженность на п/п должна быть по возможности = 0 или должна иметь минимально возможное значение. Однако в условиях рыночной экономики, конкуренции, ДЗ выступает в качестве своеобразной инвестиции в "добрые отношения" с поставщиком и потребителем. Т.о., формируя дебиторскую задолженность, п/п создает более благоприятные условия для поставщиков и потребителей и привлекает к себе потенциальных клиентов, не допуская их ухода к конкурентам.. Репутация жесткого кредитора может послужить причиной ухода.

Т.о., объектом управления является не сама по себе ДЗ, а ее неконтролируемое увеличение, т.е. в рамках ФМ необходимо обеспечить:

1. обоснованные размеры ДЗ

2. обеспечить ее сохранение в заранее установленных размерах

3. нельзя допускать неконтролируемое увеличение ДЗ.

Сам процесс управления ДЗ можно представить как процесс, состоящий из двух частей:

1. анализ приемлемого уровня ДЗ для предприятия (анализ целесообразности формирования ДЗ)

2. контроль длительности и объемов ДЗ.

 

Процесс управления целесообразности формирования ДЗ состоит в осуществлении кредитного анализа предложений по формированию ДЗ, поступлений от партнеров п/п, поставщиков и потребителей.

Факторы, определяющие целесообразность предоставления ДЗ

1. деловая репутация дебитора

2. собственные возможности п/п по предоставлению ДС (положительное сальдо бюджета ДС, отрицательное значение ФЭП)

3. показатели финансового состояния заемщика.

Источниками информации о репутации и финансовом состоянии заемщика в условиях рыночной экономики являются

- деятельность собственных служб

- услуги агенств кредитной информации

 

Когда принято решение о предоставлении коммерческого кредита, т.е. ДЗ, ее величина и срок должны стать предметом контроля. Контроль за дебиторской задолженностью включает в себя ранжирование дебиторской задолженности по срокам ее возникновения. Наиболее распространенная классификация предусматривает следующую группировку по длительности пребывания средств в дебиторской задолженности: 0-30 дней, 31-60, 61-90, 91 - 120, свыше 120 дней.

Основной формой контроля является реестр дебиторов. Его форма:

 

  0-30 дней 30-60 60-90 90-120 120 -
Дебитор 1 Величина дебиторской задолженности     Величина дебиторской задолженности  
Дебитор 2   Величина дебиторской задолженности      
Дебитор 3     Величина дебиторской задолженности    
Дебитор 4         Величина дебиторской задолженности

 

Реестр дебиторов для анализа ДЗ по объемам и срокам составляется не только в разрезе клиентов п/п-дебиторов, но и по видам деятельности и по видам продукции или видам деятельности.

На основе данных реестра рассчитываются сроки обращения денежных средств в ДЗ:

ti - срок i - той дебиторской задолженности

Обычно, основой для сравнения фактических расчетных показателей оборачиваемости ДС в ДЗ являются средние сроки расчетов по обязательствам, установленные в договорах.

Основанием для принятия мер по снижению длительности оборта средств в ДЗ является превышение фактических расчетных величин значений по сравнению с договором.

В целом считается, что если эти средние расчетные значения не превышают 90 дней, управление ДЗ можно признать удовлетворительным, свыше 110 дней - неудовлетворительное, проблемное, 90-110 дней - у п/п начинаются проблемы.

Причины роста ДЗ:

1. недовольство клиента качеством поставленной продукции. Если качество устраивает другие причины

2. у покупателя могут отсутствовать в распоряжении денежные средства как раз в те периоды, когда поступают договорные обязательства, сроки оплаты счетов. Мледовательно, рекомендуется изменить сроки оплаты по договору.

3. У покупателя систематически недостает денежных средств для оплаты ваших счетов к моменту оплаты. - изменить договорные сроки, сделать так, чтобы наши счета оказались наверху.

4. Несовершенная система оформления платежей у клиентов. 2 варианта: на малых и средних п/п - н п/п отсутствует процедура управления платежами - помочь таким предприятиям наладить процедуру управления платежами. 2-ой вариант - у п/п существуют громоздкая и отягощенная бюрократизмом система оформления платежей. Прекратить отношения с таким партнером или поддержать.

5. Сознательное замедление расчетов клиента с целью улучшения финансовых показателей.

 

Для того, чтобы осуществлять управление ДЗ, как правило, используются следующие меры воздействия на дебиторов:

1. Письмо-уведомление или телефонный звонок о приближающейся дате платежа

2. Письмо-предупреждение или звонок, что в случае невыполнения обязательств - примут более серьезные меры.

3. Обращение в агенство по взысканию долгов

4. Обращение в суд (оплата или ликвидация п/п).

 

При управлении дебиторской задолженностью необходимо использовать финансовые стимулы ускорения расчетов клиентов. Прежде всего, это связано с предоставлением скидок при условии оплаты в срок или досрочно. Наиболее распространенным условием оплаты счетов в США и ряде стран Западной Европы считаются следующие условия:

2/10 net 30

5/20 net 60

Это означает, что предприятием предоставляется 2%-ная скидка, если клиент оплатит счет в 10-тидневный срок при условии расчетов в 30 дней.

Аналитики предлагают следующие этапы формирования политики управления дебиторской задолженностью:

1. анализ дебиторской задолженности в предшествующем периоде.

2. Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции в текущем году на основе анализа предшествующего года.

3. Определение возможной суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность.

4. Формирование системы кредитных условий

5. Формирование критериев оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита.

6. Обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности (факторинг, форфейтинг, операции с векселями)

7. Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассации дебиторской задолженности.

Особое внимание следует уделять анализу данных о резервах по сомнительным долгам и фактических потерях, связанных с погашением дебиторской задолженности. В нашей стране еще не накоплен опыт в исчислении резерва по сомнительным долгам. В экономически развитых странах компании в процессе подготовки отчетности чаще всего исчисляют резерв в процентах (%) по отношению к общей сумме дебиторской задолженности, при этом вариация может быть существенной.

Проведенное министерством торговли США исследование показало, что доля безнадежных долгов находится в прямой зависимости от продолжительности периода. В течение которого дебитор обязуется погасить свою задолженность. При этом зависимость такова: в общей сумме дебиторской задолженности со сроком погашения до 30 дней около 4% относится к разряду безнадежной. От 31- 60 дней - 10%, 61-90м дней - 17%, 91-120 дней - 26%. При дальнейшем увеличении срока погашения на очередные 30 дней доля безнадежных долгов повышается на 3-4%.

Для того, чтобы обеспечить надежное поступление ДС на п/п необходимо кроме бюджетного планирования, мер по управлению ДЗ и КЗ, систематически осуществлять анализ рисков п/п, связанного с возможностью получения убытков или отклонения показателей, необходимо осуществлять меры по управлению риском. К ним относят:

- страхование

- диверсификацию

- хеджирование.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...