Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экстремизм: понятие, сущность, подходы к изучению и осмыслению.




В современном мире умы многих людей будоражит слово «экстремизм», которое в бытовом, обыденном понимании является синонимом «терроризма» и означает противоправную агрессивную деятельность, несущую в себе угрозу жизни, здоровью, имуществу и благополучию людей в целом.

Для научного осмысления данного понятия необходимо, в первую очередь, рассмотреть его в контексте существующей нормативно-правовой базы. В Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности» (№ 114-ФЗ от 25 июля 2002 г.) экстремизм определяется как система противоправных действий, направленных на подрыв и разрушение: государственно-политических, нормативно-правовых, социально-культурных, морально-нравственных основ, конституционного строя страны.

Безусловно, с этим можно согласиться, т.к. экстремизм нарушает основные права и свободы граждан, а соответственно, и принципы, на которых функционирует большинство современных государств и обществ. В широком смысле, жертвой экстремизма становится человек и общество в самых разных аспектах своей жизнедеятельности – социальной, расовой, национальной, религиозной и языковой принадлежности.

Поскольку пристальное рассмотрение экстремизма в рамках социологических, философских, правовых и других наук началось относительно недавно, на наш взгляд, к существующему законодательству может быть применена конструктивная критика.

Во-первых, некоторые исследователи данного социального явления сходятся во мнении – в определении экстремизма в рамках действующего законодательства переплетаются различные аспекты данного явления: криминальные, политические, экономические и др.

Сама экстремистская деятельность носит достаточно неустойчивый характер, т.к. является последствием изменений и трансформаций, которые происходят в общественных и государственных институтах. Структура экстремизма с точки зрения ценностных и социальных мотивов требует рассмотрения комплексным подходом.

Во-вторых, критика законодательства затрагивает и такой важный момент, как признаки и виды экстремизма. Общепризнанными характерными чертами экстремизма являются неуважение к законам, как порождению институтов государства, несогласие с существующими стереотипами общественных отношений, организованность преступной деятельности и ее политический характер.

К наиболее распространенным видам экстремизма можно отнести: политический, национальный и религиозный; также в научной литературе встречаются экологический, идеологический и др. виды, которые могут быть отнесены к перечисленным выше, поскольку, на наш взгляд, большого влияния на социальные и социально-политические процессы в мире они не оказывают.

Субъекты экстремистской деятельности обычно наделены следующими характеристиками: нарушение социального статуса и социальных ролей, или, коль выразиться иначе, маргинальность, стремление к власти, не понимание сути происходящих социальных процессов и не осознание адекватных мер, коими можно на эти процессы оказывать влияние.

В средствах массовой информации понятия «экстремизм» и «терроризм» зачастую смешиваются и представляются весьма близкими по смыслу или даже равнозначными, что не совсем корректно. По сути, терроризм – это одно из направлений экстремизма, который представляет собой сложный феномен в современной культуре.

Как известно, молодежь является самой подвижной и социально восприимчивой частью общества, она содержит в себе потенциал как для конструктивной деятельности, так и деструктивной. Таким образом, создается опасность криминальной социализации молодежи, при этом нарушается восприятие ею традиционной духовно-ценностной базы воспитания и социализации.

Молодые люди не имеют достаточного опыта для анализа и правильного критического отношения к окружающему миру, для них характерен максимализм, стремление добиваться своих целей любой ценой. Этот аспект в их восприятии накладывается на существенные различия между желаемым и действительностью.

В качестве примера можно привести современные молодежные субкультуры скинхедов и антифашистов. Они представляют собой два противоположных по своей идеологической базе направления. Их роднит тот факт, что и те и другие, используют антиобщественные методы отстаивания своих интересов.

Немногочисленные социологические исследования данных субкультур, свидетельствуют о том, что с точки зрения социальной структуры представители скинхедов и антифашистов тоже значительно разнятся. Если скинхеды большей частью являются выходцами из рабочего класса, то антифашисты – представители социального класса (в России среднего класса нет – некоторые исследователи используют термин «прослойка»).

Интересен психологический процесс освоения человеком экстремистских установок. Во-первых, происходит постижение неудовлетворения окружающей реальностью, несовершенство которой формирует желание ее изменить. Во-вторых, появляется жажда объединения с людьми, разделяющими похожие взгляды, таким образом, происходит формирование экстремистской организации. В-третьих, членами новой организации делается выбор в пользу насилия как самого действенного способа достижения намеченной цели. Можно заключить, что на основе перечисленных последовательных этапов протекает формирование экстремизма как идеологии.

В рамках научного знания есть несколько подходов, которые, на наш взгляд, целесообразно использовать для анализа причин экстремизма.

Цивилизационный и культурологический подходы. В рамках данных подходов экстремизм понимается как конфликт цивилизаций. В современном мире принято говорит о столкновении западной и восточной цивилизаций, различных по своей ментальности (культурно-исторической памяти), ценностях (рациональных, потребительских и меркантильных – западная цивилизация, и духовных, религиозных – восточная цивилизация). На наш взгляд, наиболее значимым следствием данных подходов являются выводы, что сама современная цивилизация оказывает давление на человека, провоцируя его тем самым на экстремистскую деятельность.

В качестве основных корней экстремизма можно назвать: социальный – классовая борьба и возникающие на этой почве неразрешимые антагонистические противоречия; социально-культурный – включает в себя непреодолимые различия между цивилизациями; культурный – выраженный в кризисе современного мира, человека и его критического рационального мышления.

Марксистский метод успешно совмещает в себе социальный и экономический подходы, тем самым, обнажая классовую основу многих проблем современности. Стоит заметить, его использование для анализа экстремизма в сегодняшнем мире осложняется тем, что классовые очертания противостоящих в обществе социальных групп нечетки. Поэтому марксистскому подходу требуется некоторая доработка с учетом нынешних условий; но, в общем, с социологической точки зрения корни экстремизма – в неадаптированности некоторой категории людей к современной ценностной культуре, ставящей во главу угла потребительские интересы и предъявляющей к ним высокий имущественный ценз.

Резюмируя вышеизложенное, явление экстремизма отличается массовостью, устанавливает своей целью радикальные изменения в общественной системе. Решение проблем экстремизма требует куда более глубоких изменений, нежели просто дополнение или модификация существующей нормативно-правовой базы.

Экстремизм требует комплексного подхода как в теоретическом постижении, так и в практике противодействия ему. На сегодняшний момент необходим пересмотр и обновление не только материальной и экономической базы общества, но и системы ценностных установок, формирование нового мышления, свежее осмысление существующих философских и религиозных концепций и т.д.

 

2. Признаки экстремизма: понятие и виды

Результативность деятельности сотрудников органов внутренних дел, осуществляющих непосредственное противодействие тому или иному антиобщественному и противоправному явлению, во многом зависит от их способности своевременно и четко выявить в окружающей действительности признаки такого явления.
В случае противодействия экстремизму, задача осложнена тем, что в действующем законодательстве понятие признаков экстремизма далеко от научного, политологического значения, а выглядит как простое перечисление, носит «мозаичный», описательный характер. К тому же, с момента принятия в 2002 году ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» список этих признаков подвергался изменениям: был расширен в 2006 году и существенно сокращен в 2007 году. В данный момент в законе указано тринадцать видов деяний, рассматриваемых как экстремистские. Они носят разноплановый характер и даже частично включены друг в друга. Их объединяют призывы и стремление к насилию возбуждение ненависти, вражды или унижение достоинства в связи с принадлежностью к определенной группе (национальной, религиозной, социальной). Деяние в данном случае рассматривается как целенаправленное речевое изложение мысли и иные формы передачи информации языковыми или изобразительными средствами. Поэтому предметом нашего исследования являются признаки экстремизма, фиксируемые в аудио-, видео - и печатных текстах и материалах. Далее мы назовем и прокомментируем признаки экстремизма согласно Федеральному Закону №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (в действующей, на момент выхода пособия, редакции):
1. Насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации

В данном случае следует обращать внимание не на цели, а на методы, с помощью которых предлагается их осуществить. Изменение конституционного строя и целостности Российской Федерации может происходить только законным путем, то есть через выборы и референдум. Поэтому экстремистскими высказываниями являются призывы к революции, к восстанию, к неповиновению законно избранной власти, а так же собственно эта деятельность, названная в уголовном законодательстве вооруженным мятежом. Революция ставит перед собой цель захвата или присвоения властных полномочий. Таковым является любой приход к власти лиц вопреки законной процедуре выборов и передачи властных полномочий.
Насильственное изменение основ конституционного строя может быть связано с посягательством на безопасность государства. Под внешней безопасностью подразумевается противодействие шпионажу, а под внутренней безопасностью – противодействие диверсиям, то есть совершению взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, путей и средств сообщения, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации.
Зачастую, насильственный захват власти и изменение строя предполагает создание незаконных вооруженных формирований. Имеется в виду организация группы, имеющей внутреннюю иерархию и ставящую перед собой цель совершение насильственных действий с использованием оружия.
Исходя из принципа территориальной целостности государства, серьезным посягательством на безопасность государства является сепаратизм, то есть попытки (включая призывы) к незаконному, в том числе насильственному отделению от России ее отдельных регионов.

2. Публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность
Согласно Федеральному Закону «О противодействии терроризму», терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий. Поэтому в качестве призывов к террористической деятельности можно рассматривать призывы к насильственным акциям с целью оказать давление на органы власти и общественное мнение для проведения решения в свою пользу.
В качестве террористических организаций и террористов следует считать тех лиц, в отношении которых вступило в силу решение судов РФ. В настоящее время список организаций, признанных Верховным судом РФ террористическими, деятельность которых запрещена на территории России, включает в себя 19 наименований (приводится в приложении). Нельзя считать экстремизмом позитивные оценки зарубежных террористов и террористических группировок, если они не признаны таковыми российскими судами (например, палестинской организации ХАМАС), и тем более, позитивные оценки организаций и личностей ушедших эпох (например, «Черной сотни» или революционного террориста Ивана Каляева).
3. Возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни
Существенным здесь является насильственный характер действий или призывов к таким действиям. К таковым относятся призывы к убийству, избиению или выселению лиц определенной национальности или вероисповедания, организация, совершение или подстрекательство к таковым действиям. Подобные действия должны носить публичный характер и быть направлены на соответствующую религиозную, национальную или социальную группу. Поэтому данный признак не имеет отношения к межличностным конфликтам на бытовой почве, когда стороны в качестве средства оскорбить друг друга используют этнические или иные личные характеристики.
В отношении этого признака требует определение понятие «социальная группа», носящее весьма широкий характер. Из контекста закона следует понимать, что речь идет о выделении групп по признакам: половой или профессиональной принадлежности, а также к определенным политическим и иным общественным организациям, возрастной градации, сексуальной ориентации. Неприязнь и рознь может возбуждаться, например, по отношению к мужчинам или женщинам, милиционерам или медикам, любителям рок-музыки или скейтбордистам, коммунистам или пацифистам, детям, молодежи, старикам или инвалидам, гомосексуалистам и т.д.

Механизмом возбуждения социальной, расовой, национальной или религиозной розни является унижение национального достоинства. Под этим выражением понимается негативный отзыв или действие по отношению к лицу в связи с его национальной принадлежностью, либо негативное высказывание в отношении национальной группы. Национальное достоинство является категорией личного или группового самосознания, поэтому достаточным основанием для возникновения данного признака является заявление самого лица или представителей национальной группы. В спорных ситуациях необходимо историко-культурологическая экспертиза, позволяющая определить: действительно ли были задеты национальные чувства. Кроме того, несомненным признаком унижения достоинства является: использование ненормативной лексики, общепринято негативных названий этнических групп («жиды», «ниггеры», «черножопые» и т.д.) сравнение национальностей с неодушевленными предметами или животными («чурки», «ишаки», «русские свиньи» и т.д.), высмеивание национальных религиозных святынь или значимых исторических событий (например, осквернение храмов или икон, карикатуры на пророков и святых, иронизирование по поводу героев и жертв Отечественной войны или Холокоста и т.д.). В любом случае, главным критерием унижения является мнение самих представителей национальной группы.
4. Пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии

Понятие пропаганды подразумевает систематические действия, направленные на внедрение в общественное сознание идей и формирование установок. Поэтому к данному признаку нельзя отнести единичные высказывания и суждения, выдвинутые в качестве тезиса мировоззренческой или политической дискуссии (например, высказывания участников телевизионного ток-шоу или интернет-форумов).
Не является подобной пропагандой высказывания лиц с низким образовательным и культурным уровнем, не позволяющим им адекватно аргументировать свою точку зрения, вести дискуссию и сознавать степень социальной ответственности за сказанные слова.
Так же нельзя считать подобной пропагандой распространение религиозных взглядов избранничества последователей определенной религии. Подобные взгляды есть практически во всех религиях, но их пропаганда является экстремизмом только в том случае, если включает требование изменить объем гражданских прав и обязанностей лица или унижает национальное достоинство иной этнорелигиозной группы. Например, высказывание о том, что «только мусульмане имеют истинную Веру» экстремистским не является. В то же время высказывание о том, что «в православных храмах одни старухи» или «власть в нашей стране и во всем мире должна принадлежать мусульманам» может быть расценено как экстремистское.
5. Нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии

Имеется в виду весь спектр прав и свобод человека и гражданина: экономические, политические, социальные, культурные. Таким нарушением является отказ в трудоустройстве или отказ в предоставлении какой-либо услуги, если он мотивирован неприязнью к человеку, связанной с его убеждениями, расовой или национальной принадлежностью, вероисповеданием, социальной принадлежностью или социальным происхождением. (Например, публичное заявление продавца в магазине, отказывающегося продавать товар лицу иной национальности или соответствующее печатное объявление). К этому признаку так же относится нанесение ущерба лицу, если оно сопровождается соответствующими заявлениями, что должно быть зафиксировано свидетельскими показаниями. (Например, избиение лица, сопровождающееся ксенофобскими выкриками в его адрес).

В данном случае главной проблемой является определение мотивов соответствующих действий. Эти мотивы можно определить по лозунгам (устным или письменным), декларируемым в момент совершения противоправных действий, что фиксируется видеофотосъемкой или соответствующими свидетельскими показаниями. В их содержании должны присутствовать признаки возбуждения расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, унижения национального достоинства.
Кроме того, как экстремизм следует рассматривать создание и (или) распространение печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов (произведений), предназначенных для публичного использования и содержащих хотя бы один из проанализированных выше признаков
6. Воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения

Воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения

К подобным действиям, указанным в пунктах 7 и 8, может быть отнесено незаконное проникновение в помещения, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, хищение соответствующих документов, умышленная порча имущества и оборудования в этих помещениях, физическое и морально-психологическое давление на сотрудников и персонал данных органов с целью прекращения ими выполнения своих должностных обязанностей.
К подобным действиям нельзя отнести призывы политических партий и движений, а также отдельных лиц не участвовать в выборах, так как, во-первых, они не связаны с насилием, а во-вторых, участие или неучастие в выборах является правом каждого избирателя.
8. Совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...