Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ технико-экономических показателей работы предприятия

 

Объектом экспресс-анализа служат следующие показатели хозяйственной деятельности:

· выручка от реализации;

· себестоимость или издержки обращения;

· прибыль;

· изменения в численности персонала предприятия;

· рентабельность;

· показатель затрат на 1 000 руб. реализованной продукции;

· выработка, приходящаяся на 1 штатного работника.

Задача – обнаружить "болевые" точки деятельности предприятия и определить направления для углубленного анализа.

Анализ проводится методом сравнения: больше-меньше. В таблице 2.2 представлены данные, на основании которых производился анализ.

Таблица 2

Анализ общих показателей хозяйственной деятельности завода

 

Показатели 2006 г. 2007г.

Изменение

      Абсолютное Относительное
 ТП, млн. руб. – в фактических ценах     13025,3     36891,3   3865,9   183,23%  
Объем производства в действующих ценах, млн. руб. 24792 41473 16681 67,28%
Объем производства в сопоставимых ценах, млн. руб. 37267 35755 -1512 -4,06%
Выпуск автобусов, шт. 500 436 -64 -12,8%
Выручка от реализации, млн. руб. 13270 36797 23527 177,3%
Среднесписочная численность, всего: в том числе - производственных рабочих - вспомогательных рабочих - руководителей - специалистов - служащих - ученики 1234   660 250 112 2147 1504   758 347 134 255 9 1 270   98 97 22 41 2 1 21,88%   14,85% 38,8% 19,64% 19,16% 28,57% 100%
Производительность труда одного рабочего, млн. руб. 30,2 23,8 -6,4 -21,19%
  Средняя стоимость, млн. руб.: – основных производственных фондов – оборотных средств     7140,0 8876,3     10043,2 29955,8     2903,1 21079,5     40,66% 237,48%
Фондоотдача 5,2 3,6 -1,6 -30,77%
Затраты на производство, млн.руб из них – материальные – на оплату труда – отчисления на соц.нужды – амортизация – прочие 19441,04   16361,929 1604,9 603,899 300,145 1753,603 38686,618   31795,391 3547,176 1290,303 97,576 772,650 19245,58   15433,46 1942,276 686,404 -202,6 -980,9 98,99%   98,99% 121,02% 113,66% -67,49% -55,94%
Затраты на 1 000 руб. ТП 1495 1048 -447 -29,89%
Балансовая прибыль, тыс. 3024044 6315979 329193 108,86%
Прибыль от реализации, тыс. 2861000 5928000 3067000 107,20%
Рентабельность реализованной продукции, % 27,5 19,2 -8,3 -30,18%

Анализ производства и реализации

 

Объем производства увеличился на 67,27 %, в то время как объем производства в сопоставимых ценах уменьшился на 4,06 %. Это говорит о том, что предприятие снизило выпуск автобусов на 12,8%.

Рост выручки от реализации в большей степени, чем рост объемов производства (+23527 млн. руб. против + 16681 тыс. руб.) говорит о запасах готовой продукции на складах.


Анализ трудовых факторов

 

За отчетный период произошло увеличение численности работников завода на 270 человек или 21,88%. Причем увеличение численности работников произошло по всем категориям работающих.

Снижение объема производства и увеличение численности штатного персонала привели к снижению производительности труда на одного работающего на 21,19%.

Анализ основных и оборотных средств

 

Стоимость основных производственных фондов предприятия увеличилась за отчетный период на 2903,1 млн. руб. или 40,66 %. Можно сказать, что вся сумма начисленной амортизации пошла на приобретение новых фондов. В связи со снижением объема производства фондоотдача уменьшилась с 5,2 руб./руб. до 3,6 руб./руб. или на 20,77 %. Из таблицы видно, что основные фонды, кроме зданий и сооружений, значительно изношены. А значит были давно приобретены и не соответствуют современному техническому уровню.

Стоимость оборотных средств выросла на 237,48 % или значительно больше, чем стоимость основных фондов. Это произошло из-за роста запасов материалов, объемов незавершенного производства и дебиторской задолженности.

Анализ затрат на 1 000 руб. ТП

 

За отчетный период затраты на 1 000 руб. ТП уменьшились на 29,89 %. Это могло быть вызвано экономией на постоянных расходах, а также превышением роста выработки одного работника над ростом его заработной платы, т.е. экономией на оплате труда, а также внедрению организационно – технических мероприятий.

Рентабельность продаж снизилась с 27,5 % до 19,2 %. Это могло быть связано с реализацией продукции по заниженным ценам.

В таблице 3 представлен анализ износа основных фондов.

Таблица 3

Износ основных фондов, млн. руб.

 

Наименование показателя Начало года На конец года
Основные средства – всего, в том числе: 5024,1 7748,5
зданий и сооружений 1103,0 1520,3
машин, оборудования, транспортных средств 3209,0 5373,8
других 712,1 854,3

 

Важное значение имеет анализ изучения движения и технического состояния ОПФ, для этого рассчитываются следующие показатели:

-коэффициент обновления;

-коэффициент выбытия;

-коэффициент прироста;

-коэффициент износа;

-коэффициент годности.

Следующий этап анализа – изучение обеспеченности предприятия основными производственными фондами. Обобщающими показателями, характеризующими уровень обеспеченности предприятия основными производственными фондами, являются фондовооруженность труда и техническая вооруженность труда.

Для обобщающей характеристики эффективности использования основных средств служат показатели фондоотдачи, фондоемкости, рентабельности, удельных капитальных вложений на один рубль прироста продукции.

Фондоотдача активной части фондов непосредственно зависит от его структуры, времени работы и среднечасовой выработки. Исходная информация для анализа фондоотдачи изображена в таблице.

По итогам анализа можно сделать вывод, что п редприятие находится в плохом состоянии. Об этом говорят затоваривание, значительный износ фондов, отрицательная рентабельность продаж.

Предлагается для освобождения оборотных средств реализовать лишние складские запасы любым способом; улучшить структуру персонала (уволить часть служащих); за счет освободившихся средств повысить заработную плату работникам для уменьшения их увольнения; уделить внимание эффективным способам управления; для уменьшения вероятности затоваривания серьезно отнестись к маркетинговой политике на предприятии; по возможности обновлять основные фонды. А также направить усилия на завоевание внешних рынков путем увеличения конкурентоспособности продукции.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...