Культура как способ деятельного существования индивида. История культуры и история философии.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Предмет философии, функции философии, разделы. · -Философия - общая теория мира и человека в нем. · -Предмет философии до сих пор на дискуссиях (26в). Платоновский подход (практический- содержательный):философия, как искусство умирать. Теоретический(Аристотель)-наука о бытии (о сущном), о первых причинах вещей. Синтезом обоих подходов является понимание философии, как мировоззрения. · - Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место человека в нем: мифология, религия, философия. -предмет мировоззрения - отношение человека к миру. -раскрывается в след. проблемах: Кто такой человек? Что такое мир? что есть истина? Нужно ли ее постичь? Что такое добро/зло? Что такое красота и т.д. -оно выполняет функцию познания человеком окружающего мира. -оно вбирает в себя опыт познания человеком окружающего мира, философия же ориентирована на раскрытие общих принципов устройства мира и важнейших его характеристик. -с помощью философии, мировоззрение достигает упорядоченности, обобщенности и теоретичности. Философия определяет характер и общую направленность мировоззрения. -например: в эпоху Возрождения, основной направленностью философии было осмысление места человека как центра вселенной. Кроме того мировоззрение и философия решают проблемы человека в различных аспектах. Так мировоззрение включает в себя самые различные сведения о человеке, а философия решает проблемы в общей форме. · -Философия зародилась около 2500 лет назад в странах востока: Индии, Греции, Рима. Наиболее развитые формы она приобрела в Др. Греции. Философия - любовь к мудрости. Философия пыталась вобрать в себя все знания, т.к. отдельные науки не в состоянии были дать целостную картину мира.
· Вопрос о том что есть мир - основной вопрос философии. Его решение обозначает основные подходы к осмыслению и других философских проблем, поэтому философия разделилась на 2 основных направления: философский материализм (Демокрит), и философский идеализм (Платон). Философия стремилась понять не только мир вне человека, но и самого человека. Философии свойственно стремление к максимальному обобщению результатов познания. Она изучает не мир в целом, в мир как целое. · Философия органично вплетена в ткань общества и имеет большое воздействие со стороны общества. На нее влияют политический и общественный строй, государство, прелигия. С другой стороны и сама философия влияет на исторический процесс своими передовыми идеями. · Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять: мировоззренческую, методологическую, мыслительно-теоретическую, гносеологическую, критическую, аксиологическую, социальную, воспитательно-гуманитарную, прогностическую функции. -Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром. -Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности. · Разделы: - онтология – учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о критериях существования, общих принципах и закономерностях существования; - гносеология – раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности знания; - аксиология – учение о природе и структуре ценностей, их месте в реальности, о связи ценности между собой;
- праксеология – учение о практическом отношении человека и мира, активности нашего духа, целеполагании и действенности человека; - антропология – философское учение о человеке; - социальная философия – раздел философии, описывающий специфические особенности общества, его динамику и перспективы, логику социальных процессов, смысл и предназначение человеческой истории. Эти разделы несводимы друг к другу, но тесно связаны между собой. · По некоторым историческим свидетельствам, слово «философ» впервые употребил древнегреческий математик и мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и достойному образу жизни. Истолкование же и закрепление в европейской культуре термина «философия» связывают с именем древнегреческого мыслителя Платона.
Культура как способ деятельного существования индивида. История культуры и история философии. · У человека форма жизнедеятельности наследуется через культуру. · Культура – вторая природа, созданная человеком. Культура (от лат. «возделывание земли») – специфический способ развития, организации человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в духовных ценностях, в совокупности отношений человека с природой. · Функции культуры: 1.человекотворческая – гуманистическая функция формирования личности, 2.познавательная – познание законов развития природы, общества и сознания, 3.информационная – передача опыта от поколения к поколению, 4.нормативная – регулирует отношения людей в обществе, 5.знаково-символическая – знаки, языки, символы, ноты и др. · Культура дает возможность человеку воспитать в себе творца, при этом все отношения между людьми носят творческий характер. Каждое общество осуществило свой отбор культурных форм. В одной культуре материальные ценности едва признаются, в другой они оказывают решающее влияние на поведение людей. В одном обществе к технологии относятся с невероятным пренебрежением, даже в сферах, необходимых для выживания людей; в другом аналогичном обществе постоянно совершенствующаяся технология соответствует требованиям времени. Но каждое общество создает огромную культурную надстройку, которая охватывает всю жизнь человека - и юность, и смерть, и память о нем после смерти. В результате такого отбора прошлые и нынешние культуры совершенно различны. Чрезвычайно сложно определить общие черты, свойственные всем культурам, культурные универсалии. Существуют разные мнения о том, какое поведение безумное, а какое нормальное, у нас разные понятия добродетельной жизни. Все культурные особенности обусловлены историей определенного общества. В рамках марксистской концепции общественного развития была разработана теория пяти последовательно сменяющих друг друга социально-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Основу смены этих формаций определяла диалектика производительных сил и производственных отношений. Понятие «прогресс», особенно в сочетании с прилагательным «научно-технический» предопрелеляет поступательность развития истории человеческой цивилизации. Однако когда речь идет о культуре в целом, а не только о технологической составляющей культуры, понятие прогресса далеко не охватывает всех возможных траекторий ее изменений. В условиях разделения труда и его все более узкой специализации, области собственно материальной и духовной культуры имеют тенденцию к обособлению, к отделению и к противопоставлению друг друга.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|