Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Использование личного автотранспорта работника для командировки

 

Что касается использования личного автотранспорта работника для нужд нанимателя, то, вообще говоря, по такому договору может использоваться как легковой, так и грузовой автомобиль. Однако осуществлять перевозки на грузовом автомобиле работника нанимателю все же не стоит. Поясним сказанное.

Согласно п. 13 Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения», водители механических транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, транспортная деятельность которых подлежит лицензированию, обязаны, кроме прочих документов, иметь при себе и предъявлять работникам ГАИ и Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь лицензионную карточку на транспортное средство и транспортные документы.

В соответствии с Инструкцией о порядке выдачи и использования лицензионных карточек на транспортные средства, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 30.10.2003 № 50, для получения лицензионной карточки на автотранспортное средство (в случае, когда это транспортное средство не находится в собственности лицензиата) необходимо представить в Транспортную инспекцию Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих право владения или пользования ими.

Поскольку договор об использовании личного автомобиля в целях нанимателя не предполагает права владения данным автомобилем юридическим лицом или пользования им (в гражданско-правовом смысле), то и получение лицензионной карточки в этом случае является невозможным. Следовательно, для осуществления грузоперевозок (лицензируемой деятельности) организации следует заключить с работником договор аренды транспортного средства.

С учетом сказанного в дальнейшем мы будем говорить только об использовании личного легкового транспорта работника для нужд нанимателя.

Как было указано выше, работнику, направляемому в служебную командировку на автомобиле, расходы по приобретению горюче-смазочных материалов возмещаются в полном объеме в размере стоимости, указанной в представленных подлинных документах. Но означает ли это правомерность их отнесения на себестоимость в том же размере?

Согласно разъяснению Министерства экономики Республики Беларусь от 05.09.2001 № 13-13/4898 и Министерства финансов Республики Беларусь от 05.09.2001 № 15-9/700 «О порядке включения в себестоимость продукции (работ, услуг) затрат по специальным и служебным легковым автомобилям» (далее - Разъяснение) к расходам на содержание служебного легкового автотранспорта, кроме специального, в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.05.1999 № 638 (далее - Постановление № 638) относятся:

- стоимость горюче-смазочных материалов;

- расходы на проведение всех видов ремонта;

- расходы на проведение технического осмотра и технического обслуживания транспортного средства.

В п. 1 Разъяснения сказано, что Постановлением № 638 установлена обоснованность включения юридическими лицами и их обособленными подразделениями в себестоимость продукции (работ, услуг) расходов на содержание только одной единицы служебного, кроме специального, или используемого для служебных поездок личного легкового автотранспорта в пределах установленных норм. Расходы же на содержание служебного, кроме специального, легкового автотранспорта и на использование для служебных поездок личного легкового автотранспорта сверх установленного количества и норм согласно Разъяснению осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении юридических лиц и их обособленных подразделений.

Следует отметить, что данная норма Разъяснения устарела и уже не соответствует действующему законодательству.

Во-первых, внесены изменения в само Постановление № 638. Согласно его положениям юридические лица и их обособленные подразделения включают в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при ценообразовании и налогообложении (а не в себестоимость, как раньше), расходы на содержание только одной единицы служебного, кроме специального, или используемого для служебных поездок личного легкового автотранспорта в пределах установленных норм. Во-вторых, такой категории, как «прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия», в действующем законодательстве больше не существует.

Следовательно, об ограничениях, связанных с отнесением расходов на содержание только одной единицы служебного, кроме специального, или используемого для служебных поездок личного легкового автотранспорта, можно говорить только при определении налогооблагаемой прибыли и ценообразовании, а для целей бухгалтерского учета расходы по приобретению горюче-смазочных материалов, использованных при служебной командировке на легковом автомобиле, относятся на себестоимость в полном объеме в размере стоимости, указанной в представленных документах. Разумеется, если при этом не нарушены линейные нормы расхода топлива и нормы расхода смазочных материалов, установленные Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь для конкретного автомобиля. Для определения точных норм расхода топлива на автомобили, коэффициентов корректирования линейных норм расхода топлива в зависимости от условий их эксплуатации, а также норм расхода смазочных материалов организациям следует руководствоваться Инструкцией о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 31.12.2008 № 141 и вступившей в силу с 1 марта 2009 г.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...