Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Масленица




Древние славяне отмечали праздник проводов зимыи встречи весны - в честь языческого бога плодородия и скотоводства Волоса (Велеса). После принятия христианства на Руси праздник этот сохранился и с 16 века стал называться Масленицей. Масленица была принята Православной Церковью как религиозный праздник под названием сырной или «мясокапустной » недели, но христианского переосмысления не получила. По своему содержаниюобрядовая символика масленичных обычаев связана с древнеславянскими традициями проводов зимы и встречи весны. Масленица в христианстве предшествует Великому предпасхальному посту и справляется за семь недель до Пасхи в период с конца января до началамарта.

Этот праздник олицетворял пробуждение природы от зимней спячки, означал начало работ к предшествующему севу. Масленица и по сей день живет как проявление надежды на сытый год, поэтому она была и остается обильнойиочень сытной.

Прощались с зимой, встречали весну. Последний раз катались с гор, устраивали битвы снежками, сжигали чучело Зимы, ели блины. Недаром стихия масленичных гуляний оказалась столь близка и Чайковскому, и Римскому-Корсакову, и Островскому, и другим людям искусства. У Островского в пьесе «Снегурочка»: «Конец зиме пропели петухи, Весна – Красс" а спускается на землю». «Прощай, Масленица. Сладко, воложно (по Далю, воложный– жирный, масляный, сдобный, скоромный, вкусный, лакомый) нас кормила, суслом, бражкою поила. Прощай, Масленица... ».

Масленицу повсюду ожидали с большим нетерпением. Это был поистине всеобщий праздник.

В Масленичную неделюне ели мясо. Последнее воскресенье перед Масленицей носило название «мясного воскресенья». В мясное воскресенье тесть ездил звать зятя «доедать мясо». Всю женеделю называли «честной, широкой, веселой, боярыней Масленицей, госпожой Масленицей». В такие дни устранялись различные забавы: катание с ледяных гор, на лошадях, уличные гулянья с песнями, круговыми плясками, ряжеными. В эту пору и родителей поминали, и молодоженов чествовали. Молодые непременно гостили у родителей жены, отсюда и пошло выражение – «ездить к теще на блины».

ВСибири на Масленицу вместо блинов готовили хворост из муки.

Катанию с гор придавался особый смысл. Дети катались с гор все дни Масленицы, взрослые же присоединялись к ним позже, примерно со среды -четверга. Все поженившиеся пары деревни должны былискатиться по одному разу. Катание с гор сопровождалось песнями, которые пели в основномдевушки, ожидающиесвоей очереди покататься. Как правило, со среды к катанию с гор и на лошадях активно подключалась и неженатая молодежь. Вообще, катание на тройках наперегонки, под песни и гармонь, с шутками, поцелуями и объятиями -типично русское масленичное увеселение, в которой не принимали участие только младенцы да старики, уже не выходившие из дома.

На Масленицу в Петербурге у Адмиралтейства строили высокуюдеревянную гору и заливали ее водой, парами и в одиночку скатывались с нее на Дворцовую площадь, где по сторонам светились огни балаганов, выступали раешники, продавались чай, блины и сладости. С конца 19 века масленичная гулянье было перенесено на Марсово поле.

В Москве ледяные горы и балаганы сооружались на Москве-реке и Неглинке, а так же на Новинском бульваре и в Сокольниках.

Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, поспособствовать холостой молодежи найти себе пару.

Костромичи, например, «выборанивали девок» -таскали борону вдоль домов, чтобы девушкам легче было выйти замуж. Однако самым главным событием, связанным с молодоженами, по всей Руси было посещение тещ зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир (разумеется, если зятья приходились по душе). Этому обычаю посвящено огромное количество пословиц, поговорок, песен, анекдотов.

Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья устраивали «тещины вечерки» - приглашали на блины.

Центральной фигурой праздника все же была сама Масленица - кукла из соломы, которую наряжали в кафтан, шапку, опоясывали кушаком, ноги обували в лапти усаживали на сани и везли в гору с песнями: встречали Масленицу. Сопровождала Масленицу ряженая молодежь. Чаще всего одевались цыганами. Иногда возили рядом с Масленицей женщину, которая за прядильным станком крутит масло.

Каждый день на масленичной неделе имеет свое название:

Понедельник - встреча. К первому дню Масленицы устраивались общие горы качели, столы со сладкими яствами. Дети ладили утром соломенную куклу – Масленицу, да наряжали ее.

Вторник - заигрыши. С утра девицы и молодцы приглашались покататься на горах, поесть блинов. Здесь братцы высматривали невест, а сестрицы поглядывали украдкой на суженых.

Среда - лакомка. В среду тещи приглашали своих зятьев к блинам, а длязабавы любимого зятя созывали всех родных.

Четверг - широкий четвертак, разгул, перелом. Катались по улицам, выполняли разные обряды, творили кулачные бои. Возили на санях мужика с вином и калачами. Сходились в назначенное место пить пиво и петь песни.

Пятница - тещины вечерки. В этот день зятья угощали блинами своих тещ, иногда - всю родню. Зять обязан был с вечера лично пригласить тещу.

Суббота - золовкины посиделки. Молодая невестка приглашала своих родных к себе. В этот день дети строили на реках, прудах и полях снежный городок с башнями и воротами, затем ватага разделялась пополам: одни охраняли городок, другие должны были силой взять его.

Воскресенье - проводы Масленицы, прощанья, целовник. Обычаи последнего дня масленицы связаны с культом предков. Проводы Масленицы и прощание сопровождались различными обрядами. Соломенную куклу – «Масленицу» - торжественно сжигали, а пепел от чучела рассеивали по полю, чтобы придать силу посеву, будущему урожаю. Прощание между родными и знакомыми происходит вечером. Прощание завершалось поцелуем. В этот день прощаются все обиды и оскорбления.

В преддверии Великого Поста, стремясь очиститься от всего греховного, люди просили друг у друга прощения. С той же целью в прощеное воскресенье ходили на кладбище, оставляли на могилах блины. Прощаясь, люди говорили друг другу: «Прости меня, пожалуйста, буде в чем виноват пред тобою». Прощание между домашними происходило после ужина, перед сном. Произносилось такое причитание: «Пришел и Масленой конец - отдают почтенье на сырной, в воскресенье», в этот день прощаются все обиды и оскорбления.

На Масленицу гадали: берет, к примеру, девушка первый блин, выбегает на улицу, угощает первого встречного и спрашивает его имя. Так и суженого звать будут.

Но вернемся к русской Масленице. Речь пойдет о короле масленичного стола - блине. Ох, уж эти блины на Масленицу! Пышны, румяны, пухлы, вкусны, масляны, со сметаной, с медом, с припеком. Еще с языческих времен блин был символом солнца. Ритуально съедение блина - во славу Весны, плодородия земли. Блины ведут свое начало от жертвенного хлеба древних язычников. Издревле круг считался знаком Солнца.

Во многих семьях блины начинали печь с понедельника. Каждая хозяйка имела свой режим приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Обычно блины пеклись из гречневой или пшеничной муки, большие - во всю сковороду или с чайное блюдце, тонкие и легкие. К ним подавались разные приправы: сметана, яйца, икра, снетки и пр.

На Масленице первый блин - упокой.

Действительно, первый блин, испекаемый на Масленой неделе, клали на слуховое окошко «длядуш родительских». Кое - где первый блин отдавали нищим, чтобы они помянули всех усопших.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...