Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Школа гуманитарных наук двфу




ШколА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК ДВФУ

 

 

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

По дисциплине «Архаические религии»

Направление подготовки: 033400.62 «Теология»

Форма подготовки: очная / заочная

 

г. Владивосток

 

В системе профессиональной подготовки практические занятия, являясь дополнением к лекционному курсу, позволяют приобретать и совершенствовать профессиональные компетенции. Содержание практических занятий и методика их проведения должны обеспечивать развитие, научно-исследовательской активности студента. В ходе их проведения создаются условия для развития научного мышления и аналитических умений и навыков обучающихся. Практические занятия позволяют проверить знания студентов, в связи с чем они выступают важным средством достаточно оперативной обратной связи.

На лекции студент достигает определенного уровня понимания, т.е. у него устанавливаются известные связи и отношения к изучаемым явлениям, формируются еще непрочные ассоциации и предварительные понятия. Практические занятия призваны упрочивать образовавшиеся связи и ассоциации, углублять и расширять первоначальные представления.

Цели практических занятий:

· помочь обучающимся систематизировать, закрепить и углубить знания теоретического характера;

· научить студентов приемам решения практических задач, способствовать овладению навыками и умениями философско-мировоззренческого, социально-этического, культурологического исследования деятельности религиозных институтов;

· научить студентов осуществлять научный анализ источников (исторических документов, конфессиональной литературы и т.д.);

· формировать стремление непрерывно учиться самостоятельно, т.е. овладевать методами, способами и приемами самообучения, саморазвития и самоконтроля.

Для достижения этих целей в планы практических занятий включен разнообразный материал, который существенно расширяет и дополняет те теоретические позиции, которые были отражены в лекционном курсе.

Практические занятия проводятся с группой и строятся как беседа-дискуссия по каждому вопросу плана. Литература, указанная в списке к каждому практическому занятию, помогает подготовиться к дискуссии и учесть все возможные позиции исследователей.

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

(30 часов, в том числе 8 часов с использованием методов активного обучения / 12 ч., в том числе 2 часа с использованием методов активного обучения)

Занятие 1. Введение в курс «Архаические религии» (5 / 1 час.)

План занятия

1.Реконструкция «доисторической» духовной культуры (по археологическим источникам)

2.Основные характеристики мифологического сознания. Мифология и религия: их взаимосвязь и различия.

1. Зубов, А. Б. История религии: курс лекций: кн. 1: Доисторические и внеисторические религии /А. Б. Зубов. – М.: Изд-во МГИМО-Университет, 2006.- 435 с.

2. Токарев, С.А. Ранние формы религии /С. А. Токарев; [под ред. В. П. Алексеева; сост. И. В. Тарасова]. Москва: Политиздат, 1990.- 622 с.

Занятие 2. Ранние формы религиозны верований(5 /1 час.)

План занятия

1.Тотемизм.

2.Фетишизм.

3.Магия. Типы и виды магии

4.Анимизм.

5.Шаманизм.

6.Церемонии

Литература:

1. Зубов, А. Б. История религии: курс лекций: кн. 1: Доисторические и внеисторические религии /А. Б. Зубов. – М.: Изд-во МГИМО-Университет, 2006.- 435 с.

2. Токарев, С.А. Ранние формы религии /С. А. Токарев; [под ред. В. П. Алексеева; сост. И. В. Тарасова]. М.: Политиздат, 1990. - 622 с.

Занятие 3. Религиозные системы народов Передней Азии (4 /1 час)

План занятия

1.Космогония и антропогония в религиозных системах народов Передней Азии.

2.Основные персонажи и сюжеты шумеро-вавилонского пантеона.

3.Мировоззренческие тексты Древней Месопотамии

Основная литература

1. Ассиро-вавилонский эпос / пер. В.К. Шилейко. – СПб., 2007. – 641 с.

2. От начала начал. Антология шумерской поэзии / пер. В. Афанасьевой. – СПб., 1997. – 496 с.

3. Хрестоматия по истории Древнего Востока / сост. А.А. Вигасин. – М., 1997. – 400 с.

4. Белицкий, М. Шумеры. Забытый мир / М.Белицкий.- М.: Наука, 2000. – 276 с.

5. Васильев, Л.С. История религий Востока / Л.С.Васильев. - М.: Наука, 1992. – 416 с.

6. Источниковедение истории Древнего Востока / под ред. А. Вигасина. – М., 1984. – 392 с.

Занятие 4. Религия и мифология Древнего Египта (4 / 2 час.)

План занятия

1.Этапы и особенности истории древнеегипетского общества.

2.Основные системы космогонии и космологии (додинастический период; гелиопольская, гермопольская, мемфисская).

3.Пантеон: персонажи и сюжеты.

4."Книга мертвых". Храм и культ. Сакрализация власти

Основная литература

1.Кеес, Г. Заупокойные верования древних египтян: пер. с нем./ Г.Кеес. - СПб.: Нева, 2005. – 496 с.

2.Коростовцев, М.А. Религия Древнего Египта./ М.А. Коростовцев.- СПб.: Журнал «Нева»; Летний сад, 2000. – 464 с.

3.Монтэ, П. Египет Рамсесов./ П. Монтэ. - М.: Наука, 1989. – 376 с.

4.Рак, И.В. Египетская мифология./ И.В. Рак. - СПб.: Нева; Летний сад, 2000. – 416 с.

Занятия 5-6. Религия и мифология древних греков и римлян

(4 / 2 час.)

План занятия

1.Источники изучения религии древних греков и римлян.

2.Народная, аэдическая и орфическая греческие религии.

3. Греческая мифология.

4.Пантеон древнего Рима. Праздники, обряды и жречество. Почитание государства и императора у древних римлян

Основная литература

1.Кун, Н.А. Легенды и мифы Древней Греции./ Н.А. Кун.- Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1992. – 320 с.

2.Наговицын, А.Е. Мифология и религия этрусков./ А.Е. Наговицын. - М.: Рефл - бук, 2000. – 496 с.

3.Нильссон, М. Греческая народная религия./ М. Нильссон. - СПб.: Алетейя, 1998.

4.Постернак, А.В. История Древней Греции и Древнего Рима в конспективном изложении: Учебное пособие./ А. В. Постернак. - М.: ПСТБИ, 1999. – 192 с.

Занятие 7. Религиозные представления кельтов, германцев и славян

(4 / 1 час.)

План занятия

1. Источники изучения

2.Мифология и пантеон.

3. Обряды и праздники

Литература:

1.Иллюстрированная история религий. В 2-х т. Т.2: Индия. Джайнизм. Буддизм. Индуизм. Персы. Реки. Римляне. Балты и славяне. Германцы/Под ред. Д.П. Шантепи де ля Соссей.- М.: Фонд мира, 1992. -528 с.

2.Религиозные традиции мира. В 2 т. Т. 2.- М.: Крон-пресс, 1996. – 640 с.

3. Элиаде, М. История веры и религиозных идей. Т.1: От каменного века до элевсинских мистерий./ М.Элиаде. - М.: Критерион, 2002. – 464 с.

 

Занятие 8. История зороастризма (2 / 2 час.)

План занятия

1. Священные тексты зороастризма.

2. Эволюция зороастрийского вероучения.

3.Обряды и праздники зороастризма. Правила ритуальной чистоты.

4. Особенности парсизма

Основная литература

1.Бойс, М. Зороастрийцы. Верования и обычаи./ М. Бойс. - М.: Наука, 1987. – 303 с.

2. Мейтарчиян, М.Б. Погребальный обряд зороастрийцев./ М.Б. Мейтарчиян- М.: Ин-т востоковедения РАН, 1999. – 243 с.

Занятие 9. Иудейский монотеизм (2 / 2 час.)

План занятия

1. Источники изучения и периодизация иудаизма.

2. Библейский период. Особенности иудейской Библии.

3. Талмудический период. Состав Талмуда.

4. Раввинистический период. Каббала, езидизм, хасидизм.

5. Современный иудаизм: ортодоксальный, реформационный и консервативный.

6. Обряды и праздники иудаизма.

7.Иудаизм в России.

Основная литература

1. Шураки, А. История иудаизма. - М.: АСТ- Астрель, 2008.- 192 с.

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)

 


ШколА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК ДВФУ

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...