Школа гуманитарных наук двфу
Стр 1 из 5Следующая ⇒ ШколА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК ДВФУ
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ По дисциплине «Архаические религии» Направление подготовки: 033400.62 «Теология» Форма подготовки: очная / заочная
г. Владивосток
В системе профессиональной подготовки практические занятия, являясь дополнением к лекционному курсу, позволяют приобретать и совершенствовать профессиональные компетенции. Содержание практических занятий и методика их проведения должны обеспечивать развитие, научно-исследовательской активности студента. В ходе их проведения создаются условия для развития научного мышления и аналитических умений и навыков обучающихся. Практические занятия позволяют проверить знания студентов, в связи с чем они выступают важным средством достаточно оперативной обратной связи. На лекции студент достигает определенного уровня понимания, т.е. у него устанавливаются известные связи и отношения к изучаемым явлениям, формируются еще непрочные ассоциации и предварительные понятия. Практические занятия призваны упрочивать образовавшиеся связи и ассоциации, углублять и расширять первоначальные представления. Цели практических занятий: · помочь обучающимся систематизировать, закрепить и углубить знания теоретического характера; · научить студентов приемам решения практических задач, способствовать овладению навыками и умениями философско-мировоззренческого, социально-этического, культурологического исследования деятельности религиозных институтов; · научить студентов осуществлять научный анализ источников (исторических документов, конфессиональной литературы и т.д.); · формировать стремление непрерывно учиться самостоятельно, т.е. овладевать методами, способами и приемами самообучения, саморазвития и самоконтроля.
Для достижения этих целей в планы практических занятий включен разнообразный материал, который существенно расширяет и дополняет те теоретические позиции, которые были отражены в лекционном курсе. Практические занятия проводятся с группой и строятся как беседа-дискуссия по каждому вопросу плана. Литература, указанная в списке к каждому практическому занятию, помогает подготовиться к дискуссии и учесть все возможные позиции исследователей. ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ (30 часов, в том числе 8 часов с использованием методов активного обучения / 12 ч., в том числе 2 часа с использованием методов активного обучения) Занятие 1. Введение в курс «Архаические религии» (5 / 1 час.) План занятия 1.Реконструкция «доисторической» духовной культуры (по археологическим источникам) 2.Основные характеристики мифологического сознания. Мифология и религия: их взаимосвязь и различия. 1. Зубов, А. Б. История религии: курс лекций: кн. 1: Доисторические и внеисторические религии /А. Б. Зубов. – М.: Изд-во МГИМО-Университет, 2006.- 435 с. 2. Токарев, С.А. Ранние формы религии /С. А. Токарев; [под ред. В. П. Алексеева; сост. И. В. Тарасова]. Москва: Политиздат, 1990.- 622 с. Занятие 2. Ранние формы религиозны верований(5 /1 час.) План занятия 1.Тотемизм. 2.Фетишизм. 3.Магия. Типы и виды магии 4.Анимизм. 5.Шаманизм. 6.Церемонии Литература: 1. Зубов, А. Б. История религии: курс лекций: кн. 1: Доисторические и внеисторические религии /А. Б. Зубов. – М.: Изд-во МГИМО-Университет, 2006.- 435 с. 2. Токарев, С.А. Ранние формы религии /С. А. Токарев; [под ред. В. П. Алексеева; сост. И. В. Тарасова]. М.: Политиздат, 1990. - 622 с. Занятие 3. Религиозные системы народов Передней Азии (4 /1 час) План занятия 1.Космогония и антропогония в религиозных системах народов Передней Азии.
2.Основные персонажи и сюжеты шумеро-вавилонского пантеона. 3.Мировоззренческие тексты Древней Месопотамии Основная литература 1. Ассиро-вавилонский эпос / пер. В.К. Шилейко. – СПб., 2007. – 641 с. 2. От начала начал. Антология шумерской поэзии / пер. В. Афанасьевой. – СПб., 1997. – 496 с. 3. Хрестоматия по истории Древнего Востока / сост. А.А. Вигасин. – М., 1997. – 400 с. 4. Белицкий, М. Шумеры. Забытый мир / М.Белицкий.- М.: Наука, 2000. – 276 с. 5. Васильев, Л.С. История религий Востока / Л.С.Васильев. - М.: Наука, 1992. – 416 с. 6. Источниковедение истории Древнего Востока / под ред. А. Вигасина. – М., 1984. – 392 с. Занятие 4. Религия и мифология Древнего Египта (4 / 2 час.) План занятия 1.Этапы и особенности истории древнеегипетского общества. 2.Основные системы космогонии и космологии (додинастический период; гелиопольская, гермопольская, мемфисская). 3.Пантеон: персонажи и сюжеты. 4."Книга мертвых". Храм и культ. Сакрализация власти Основная литература 1.Кеес, Г. Заупокойные верования древних египтян: пер. с нем./ Г.Кеес. - СПб.: Нева, 2005. – 496 с. 2.Коростовцев, М.А. Религия Древнего Египта./ М.А. Коростовцев.- СПб.: Журнал «Нева»; Летний сад, 2000. – 464 с. 3.Монтэ, П. Египет Рамсесов./ П. Монтэ. - М.: Наука, 1989. – 376 с. 4.Рак, И.В. Египетская мифология./ И.В. Рак. - СПб.: Нева; Летний сад, 2000. – 416 с. Занятия 5-6. Религия и мифология древних греков и римлян (4 / 2 час.) План занятия 1.Источники изучения религии древних греков и римлян. 2.Народная, аэдическая и орфическая греческие религии. 3. Греческая мифология. 4.Пантеон древнего Рима. Праздники, обряды и жречество. Почитание государства и императора у древних римлян Основная литература 1.Кун, Н.А. Легенды и мифы Древней Греции./ Н.А. Кун.- Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1992. – 320 с. 2.Наговицын, А.Е. Мифология и религия этрусков./ А.Е. Наговицын. - М.: Рефл - бук, 2000. – 496 с. 3.Нильссон, М. Греческая народная религия./ М. Нильссон. - СПб.: Алетейя, 1998. 4.Постернак, А.В. История Древней Греции и Древнего Рима в конспективном изложении: Учебное пособие./ А. В. Постернак. - М.: ПСТБИ, 1999. – 192 с. Занятие 7. Религиозные представления кельтов, германцев и славян (4 / 1 час.) План занятия
1. Источники изучения 2.Мифология и пантеон. 3. Обряды и праздники Литература: 1.Иллюстрированная история религий. В 2-х т. Т.2: Индия. Джайнизм. Буддизм. Индуизм. Персы. Реки. Римляне. Балты и славяне. Германцы/Под ред. Д.П. Шантепи де ля Соссей.- М.: Фонд мира, 1992. -528 с. 2.Религиозные традиции мира. В 2 т. Т. 2.- М.: Крон-пресс, 1996. – 640 с. 3. Элиаде, М. История веры и религиозных идей. Т.1: От каменного века до элевсинских мистерий./ М.Элиаде. - М.: Критерион, 2002. – 464 с.
Занятие 8. История зороастризма (2 / 2 час.) План занятия 1. Священные тексты зороастризма. 2. Эволюция зороастрийского вероучения. 3.Обряды и праздники зороастризма. Правила ритуальной чистоты. 4. Особенности парсизма Основная литература 1.Бойс, М. Зороастрийцы. Верования и обычаи./ М. Бойс. - М.: Наука, 1987. – 303 с. 2. Мейтарчиян, М.Б. Погребальный обряд зороастрийцев./ М.Б. Мейтарчиян- М.: Ин-т востоковедения РАН, 1999. – 243 с. Занятие 9. Иудейский монотеизм (2 / 2 час.) План занятия 1. Источники изучения и периодизация иудаизма. 2. Библейский период. Особенности иудейской Библии. 3. Талмудический период. Состав Талмуда. 4. Раввинистический период. Каббала, езидизм, хасидизм. 5. Современный иудаизм: ортодоксальный, реформационный и консервативный. 6. Обряды и праздники иудаизма. 7.Иудаизм в России. Основная литература 1. Шураки, А. История иудаизма. - М.: АСТ- Астрель, 2008.- 192 с.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ)
ШколА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК ДВФУ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|