Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Структура Правительства РФ




 

Состав Правительства РФ

 

Высший государственный орган исполнительной власти Российской Федерации является коллегиальным органом. Согласно пункту 2 статьи 110 главы 6 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Руководители федеральных органов исполнительной власти (государственных комитетов, федеральных служб, главных управлений, федеральных надзоров), за исключением федеральных министров, не входят в состав Правительства, однако статус федерального министра может быть им предоставлен Президентом РФ. Состав и порядок формирования Правительства более детально регламентируется в главе 2 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ.

С согласия Государственной Думы Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации (п.1 ст.111 гл. 6 Конституции РФ). Президент должен внести предложение о кандидатуре Председателя не позднее двух недель после вступления в должность вновь избранного Президента или после отставки Правительства, либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой. Выдвинутая кандидатура рассматривается нижней палатой российского Парламента в течение недели. Если происходит трёхкратное отклонение Государственной Думой представленных кандидатур, тогда Президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. Президент Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу на этом основании в течение последних шести месяцев действия его полномочий, в период действия военного или чрезвычайного положения на всей территории государства, а также в случае инициирования Государственной Думой процедуры отрешения президента от должности в порядке импичмента.

Председатель Правительства Российской Федерации обладает широким спектром полномочий, в частности, согласно п.3 ст.92 гл.4 Конституции РФ, во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ. Также, наряду с этим, в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента РФ Председатель Правительства определяет основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу и предлагает Президенту кандидатуры на должности своих заместителей и федеральных министров.

Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства. Количество заместителей Конституцией РФ не лимитируется, в это понятие включаются и возможные первые заместители - их общее число определяется Президентом по своему усмотрению. Заместители Председателя Правительства координируют в соответствии с распределением своих обязанностей работу федеральных органов исполнительной власти, дают им поручения и контролируют их деятельность. Федеральные министры обладают полномочиями руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти установленными законодательством Российской Федерации. Рассматривая министра как депутата Правительства, следует отметить, что он не вправе занимать иные государственные должности в течение срока своих полномочий.

 

Порядок формирования Правительства РФ

 

Вопросы формирования и состава Правительства РФ подробно регулируются в Главе ΙΙ (и частично в других главах) Федерального конституционного закона «О Правительстве РФ», а также предопределены Конституцией РФ (ст. 110): членами Правительства являются Председатель Правительства, его заместители и федеральные министры. Таким образом, устанавливается закрытый перечень лиц, входящих в его состав.

Председатель Правительства назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы в установленном в ст. 111 Конституции РФ порядке. Предложение о кандидатуре Председателя вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой. Государственная Дума в свою очередь должна рассмотреть представленную кандидатуру в течение недели со дня внесения предложения Президентом.

Если Государственная Дума три раза отклонит представленные кандидатуры, Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Освобождение Председателя Правительства РФ от должности также осуществляется Президентом РФ по заявлению Председателя Правительства об отставке либо в случае невозможности исполнения им своих полномочий. Согласие Государственной Думы на это не требуется, однако Президент обязан уведомить обе палаты Федерального Собрания РФ об освобождении Председателя Правительства от должности в день принятия решения. Установлено, что освобождение от должности Председателя одновременно влечет за собой отставку Правительства РФ в целом. До назначения нового Председателя Правительства Президент вправе поручить исполнение его обязанностей на срок до двух месяцев одному из заместителей Председателя. В случае временного отсутствия Председателя Правительства его обязанности исполняет один из его заместителей в соответствии с распределением обязанностей между членами Правительства.

Заместители Председателя Правительства РФ назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

Заместители Председателя и федеральные министры вправе подавать заявления об отставке. Отставка такого лица не влечет отставки всего Правительства.

Закон о Правительстве РФ (ст. 10 и 11) предусматривает определенные требования и ограничения, связанные с занятием должности членов Правительства. Эти лица обязаны при назначении на должность представлять в налоговые органы Российской Федерации сведения о полученных и являющихся объектами налогообложения доходах, ценных бумагах, а также о являющемся объектом налогообложения имуществе, принадлежащем им на праве собственности. Налоговые органы Российской Федерации направляют эти сведения Президенту Российской Федерации и в Федеральное Собрание.

Члены Правительства не имеют права быть депутатами каких-либо выборных органов государственной власти и местного самоуправления, занимать где-либо другие должности; заниматься предпринимательской деятельностью в различных ее формах; заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности; получать гонорары за публикации и выступления в качестве члена Правительства РФ. Законом предусмотрены и некоторые другие ограничения.


2.3 Срок полномочий и отставка Правительства РФ

 

Правительство Российской Федерации действует в пределах срока полномочий Президента Российской Федерации - 4 года и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом, что закрепляется в статье 116 главы 6 Конституции Российской Федерации. Наряду с этим, Конституция РФ предусматривает возможность досрочного прекращения полномочий Правительства Российской Федерации в результате его отставки.

Вопросы отставки Правительства РФ регулируются статьей 117 главы 6 Конституции РФ. Прекращение деятельности действующего состава Правительства РФ возможно по нескольким основаниям:

а) перед вновь избранным Президентом РФ Правительство РФ слагает свои полномочия;

б) Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ;

в) кроме того, Президент РФ может принять решение об отставке Правительства РФ по собственной инициативе;

г) Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ. Постановление о недоверии Правительству РФ принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству РФ Президент РФ вправе объявить об отставке Правительства РФ либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу;

д) Председатель Правительства РФ может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства РФ или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

Следует отметить, что наряду с коллективной отставкой Правительства Российской Федерации возможна и персональная отставка отдельных его членов. В этом случае члены Правительства РФ вправе подавать заявления об отставке. По предложению Председателя Правительства Президент Российской Федерации вправе освободить от должности любого члена Правительства, в том числе и самого Председателя Правительства Российской Федерации. Однако следует иметь в виду, что освобождение от должности Председателя Правительства Российской Федерации одновременно повлечет за собой отставку Правительства РФ в целом.

 


Заключение

правительство исполнительный власть

Подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что Правительство РФ в системе федеральных органов исполнительной власти занимает особое положение, являясь высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации. Это, прежде всего, связано с возложенными и присущими только ему функциями, такими как, организация исполнения Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ и международных договоров РФ, осуществление систематического контроля за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации, принятие мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации и многие другие.

Правительство РФ осуществляет свои полномочия во взаимоотношениях с такими органами государственной власти, как Президент РФ, Федеральное Собрание и другими органами исполнительной власти, как Российской Федерации, так и ее субъектов. Данные взаимодействия основаны на так называемой «системе сдержек и противовесов», которая не позволяет ему, при наличии у него довольно таки широких полномочий, выйти за рамки их осуществления. В связи с чем, предусмотрена ответственность Правительства РФ перед указанными органами.

Необходимо отметить, что в отношении Правительства РФ разработана достаточно обширная законодательная база, в которой четко определен правовой статус Правительства РФ в системе федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.

 


Список нормативно-правовых актов и литературы

 

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 51. - Ст.5712.

. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 341 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 11. - Ст.945.

4. Регламент Правительства РФ: Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 260 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 23. - Ст.2313.

. Положение об Аппарате Правительства РФ: Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 260// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 23. - Ст.2313.

. О типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти: Постановление Правительства РФ от 19.01.2005 г. № 30 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. - № 4. - Ст. 305.

. Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. - М.: Юрайт-Издат, 2010.

. Административное право России: Учебник / Б.Н. Габричидзе [и др.]. - М.: Проспект, 2009.

. Административное право Российской Федерации / Отв. ред. Н.Ю. Хаманева. - М.: Юристъ, 2006.

. Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран: Учеб.пособие. - М., 1998.

. Гадыльшина З.И. Правовое положение Кабинета Министров - Правительства Республики Татарстан / Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. - Казань, 1999.

. Елисеев Б.П. Система органов государственной власти в Российской Федерации / Автореф. дисс. … д-ра юрид. наук. - М., 1998.

. Калинина Л.А. Исполнительная власть в ее организационно-правовых формах (федеральный уровень) / Дисс. … канд. юрид. наук. - М., 1994

14. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Общая часть / Под ред. Б.А. Страшуна. - М.: Инфра-М, 2010.

. Окуньков Л.А. Правительство и Президент (грани взаимодействия) // Журнал российского права. - 1998. - №9.

. Сафинов К.Б. Правительство в системе органов государственной власти // Закон и право. - 2002. - №12.

. Терещенко Л.К. Взаимоотношения Правительства РФ с федеральными органами исполнительной власти. // Юридический мир. - 2002. - №6.

. Баглай М.В.. Конституционное право Российской Федерации. - М.:НОРМА, 2006.

. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М.: Юристъ, 2006.

. Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов. - Система ГАРАНТ, 2008.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...