Роль древних верований (анимизм, тотенизм, магия, фетишизм и др.) в жизни первобытной общины.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 · Археология даёт нам поразительные свидетельства всеобщего распространения культа Богини-Матери в эпоху каменного века. На громадном пространстве от Пиренеев до Сибири и по сей день находят женские фигурки, вырезанные из камня или кости. Всех их объединяет одна важная черта. Руки, ноги, лицо — едва намечены. Главное, что привлекает первобытного художника, — это органы деторождения и кормления. Разгадка необычайных черт в фигурках „венер" кроется в том, что они были амулетами Богини-Матери. · Следующим этапом развития верований можно назвать Фетишизм - религиозное поклонение материальным предметам – фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства, он тесно переплетается с другими формами верований, в первую очередь с тотемизмом: · Тотемизм— система религиозных представлений о родстве между группой людей (обычно родом) и тотемом — мифическим предком, чаще всего каким-либо животным или растением(живые и неживые- изображение, символ, слово, звук)К тотему относились как к доброму и заботливому предку и покровителю, который оберегает людей — своих родственников — от голода, холода, болезней и смерти.. · Тотемизм послужил одним из главных источников возникновения зоолатрии — культа животных, широко распространённого у многих народов мира(уподобление животных людям, человеческая речь,могут превращться в людей или быть ими) · Кроме культа животных с тотемизмом связан и широко распространённый культ растений — фитолатрия. · анимизм - вера в существование души и духов присуща всем культурам человечества · аниматизм - вера не в отдельных духов, а во всеобщую одушевлённость природы. Поклонение духам не только в древности, но и в наше время является важным элементом верований разных народов. Например, многие племена Центральной Индии верят в многочисленных духов, которые населяют джунгли, горы, водоёмы. Эти духи (бонги) бывают добрые и злые. Им приносятся многочисленные жертвы, проводятся ритуалы и церемонии, чтобы их умилостивить.
Миф и ритуально-мифологическое сознание. Миф и символ. · Сложность определения мифа и символа заключается в том, что под этими категориями понимаются если не противоположные, то всё же далеко отстоящие друг от друга сущности. · Одни, говоря о мифах, имеют в виду определённые ритуальные или магические действия, другие - мифологические тексты, третьи - современные мифы в их оппозиции к архаическим, четвёртые - персональные (индивидуальные) мифы в противовес коллективным и т.д. · Миф - доязыковое образование; мифы разных народов идентичны и не привязаны к конкретной системе того или иного естественного языка. Все естественные языки, которыми пользуется человечество, имеют преимущественно символический характер и этим отличаются от языка животных, где доминируют иконические и индексальные знаки. · Под символом одни понимают первоначальные, неясные и туманные отношения образа к идее (Гегель), другие - высший тип отношения знакового средства к сигнификату в отличие от более низких знаков-иконов и знаков-индексов (Ч. Пирс), третьи - определённые знаки трансцендентного мира, сигнализирующие о третьем пути познания: не чувственном, не рациональном, а мистическом (В. С. Соловьёв, П. А. Флоренский, Андрей Белый и др.). Сходство и различие философии и религии. · Философия и религия стремятся ответить на вопросы о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира, источнике добра и зла. · Как и религии, философии присуще трансцендирование, то есть выход за границы опыта, за пределы возможного, иррационализм, в ней есть элемент веры.
· Религия требует беспрекословной веры, в ней вера выше разума, в то время как философия свои истины доказывает, апеллируя к разуму, к разумным доводам. · Философия всегда приветствует любые научные открытия, как условия расширения наших знаний о мире. Особенности религиозного сознания. Значение религии в жизни общества. · Рано или поздно многие люди сталкиваются с загадками своего существования, существования окружающего их мира, причем так, что эти загадки уже не могут быть разрешены ответом со стороны, такой ответ уже не несет удовлетворения. · И вот тогда сознание выходит на определенный уровень, когда его (сознание) можно назвать религиозным. Потому что оно готово и стремится к осознанию тех достаточно глубоких и трудных для понимания вещей, которые лежат в основе мировых религий и учений. Такое сознание может само создавать учения (о качестве таких учений мы пока умолчим) или очень эффективно нести в массы какое-нибудь уже готовое учение, при этом понимая это учение достаточно глубоко, гораздо глубже чем те, кому это учение предлагается. Собственно, название это достаточно условное, как и всякие другие названия. · Религиозное сознание позволяет верить в Бога несколько иначе, чем, скажем так, обычное сознание. Потому что это сознание уже не может удовлетвориться простыми ответами, предложенными со стороны, готовыми ответами, потому что это сознание требует в качестве ответа, в качестве разгадки, наличие собственного опыта в разрешении тех противоречий, тех загадок, которые являет нам жизнь. Такое сознание в качестве ответа требует переживаний и строит свое мироощущение, миропонимание на основе таких переживаний, т.е. на основе знания, полученного в некоторой степени самостоятельно. Однако религиозное сознание все еще может быть подвержено воздействию со стороны религий и учений, а также со стороны культуры. На этом уровне развития сознания трудно отличить собственное переживание от предложенного со стороны, навязанного переживания. Кроме этого, такое сознание обычно еще не свободно от культурных норм и пережевывает собственные переживания с помощью тех представлений, которые были когда-то ему навязаны в процессе социализации. Иными словами, степень самостоятельности такого сознания все еще достаточно низка.
· Целью религии всегда было духовное благо или счастье человека, что всегда же почиталось целью и смыслом жизни вообще. Поэтому одной из существеннейших задач религии всегда было помочь осмыслить, верно понять и определить жизнь человеческую вообще. Только при свете религии человеку становится ясным весь этот мир, как в целях его бытия, так и в его конечных результатах. И сам человек находит в нём свое определенное место, устанавливает надлежащие отношения к природе вообще и к себе подобным существам в частности. · В религии человек находит критерий для правильного распознавания истинного от ложного, должного от мнимого, доброго от злого. А через это человек научается устроять свою жизнь с счастьем для себя и с пользой для других.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|