Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Фармацевтическое образование в России




В течение длительного периода в России аптекарскому искусству обучали в госпитальных, полевых и частных аптеках, а также в аптекарских огородах. Аптекарские ученики набирались главным образом из числа детей служащих ведомства Медицинской канцелярии, детей стрельцов и воспитанников семинарий. Первоначальное обучение они проходили в аптекарских огородах, а затем направлялись в главные аптеки для обучения «аптекарству».

В ХVIII в. были введены экзамены на звание гезеля (аптекарского помощника) и провизора (аптекаря). К испытаниям на звание гезеля допускались ученики, проработавшие в аптеке или аптекарском огороде в течение 4-5 лет. На экзаменах ученик должен был показать, что он «умеет гнать воды и олеи, делать экстракты и соли, соки и полевые травы, которые официнальными называются, сушить и общипывать, и малое число по-латыни читать и писать и коликое число рисовать». Лиц, получивших звание гезеля, направляли на работу в полевые аптеки сроком на 2-3 года. По истечении этого срока гезель мог сдавать экзамен на звание провизора. Экзамены на звание гезеля и провизора в тот период времени принимались особыми комиссиями, состоявшими из врачей и аптекарей при Медицинской канцелярии, а затем коллегии. Право на самостоятельную фармацевтическую деятельность давалось только провизорам.

Подготовка медицинского персонала в специальных учебных заведениях в России началась, как известно, с 1707 г., когда по указу Петра I от 25 мая 1706 г. были созданы госпитали и школы при них. Первые школы были открыты в Петербурге, Москве и других городах. В госпитальных школах преподавалась «аптекарская наука» и проводились практические занятия в аптеках и на аптекарских огородах, имевшихся при госпиталях. Из этих школ выпускались военные лекари. Специальных отделений для подготовки фармацевтов не было.

В 1786 г. школы были отделены от госпиталей и стали называться медико-хирургическими училищами. Одновременно было введено звание профессора и учреждена должность преподавателя-адъюнкта. Профессора ботаники и химии стали читать в училищах лекции химико-фармацевтической тематики. В 1798 г. медико-хирургические училища в Петербурге и Москве были переименованы в медико-хирургические академии. 28 июля 1808 г. при них были созданы фармацевтические отделения для подготовки провизоров. Таким образом было положено начало высшему фармацевтическому образованию в России.

По утвержденному 28 июля 1808 г. первому Уставу академия рассматривалась как учебное заведение «для образования юношества во всех частях врачебной науки», а последняя, согласно взглядам того времени, состояла из трех частей: собственно медицинской, ветеринарной и фармацевтической, или аптекарской. В пунктах Устава, относящихся к фармацевтическому отделению, было сказано: «Аптекарская часть в России тогда только желаемого совершенства достигнет, когда молодые люди предуготовлены будут к аптекарскому званию обучением их по правилам и основательно всем тем наукам, кои для образования аптекаря нужны. В сем намерении учреждается при Медико-хирургической академии фармацевтическое или аптекарское училище. Науки, коим воспитанники в сем училище обучаться должны суть: математико-физика, минералогия, ботаника, зоология, химия, фармакология, фармацевтическая наука в собственном смысле, то есть искусство составлять лекарства по предписанию врачей. Для преподавания фармации или искусства составлять лекарства по рецептам назначается... один профессор и один адъюнкт, а для латинского и немецкого языков - учитель, прочие же науки фармацевтические воспитанники слушают у профессоров по медицинской части с тамошними воспитанниками...».

Контингент воспитанников на фармацевтическом отделении, содержащийся за счет казны, первоначально был установлен в 40 человек, а комплектование учащихся осуществлялось за счет семинаристов, которые знали латинский язык. Ведущая роль в организации фармацевтического отделения и в обучении его воспитанников принадлежала кафедре фармации, которую до 1815 г. возглавлял профессор Тимофей Андреевич Смеловский (1772-1815), зачинатель высшего фармацевтического образования в России. В истории русской науки он известен как ботаник, занимавшийся изучением флоры Петербургской губернии. Кроме того, он разрабатывал вопросы замены иноземных лекарственных растений отечественными, составил каталог растений Ботанического сада Петербургской академии наук. За эти работы он был избран ординарным академиком Российской академии наук, а как образованный для своего времени врач в 1809 г. он был удостоен степени доктора медицины и хирургии.

В 1815 г. были изданы новые правила о фармацевтических экзаменах, по которым, в частности, взамен звания аптекаря была установлена ученая степень магистра фармации с защитой диссертации. Степень магистра фармации являлась официальным ученым титулом и высшей фармацевтической степенью. Магистру фармации необходимо было обязательное знание иностранного языка. В соответствии с высочайшим указом магистры фармации приобретали право почетного потомственного гражданства, и это звание являлось переходной ступенью к более высокой степени доктора фармации, которое присуждалось «со второй ученой работы». Фармацевты в этом звании оставались всю дальнейшую жизнь, и вся литературная деятельность проходила под этим титулом. Первым магистром фармации в России был Спис Аведр (1847). По этим правилам с 1846 по 1881 г. в Академии были удостоены звания аптекарского помощника 975 человек, провизора -167 и степени магистра фармации - 32 человека. Всего за период с 1823 г. по 1881 г., т.е. за 59 лет, в Медико-хирургической академии в Петербурге выдержали испытания 1186 аптекарских помощников, 351 провизор и 95 магистров фармации.

Для современного специалиста с высшим фармацевтическим образованием представляет интерес факультативное обещание на степень магистра фармации: «Принимая с глубокой признательностью права и преимущества, соединенные с даруемой мне ныне самой фармацевтической степенью, я даю обещание в течение всей своей жизни ничем не помрачить честь сословия, к которому принадлежу. Обещаю выполнять добросовестно все сопряженные со званием аптекаря обязанности: отпускать только доброкачественные лекарства, не заменять одно другим, не делать никаких перемен ни в весе, ни в мере лекарств, врачебные средства, не введенные в таксу, отпускать по умеренной цене и по возможности облегчать больным бедным приобретение лекарств, продавая их ниже таксы.

Обещаю обращаться с подчиненными мне помощниками и учениками как следует доброму и попечительному начальнику, тщательно наблюдать, чтобы они в свою очередь в точности и добросовестно исполняли свои обязанности.

Наконец, обещаю продолжать заниматься фармацией и химией и всеми силами способствовать совершенствованию этих наук».

В 60 гг. помощники фармацевтов слушали лекции по предметам своей специальности вместе со студентами-медиками. Программа лекций по фармации включала: А. Введение (значение отдельных частей фармации для врача и фармацевта, устройство и оборудование аптеки, фармацевтическо-технические и фармацевтическо-химические операции, «книговедение» в казенных и вольных аптеках, историю фармации). В. Фармакогнозию (растений, животных и минералов). С. Рецептуру. Б. Фармацевтическую химию. Кроме программных вопросов профессор дополнительно читал о новых химических и фармацевтических средствах, об открытии ядов при отравлении, о распознаваемости доброкачественности лекарств, о ходе (порядке) ревизии аптеки, производил разбор важнейших европейских фармакопей. С устройством при Академии ботанического сада, Естественноисторического института, новой аптеки и ряда других учреждений значительно расширились возможности и улучшились условия практического обучения студентов. В то время возросший приток желающих поступить в Академию дал возможность повысить предъявляемые к ним требования. От желающих поступить на фармацевтическое отделение стали требовать представления свидетельства о переходе в VII класс гимназии или о сдаче экзаменов по предметам первых шести классов гимназического курса. От семинаристов требовалось сдать экзамен в гимназии по особой программе, согласно которой требования по физике и математике были несколько уменьшены. А по новому положению о Медико-хирургической академии (1869) для поступления на фармацевтическое отделение требовалось иметь полное гимназическое образование.

В 1881 г. Медико-хирургическая академия была преобразована в Военно-медицинскую академию, и о фармацевтическом отделении в ее составе уже не упоминается.

Согласно правилам 1838 г. об экзаменах на фармацевтическое звание, создавались провизорские курсы при университетах, но в Петербурге их не было, так как отсутствовал медицинский факультет в университете. Впервые (с осени 1839 г.) такие курсы стали функционировать при Московском университете. На провизорских курсах фармацевты слушали лекции по соответствующим дисциплинам на медицинском и философском (естественном) факультетах, и, кроме того, профессора читали фармацевтам приватные лекции по 2-3 часа в неделю по фармакологии, химии, физике и другим дисциплинам.

Новые правила не устанавливали определенного срока пребывания слушателя на провизорских курсах. Экзаменующийся обязан был прослушать «полный курс тех наук, в коих имеет быть экзаменуем».

При испытании на высшее фармацевтическое звание аптекаря от испытуемого требовались «обширнейшие познания как теоретические, так и практические». Аптекарь должен был «доказать на опыте, что он в состоянии делать разные химические разложения и исследования, а также, что он имеет надлежащие сведения по бухгалтерии и фармацевтической коммерции».

Имеющиеся сведения о фармацевтах, обучавшихся в Московском университете за сто лет (с 1812 по 1913), показывают, что за это время магистров фармации было выпущено 121, провизоров 887, аптекарских помощников - 736.

В 1915 г. Министерством народного просвещения была предпринята попытка создать фармацевтические отделения при медицинских или химических факультетах университетов, которая, однако, не увенчалась успехом. В Москве химико-фармацевтическое отделение было открыто лишь весной 1917 г. при Высших женских курсах.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...