Личность в группе. Статус и роли личности. Межличностные отношения в группе и методы их изучения.
Отечественная психология: Личность предмет рассмотрения и в общей и в социальной психологии: социально-психологический подход – рассмотрение личности в условиях совместной деятельности и общения. Г .М.Андреева: «В социальной психологии важно понять личность как взаимодействующего и обучающегося субъекта». Если до 1985г. считалось, что коллектив является единственным и важным фактором развития личности, то на сегодняшний день эта точка зрения поменялась. Не только группа может влиять на личность, но и наоборот. Традиционная проблема социальной психологии «личность и группа», а ей в противовес – «личность в группе». Зарубежная психология: С точки зрения Э.Фрома «личность является продуктом динамического взаимодействия между врожденными потребностями и давлением социальных норм и предписаний». К.Хорни убеждена, что социокультурные условия оказывают глубокое влияние на развитие и функционирование индивидуума. Большое количество наблюдений привели ее к выводу, что в основе нарушений функционирования личности лежат уникальные стили межличностных отношений (т.е. социум может обуславливать внутриличностные конфликты). Зарубежные авторы исследуют вопрос о последствиях пребывания в группе для личности. С приходом в группу личность может выводить ее на новый уровень развития, задавать ей более высокую планку или наоборот? Здесь важны исследования Г.Олпорта: группа способствует снижению чувствительности, тормозит эгоцентрическую тенденцию, снижаются интеллектуальные возможности личности. В отечественной психологии примерно такие же исследования показали (Бехтерев), что группа способствует снижению болевой чувствительности, но в познавательной сфере она способствует развитию личности.
Из этих 2-х направлений можно увидеть, что зарубежная психология нацелена на личность, а отечественная психология – на коллектив. Человек, выполняя различные социальные функции, является членом многочисленных социальных групп. Это имеет для личности два важных следствия: с одной стороны, определяет объективное место личности в системе социальной деятельности, с другой, сказывается на формировании сознательной деятельности. Личность включается в систему взглядов, представлений, норм, ценностей многочисленных групп, поэтому крайне значимо определить, какова будет та «равнодействующая» этих групповых влияний, которая и определит содержание сознания личности. Теории ролей. Социально-психологический анализ социальной роли важен для понимания социального поведения личности. Этой проблемой занимались: интеракционисты, необихевиористы (Тибо и Келли), когнитивисты (Ньюком). Конец 60-х годов, в американской социальной психологии большое количество эмпирических и теоретических исследований в данной области. Наибольшей известностью пользуются работы следующих психологов и социологов: Т.Сарбин, И.Гоффман, Р.Линтон, Р.Мертон, Н.Гросс, и др. В настоящее время, отмечает Дж. Хейс, в социальной науке имеются 2 типа ролевых теорий: структуралистская и интеракционистская. Первая стоит на социологических позициях (М.Вебер, Т.Парсонс и др.). Они разработали проблемы связи индивидов и общества и влияние общества на индивида. В основном делался упор на объяснение акта взаимодействия индивидов в процессе речевой коммуникации. «Принятие роли другого», умение посмотреть на себя со стороны глазами партнера по общению, является необходимым условием для осуществления любого акта взаимодействия между людьми. Детские ролевые игры, считал Мид, являются важнейшим средством социализации личности. Значительный вклад в развитие ролевой теории внес Р.Линтон. Он предложил статусно-ролевую концепцию. Для определения связи индивида с различными системами общества очень удобны такие термины: «роль» и «статус». Статус – это то место, которое индивид занимает в данной системе. Роль – используется для описания всей суммы культурных образцов поведения, связанных с определенным статусом. Роль включает в себя установки, ценности и поведение, предписываемое обществом для каждого из всех людей, имеющих определенный статус. Роль представляет собой внешнее поведение, она является динамическим аспектом статуса, тем, что индивид должен сделать, для того чтобы оправдать занимаемый им статус.
Отечественные авторы обращались к проблеме «социальной роли» (Буева, Кон, Шакуров и др.). Понимание ее как социальной функции, как неразрывного единства определенного вида деятельности и соответствующего способа поведения, выработанных в данном обществе, которые в конечном итоге детерминируются местом, занимаемым индивидом в системе общественных отношений. Таким образом, при исследовании социальной роли можно выделить 2 аспекта: социологический и социально-психологический. Первый подход имеет отношение к ее безличной, содержательной и нормативной стороне. Второй – с исследованием субъективных факторов социальной роли, т.е. раскрытие определенных социально-психологических механизмов и закономерностей восприятия и исполнения социальных ролей. Сложность феномена социальной роли делает трудным ее определение. Р.Линтон: роль – динамический аспект статуса. Индивид в обществе занимает определенный статус, который связан с другими статусами. И.Гоффман: осуществление прав и обязанностей, связанных с данным статусом. М.Дойч и, Р.Краусс выделяют следующие аспекты социальной роли, проанализировав большое количество определений. 3 аспекта: 1)речь идет о представлениях других людей о том, как должен вести себя индивид, занимающий определенное положение; 2)о собственном представлении индивида, как он должен себя вести в том или ином положении; 3)о наблюдаемом поведении индивида, занимающего определенное положение, во взаимодействии с другими людьми.
Роль индивида связывается с его положением, статусом. Анализ социальной роли должен складываться не только из субъективных аспектов ролевого поведения, а еще и с объективными общественными отношениями, т.к. именно последние являются в конечном итоге определяющими для формирования в собственном сознании ожиданий-требований, прав и обязанностей, способов поведения, соответствующих той или иной роли. Классификации ролей. Т.Сарбин и В.Аллен: выделяют формальные и неформальные роли. Т.Шибутани: «конвенциональные» - такие, в отношении которых у членов общества имеются общепринятые представления о том, каково должно быть поведение исполнителей этих ролей, и «межличностные» - в отношении которых нет подобных или менее единых представлений. Тибо и Келли: деление ролей на «предписанные», т.е. внешне заданные, не зависящие от усилий индивида, и «достигнутые», т.е. те, которые достигнуты благодаря личным усилиям данного индивида. Р.Линтон: роли активные и латентные (скрытые). Индивид это носитель многих ролей, но в один момент он может активно выполнять лишь одну роль – она активная, а другие будут оставаться латентными. Латентная может стать активной в зависимости от вида деятельности и конкретных обстоятельств. (Н.: активная – преподаватель, латентная – отец семейства). Нетрудно заметить, что во всех приведенных классификациях берутся отдельные случайные критерии и нет попыток свести их в какую-либо единую систему (Андреева и Богомолов). Большое место в ролевых теориях уделяется исследованию эмпатии – способности входить в роль другого не только на когнитивном, но и на эмоциональном уровне; – сопереживать роль другого вместе с ее исполнителем. Факторы, воздействующие на восприятие и выполнение индивидом роли: 1.знание роли (знание о правах и обязанностях - когнитивный аспект); 2.значимость выполняемой роли (эмоциональный аспект); 3.умение выполнять данную роль (поведенческий аспект); 4.способность рефлексировать свое ролевое поведение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|