Сопоставление положений 2-ой главы Конституции РФ и Всеобщей декларации прав и прав человека ООН
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Сопоставление положений 2-ой главы Конституции РФ и Всеобщей декларации прав и прав человека ООН от 1948 года позволяют сделать вывод о том, что они очень схожи. Так, например, п.2 ст.17 Конституции гласит: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах», - утверждается в п.1 Декларации. То есть оба документа провозглашают естественно-правовой принцип. Как известно, в философско-правовом плане отношения к правам и свободам человека связаны тесно с двумя основными направлениями юридической мысли: естественно-правовым и позитивистским. Если естественно-правовые теории рассматривают права человека как естественные, неотъемлемые, вытекающие либо из разума, либо из божественной воли, либо из неизменной природы самого человека, то позитивистское направление подходит к ним как к категории, установленной государством. В первом случае закон лишь фиксирует уже существующие права и свободы, во втором - создает их. Статья 2. Декларации проводит принцип равенства в обладании правами и свободами, независимо от расы, религиозных убеждений и т.д. «…Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете…»
«…Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности…», - утверждает п.2 ст.19 Конституции. Кроме того, и тот и другой нормативно-правовой акт провозглашает личные, статья 3 Декларации (Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность) и п.1 ст.20 Конституции (Каждый имеет право на жизнь); политические п.1. ст.30 Конституции (Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется) и п.1 ст.20 Декларации (Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций) и социально-экономические права - каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы (п.1 ст. 23 Декларации) и «…труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию…» (п.1 ст.37 Конституции) На практике, зачастую, личные права и свободы Нарушение конституционных прав и свобод граждан в Российской Федерации, по мнению зарубежных политиков и исследователей - является одной из ключевых проблем по построению и сохранению демократического общества и государства в России. Если обратиться к иностранной прессе, то нарушение личных прав и свобод в России - пожалуй, одна из самых «излюбленных» тем западных журналистов. Иностранный обыватель может сделать вывод, что в России не признаются права и свободы человека и гражданина, суд контролируется исполнительными властями, страна находится на пути к диктатуре. Как отмечают исследователи из Европы, в России нарушаются: свобода мысли, право на свободу и личную неприкосновенность, право на тайну переписки, свобода передвижения и др.
Как же обстоит дело в реальности? Таким образом, государство требует выполнения обязанностей и определяет запреты, связанные с ненадлежащим исполнением прав и свобод, с целью защитить интересы общества и государства, права других лиц. Связь свободы и обязанностей подтверждается в ст.29 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие личности». Особый статус прав и свобод человека в правовой системе России, установленный в Конституции, выражается в следующем. . Признание и закрепление уже в ст.2 главы 1 «Основы конституционного строя» в качестве фундаментального конституционного принципа положения о том, что человек, его права и свободы, их соблюдение и защита составляют высшую ценность и обязанность государства. Это принципиальное положение является правовой новеллой отечественной конституционной практики. Во всех предыдущих конституциях страны в триаде «государство - общество - гражданин» государству отводилось первое, решающее и доминирующее место, государство само определяло характер, содержание, объем и порядок общественных отношений и место в них гражданина. Конституция 1993 г. развернула вышеназванную триаду на 180 градусов - «человек - общество - государство» и во главу угла поставила даже не гражданина, а человека как личность и его права и свободы, не только расширив тем самым круг субъектов государственного внимания и защиты (граждане, лица без гражданства, иностранцы), но изменив сам характер взаимоотношений между ними: государство отныне не «дарует» человеку права и свободы, а признает и защищает уже имеющиеся у индивида права. Конституционное признание и закрепление прав и свобод как «высшей ценности» человека вполне соответствует положениям международных правозащитных актов, и прежде всего Всеобщей декларации 1948 г. и обоих Международных пактов 1966 г., в преамбулах которых провозглашено, что «признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира», и признано, что «эти права вытекают из присущего человеческой личности достоинства».
В вышеприведенном положении международных актов содержится и важнейшая норма о «равных и неотъемлемых правах человека». Эта норма нашла прямое отражение в двух статьях Конституции. Пункт 2 ст.17 гласит: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». В п.2 ст.19 указано: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина». Провозглашение и юридическое закрепление нормы о «неотъемлемых, неотчуждаемых и равных правах» является величайшим достижением мирового сообщества и отдельных составляющих его государств, положившим конец всевластию государств в этом вопросе. Однако, как представляется, вышеприведенная формулировка п.2 ст.17 Конституции, будучи заимствованной из международных актов, в контексте конкретно определенных норм главы 2 Конституции не совсем корректна и уместна. В таком виде эта конституционная норма выступает как абсолютная, не допускающая никаких отступлений: «права и свободы неотчуждаемы». Но анализ содержания многих последующих статей Конституции свидетельствует, что в них как раз прямо закреплена возможная «отчуждаемость» прав и свобод человека (ст.20: право на жизнь - смертная казнь; ст.22: право на свободу и личную неприкосновенность - арест и заключение под стражу; ст. 23: свобода сообщений - ограничение свободы переписки, переговоров и иных сообщений; ст.25: право на неприкосновенность жилища - проникновение в жилище в установленном законом и судом порядке, и т.п.). Следовательно, либо нужно было дополнить рассматриваемую формулировку п.2 ст.17 указанием «кроме случаев, прямо предусмотренных в законе», либо поместить эту формулировку в преамбулу Конституции как норму программного характера.
В то же время проведенный сравнительный анализ положений исследуемых международных актов и соответствующих статей Конституции приводит к выводу, что в Конституции имеется помимо уже названных еще целый ряд определенных несоответствий, неточностей и противоречий, которые, к сожалению, снижают ее правозащитную силу и потенциал. Рамки настоящей статьи не позволяют провести сравнительный анализ по всем закрепленным в Конституции правам и свободам. Поэтому в качестве примера рассмотрим ряд гражданских и политических прав и свобод в той последовательности, как они провозглашены в соответствующем Пакте. Право на обладание всеми правами и свободами без какого-либо различия предусматривает равенство всех лиц, находящихся на территории или под юрисдикцией государства (граждан и не граждан), без всякой дискриминации, независимо от природных и социальных признаков и обстоятельств (раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические и иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иное обстоятельство). Конституция дополнила данный перечень указанием также на должностное положение, место жительства, принадлежность к общественным объединениям, сохранив формулу «а также других обстоятельств». Но при этом нельзя не обратить внимание (почему-то в научной литературе, и в частности в комментариях к Конституции, это не отмечается) на несколько противоречий в ст.19 Конституции. В первой части п.2 государство гарантирует равенство и недискриминацию человека и гражданина, т.е. граждан, лиц без гражданства и иностранцев, что соответствует его обязательствам по ст.2 Пакта: «уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права...». Но во второй части п.2 государство запрещает любые формы ограничения прав по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, но лишь российских граждан. Как видим, например, вторая часть п.2 входит в противоречие с ее первой частью, которая гарантирует равенство всех лиц, а также с п.1 этой же статьи: «Все равны перед законом и судом». Указанные противоречия еще более усиливаются ст.136 УК РФ, которая предусматривает уголовную ответственность за умышленные действия, нарушающие равноправие граждан лишь по признаку расы, национальности, отношения к религии. Кроме того, Конституция, гарантировав в первой части п.2 ст.19 равенство для всех, а во второй части п.2 - конкретизировав, в частности, и по признаку пола, а также посчитав необходимым в п.3 этой же статьи уточнить половой признак: «Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации», в то же время во второй части п.2 статьи закрепила: «Запрещаются любые формы ограничения прав граждан...» и перечислила пять четко сформулированных признаков (перечисленных выше), но не включила в их число половой признак. Следовательно, государство, провозгласив в начале п.2 ст.19 широкую гарантию для всех по соблюдению их прав и свобод и недискриминации по 11 признакам и «другим обстоятельствам», во второй части этого же пункта запрещает ограничение прав лишь по пяти четко фиксированным признакам, отказывая тем самым в защите целому ряду категорий лиц: лицам без гражданства, иностранцам, женщинам и мужчинам, другим лицам в зависимости от имущественного и должностного положения, места жительства, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.
При этом представляется необходимым обратить внимание и на следующий факт: Конституция, как уже указывалось выше, в п.1 ст.19 закрепила: «Все равны перед законом и судом», что соответствует ч.1 ст.26 Пакта. Но в Конституции отсутствует, на мой взгляд, очень важное обязательство, которое вытекает для России из той же ч.1 ст.26: «Все люди равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту закона». Однако в Конституции воспроизведена только первая часть вышеназванной нормы: о равенстве всех перед законом, но почему-то опущена вторая часть этой нормы, обязывающая государства обеспечить каждому «право без всякой дискриминации на равную защиту закона», что также снижает правозащитную силу Конституции. Проблема юридических гарантий основных прав и свобод является исключительно актуальной темой для исследования конституционного права. Это связано с тем, что Российская Федерация в настоящее время проходит важный этап развития государства и его конституционного строя - становление основных конституционных прав и свобод через практику их реализации в политической жизни страны. Права и свободы граждан в рамках Конституции РФ непрерывно развиваются, уточняются. Примером могут служить предложения Президента РФ о совершенствовании избирательной системы, выдвинутые им в декабрьском (2011 года) послании Федеральному Собранию. Избирательное право является важнейшим следствием и одновременно инструментом развития демократии, так как обеспечивает удовлетворение потребности личности и народа в целом в свободе через участие граждан в формировании органов власти. Выборы формируют активную жизненную позицию граждан, их ответственность за избираемую ими власть. Через выборы достигается такая важная социально-психологическая характеристика, как сплочение общества, чувство единства населения (избирателей) и власти, доверие населения к власти; эти социально-психологические свойства и процессы в демократическом обществе становятся важнейшими для предупреждения отчуждения народа от власти, тяжелых социальных кризисов, включая и революций, и обеспечивают поступательное эволюционное развитие общества. Конституция РФ (ст. 2) рассматривает права и свободы человека в качестве высшей ценности; признание прав и свобод человека высшей ценностью - фундаментальная норма конституционного строя, образующая основу правовой защиты общества от попыток создать условия для подавления личности. Настоящая Конституция Российской Федерации признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Тем самым, Российская Федерация приводит свой основной закон в соответствие с принятыми в мировом сообществе (в ООН, в Совете Европы и др.) юридическими нормами, закрепляющими права человека. В связи с изложенным выбранная нами тема представляется актуальной для ее более детального изучения и изложения в данной работе. В рамках формата данной работы мы попытаемся рассмотреть основы правового положения человека и гражданина в России в аспекте анализа основных прав и свобод гражданина в РФ, их практической реализации и юридической защиты. Современное правовое регулирование прав и свобод человека и гражданина. Международные конвенции по правам человека - уникальный юридический инструмент, потенциал воздействия которого на национальные правовые системы продолжает раскрываться. Основной закон РФ в п.1 ст.17 закрепляет, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Таким образом, Конституция РФ устанавливает, что правовой статус человека и гражданина, прежде всего, строится на нормах международного права, международных принципах, договорах и соглашениях. Это положение дополняет правило закрепленное в п.4 ст.15 Конституции, в соответствии с которой, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Более того, именно международные принципы и договоры послужили основой для формирования конституционного статуса человека и гражданина. Рассмотрим их. Наряду с общеизвестной Всеобщей декларацией прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.), Международным пактом о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) и Уставом ООНможно выделить следующие документы: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.); Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (утвержден Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 43/173 от 9 декабря 1988 года). Перечисленные документы - фундаментальная основа правового статуса человека и гражданина всего мира. Если передать содержание названных актов вкратце, - Всеобщая декларация прав человека закрепляет принципы равенства перед законом, презумпцию невиновности, право на то, чтобы дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом, и все необходимые гарантии для защиты любого человека, обвиняемого в совершении преступления. В Международном пакте о гражданских и политических правах также провозглашается право быть судимым без неоправданной задержки и право на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах напоминается об обязанности государств согласно Уставу Организации Объединенных Наций способствовать всеобщему уважению и соблюдению прав и свобод человека. В Своде принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, предусматривается, что задержанное лицо имеет право использовать помощь юрисконсультанта, обращаться и консультироваться с ним. Часть 2 ст.17 Конституции РФ провозглашает, что «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения». Это означает, что каждый человек при рождении приобретает важнейшие элементы общечеловеческих ценностей, составляющих внутреннюю структуру личности, - «естественные» права и свободы, свойственные социальной природе человека, которые необходимы для человеческого существования, и могущие быть утраченными только после его смерти. Действующая Конституция России исходит из того, что государство не дарует, не предоставляет людям их основные, т.е. конституционные, права и свободы. Они принадлежат людям от рождения; как сказано в ст. 17, права и свободы человека неотчуждаемы, т.е. они не могут быть приобретены (даже у государства) и не могут быть никому переданы (ч. 2 ст. 17). Поэтому даже отказ от них недействителен. Точно так же права гражданина в полном объеме приобретаются в большинстве случаев с рождением (в некоторых случаях - с принятием российского гражданства), достижением определенного возраста и являются столь же неотчуждаемыми. Как определить категорию «личные права и свободы человека и гражданина»? Права и свободы - высшая ценность, признаваемая, соблюдаемая и защищаемая государством. Современные эксперты, дают такое определение: «Личные права и свободы человека - это общепризнанные социальные возможности личности, обеспечение которых реально в условиях достигнутого человечеством прогресса». Соответственно конституционные права и свободы - это установленные Конституцией РФ социальные возможности личности. Характер многих конституционных прав и свобод, неотъемлемых от человека, делает ненужной какую-либо активную юридическую деятельность гражданина, направленную на их получение. Они и так принадлежат ему с момента рождения. Реализация конституционных прав и свобод выражается в действиях государства по предупреждению, пресечению неправомерных посягательств на права и свободы гражданина, наказанию правонарушителей, возмещению ущерба. И только при необходимости гражданин сам предпринимает активные, юридически значимые действия по осуществлению, защите своих конституционных прав и свобод. Обладателями (субъектами) этих прав и свобод являются: каждый человек (т.е. гражданин РФ, иностранный гражданин или лицо без гражданства), а в точном определении, в осуществлении и защите прав и свобод участвует и государство. Различие между человеком и гражданином как носителями прав и свобод ясно выражено в тексте Конституции. Права и свободы человека принадлежат и гражданину Российской Федерации, и лицу, не являющемуся таковым. Конституция определяет круг носителей таких прав словами «все», «каждый», «лицо» («...имеет право» и т.п.) или словом «никто» («...не должен подвергаться») (ст. 19-30, 34, 35, 37, 39-51, 53, 54 и др.). В тех же многочисленных случаях, когда речь идет о правах и свободах, прежде всего политических, принадлежащих только гражданам Российской Федерации, статьи Конституции прямо указывают на это (ст. 31-33, 59-62). В отдельных случаях Конституция особо говорит о правах иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 63). Разберемся в содержании понятий «права» и «свободы». Выступают ли они синонимами или же это самостоятельные категории? Вопрос о разграничении понятий «прав» и «свобод» является дискуссионным. Отдельные исследователи не разделяют данные понятия, или не акцентируют на этом внимание. Как подчеркивает В.Д.Карпович, соотношение понятий «право» и «свобода» характеризуется, прежде всего, тем, что в значительной степени это синонимы; то и другое - субъективное право любого человека или только гражданина Российской Федерации. Между тем, различие прав человека и прав гражданина, обусловленное различием права и закона, - «прогрессивная демократическая идея, которая имеет длительную историю». Как отмечает В.В. Лазарев, Конституция РФ юридически закрепила эту идею в качестве конституционного принципа, основы конституционного строя. Конституционно-правовая доктрина и общечеловеческая практика выработала различие понятий прав и свобод человека. В чем выражаются названные гарантии и как они реализуются? Провозгласив приоритет прав и свобод человека и гражданина, Российская Федерация приняла на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, ограждать их от любого незаконного вмешательства или ограничения (ст.2 Конституции РФ). Соблюдение официально признанных государством прав и свобод - обязанность государства. Для этого государство развивает и создает соответствующие гарантии (условия и средства) и устанавливает юридические механизмы их осуществления (реализации). Наряду с юридическими гарантиями (механизмами) осуществления (реализации) прав и свобод человека большую роль играют общие гарантии - экономические, социальные, политические, духовные, социально-психологические. Более того, в отношении ряда прав, например экономических, социальных, культурных, такого рода гарантии имеют определяющее значение. Конституция, как документ, это только формальная гарантия прав и свобод человека и гражданина. «…мало провозгласить юридическое равенство, важно постоянно заботиться о возможности всех осуществить формальное равенство реально, на практике, путем выравнивания социального статуса людей, их возможностей. Это прямая цель и обязанность правового социального государства, политика которого направлена на создание и пользование равных возможностей, условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Таким образом, необходимо наличие реального механизма обеспечения прав и свобод гражданина и человека. Право на достоинство личности (ст.21 Конституции РФ) охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве» - провозглашено в ст.1 Всеобщей декларации прав человека. Право на достоинство конкретизируется и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст.3): «Никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию». Конституция РФ дополняет: «никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам» (п.2 ст.21).
Заключение
Права человека являются универсальными моральными категориями, они - неотъемлемая составная часть отношений человека с государством. Подчеркнем в заключении три важнейших асᴨȇкта прав человека: . ограничительные рамки для любой власти по отношению к индивидууму; . автономная сфера жизни каждого человека, в которую никакая сила не может вторгаться; . возможность для каждого сделать серьезное заявление против государства с целью защиты своих прав. создание правовой системы, защищающей человека от произвола властей. Наиболее четкое понимание правового статуса человека и гражданина было сформулировано в Американской Декларации 1776 г., где сказано, что: "... все люди сотворены равными, и все они одарены своим создателем равными неотчуждаемыми правами, к числу котоҏыҳ принадлежит жизнь, свобода и стремление к счастью". Однако признание обществом правового статуса человека и гражданина предполагало не только некий общественный договор, который призывал людей уважать личность, но и История человечества показала, что права и свободы человека не могут быть ограничены узко национальными рамками, поскольку все крупнейшие мировые события, независимо от территориальных, идеологических или иных барьеров, накладывают на нее свой отᴨȇчаток. Права человека, принадлежа к комплексу моральных прав, отличаются, однако, от других моральных прав по ряду признаков. Так, некоторые моральные права могут принадлежать индивидууму в связи с его определенным местом или положением в обществе. Права человека, наоборот, являются универсальными: они принадлежат всем людям, в любых ситуациях, независимо от социального статуса. Тогда как некоторые другие моральные права могут приобретаться, права человека присущи ему от рождения, т. е. принадлежат каждому человеку как таковому, и каждый появляется на свет, уже обладая этими правами. Права человека неотъемлемы, что означает невозможность лишить их кого-либо, как и невозможность добровольного отказа от этих прав. Другие же моральные права могут быть добровольно ограничены, отданы или даже ликвидированы самим индивидуумом. Завершая изучение права и свободы личности можно сделать вывод, что в целом конституционное регулирование прав и свобод личности в Российской Федерации соответствует современным мировым стандартам. Однако при этом следует помнить, что провозглашение тех или иных (пусть самых демократических) прав и свобод в конституции в наших российских условиях, является лишь планом будущего строительства.
Список литературы
Нормативно-правовые акты ). Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 2). Конвенция "О Защите прав человека и основных свобод" от 4 ноября 1950 года 3). Конституция РФ 1993 г. ). Международные акты о правах человека. Сборник документов. -- М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА--ИНФРА * М), 2000. С.40 ). Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. - М., 1978. - Вып. XXXII ).Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йор Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (утвержден Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 43/173 от 9 декабря 1988 года к, 19 декабря 1966 г. Учебно-методическая литература ). Лукашев Е.А. Права человека. Учебник для вузов. -М.: НОРМА, 2002. ). Мюллерсон Р.А. Права человека: Идеи, нормы, реальность. - М., 1991. С.5 ). Румянцев О.Г., Додонов В.Н. Юридический энциклопедический словарь. - М.: Норма - Инфра- М, 1997. ). Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М.,1995. С. 33-35.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|