Предмет и методы науки управления.
Стр 1 из 12Следующая ⇒ Понятие системы и ее основные характеристики. - Любая система характеризуется своей величиной и сложностью. Классификация систем Иерархия систем по типу и размеру Физические – атом; Химические – молекула; Биологические – клетка-организм-популяция-биоценоз-биосфера; Астрономические – земля-солнечная система-галактика-вселенная; Социальные – человек-коллектив(организация)-сообщество-человечество. Свойства организации как системы: Иерархичность; социальность; целевое назначение; организующее начало; саморегулирование; относительная обособленность; организационная структура.
Понятие управления, управленческий цикл. Управление – процесс целенаправленного воздействия на систему (механическую, технологическую, биологическую, социальную), в результате которого достигается ее упорядоченность, развитие в соответствии с поставленными целями. Признаки управления: - обязательно качество целостной организованной системы; - наличие обязательных элементов: субъекта управления и объекта управления; - определенная направленность, достижение поставленной цели (управленческого результата); - служит интересам взаимодействия основных элементов; - обеспечивается системой определенных средств. Виды управления: механическое, технологическое, биологическое, социальное. Стадии управленческого цикла можно разграничить лишь условно, поскольку управленческий процесс происходит непрерывно, на каждой его стадии накапливается и анализируется новая информация, которая и ложится в основу управленческих гипотез, управленческих решений, контроля за ходом их исполнения. Таким образом, наиболее важной содержательной характеристикой процесса управления, управленческого цикла является работа с информацией — ее сбор, накопление, систематизация, оценка и перераспределение, при этом исходная, осведомительная информация превращается в информацию командную. Этот процесс и представляет собой информационную работу, которую осуществляют все субъекты управления. Она включает:
• слежение за ходом функционирования и развития объекта управления, регистрация значения заданных параметров и отклонении от их запрограммированных значений; • сбор первичной информации, характеризующей состояние объекта управления, и подготовка ее к переработке; • переработка информации в соответствии с заданной программой управления; • распределение информации между звеньями и персоналом органа управления в зависимости от выполняемых ими функций; • обеспечение органа управления переработанной информацией, необходимой для принятия решений, формирования управленческих команд; • обеспечение прямых и обратных связен между субъектом (органом) и объектом управления; • хранение и поиск информации длительного пользования, выдача ее по первому требованию потребителей; • осуществление передачи информации от субъекта к объекту управления и обратно, а также между различными звеньями субъекта и объекта управления; • обеспечение информационного взаимодействия данной системы в целом (в единстве субъекта и объекта управления) с другими системами (по горизонтали) и вышестоящими органами (субъектами) управления (по вертикали). В ходе информационной работы решаются два класса задач: информационно-технические и информационно-аналитические. Каждая из них имеет свою технологию, свои методы.
Предмет и методы науки управления. Предметом науки управления являются отношения управления. Отношения управления производством представляет собой сложный комплекс устойчивых взаимосвязей и взаимодействий людей и коллективов в процессе управленческого воздействия.
Отношения управления производством классифицируется по видам и по характеру. Они подразделяются: - на отношения между управляющей и управляемой подсистемами; - на отношения управления внутри управляющей системы (между ступенями и уровнями управления); - на отношения между руководителями и подчиненными в каждом звене управления (отношения субординации). По всему характеру отношения управления производством подразделяются на: - межличностные, - межсистемные, - смешанные. Отношения управления подразделяются на: а) отраслевые, т.е. отношения в пределах одной отрасли; б) территориальные, т.е. отношения в пределах одного региона; в) межотраслевые, т.е. отношения между организациями разных отраслей; г) межрегиональные, т.е. отношения между организациями разных регионов; д) территориально-отраслевые. Отношения управления по числу организационных связей можно подразделить на простые и сложные. Наука управления, как и любая другая наука, имеет предмет, теорию и метод. Метод призван выработать систему различных средств и приемов изучения и обобщения явлений действительности в данной области знания. Применяется множество методов в теории и практике управления. Сюда относятся: - Диалектический метод. Все законы и категории имеют место в управлении; - Конкретно-исторический подход – обязательное требование научной разработки проблемы управления производством; - Комплексный подход – одно из условий эффективного изучения и разработки рекомендации по управлению. - Аспектный подход – исследование одной из сторон отношений управления, одно из свойств. (Аспекты: политэкономический, социологический, философский и т.д.) - Системный подход – он позволяет рассматривать как управляемую, так и управляющую систему как целостный комплекс взаимосвязанных элементов. Условием реализации системного подхода является методология системного анализа. Системный анализ служит одной из методологических основ проектирования организационных структур управления. - Эффективным методом науки управления является моделирование. Оно заключается в построении модели управляемого объекта или субъекта управления, которая облегчает изучение их свойств и особенностей поведения.
- Используется методы эксперимента, социологические методы и др. Системный подход – это методология рассмотрения разного рода комплексов, позволяющая глубже и лучше осмыслить их сущность и найти оптимальные пути и методы воздействия на развитие таких комплексов и систему управления ими. Системный подход предполагает всесторонний учет специфических характеристик соответствующего объекта, определяющих его структуру, а, следовательно, и организацию. Системный подход к управлению предполагает рассмотрение управления как процедуры или процесса принятия управленческих решений. Основные принципы системного подхода: 1. Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней. 2. Иерархичность строения, т.е. наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня - элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой. 3. Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры. 4. Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.
4 Системный подход в управлении. Системный подход – это методология рассмотрения разного рода комплексов, позволяющая глубже и лучше осмыслить их сущность и найти оптимальные пути и методы воздействия на развитие таких комплексов и систему управления ими.
Системный подход предполагает всесторонний учет специфических характеристик соответствующего объекта, определяющих его структуру, а, следовательно, и организацию. Системный подход к управлению предполагает рассмотрение управления как процедуры или процесса принятия управленческих решений. Основные принципы системного подхода: 1. Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней. 2. Иерархичность строения, т.е. наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня - элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой. 3. Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры. 4. Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|