Финансовая система бизнеса
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Глава 7. Финансовый менеджмент Ключевым мотивом осуществления предпринимательской деятельности является монетизация предпринимательской идеи, трансформация ее в источник получения дохода. Для того чтобы собственники (инвесторы) получили доход, их средства должны быть трансформированы в активы бизнеса. Это требует последовательного осуществления инвестиций. На первом этапе собственники осуществляют финансовые инвестиции, приобретая права участия в юридическом лице, осуществляющем предпринимательскую деятельность (осуществляющем бизнес). На втором этапе менеджеры этого юридического лица принимают решения об осуществлении реальных инвестиций, то есть о создании объекта предпринимательской деятельности – предприятия. Рис. 7.1. Инвестиционный цикл формирования бизнеса. Предприятие как имущественный комплекс представляет собой совокупность активов, оборот которых генерирует денежные потоки и формирует добавленную стоимость и прибыль. Для создания и обеспечения функционирования предприятий используются как средства собственников, так и заемные источники. Обеспечение прироста совокупного богатства собственников зависит от правильного управления в трех областях принятия решений (см. рис. 7.2.): · выбор и исполнение инвестиций на основе разумного экономического анализа и менеджмента; · осуществление прибыльной текущей деятельности через эффективное использование всех занятых ресурсов; · осторожное финансирование бизнеса с сознательной платой за ожидаемые выгоды риском, возникающим при использовании долевых и долговых источников финансирования. Таблица 7.1. Баланс организации как отражение текущего состояния бизнеса.
Рис. 7.2. Процесс создания стоимости и основные области принятия управленческих решений. Инвестиции являются главной движущей силой любого бизнеса. Они формируют основу для осуществления основной деятельности. Если отказ от какого-то направления основной деятельности экономически обоснован, на повестку дня встает вопрос изъятия вложений (деинвестиций). При этом инвестиции и деинвестиции должны соответствовать финансовой стратегии компании. Например, выбор текущих и потенциальных рынков, обладающих перспективами быстрого роста, могут потребовать значительных инвестиций, на которые может просто не хватить финансовых ресурсов, если руководство компании ориентируется на минимизацию финансового риска, и финансовая стратегия предполагает ограничение использования долгосрочного заемного капитала. Решения, принимаемые в области основной деятельности, направлены на эффективное использование активов, созданных в результате осуществления инвестиций для работы на выбранных рынках. Это требует проведения правильной маркетинговой политики, предусматривающей такое соотношение цены и объемов продаж в условиях конкурентного рынка, которое обеспечивает максимальную прибыльность продуктов и услуг. Область принятия управленческих решений по финансированию бизнеса включает в себя выбор между различными доступными для компании вариантами формирования финансовых ресурсов, необходимых для осуществления инвестиций и основной деятельности. Необходимым условием вовлечения в денежный оборот компании средств собственников и кредиторов является осуществление прибыльной основной деятельности – именно ради получения этой прибыли собственники и кредиторы осуществляют вложения в бизнес.
Принятие и реализация управленческих решений в каждой из выделенных областей вызывает движение финансовых ресурсов и, соответственно, приводит к изменениям баланса. Финансовые ресурсы фирмы - это совокупность денежных средств строго целевого использования, обладающая способностью к высвобождению (мобилизации) или дополнительной загрузке в деловой оборот (иммобилизации). Финансовые ресурсы могут быть охарактеризованы двояко. С одной стороны, они могут быть представлены как совокупность денежных средств, которые были собраны из различных источников и запущены в денежный оборот – экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов:
Содержание хозяйственной деятельности компании не сводится к денежному обороту, однако все хозяйственные операции имеют стоимостное выражение. Их можно представить как совокупность потоков финансовых ресурсов – мобилизованных и иммобилизованных. Таким образом формируется финансовое представление системы бизнеса (рис. 7.3.). С другой стороны, финансовые ресурсы могут быть представлены как совокупность денежных фондов. Соответственно, функционирование бизнеса может быть представлено как совокупность процессов формирования фондов денежных средств и их использования для обеспечения деятельности организации. Фондовое представление системы бизнеса представлено на рис. 7.4. И в финансовом, и в фондовом представлении системы бизнеса выделяются основные области принятия управленческих решений и соответствующих операций, вызывающих движение финансовых ресурсов: основная (I), инвестиционная (II) и финансовая (III) деятельность.
Рис. 7.3. Система бизнеса: финансовое представление. Итак, с финансовой точки зрения функционирование бизнеса можно представить как совокупность денежных потоков – поступлений и платежей, вызванных управленческими решениями.
Для того чтобы отнести конкретную операцию к той или иной области, необходимо последовательно проверить 2 утверждения:
Соответственно, можно дать определение каждой области. Область основной деятельности объединяет текущие операции по иммобилизации финансовых ресурсов в материальных ценностях и их последующей мобилизации, при этом мобилизация иммобилизованных финансовых ресурсов происходит в течение 1 операционного цикла. Операционный цикл представляет собой минимальный период времени, в течение которого может быть создана добавленная стоимость. Продолжительность этого цикла, охватывающего совокупность текущих операций фирмы, определяется нормами производственных запасов сырья, незавершенного производства и готовой продукции, а также периодичностью расчетов с покупателями. Расчет длительности операционного цикла основан на объединении данных об оборачиваемости текущих (оборотных) активов:
Область принятия решений по инвестиционной деятельности также объединяет операции по иммобилизации и последующей мобилизации финансовых ресурсов, но мобилизация иммобилизованных финансовых ресурсов происходит вне связи с течением операционного цикла либо в момент перепродажи внеоборотных активов, либо посредством механизма амортизации. Периодичность осуществления инвестиционных операций определяется характером материально-технической базы бизнеса и политикой руководства в сфере инноваций.
В область принятия решений по финансовой деятельности выделены операции по формированию и выполнению финансовых обязательств, связанных не с обычным денежным оборотом фирмы, а с вовлечением в этот оборот дополнительных финансовых ресурсов. Рис. 7.4. Система бизнеса: фондовое представление.[1] Фондовое представление основано на движении капитала - характеристике финансовых ресурсов с позиций источников их формирования - пассивов. В соответствии с фондовым представлением к основной деятельности относятся операции, создающие добавочную стоимость и прибыль. Инвестиционная и финансовая деятельность создают условия для осуществления основной деятельности, расширения ее масштабов и повышения эффективности. Инвестиции по своей природе представляют собой вложение средств в реальные и финансовые активы, которые обеспечат поступления доходов в будущих периодах. Экономические выгоды от реальных инвестиций, направленных на расширение и повышение эффективности основной деятельности, увеличивают поступления по основной деятельности. Поступления собственно по инвестиционной деятельности обеспечивают экономические выгоды от финансовых инвестиций и деинвестиционные операции. Финансовая деятельность трактуется как совокупность действий, приводящих к изменению размера и состава капитала, инвестированного в бизнес. Инвестированный капитал формируется посредством финансовых вложений собственников и кредиторов, осуществляемых в целях получения прибыли. Как уже было отмечено, принятие и реализация управленческих решений в каждой из выделенных областей вызывает движение финансовых ресурсов и формирует финансовые результаты функционирования бизнеса за определенный период. Финансовое представление системы бизнеса показывает формирование финансового результата от расчетных операций – сальдо денежных потоков. Этот финансовый результат обеспечивает прирост активов компании - денежных средств, которые собственники могут изъять и обеспечить тем самым возврат инвестиций и их окупаемость. Процесс его формирования отражается в бухгалтерском учете в ф№4 «Отчет о движении денежных средств»[2]. Фондовое представление системы бизнеса отражает формирование прибыли как результата превышения доходов над затратами, признаваемыми в соответствии с правилами бухгалтерского учета. Нераспределенная прибыль, остающаяся в распоряжении организации после погашения всех издержек, в т.ч. финансовых, связанных с обслуживанием заемного и собственного капитала выступает в качестве элемента пассивов организации, т.е. одним из источников ее финансовых ресурсов, за счет которых формируются активы – доходообразующее имущество. Процесс формирования показателей прибыли отражается в бухгалтерском учете в ф№2 «Отчет о прибыли и убытках».
Отчет о движении денежных средств и отчет и прибыли и убытках представляют собой интервальные формы, составляемые за определенный период, а баланс представляет собой моментальную форму, составляемую на определенный момент времени. Взятые в совокупности, отчет о движении денежных средств и отчет и прибыли и убытках дают представление о том, как от одного состояния (отраженного в начальном балансе) компания перешла в другое состояние (отраженное в итоговом балансе).
Рис. 7.5. Схема взаимосвязи форм финансовой отчетности. Таким образом, отчет о прибыли и убытках и отчет о движении денежных средств являются взаимодополняющими документами, каждый из которых дает информацию о конечном финансовом результате деятельности фирмы за период.
7.2. Понятие и содержание финансового менеджмента. Финансовый менеджмент как самостоятельное функциональное направление менеджмента представляет собой процесс управления формированием и использованием финансовых ресурсов фирмы. Решения, направленные на формирование финансовых ресурсов сконцентрированы в сфере финансовой деятельности. Сферы основной и инвестиционной деятельности объединяют решения, связанные с использованием финансовых ресурсов. Однако именно решения в сфере основной и инвестиционной деятельности определяют, какой объем финансовых ресурсов необходим для эффективного функционирования компании в сложившихся условиях. Рассмотрим основные финансовые решения в каждой из выделенных областей. Финансовые решения в сфере основной деятельности Решения в сфере основной деятельности влияют с одной стороны на объем капитала, необходимый для ее осуществления в определенном масштабе, а с другой стороны – на формирование финансовых результатов (прибыли и сальдо денежных потоков от основной деятельности), за счет которых и обеспечивается отдача на этот капитал, вложенный (инвестированный) в бизнес собственниками и кредиторами. Чем больше объем инвестированного капитала, тем выше должны быть финансовые результаты по основной деятельности. В самом общем виде осуществление основной деятельности может быть представлено как совокупность бизнес-процессов по производству продукта и доведению его до потребителя. Таким образом, основная деятельность как область принятия управленческих решений включает два основных функциональных направления – производственно-технологическое (решения относительно объема производства, технологического оснащения процесса производства и т.п.) и маркетинговое (решения относительно ассортимента, цен, скидок и условий оплаты, рекламных мероприятий и т.п.). Финансовый аспект управления основной деятельностью состоит в балансировании производственных и маркетинговых решений в целях получения максимального финансового результата – прибыли от основной деятельности с учетом предпринимательского риска. Это в свою очередь требует обеспечения эффективной работы всех подразделений фирмы и прибыльности отдельных видов продукции. Для решения таких задач необходимо сформировать соответствующую систему управленческого учета, обеспечивающую отслеживание происхождения всех видов доходов и затрат и их привязку к конкретным объектам (проектам, продуктам или подразделениям), в отношении которых принимаются управленческие решения, с тем, чтобы управление результатами и необходимыми для получения затратами было взаимосвязано. Маржинальный или CVP – анализ представляет собой анализ системы взаимосвязанных показателей: «затраты (cost) – объем производства (volume) – прибыль (profit)». В его рамках исследуется динамика совокупных затрат, поступлений от реализации и прибыли от основной деятельности (OP) в зависимости от изменений объемов производства и/или продаж, цены, величины постоянных и переменных затрат. Рис. 7.6. Использование маржинального анализа для принятия управленческих решений Маржинальный анализ позволяет определить эффект воздействия различных вариантов управленческих решений на величину прибыли от основной деятельности. Особую роль в этом играет расчет точки безубыточности. Расчет точки безубыточности (порога рентабельности или точки окупаемости затрат) позволяет установить баланс между производственными и маркетинговыми решениями и оценить уровень предпринимательского риска – риска получения прибыли от основной деятельности. Осуществление совокупности бизнес-процессов по производству продукта и доведению его до потребителя требует определенных ресурсов – основных и оборотных средств. Основные средства и нематериальные активы представляют собой ценности, которые целиком и многократно используются компанией для осуществления основной деятельности, не меняя при этом своей материально-вещественной формы. Совокупность финансовых ресурсов, инвестированных в такие активы, определяется как основной капитал. Управление основным капиталом направлено на определение потребности в дополнительных инвестициях в основные средства и нематериальные активы (какой объем финансовых ресурсов должен быть иммобилизован?) и обеспечение их окупаемости (в течение какого срока произойдет мобилизация этих ресурсов?). Решения, связанные с иммобилизацией финансовых ресурсов на длительный срок, превышающий обычный операционный цикл, относятся к области инвестиционной деятельности. Решения, определяющие условия мобилизации финансовых ресурсов, иммобилизованных в основных средствах и нематериальных активах, находятся на стыке основной и инвестиционной деятельности и определяются в рамках амортизационной политики компании. Амортизация представляет собой процесс постепенной мобилизации финансовых ресурсов, иммобилизованных в рамках осуществления инвестиционной деятельности в капитальных активах (основных фондах и нематериальных активах). В результате формируются амортизационные отчисления, которые с одной стороны, рассматриваются как элемент текущих затрат по основной деятельности, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, а с другой – как источник финансирования. Амортизационные отчисления не являются специфическим источником финансирования процесса воспроизводства капитальных активов (таковыми они становятся только при условии аккумулирования их в амортизационном фонде). Мобилизованные в процессе амортизации финансовые ресурсы могут использоваться для финансирования как инвестиционной, так и основной деятельности компании. Благодаря использованию нелинейных способов амортизации компания может маневрировать потоком амортизационных отчислений в зависимости от условий деятельности. Так, проведение активной инновационной политики требует регулярного обновления производственной базы и значительных расходов на НИОКР. В этих условиях целесообразно применение механизма ускоренной амортизации. Использование механизма замедленной амортизации оправданно в условиях неблагоприятной рыночной конъюнктуры для минимизации текущих затрат и поддержания прибыли, что имеет важное значение для привлечения внешних источников финансирования. Оборотные средства представляют собой совокупность ценностей, которые обеспечивая основную деятельность организации, в рамках каждого операционного цикла меняют свою материальную форму: Д – Т – Д’. Соответствующий объем финансовых ресурсов определяется как оборотный капитал. Ключевая задача финансового менеджмента состоит в определении необходимого (нормативного) объема каждой из составляющих оборотных средств и выбор соответствующих источников финансирования. Общая формула расчета норматива отдельного элемента оборотных средств такова:
где Σ ОС i - норматив потребности в оборотных средствах по i-му элементу; H i - норма оборотных средств по i-му элементу; О i - оборот (расход, выпуск) по i-му элементу за период; t - продолжительность периода в днях. Норма оборотных средств представляет собой их нормативный период оборота и, соответственно, измеряется в днях. Обоснование нормативных показателей имеет принципиально важное значение для эффективного использования финансовых ресурсов. Завышение нормативных показателей увеличивает и общую потребность в финансовых ресурсах, и финансовые издержки, связанные с их обслуживанием, что приводит к снижению эффективности деятельности (рентабельности активов). В свою очередь, занижение нормативных показателей минимизирует потребности в финансовых ресурсах и позволяет уменьшить финансовые издержки. Однако такая экономия может обернуться срывом производства, поставок готовой продукции, невыполнением обязательств перед поставщиками и другими кредиторами. Процесс управления денежным оборотом на разных стадиях операционного цикла имеет определенные особенности. Управление финансовыми ресурсами, авансированными в материальные запасы, является комплексной областью управления, объединяющей все аспекты осуществления основной деятельности: маркетинговые, технологические и финансовые. Ключевая задача финансового менеджмента - определение необходимого объема средств, авансируемых в формирование запасов ценностей, необходимых для обеспечения бесперебойного процесса производства и реализации продукции. Решение этой задачи финансового менеджмента связано как с маркетинговым аспектом - прогнозированием объемов реализации и, соответственно, производства продукции, так и с технологическим – определением норм соответствующих запасов. В целях предотвращения замедления операционного цикла и увеличения потребности в финансовых ресурсах, необходимо обеспечивать своевременное вовлечение в оборот излишних запасов готовой продукции и товаров, приобретенных для перепродажи. Эта задача также решается совместно со службой маркетинга. Именно маркетологи определяют эластичность спроса по цене и обосновывают, какие скидки обеспечат реализацию избыточных запасов. Перед финансистами встает дополнительная задача – определить, обеспечит ли сократившаяся в результате предоставления скидки маржинальная прибыль безубыточную реализацию товаров. Управление средствами, отвлекаемыми в дебиторскую задолженность, предполагает решение целого ряда задач финансового характера. Дебиторская задолженность и соответствующая потребность в финансовых ресурсах возникает, если компания предоставляет своим покупателям коммерческий кредит в (отсрочку или рассрочку платежа). При этом необходимо определить условия кредитования. Первая – собственно условия предоставления коммерческого кредита покупателям: какие группы покупателей компания считает возможным кредитовать и какая отсрочка платежа может быть предоставлена каждой из групп покупателей. Предоставляемая отсрочка платежа может зависеть от объема и частоты закупок, продолжительности контрактных отношений с покупателем, его финансовой дисциплины и других показателей. Необходимость предоставления покупателям отсрочки платежа определяется маркетинговыми аспектами – условия оплаты являются частью товара в его расширенном понимании и, соответственно, определяют его конкурентоспособность. Но с финансовой точки зрения компании невыгодно кредитовать своих покупателей: возникновение дебиторской задолженности увеличивает потребность в финансовых ресурсах и вызывает дополнительные финансовые издержки по обслуживанию капитала. В связи с этим, вторая группа условий направлена на мотивацию покупателей отказываться от коммерческого кредитования своим поставщиком, которое осуществляется путем предоставления отсрочки платежа, и осуществлять немедленный расчет за приобретенный товар. Такую мотивацию обеспечивает предоставление покупателям скидки за немедленную оплату приобретаемых товаров. Условия, обеспечивающие своевременное взыскание дебиторской задолженности, разрабатываются совместно с юридической службой. Размер штрафных санкций должен превышать стоимость использования банковского кредита с тем, чтобы покупателю должнику было невыгодно финансировать свою деятельность за счет просроченной кредиторской задолженности поставщику, предоставившего коммерческий кредит в форме отсрочки платежа. При определении объема финансовых ресурсов, отвлекаемых в дебиторскую задолженность, в качестве нормы выступает срок, на который компания готова предоставлять отсрочку платежа своим покупателям. Ускорить срок мобилизации средств, иммобилизованных в дебиторской задолженности, не ужесточая условия работы с покупателями, позволяют финансовые инструменты, позволяющие немедленно превращать дебиторскую задолженность в деньги: учет векселей и факторинговые операции. Эти инструменты оформляются как сделка финансирования под уступку денежного требования и представляют собой куплю-продажу долговых обязательств. В результате учета векселей и факторинговых операций фирма при определенных потерях получает возможность быстрее мобилизовать финансовые ресурсы, отвлеченные в дебиторскую задолженность. Но эти операции применяются в том случае, когда выгода от немедленного поступления денег превышает стоимость услуг финансового агента. Поскольку финансовые ресурсы, отвлеченные в дебиторскую задолженность имеют форму юридических прав требования, необходимо учитывать существование риска неплатежеспособности покупателей. В качестве инструмента снижения такого риска используется резерв по сомнительным долгам. С одной стороны, такой резерв выступает в качестве дополнительного источника финансирования, за счет которого могут быть покрыты убытки, с другой стороны, формирование резерва увеличивает затраты и уменьшает прибыль текущего периода. По окончании операционного цикла иммобилизованные финансовые ресурсы возвращаются в денежную форму. Управление денежными средствами подчинено задаче обеспечения постоянной платежеспособности фирмы. В его основе лежит планирование потока платежей. Эта задача решается на основе прогноза денежных потоков. На основании ожидаемых денежных потоков выявляется: · либо потребность в дополнительном финансировании – встает вопрос об использовании заемных средств; · либо излишек денежных средств – необходимо решать вопрос о краткосрочном инвестировании этих средств. При этом необходимо принимать во внимание минимальный остаток денежных средств на расчетном счете, необходимый для поддержания абсолютной ликвидности. Этот остаток определяется в соответствии с общей формулой (2). Норма запаса денежных средств определяется как период времени, в течение которого компания должна быть в состоянии осуществлять текущие платежи без дополнительного пополнения остатка денежных средств. Максимально безопасно устанавливать норму денежных средств, равную длительности операционного цикла. Если денежные потоки компании имеют неравномерный характер, сумма финансовых ресурсов, которая должна постоянно находиться в мобильной денежной форме соответственно увеличивается. Если бизнес функционирует эффективно, остаток денежных средств постепенно нарастает, что обусловлено двумя причинами. Во-первых, любой бизнес ориентирован на получение прибыли. Прибыль создается на каждом цикле делового оборота. Эта прибыль до тех пор, пока ее не изъяли собственники, вовлечена в оборот в качестве источника финансовых ресурсов. Во-вторых, компания может осуществлять свою деятельность на базе собственных капитальных активов, большинство из которых представляют собой амортизируемое имущество. Механизм амортизации обеспечивает постепенную мобилизацию финансовых ресурсов, иммобилизованных в основных фондах и иных аналогичных активах. Если компания поддерживает все элементы оборотных средств (товарные запасы и дебиторскую задолженность) на объективно необходимом - нормативном уровне, то при сохранении масштабов деятельности прибыль и амортизация будут накапливаться в мобильной – денежной форме, создавая избыток денежных средств. Таким образом, с одной стороны, существует минимальный уровень наличных денежных средств, которыми во всякий момент времени должна располагать компания. С другой стороны, должен существовать и верхний предел запаса денежных средств – когда дальнейшая мобилизация денежных средств становится уже неэффективной. Соответственно, встает задача обеспечения рентабельного использования временно свободного остатка денежных активов путем использования краткосрочных финансовых инструментов. · общий объем денежных активов (денежных средств и краткосрочных финансовых вложений), которыми располагает компания; · какую их долю следует держать в наличной форме, а какую – в виде высоколиквидных ценных бумаг; · когда и в каком объеме осуществлять взаимную трансформацию денежных средств и ценных бумаг. В западной практике для управления денежными активами (денежными средствами и краткосрочными финансовыми вложениями) широко используются две модели: модель Баумола и модель Миллера – Орра. В российских условиях использование этих моделей пока затруднено из-за неразвитости фондового рынка. Таким образом, для обеспечения определенного объема основной деятельности необходим соответствующий объем финансовых ресурсов, достаточный для: · сохранения работоспособности производственных мощностей; · создания производственных запасов, обеспечивающих бесперебойность процесса производства; · поддержания запасов готовой продукции и товаров, обеспечивающих стабильность продаж; · возможности предоставлять покупателям и поставщикам коммерческий кредит; · осуществления пунктуальных выплат денежных средств. При этом потребность в финансировании текущей деятельности может быть сокращена за счет отсрочки платежа (коммерческого кредита), предоставляемой поставщиками, и иных операционных обязательств компании перед кредиторами, которые возникают в рамках осуществления основной деятельности (кредиторская задолженность перед персоналом, бюджетом, внебюджетными фондами, резервы предстоящих расходов). Оборотный капитал, уменьшенный на сумму операционных обязательств, определяется как чистый оборотный капитал. Его величина показывает, какая сумма средств может остаться в обороте после исполнения всех обязательств, возникших при осуществлении основной деятельности. С одной стороны, экономически целесообразно минимизировать величину чистого оборотного капитала с тем, чтобы свести к минимуму использование дорогостоящих источников финансовых ресурсов – кредитов и займов, а также средств собственников, вовлеченных в оборот в рамках финансовой деятельности. С другой стороны, величина чистого оборотного капитала должна быть положительной – ее отрицательное значение говорит о том, что у компании недостаточно финансовых ресурсов, которые могут быть мобилизованы для погашения всего объема операционных обязательств. Сумма основного капитала и чистого оборотного капитала представляет собой чистый капитал компании, величина которого определяет, какую сумму финансовых ресурсов необходимо инвестировать в бизнес для обеспечения данного масштаба деятельности в сложившихся рыночных условиях, в частности, при данной системе взаимоотношений с поставщиками, покупателями, работниками и бюджетами, существующем порядке формирования резервов. Эта сумма финансовых ресурсов формируется за счет собственного капитала и заемного капитала, привлеченного посредством финансовых обязательств – другими словами, это капитал, инвестированный в бизнес ради получения части его прибыли. Таблица 7.2. Управленческая версия баланса
Требования к объему чистого (инвестированного) капитала компании остаются постоянными до тех пор, пока бизнес работает в определенном масштабе и в стабильных условиях. При изменении условий деятельности эти требования будут меняться. На потребность компании в чистом (инвестированном) капитале влияют внутренние и внешние факторы. Среди внутренних факторов основное значение имеют решения менеджеров. Требования к объемам финансирования компании зависят от эффективного управления запасами, условий предоставления и использования коммерческого кредита. Рост бизнеса вызывает дополнительную потребность в финансовых ресурсах: по мере увеличения объемов производства и продаж пропорционально растут запасы и дебиторская задолженность, что лишь частично компенсируется ростом операционных обязательств. Периодически возникает необходимость осуществлять инвестиции в новое оборудование. В противоположной ситуации важно своевременно высвободить иммобилизованные финансовые ресурсы, сократив объем используемого чистого капитала компании. К наиболее значимым внешним факторам, влияющим на потребность компании в финансировании, относятся сезонные и циклические колебания. И сезонные, и циклические колебания порождают кризис финансирования. Во время спада продаж резко увеличивается потребность во внешнем финансировании, что обусловлено сочетанием двух обстоятельств: увеличением объема оборотных фондов в результате замедления их оборачиваемости и падением прибыли. Сезонные колебания предсказуемо повторяются, что позволяет достаточно точно прогнозировать потребности в финансовых ресурсах и определять приемлемые условия и источники их формирования. Циклические колебания не так регулярны и менее предсказуемы, чем сезонные – доступная информация о тенденциях развития экономической ситуации значительно отстает от происходящих изменений. В результате возникает временной лаг в принятии управленческих решений, что зачастую приводит компанию к кризисному финансовому состоянию. Финансовые решения в сфере финансовой деятельности Операции компании могут ограничиваться только циклом основной деятельности. У эффективно функционирующей компании финансовые результаты по этому циклу операций должны быть стабильно положительными. В результате происходит постепенное накапливание свободного остатка денежных средств. Основной причиной, вызывающей дефицит денежных средств и, как следствие, потребность в дополнительных финансовых ресурсах, привлекаемых в рамках цикла финансовой деятельности, является осуществление инвестиций. При возникновении потребности в дополнительном объеме финансовых ресурсов необходимо делать принципиальный выбор: между долевым (за счет средств инвесторов - собственников) и долговым (за счет кредитов и займо
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|