Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения




Народ России, являясь историческим правопреемником народов Советского Союза, внесших наибольший вклад в разгром германского нацизма и его союзников в XX веке и понесших при этом наибольшие потери, не может терпимо относиться к пропаганде нацистских идей и публичному демонстрированию нацисткой символики. Это является оскорблением его национальной памяти и чувств ветеранов и жертв Отечественной войны, их потомков. Статья 6 Федерального закона «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» гласит: «В Российской Федерации запрещается использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесённых в Великой Отечественной войне жертвах». Поэтому необходимо иметь четкие критерии: что является или не является нацисткой пропагандой и символикой.

По смыслу существующего законодательства нацизмом является идеология и практика Германского Рейха и его союзников в XX веке. Поэтому в оценках иных идеологий и движений как нацистских необходимо доказывать их идеологическую связь с европейским нацизмом времен Второй мировой войны. Поэтому нельзя считать нацистскими, например, «Черную сотню» в России начала XX или французский Национальный фронт Ле Пэна.

Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» указывает на труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии. Несомненно, экстремистскими, исходя из определения закона, являются следующие работы следующих идеологических предтечей и идеологов германского нацизма:
- Адольф Гитлер «Моя борьба» («Майн кампф»)

- Альфред Розенберг «Будущий путь германской внешней политики»

- Альфред Розенберг «Миф XX века»

По итогам Нюрнбергского процесса 1946 года (судебное решение было признано СССР) преступными были признаны такие организации гитлеровской Германии как НСДАП (Национал-социалистическая рабочая партия Германии), штурмовые отряды СА, охранные отряды СС, служба безопасности СД, государственная тайная полиция Гестапо, поэтому любые публикации, оправдывающие деятельность вышеназванных организаций, являются экстремистскими.

Следует иметь ввиду, что германские вооруженные силы (Вермахт) и его структурные подразделения (авиация - Люфтваффе, флот - Кригсмарин) сами по себе преступными признаны не были, поэтому публикации, описывающие их историю, позитивно оценивающие их стратегию и тактику, не несут признаков экстремизма.
Иные публикации, в отношении которых есть подозрения, что они, обосновывают или оправдывают национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы, должны направляться на экспертизу и признаваться экстремистскими в судебном порядке.

Публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения

В этом пункте главной проблемой является квалификация материалов как экстремистских. Согласно федеральному Закону «О противодействии экстремистской деятельности», экстремистские материалы - предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

11. Публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением
Клеветой является распространение сведений о лице, заведомо не соответствующих действительности и задевающих его честь и достоинство. Поэтому следует отличать политическую полемику, допускающую порой жесткие высказывания, от собственно публичной клеветы, факт которой должен быть установлен в судебном порядке. Например, карикатура на губернатора или президента, смысл которой в том, что он вообще (без указания на конкретные действия этого лица) плохо исполняет свои обязанности не является клеветой, так как затрагивает прежде всего политический курс, а не саму личность. Так же нельзя считать клеветой материалы, где политик изображается условно, без приведения полных Ф.И.О., в виде «человека, похожего на…»

Поскольку речь идет о личности политика, дело об установлении факта клеветы должно инициироваться им самим или его представителями.

Организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению

Финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг

Пункты 12 и 13 касаются организационного аспекта экстремистской деятельности. Согласно федеральному Закону «О противодействии экстремистской деятельности», экстремистская организация - общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности;

 

4. ПРИЧИНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЭКСТРЕМИЗМА В РОССИИ
Экстремизм <1> как прямая угроза основам конституционного строя за сравнительно небольшой период превратился в одну из острых проблем нашей страны. Его проявления достаточно разнообразны - от распространения экстремистских материалов до попыток насильственного изменения основ конституционного строя и нарушения целостности Российской Федерации.

Само возникновение экстремизма в России исследователи связывают со сменой политического и экономического строя, спровоцировавшей нестабильность общественных отношений. Спад экономики, снижение производства привели к сокращению рабочих мест, что породило многонациональную армию безработных, лишенных элементарных условий для физического выживания. Этим воспользовались в своих целях экстремистские группы <3>. Поэтому неслучайно в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, в числе основных источников угроз национальной безопасности указывается на деятельность террористических и экстремистских организаций

Признание экстремизма в числе основных источников угроз национальной безопасности, по нашему мнению, абсолютно своевременно и правильно, поскольку, несмотря на принимаемые руководством страны меры, криминальная обстановка в противодействии преступлениям экстремистской направленности <5> остается сложной.
В характеристике состояния экстремизма мы умышленно не акцентируем внимание на количественных показателях служебной деятельности правоохранительных органов, так как уверены, что опасность экстремизма нельзя оценивать числом выявленных (зарегистрированных) преступлений. Тем более, как показывает практика, результаты работы по противодействию экстремистским проявлениям не адекватны количеству и активности экстремистских организаций. К сожалению, степень угрозы экстремизма намного выше, чем отражают данные официальной статистики, поскольку значительная часть преступлений, совершенных членами радикальных и экстремистских группировок, регистрируются как преступления общеуголовной (на бытовой почве), а не экстремистской направленности.
Высокий уровень латентности рассматриваемых преступлений обусловлен множеством причин, среди которых немаловажным является субъективный фактор, особенно характерный для южных регионов нашей страны. Мы поддерживаем точку зрения исследователей <7>, которые в данной ситуации указывают на деформацию сознания правоприменителей (в том числе и приверженность экстремистской идеологии). Такое утверждение объясняет нежелание сотрудников правоохранительных органов возбуждать уголовные дела в отношении представителей своей национальности <8>, нежелание принимать процессуальные решения, которые могут вызвать большой резонанс, недооценку общественной опасности подобных деяний и т.п.
На недостаточную оценку существующей угрозы безопасности государства со стороны экстремистских организаций указывает факт совсем недавно состоявшихся в российском обществе дебатов по поводу целесообразности создания в структуре МВД России специализированных подразделений по противодействию экстремизму.

По данному поводу в различных источниках информации, включая научную литературу, появлялись критические публикации, авторы которых, мотивируя тем, что количество преступлений экстремистской направленности, ежегодно регистрируемое в России, не влияет на общую криминальную ситуацию в стране, ставили под сомнение актуальность принятого руководством страны решения.

Более дальновидные исследователи, напротив, приводили иные доводы и говорили о правильности принятого решения и в качестве примера указывали на события в Дагестане, когда Россия едва не лишилась части своей территории.
Поиск причин столь стремительного развития экстремизма показал, что оно вызвано продолжающимся ростом социального расслоения в обществе, которое приводит к тому, что маргинальные слои населения из-за личных неурядиц утрачивают чувство терпимости и озабочены поиском врага. Для них самым очевидным врагом становится чужой, приезжий человек, не их вероисповедания и т.д.. Здесь, как нам представляется, уместно указать на результаты совместного исследования Института социологии РАН и российского отделения германского Фонда имени Ф. Эберта "Двадцать лет реформ глазами россиян". По их данным, 76% респондентов из числа наших соотечественников считают, что двадцать лет политических и экономических реформ в России не принесли россиянам главного богатства - свободы, а самое главное, увеличивается степень агрессивности в обществе. За последние десять лет агрессия резко возросла; утверждается, что 34% россиян постоянно испытывают желание "перестрелять всех взяточников и спекулянтов", а 38% "иногда" испытывают такое желание. Больше всего агрессивности в Москве (60%).

Развитию нетерпимости в обществе способствует отсутствие эффективной государственной миграционной политики, а также непринятие действенных мер к прекращению оттока русского и другого некоренного населения из республик Северного Кавказа.

Именно последнее обстоятельство, в свою очередь, вызывает ответную реакцию и провоцирует межэтническую напряженность в мегаполисах, особенно среди молодежи (на это указали 70% респондентов).

В то же время отсутствие ясной миграционной политики, по нашему мнению, закладывает сегодня детонатор для взрывоопасной общей криминальной ситуации. Дело в том, что незаконный характер коммерческой деятельности большинства мигрантов и нахождение у них в нелегальном обороте значительных сумм денег негативно отражаются на криминальной обстановке в национальных диаспорах, создает основу для распространения коррупции, способствует формированию организованной, в том числе этнической, преступности. Учет данных обстоятельств подразделениям полиции необходим, поскольку, как показывают исследования ряда авторов, общеуголовная преступность и экстремизм достаточно взаимосвязаны.

Следующей причиной распространения экстремизма является процесс широкомасштабной экспансии радикального ислама (указали 25% респондентов). Сегодня в России наиболее активно действуют три международные религиозные структуры (Исламская партия освобождения "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами", религиозная секта "Нурджулар" и исламское миссионерское движение "Таблиги Джамаат"), деятельность ячеек которых зафиксирована в 24 регионах страны. Их незаконная деятельность напрямую связана с финансовой поддержкой из-за границы <18>. Анализ оперативной обстановки в сфере противодействия экстремизму свидетельствует, что экстремисты не только не ограничены в средствах, а более того, располагают значительными денежными суммами для организации вербовки новых членов в свои организации, проведения митингов, выпуска экстремистской литературы и т.п.

В то же время финансирование экстремизма вопреки здравому смыслу в России не криминализировано.
В качестве причины обострения криминальной обстановки респонденты выделили и отсутствие четкой молодежной политики (27%), что, в силу отсутствия четких ценностных ориентиров, повышает уязвимость и внушаемость молодежи и, следовательно, увеличивает подверженность ксенофобским настроениям. В то же время радикальные исламисты проводят продуманную молодежную политику. Так, их лидеры одним из главных приоритетов в своей деятельности считают работу в молодежной среде. Основными целями такой деятельности являются: насаждение деструктивной идеологии и создание разветвленной инфраструктуры для ведения подрывной деятельности, расчленения России и образования так называемого Всемирного халифата. Для этого ими организовывается на постоянной основе обучение молодых людей в зарубежных теологических центрах, где преподаются основы радикального ислама. За последние пять лет более 2 тыс. хорошо подготовленных выпускников уже возвратились в Россию и активно вытесняют из мечетей имамов, проповедующих традиционный для России умеренный ислам, создают конфликтную обстановку в учебных заведениях. Особая опасность в данном случае заключается в том, что экстремистские взгляды молодых людей со временем приобретают крайние формы, и их действия начинают носить насильственный (в том числе террористический) характер.

По данным респондентов (так считают 85% из числа опрошенных), фактически за рубежом готовятся не столько служители культа, сколько будущие главари религиозно-экстремистского бандитского подполья, владеющие методами внушения, агентурно-оперативной работы и подрывной деятельности в условиях глубокой конспирации и противодействия правоохранительных органов.

Возвратившимися из-за рубежа для пропаганды идей радикального ислама избираются высшие и средние специальные образовательные учреждения, готовящие специалистов по профессиям, связанным с работой с широкими слоями населения: работники образования, специалисты-медики и будущие фармацевты.

Как показало исследование, в ряде субъектов Российской Федерации (республиках Башкортостан, Татарстан, Ингушетия и др.) функционируют так называемые центры исламской молодежи и лагеря исламской молодежи, где членами международных террористических и экстремистских организаций проводится воспитание молодых мусульман в духе радикального ислама, вербовка и вовлечение их в экстремистские формирования. Процесс обучения построен на беспрекословном подчинении законам шариата, пропаганде превосходства ислама над другими религиями, а также неприятии существующего государственного строя и законодательства как противоречащего самой системе ислама.

По данным МВД России, более 90% экстремистских организаций, в том числе и запрещенных, составляют молодые люди в возрасте до 30 лет. Именно они совершают 80% преступлений экстремистской направленности против жизни и здоровья. Так, в 2010 г. из 70 лиц, совершивших убийства по мотивам расовой, религиозной, национальной ненависти или вражды, 65 человек - молодежь, причем 45 из них ранее состояли на оперативном учете в органах внутренних дел. Такая тенденция продолжается и в настоящее время.

Также в числе причин распространения экстремизма в России следует выделить и несовершенство правоприменительной практики в отношении рассматриваемых действий (указали 15,5% респондентов). Сказанное наглядно проявилось в декабре 2010 г. в г. Москве в связи с убийством футбольного болельщика Егора Свиридова. Данное выступление молодежи со всей очевидностью продемонстрировало и неэффективность организации противодействия "уличному" экстремизму со стороны правоохранительных органов. Дело в том, что особенностью современных экстремистских организаций стал повсеместный переход на сетевой характер организации своей деятельности, который предполагает развитие горизонтальных связей. Как показывало исследование практики, современные экстремистские организации разбиты на незначительные по численности ячейки (от 5 до 7 человек), которые связаны между собой и координируются через социальные сети. Это и продемонстрировали на Манежной площади экстремисты, когда за короткое время собрали большую массу людей.

Переход на сетевой характер организации таит большие опасности для Северного Кавказа, где мы уже наблюдаем смыкание террористических и экстремистских сетевых структур.

По нашему мнению, основная ошибка специализированных подразделений полиции в противодействии таким организациям заключается в том, что правоохранительная деятельность ориентирована на традиционно-иерархический принцип. Кроме того, сотрудники полиции до сих пор не могут эффективно работать в пространстве социальных сетей. Во многом данные возможности исключены из-за существующих недостатков в нормативно-правовом регулировании противодействия экстремизму.

В связи с этим следует отметить, что наряду с воздействием на факторы, влияющие на распространение экстремизма в России, нельзя забывать о необходимости совершенствования профессиональной подготовки сотрудников подразделений по противодействию экстремизму, поскольку им для своей деятельности в условиях экстремистской среды необходим широкий спектр специальных познаний, в том числе компьютерная грамотность, знание психологии, познания в области религии, владение полным объемом информации о деятельности различных экстремистских организаций и т.д.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...