Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Школа гуманитарных наук двфу.




 

ГЛОССАРИЙ

По дисциплине «Архаические религии»

 

Направление подготовки: 033400.62 «Теология»

Форма подготовки: очная/ заочная

 

 

г. Владивосток

ГЛОССАРИЙ

А нтропогенез (от греч. anthropos – человек и genesis – происхождение) – процесс возникновения и развития человека как общественного существа

Архетип (от греч. arche – начало и typos – форма, образец) - в позднеантичной философии – прообраз, идея. Термин получил широкое распространение благодаря работам Юнга.

Герменевтика (от греч. hermeneuo – разъясняю) – искусство и теория истолкования, имеющего целью выявить смысл текста, исходя из его объективных (значения слов и их исторически обусловленные вариации) и субъективных (намерения авторов) оснований

Действительность – то, что реально существует и развивается, содержит свою собственную сущность и закономерность в самом себе и результаты

Г енезис (от греч. genesis – происхождение, возникновение) – первоначально термин Г. был введен в древнегреч. мифологии. Впоследствии получил распространение в философии (Фалес, Гераклит, Кант, Гегель и др.), а также в естествознании (космогоническая теория Канта-Лапласа, эволюционная теория Дарвина и т.д.).

Д еизм (от лат. deus – Бог) – учение, которое признает существование Бога в качестве безличной первопричины мира, развивающегося затем по своим собственным законам. Родоначальник Д. – англ. философ XVII в. Г.Чербери. Представители Д. во Франции – Вольтер, Руссо, в Англии – Локк, Ньютон, Таланд, Шефтсбери, в России – Радищев.

И мманентное – внутренне присущее тому ли иному предмету, явлению, процессу свойство (закономерность). Термин восходит к Аристотелю, в буквальном значении стал впервые применяться в средневековой схоластике. Современное понимание И. дано Кантом: И. в отличие от трансцендентного обозначает пребывание ч.-л. в самом себе.

Иллюзии (от лат. illusio – обман, заблуждение) – искажение восприятия действительности. И. отличаются от галлюцинаций тем, что последние возникают при отсутствии внешних объектов.

П антеизм (от греч. pan – все и theos – Бог) – философское учение максимально сближающее понятия «Бог» и «природа» с тенденцией к их отождествлению. П. существовал в двух формах: натуралистический П. (стоики, Бруно, Спиноза) одухотворяет природу, наделяя ее божественными свойствами и как бы растворяя Бога в природе; мистический П. (Экхарт, Кузанский, Бёме, Мальбранш) или панентеизм (греч. pan en theo – все в Боге)

Политеизм и монотеизм (от греч. poly – много, monos – один и theos – Бог) – многобожие и единобожие. Строго П. не существует, т.к. в пантеоне всегда выделяется верховный Бог, по отношению к Которому остальные мыслятся Его энергиями или действиями. Строгий М. – иудаизм и ислам, но не христианство

Теодицея (от греч. theos – Бог и dike – право, справедливость) – «богооправдане»; часть теологии, ставящая целью оправдать противоречие между верой во всемогущего, премудрого и благого Бога и существованием в мире зла и несправедливости.

Теогония (от греч. theos – Бог и goneia – рождение) – система религиозных мифов о происхождении богов; родословная богов. Первый известный свод «Теогония» Гесиода (VIII в. до н.э.)

Т еизм (от греч. theos – Бог) – религиозно-философское учение, к-рое признает существование личного Бога как сверхъестественного существа, обладающего разумом и волей и воздействующего на все материальные и духовные процессы. В отличие от деизма, Т. утверждает непосредственное участие Бога во всех мировых событиях, а в отличие от пантеизма, - существование Бога вне мира и над ним.

Тотемизм (от слова «ототеман», на языке североамериканских индейцев племени оджибве – род его) – одна из ранних религий первобытного общетсва. Впервые термин «Т.» употреблен Дж.Лонгом (к. XVIII в.). Основное в Т. – вера в общее происхождение и кровную близость к.-л. группы людей с определенным видом животных, растений, предметом или явлением.

Э схатология (от греч. eschatos – последний и logos – слово, учение) – религиозное учение о конечных судьбах мира и человечества, о конце света и страшном суде.

 

Источники:

1. Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. Т.1: А – К/Гл. ред. С.А. Токарев.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1997. – 671 с.

2. Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2-х т. Т.2: К – Я/Гл. ред. С.А. Токарев.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1997. – 719 с.

3. Элиаде, М., Кулиано И. Словарь религий, обрядов и верований./ М. Элиаде, И. Кулиано - М.: Рудомино; СПб.: Университетская книга, 1997. – 414 с.

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...