Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пасха. Троица. Праздник Ивана Купала




Пасха.

Светлое Христово воскресение. Святая неделя.

Смысл слова «пасха» не очень ясен, праздник не привязан к определенному числу и даже месяцу, исуществовал еще до Рождества Христова. Кстати, Тайная вечеря, на которой было установлено таинство Евхаристии, состоялась во время. ветхозаветной Пасхи, отмечаемое Господом и его учениками.

Первоначально Пасха возникла как семейныйеврейский праздник кочевого быта. «Четырнадцатого числа весеннего месяцанисана», ранее носившего языческое название месяца колосьев, в жертву Богу Яхве приносили ягненка. Его кровью мазали двери в знак охраны жилища, а мясо поспешно съедали.

Отмечая с апостолами ветхозаветную Пасху, Иисус внес в древний обряд совершенно иной смысл. Господь приносит в жертву самого себя и становится БожественнымАгнцем, его смерть - это искупляющее пасхальное жертвоприношение, он дает верующим вкушать во времяобряда Евхаристии свое тело (хлеб)и пить свою кровь (вино). В первые века христианской веры отмечались две Пасхи - в честь смерти и в честь воскресения. Первая проводилась в скорби и строгом посте, вторая - с ликованием иобильной трапезой. Постепенно, после вековых споров, христиане сталипраздновать одну Пасху, причем отдельно от евреев: в первой воскресный день после весеннего равноденствия и мартовского полнолуния, (Еврейская ветхозаветная Пасха празднуется в честь освобождения еврейского народа от египетского рабства).

В основе современного христианского празднования Пасхи лежит история чудесного воскресения Иисуса Христа, распятого на кресте по приговору иудейского суда - синедриона, утвержденного римским наместникомв Иудее Понтием Пилатом. Согласно Евангелию, Иисус Христос воскрес рано утром в воскресенье. Смерть и воскресение его совпали с днями иудейского праздника Пасхи (Песах).

Пасха дляхристиан стала днем воспоминанияо жизни, смерти и воскресении Иисуса Христа. Крестный ход вокруг церкви символизирует встречу с Господом вне храма, напоминая о девах-мироносицах, встретивших воскресшего Бога вне Иерусалима. Богослужение в пасхальную седмицу совершается при открытых царских вратах иконостаса в знак того, что своим воскресением Иисус Христос открыл верующим дорогу на небо.

Почему же непостоянен день празднования христианское Пасхи?

Праздник Пасхи был установлен и праздновался уже в апостольской Церкви. Он начался с самого времениВоскресения Христа. Впервые века христианства не везде в одно времяпраздновали Пасху. На востоке праздновали ее на 14-й день весеннего месяца, aзападные х ристиане совершали ее в первый воскресный день после весеннего полнолуния. По лунному календарю, он всегда приходится наодно и то же число, по нашему же, солнечному - на разные числа, и, к тому же, на разные дни недели. В 325 г. Первый Вселенский Собор Христианской Церкви (Никейский Собор) постановил праздновать Пасху всегда по воскресеньям, а именно - в первое воскресенье, наступающее после первого весеннего полнолуния. Эта дата колеблется от 4 апреля до 8 мая. В Православной Церкви расчет пасхальных дат остается с тех пор неизменным; в западной же, католической, в форму расчета вносились некоторые дополнительные уточнения. Поэтому даже наступление Пасхи в православном и католическом календарях не всегда совпадает.

Церковь составляет специальные таблицы - пасхалии и определяет даты Пасхи на много лет вперед. Ряд церквей составляют пасхалии по юлианскому календарю (Православные Церкви), а католическая - по григорианскому. Римские христиане прекращали пост и начинали празднование в самую полночь. Некоторые восточные христиане праздновали в средние часы ночи перед Пасхой, а иные - с 4-го часа утра. Разногласия по этому вопросу прекратил 6 Вселенский Собор, на котором было определено прекращать пост и начинать празднование Пасхи в Великую Субботу, после полуночи.

Обрядовая сторона Пасхи и основные правила празднования окончательно определились в 5 веке. В главном они дошли и до наших дней. В православной Византии праздник проходил особенно торжественно и пышно. Из Византии почитание Пасхи вместе с христианством пришло на землю Руси, где этот день стал праздником праздников. Путь верующих к празднику через самый длительный и строгий в году пост долженеще более усиливать значимость и духовное восприятие Пасхи.

Из алтаря вынесли серебряные запрестольный крест, золотое Евангелие, огромный круглый хлеб - артос. Артос, как обязательный символ церковной пасхальной службы, всегда готовили к празднику. Это – всецельная просфора, большой раскрашенный хлеб с изображением креста. В старину его даже золотили, писали стих «Христос воскресе». Артос помещается на аналое перед иконостасом и стоит до конца святой недели, потом разделяется на небольшие кусочки и раздается прихожанам.

В самом храме во время Светлой заутрени не замолкает ни на. минуту хор. Облачения священнослужителей - белого цвета. И надеваютих только на пасхальную службу. Впасхальную заутреню принято несколько раз менять ризы священников. Царские врата, обычно закрытые вовремя богослужений, на протяжении всей Святой недели широко распахнуты. Нет преграды между небом и землей, ибо воскресением Христа « небо отверзто для всех». Храм полон света и благоухания. Иконы, паникадило, подсвечники - все украшено живыми цветами. Горит масса свечей. И свечи на Пасху употребляются особенные, разноцветные.

Евангелие в пасхальную ночь читается на разных языках: славянском, русском, древнееврейском, древнегреческом, латинском... Это должносимволизировать, что проповедь о воскресшем Спасителе мира победно пронеслась над миром и покорила все народы.

Пасхальные обряды, в принципе, широко известны. Большая часть их сохранилась в быту до наших дней - всенощное бдение, крестный ход, христосование, крашение яиц, печение куличей, приготовление пасох.

Обряд христосования заключается в обмене поцелуями при произнесении пасхального приветствия «Христос воскрес! » - «воистину воскрес! ». Обряд идет еще от тех дней, когда первые христиане, узнав о воскресении Иисуса Христа, радостно передавали эту благую весть и братски целовали друг друга. В «Послании апостола Павла к римлянам» сказано: «Приветствуйте друг друга с целованием святым».

После службы происходит христосование и начинается обмен крашеными яйцами.

Крашеные яйца - неизбежная принадлежность пасхального разговения. Обычай дарить вдань воскресения Христова крашеные яйца очень древен: некоторые историки относят начало этого обычая к временам апостольским. В последовавшие затем века распространился он по всему христианскому миру. Уже в 4 веке яйца вошли в церковный обиход. К 12 веку яйцо сделалось обязательным атрибутом христианской Пасхи.

«Благослови, о Всевышний, умоляем Тебя, создание Твое - яйцо, чтобы стало оно благотворной пищей для верных слуг Твоих, чтобы, возблагодарив Тебя, поедали они яйцо ради воскресения Господа Нашего», - так говорили католические проповедники на страстной неделе в 17 веке. Почему же именно яйцо вошло в христианский обряд?

Многие народы считали, что яйцо символизирует тайну жизни, его первооснову. Символика пасхального яйца - еще шире. Яйцо - одно из звеньев бесконечной цепи рождений и смертей: из «неживого»яйца рождается живое существо, которое сносит неживое яйцо, из которого, в свою очередь... Иными словами, яйцо - символ не только рождения, но и возрождения. Поэтому яйцо сталопасхальным символом.

То красное яичко, которое украшает наш пасхальный стол и которым мы обмениваемся с друзьями и родственниками в праздник, окружено легендами и сказаниями, исходящими иногда из очень глубокой древности. Согласно одной из них, капли крови распятого, упав на землю приняли вид куриных яиц и сделались твердыми, как камень. Горячие слезы Богоматери, рыдавшей у подножия креста, упали на. эти кроваво-красные яйца и оставили на них следы в виде прекрасных узоров и цветных крапинок, когда Христасняли с креста и положили в гроб, верующие собрали Его слезы и поделили их между собой. А когда пронеслась радостная весть о воскресении, они приветствовали друг друга словами «Христос воскрес! » и при этом передавали из рук в руки Христовы слезы. После Воскресения обычай этот строго соблюдается первым христианами, и знамение величайшего чуда - слезы-яйца строго хранились у них и служили предметом радостного дара в день Светлого воскресения. Позднее, когда люди стали больше грешить Христовы слезы растаяли и унеслись вместе с ручьями и реками в море, окрасив в кровавый цвет морские волны... Но сам обычаи пасхальных яиц сохранился и после того...

Другая легенда гласит следующее: Иисус Христос, будучиребенком, любил кур, охотно играл с ними и кормил их. И Богоматерь, чтобы, доставить Ему удовольствие, разрисовывала куриные яйца и дарила их Ему в качестве игрушек, когда начался над Христом суд, онаотправилась к Пилату и, чтобы умилостивитьего, принесла емув дар разрисованные с величайшим искусством яйца. Она положила их в свой передник и, когда пала перед Пилатом ниц, умоляя о Сыне, яйца выкатились из передника и покатились по всему свету…С тех пор они служат для нас воспоминанием о страданиях Христовых и о последовавшем вслед за тем Его воскресением.

Согласно другой легенде, после смерти Христа семь иудеев собрались на пир. Среди блюд были вареная курица и сваренные в крутую яйца. Во время пираодин из собравшихся, вспомнив про казненного, сказал, что Иисус воскреснет на третий день. Нaэто хозяин дома возразил: «Если курица на столе оживет, а яйца станут красными, тогда он воскреснет». И в тот же миг яйца изменили свои цвет, а курица ожила.

К празднику Пасхи красили куриные, реже - гусиные яйца. Не принято красить яйца в темные, мрачные цвета. Как правило, преобладает красный цвет и его оттенки. Люди поздравляли друг друга с Воскресением Христовым, христосовались, обменивались крашеными яйцамии дарили их как символ Пасхи.

Троица

День Святой Троицы (Пятидесятница) - праздник, который входит в число двунадесятых в русском православии. В его основе - рассказ о сошествии Святого Духа на апостолов на пятидесятый день после Пасхи, Отсюда и день празднования.

Отмечается Троица в воскресенье через семь недельпосле Пасхи. Семь недель - это пятьдесят дней, считая и сам день Пасхи: отсюда ж другое название праздника - Пятидесятница.

Праздник совершается в честь Святой Троицы. Сошествие Святого Духа укрепило апостолов в вере и дало им силу проповедовать учение о Пресвятой Троице.

На месте сошествия Святого Духа на апостолов построилипервый христианский храм, который в 4 веке был возобновлен Святой Еленой.

Представление о Троице сложилось в христианстве не сразу истоки его лежат в древних понятиях о божественных семействах (например, древнеегипетская Троица - Осирис, Исида, Гор), о Троице богов (в древней Индии - Брахма, Вишну, Шива, в Вавилонии - Ану, Эа, Бэл и т. д. ).

Христианская Пятидесятница как праздник Святой Троицы отмечается с 4 века, когда на 2Константинопольском соборе был окончательно утверждендогмат о Троице: единый Бог существует в трех лицах: Бога-Отца, Бога-Сына, Бога-духа Святого. Это - один из краеугольных камней христианства.

Именинами земли-матушки называли этот праздникв народе. В этот день нельзя было вскапывать (тревожить) землю. Гуляли весело и шумно. В Троицкой обрядности почти повсюду прослеживаются старинные, еще языческие обычаи, связанные с празднованием пышного расцвета природа, приходом на землю света и тепла, Троица всегда ивезде - зеленый праздник. Дворы, дома и церкви снаружи и внутри украшались зеленью и цветами. Главная же роль в зеленых святках отводилось березе. Без Троицкой березки этот праздник все равно что Рождество - без елки. Но почему жеименно береза? Чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить, как относились к деревьям наши далекие предки.

Во всех странах жизнь людей идеревьев соединяли тесные узы. Деревья наделяли душой, им приписывали человеческие качества, относились к ним как к существам высшего порядка, испрашивая у них помощи и благословения перед всяческими начинаниями. К деревьям - долгожителям обращались с просьбами о ниспослании здоровья и богатства, удачного брака и благополучных родов. У многих народов существовало поверие, что они принимают души умерших, поэтому и на рубку их существовал строгий запрет. Русские считали, что срубивший такое дерево делается помешанным или -ломает себе руки и ноги, а то и умирает. У славянских племен - будущих украинцев - запрещалось уничтожать плодовые деревья; сотворивший такое обрекает себя на гибель.

А вот самым любимым деревом у русских во все времена остается березка. Она считалась «хорошим», дающим энергию деревом, в противоположность забирающей силу осине.

Хорошо посадить березу рядом с домом для благополучия семьи, для отпугивания зла, для защиты от молнии. Заткнутые под крышей дома, оставленные на чердаке березовые ветки защищают от молнии, града, и грома. Если их бросить на огородных грядках, они будут отгонять гусениц от капусты.

И этот день принято было проливать слезы на цветы или березовые ветки, которые держали в руках во время церковной службы.

Букетик или веточки, орошенные слезами, хранили целый год - по поверью, это спасало от засухи. Впрочем, была и куда более серьезная причина плакать над цветами - считалось, что слезы смывают грехи; сколько грехов за собой человек числил, столько цветочков или веточек он должен был взять с собой в церковь. И грешникам здесь приходилось туго! «Пучок-то связать бы ему с банный веник», - со смехом вмешалась Фленушка, «Пусть бы его на каждый листок по слезинке положил». «Прекрати», - строго сказала Манеша. «У Василия Борисовича не столь грехов, чтоб ему целый веник надо было оплакать». (Мельников П. И. Андрей Печерский «В лесах»).

Отмечали же праздник на природе - в лесах, в рощах. Горожане выезжали на загородные пирушки. В деревнях с утра пекся каравай, и созывали гостей, для которых уже были сплетены венки из цветов и березы. А после обеда начиналось самое веселье для молодежи. Бабка-позыватка скликала девушек на гульбище в рощу, где расстилалась скатерть, на которую ставили украшенные цветами караваи. Девушки начинали водить хороводы, а юноши высматривали себе в хороводах невест.

Троицкие каравай, скатерть и венки имели огромное значение для будущей брачной жизни. Скатертью тайно застилали стол под другой, верхней скатертью на смотринах (она должна была приковать суженого). Каравай засушивался в сухари и хранился до свадьбы. Сухари эти потом замешивали на счастье и любовь молодых в свадебный каравай, а венок некоторые девушки тайно передавали своим возлюбленным в качестве вестника брачного обета. С помощью венков осуществлялось и гаданье, которое в «зеленые святки» играло столь же важную роль, что и в зимние. В Троицындень девушки развивали березки: развит венок - желаемое не сбудется, засох венок - жди перемен в жизни: замужества или смерти, если зелен венок - продолжение девичества, что, в общем-то, редко кого радовало. А вечером, когда веселье постепенно стихало, шли к реке и бросала венки в медленно темнеющую весеннюю воду. Если венок поплыл - это благоприятный знак, если завертелся на месте - расстроится свадьба или начнутся нелады в семье, утонет - к большому несчастью: к смерти родных или суженного. А если венок встанет на месте - то свадьбы в этом году не бывать. После гадания, радостные или опечаленные, расходились по домам. А на следующий день, в понедельник, выпадал новый праздник - День Святого Духа или Духов День, с которого по народным приметам, наступало настоящее лето.

Праздник Ивана Купала

Иван Купла принадлежитк числу самых почитаемых, самыхважных, самых разгульныхпраздников в году, в нем принимало участие все на­селение, причем традиция требовалаактивного включения каждогово все обряды, действа, особого поведения, обязательного выполнения и соблюдения ряда правил, запретов, обычаев: Ивановыдожди вызываюту земледельца и радость и тревогу: они очень нужны хлебамиуже опасныдлятравы перед самым сенокосом. Аряде местна Купалу открываютбольшой покос. Иванов день заполненобрядами связанными с водой.

Ивана Купалу называют чистоплотным оттого, что на зapeэтого дня принято купаться, и такого рода купанию приписываются целебные силы.

Поутру в Ивановдень купаться - обычайвсенародный, итолько в некоторых уездах Ярославскойгубернии крестьяне признают такое купание очень опасным, так как в Иванов день считается именинником сам водяной, который терпеть не может, когда в его царство лезут люди и мстит им тем, что топят всякого неосторожного. Один из довольно распространенных купальских обрядов обливание водой всякого встречного и поперечного. Вoмногихместах баню было принято устраивать не на Аграфену купальницу, а в Иванов день, точно так же, каквязать веники.

Главная особенность купальской ночи - очищающие костры, вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше - тот будет счастливее.

По поветриям крестьян, в купальскую, самую короткую ночь нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякаянечисть - ведьмы, оборотни, русалки, змеи…

Характерная примета Ивана Купалы - многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Главным героем растительного мира становился папоротник, с которым повсеместно связывались предания окладах. С цветком папоротника раскрывающимся всего на несколько мгновении в полночь на Иванов день. можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились. Правда, достать такой цветок едва ли не труднее, чем сам клад.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...