Педагогика как наука: категориальный аппарат и методология педагогической науки.
Педагогика – наука о воспитании и образовании человека. Раскрывает сущность, цели, закономерности воспитания и образования, а также их роль в жизни общества и развитии личности. Педагогика – совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание и образование человека. Педагогика долгое время была частью философии и только в XVII в. выделилась в самостоятельную науку. И сегодня педагогика тысячами нитей связана с философией. Обе эти науки занимаются человеком, изучают его жизнь и развитие. Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему связано с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592–1670). Его главный труд «Великая дидактика» (1654) – одна из первых научно-педагогических книг. Многие высказанные в ней идеи не утратили свою актуальность и научное значение и сегодня. Предложенные Я.А. Коменским принципы, методы, формы обучения, например принцип природосообразности, классно-урочная система, вошли в золотой фонд педагогической теории. В самостоятельную отрасль знания педагогика выделилась благодаря трудам Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, Д. Локка, И.Г. Песталоцци, Й.Ф. Гербарта, А. Дистервега и др. Важное значение в развитии отечественной педагогики имели труды К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого, В.П. Вахтерова, П.Ф. Каптерева и др. Объектом педагогики является воспитание, как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс. Объектом является процесс воспитания как процесс взаимодействия между педагогом и ребенком. Предметом выступают противоречия отношения, технологии осуществления процесса воспитания. Предметом являются технологии, способы организации этого взаимодействия.
Целью науки является описание, объяснение, прогнозирование, исследование процессов и явлений действительности. Функции педагогики: • теоретическая функция призвана устанавливать закономерности в сфере воспитания, обучения, развития личности в ходе педагогических процессов, управления образовательными системами. Эта функция реализуется на описательном(устанавливаются и характеризуются наиболее существенные связи и отношения, возникающие в педагогических процессах),диагностическом (разрабатываются методы объективного исследования субъектов педагогического взаимодействия и самого воспитательного процесса), прогностическом (вскрываются тенденции развития субъектов воспитательного процесса во временной перспективе); • технологическая функция призвана обеспечить прирост и распространение педагогического знания. Эта функция реализуется на проективном (разработка методических материалов, учебных программ ит.д.), преобразовательном (внедрение достижений науки и передового опыта в практику), корректировочном (оценка влияний научно-педагогических исследований на практику воспитания и обучения) уровнях. Задачи педагогики: 1. Изучение истории развития педагогического знания и его использования в практической деятельности; 2. Разработка методологии и методики педагогического исследования; 3. Создание научной картины педагогической реальности; 4. Проведение исследований по актуальным педагогическим проблемам; 5. Теоретическая и прикладная разработка системы педагогической работы в обществе; 6. Разработка и обоснование интенсивных педагогических технологий, методов, форм педагогической работы по успешному решению задач обучения, воспитания, образования и развития; 7. Педагогическое обеспечение функционирования и непрерывного развития образовательной системы;
8. участие в международных педагогических проектах. Задачи педагогики: 1. Подготовка детей к условиям современной жизни. 2. Формирование у ребенка нравственных качеств. 3. Развитие у ребенка умения учиться и самостоятельно получать знания. 4. Развитие всех познавательных процессов (мышления, памяти, речи, внимания и т.д.). 5. Личностно-ориентированный подход к ребенку.
Методологическим основанием современной личностно ориентированной образовательной парадигмы (Е. Бондаревская, В. Сериков, И. Якиманская и др.) является философская концепция экзистенциализма *. В личностно ориентированном образовании абсолютной ценностью являются не отчужденные от ребенка знания (что является смысловым ядром, так называемой, знаниевой образовательной парадигмы), а сам ребенок, человек, личность. Этот тип образования порождается демократическими изменениями в современном российском обществе и отвечает мировым образовательным тенденциям. Он обеспечивает: · гуманное отношение к ребенку; · поддержку его индивидуальности; · удовлетворение его образовательных, духовных, культурных, жизненных потребностей и запросов; · свободу выбора содержания и путей получения образования; · способы самореализации личности в культурно-образовательном пространстве и т.п. Педагогика оперирует собственным категориальным аппаратом (Категория от греч. kategoria – высказывание; признак) – фундаментальные понятия, входящие в ядро терминологического аппарата науки, и отражающие наиболее существенные свойства и отношения изучаемых явлений действительности.). Можно сгруппировать педагогические категории по четырем группам:
Остановимся на некоторых из них.
Методология педагогической науки. (Пидкасистый) Методология педагогики есть система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества исследовательской работы.
Как и наука в целом, эта отрасль научного познания выступает в двух аспектах: как система знаний и как система научно-исследовательской деятельности. Имеются в виду два вида деятельности — методологические исследования и методологическое обеспечение. Задача первых — выявление закономерностей и тенденций развития педагогической науки в ее связи с практикой, принципов повышения эффективности и качества педагогических исследований, анализ их понятийного состава и методов. Обеспечить исследование методологически — значит использовать методологические знания для обоснования программы исследования и оценки ее качества. Методологические принципы педагогики: a. Принцип гуманности и демократичности педагогики. b. Принцип социальной обусловленности воспитания. c. Принцип формирования личности в обществе и группе. d. Принцип системности. e. Принцип определяющей роли активности самой личности в собственном развитии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|