Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) –очная форма обучения




Цели и задачи дисциплины

1.1. Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с учетом квалификационных требований ФГОС)

Целью изучения курса «Конституционное право» является освоение студентами основ науки и отрасли конституционного права, овладение навыками применения в практической деятельности конституционно-правовых актов и принятия решений в точном соответствии с законом
Задачами изучения курса «Конституционное право» являются: 1) познание студентами основных положений, сущности и содержания основных юридических понятий, категорий и институтов отрасли конституционного права; 2) изучение и выработка навыка применения, толкования и анализа необходимых правовых актов, являющихся источниками конституционного права; 3) овладение навыками разграничения правомерного и антикоррупционного поведения в конкретной ситуации, выявления антикоррупционных норм конституционного законодательства, причин и следствий коррупционного поведения; 4) изучение и выработка навыка применения на практике норм международно-правовых актов, Конституции РФ, других нормативно-правовых актов, регулирующих механизм соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

 

 

Требования к уровню усвоения дисциплины

В результате изучения курса «Конституционное право» студент должен: 1) Знать: - основные положения, сущность и содержание основных юридических понятий, категорий и институтов конституционного права; - сущность, специфику и содержание основных конституционно-правовых актов; - термины, основные понятия, принципы конституционно-правового регулирования правомерного поведения, признаки коррупционного поведения; - основные принципы разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ, компетенцию отдельных органов государственной власти и органов местного самоуправления; - стадии, порядок проведения, субъектов законодательного процесса, иные понятия и категории конституционного права, связанные с участием в разработке нормативно-правовых актов и направленные на формирование навыков законодательной и юридической техники; - основные формы реализации конституционно-правовых норм, отличительные признаки закрепительных и охранительных конституционно-правовых норм, реализуемых в форме соблюдения; - основания и порядок принятия решений и совершения юридический значимых действий в государственно-правовой сфере; - юридическое понятие и содержание чести и достоинства личности, способы и приемы соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина; - нормы международно-правовых актов, Конституции РФ, других нормативно-правовых актов, регулирующих механизм соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина. 2) Уметь: - применять, толковать и анализировать конституционно-правовые акты; - давать оценку социальной значимости конституционных правоотношений и государственно-правовых явлений, оперировать юридическими понятиями и категориями конституционного права; - анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними конституционно-правовые отношения; - разграничивать правомерное и антикоррупционное поведение в конкретной ситуации; - выделять и самостоятельно осваивать антикоррупционные нормы конституционного законодательства; - проводить различия между причинами и следствиями коррупционного поведения; - давать оценку социальной значимости правовых явлений и процессов в государственно-правовой сфере; - подбирать необходимую форму реализации конституционно-правовой нормы в исследуемом правоотношении (соблюдение, исполнение, использование); - раскрывать содержание, сопоставлять и правильно применять материальные и процессуальные нормы конституционного права; - принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с действующим конституционным законодательством и с учетом конкретной правовой ситуации; - отличать понятия прав и свобод человека и гражданина, применять в практической профессиональной деятельности конституционное законодательство, регламентирующее механизм реализации и защиты прав и свобод личности. 3) Владеть: - терминологией науки конституционного права; - навыками работы с конституционно-правовыми актами; - навыками анализа различных государственно-правовых явлений, юридических фактов, конституционно-правовых норм и конституционно-правовых отношений; - навыками поведения в коллективе и общения с гражданами в соответствии с принципами уважительного отношения к Конституции РФ, праву и закону; - навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения конституционной законности и правопорядка; - понятиями, методами и средствами юридической техники в целях участия в нормотворческом процессе; - основными навыками толкования конституционно-правовых норм с целью выявления правовых запретов, требующих от субъекта конституционного правоотношения выполнения определенного алгоритма поведения, обеспечивающего действие конституционно-правовой нормы; - информацией о тенденциях мирового, регионального и внутригосударственного развития различных процессов, оказывающих влияние на становление и развитие правозащитного механизма; - навыками работы с международными и российскими нормативно-правовыми актами, устанавливающими механизм защиты прав и свобод человека и гражданина  
У студента должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК) специалиста судебной экспертизы: - способность действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, руководствуясь принципами законности и патриотизма (ОК-1); - способен применять познания в области материального и процессуального права (ПК-5);  

 

 

1.3. Связь с другими дисциплинами Учебного плана

Перечень предшествующих дисциплин с указанием разделов (тем) Перечень последующих дисциплин, видов работ
- Теория государства и права -Административное право   Гражданское право, Гражданский процесс, Арбитражный процесс, Трудовое право, Уголовное право, Уголовный процесс, Экологическое право, Земельное право, Финансовое право, Налоговое право, Предпринимательское право, Международное право, Международное частное право,

Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя

Методы обучения -система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обозначают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.

Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога) М
Показательный (изложение материала с приемами показа) П
Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами) Д
Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и Решают поставленную задачу) Э
Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения) ПБ
Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения) И
Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств) ПГ
Мозговой штурм (задача интерактивного метода «мозговой штурм» состоит в активизации мыслительной деятельности студентов путем постановки вопроса, который отличается поливариантностью ответов. Преимущества этого метода состоят в вовлечении в работу всех студентов группы с различным уровнем подготовки и активности, а также в структуризации изученного материала) МШ
Работа в малых группах Работа в малых группах предполагает решение определенных образовательных задач в рамках небольших групп с последующим обсуждением полученных результатов. Этот метод развивает навыки сотрудничества, достижения компромиссного решения, аналитические способности. Он предусматривает распределение в рамках группы ролей: ведущего (организатор работы группы), секретаря (записывает результаты обсуждения), докладчика (представляет результаты коллективного анализа проблемы). Смысл работы в малых группах заключается не только в том, чтобы сформулировать решение какой-либо задачи, но и объективно оценить как свою работу, так и результаты работы других групп. Результаты работы групп можно оценивать по выработанной заранее шкале баллов. Рмг
Творческие заданияиспользуются для активизации познавательной деятельности студентов на семинарских занятиях. Они могут применяться как в индивидуальном порядке, так и при работе в малых группах. Данный метод требует от участников творческого воспроизведения информации, здесь никогда не бывает одного правильного ответа. ТЗ
Деловая игра – это имитационное моделирование профессиональной деятельностью людей в условных ситуациях с целью изучения и решения возникших проблем. Основная цель проведения игры - дать студентам практику принятия решений в условиях, максимально приближенным к реальным. Игра позволяет моделировать, обсуждать и реально проигрывать по ролям различные ситуации из области профессиональной деятельности, включая процессы межличностного и группового общения. ДИ
Имитационное упражнение (решение задач) характеризуется признаками, сходными с теми, которые присущи методу конкретных ситуаций. Специфическая черта имитационного упражнения – наличие заранее известного преподавателю (но не студентам) правильного или наилучшего (оптимального) решения проблемы. Имитационное упражнение – своеобразный экзамен на знание тех или иных законоположений правил, методов, инструкций РЗ
Реферативное задание – письменнаяисследовательская работа, направленная на освоение определенной темы при использовании научных источников Р
Доклад по теме НИР - исследовательская работа, направленная на освоение определенной темы при использовании научных источников с последующим представлением ее на практическом задании Д НИР
Опрос – ответы на поставленные по теме практического занятия вопросы УО
Презентация – представление студентом в мультимедийной форме ответа на поставленный вопрос П
Эссе – индивидуальная письменная исследовательская работа, направленная на изучение определенной темы, при использовании научных источников с авторской позицией ЭС
Компетентностно-ориентированные задания – индивидуальные задания, направленные на освоение определенной компетенции КОЗ

Приведенные в таблице сокращенные обозначения педагогических методов используются составителем Рабочей программы для заполнения п.п. 2.1, 2.2 и 2.3 в столбце «Методы».

 

Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) –очная форма обучения

Неделя Кол. Час в том числе в интерактивной форме, час. Вид занятия, тема и краткое содержание Методы Реализуемые компетенции
      2 семестр, 1 курс    
24-29     Модуль 1: «Теоретико-правовые основы конституционного права»      
      Лекции    
    - Тема 1: «Понятие, предмет и источники конституционного права» Лекция 1: «Понятие и предмет конституционного права. Источники конституционного права. Конституция РФ – основной источник конституционного права. Понятие и предмет конституционного права. Методы правового регулирования. Понятие и классификация источников конституционного права. Понятие и сущность конституции как основного источника конституционного права. Особые юридические свойства и структура конституции как основного источника конституционного права. Классификация конституций. Понятие конституционной реформы. Внутренние и внешние причины проведения реформы 1989-1993гг. Необходимость и особенности принятия новой конституции. Основные функции, юридические свойства и особенности структуры Конституции РФ 1993 года. Изменение Конституции РФ, внесение поправок. Гарантии реализации Конституции РФ. Ответственность за нарушение Конституции РФ. Особая охрана Конституции РФ. М, Д, ПБ   ПК-5
    - Лекция 2:: «Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды. Конституционно-правовые отношения» Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды. Основания классификации конституционных норм. Конституционно-правовые отношения: понятие и содержание. Субъекты конституционно-правовых отношений. Конституционно-правовые институты. М, Д, ПБ ПК-5
    - Тема 2: «Структура и основные характеристики конституционного строя» Лекция 1: «Структура и основные характеристики конституционного строя» Понятие конституционного строя. Принципы конституционного строя: понятие, классификация. Конституционные основы политической системы. Конституционные основы экономического строя. Конституционно-правые начала регулирования социальной сферы. Конституционно-правовое регулирование духовных отношений. М, Д, ПБ ПК-5
      Тема 3: «Формы государства» Лекция 1: «Формы правления» Понятие и классификация форм правления в зарубежных странах. Особенности республиканской формы правления. Виды республик. Особенности монархической формы правления. Виды монархий. Особенности республиканской формы правления Российской Федерации. Принципы политического и идеологического плюрализма и их основные конституционные характеристики. Конституционно-правовое закрепление непосредственной и представительной демократии. Государственная власть и местное самоуправление – виды публичной власти народа России. М, Д, ПБ ПК -5
    - Лекция 2: «Форма государственно-территориального устройства Российской Федерации» Особенности федеративной формы государственного устройства. Российский федерализм: становление и развитие. Сочетание национального и территориального принципов в федеративном устройстве РФ. Виды субъектов РФ. Формы взаимоотношения РФ и ее субъектов. Конституционно-правовой статус Российской Федерации. М, Д, ПК-5
    - Лекция 3: «Форма политического режима и иные конституционные характеристики Российской Федерации» Понятие и разновидности политических режимов в конституционном праве. Понятие и признаки демократического политического режима. Понятие и виды антидемократического политического режима. Социальное государство. Россия – светское государство. Суверенитет российского государства. Конституционные способы его обеспечения. Верховенство Конституции РФ и федеральных законов. М, Д, ПБ ПК -5
24-29     Семинары    
      Тема 1: «Понятие, предмет и источники конституционного права» Семинар 1: «Понятие, предмет и источники конституционного права» Вопросы для подготовки по изучаемой теме 1) Дайте характеристику понятию и предмету конституционного права. 2) Обозначьте методы правового регулирования конституционного права. 3) Определите понятие источников конституционного права 4) Проанализируйте классификации источников конституционного права. 5) Выявите особенности международно-правовых актов как источников конституционного права 6) Проанализируйте систему национальных источников конституционного права России 7) Выявите особенности конституционного обычая (соглашения) как источника конституционного права 8)Выявите особенности судебного прецедента как нетрадиционного источника конституционного права 9) Выявите особенности религиозных норм как нетрадиционного источника конституционного права 2. Интерактивные формы работы на семинаре: 3. Материалы для проведения текущего контроля за освоением материала семинара: Компетентностно-ориентированные задания: 1.Составить сравнительную таблицу законов РФ о поправках к Конституции, федеральных конституционных законов и федеральных законов с учетом их правовых особенностей. 2.Подобрать примеры нормативных правовых актов субъектов РФ – источников конституционного права. 4. Темы для подготовки докладов (рефератов), сообщений 1) Система международно-правовых норм как источника конституционного права 2) Конституционный обычай как источник конституционного права Великобритании 3) Коран и иные источники мусульманского права как источник конституционного права Темы эссе 1.Система источников конституционного права 2. Общепризнанные принципы и нормы международного права как источник конституционного права Российской Федерации. 3. Особенности посланий Президента Российской Федерации как неофициального источника конституционного права   КПЗ, Д, УО, НИР ПК -5
      Семинар 2: «Конституция РФ как основной источник конституционного права» 1. Вопросы для подготовки по изучаемой теме 1) Определите понятие и основные черты конституционной реформы. 2) Обозначьте внутренние и внешние причины проведения российской конституционной реформы 1989-1993 гг. 3) Выявите основные причины и особенности принятия Конституции РФ 1993г. 4) Проанализируйте основные функции, юридические свойства и особенности структуры Конституции РФ 1993 года. 5) Охарактеризуйте порядок пересмотра, внесения поправок и изменений норм Конституции РФ. 6) Выявите гарантии реализации Конституции РФ. 7) Определите особенности различных видов юридической ответственности за нарушение норм Конституции РФ. 2. Интерактивные формы работы на семинаре: 3. Материалы для проведения текущего контроля за освоением материала семинара: Компетентностно-ориентированные задания: 1.Подобрать несколько различных мнений ученых о сущности Конституции, проанализировать их. 2. Составить проект закона РФ о поправке к Конституции. 3. Подготовить проект акта, вносящего изменение в ст. 65 Конституции РФ. 4.На примере конституции (устава) конкретного субъекта РФ проиллюстрировать проблемы их соотношения с Конституцией РФ. 5.Привести несколько примеров толкования статей Конституции с использованием различных способов и видов толкования. 6.Проанализировать постановления Конституционного Суда РФ о толковании отдельных статей Конституции РФ. 4. Темы для подготовки докладов (рефератов), сообщений 1) Правовой анализ поправок, внесенных в Конституцию РСФСР 1978г. 2) Сравнительно-правовой анализ проектов Конституции РФ. 3) Правовые основания внесения изменений в ст.65 Конституции РФ. 4)Сравнительный анализ оснований и порядка применения конституционной и уголовной ответственности Д, УО, Д НИР КОЗ   ПК -5
      Семинар 3: «Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды. Конституционно-правовые отношения» 1. Вопросы для подготовки по изучаемой теме 1) Охарактеризуйте особенности и виды конституционно-правовых норм. 2) Выявите основания классификации конституционных норм. 3) Проанализируйте понятие и содержание конституционно-правовых отношений. 4) Определите основные особенности субъектов конституционно-правовых отношений. 5) Выявите основные особенности конституционно-правовых институтов. 2. Интерактивные формы работы на семинаре: 3. Материалы для проведения текущего контроля за освоением материала семинара: 4. Темы для подготовки докладов (рефератов), сообщений 1)Особенности правового статуса народа и государства как субъектов конституционно-правовых отношений 2) Особенности правового статуса физических лиц как субъектов конституционного права Д, УО, Д НИР   ПК-5
      Тема 2: «Структура и основные характеристики конституционного строя» Семинар1: «Структура и основные характеристики конституционного строя» 1. Вопросы для подготовки по изучаемой теме 1) Охарактеризуйте понятие и основные принципы конституционного строя в мировой конституционной практике. 2) Обозначьте конституционные основы политической системы в мировой конституционной практике. 3) Обозначьте конституционные основы экономического строя в мировой конституционной практике. 4) Обозначьте конституционно-правовые начала регулирования социальной сферы в мировой конституционной практике. 5)Обозначьте конституционно-правовое регулирование духовных отношений в мировой конституционной практике. 2. Интерактивные формы работы на семинаре: 3. Материалы для проведения текущего контроля за освоением материала семинара: Компетентностно-ориентированные задания: 1. Продумать наименование статей главы 1 Конституции РФ, обосновать выбор наименований статей. 2. Проанализировать постановления Конституционного Суда РФ об основах конституционного строя Российской Федерации. 3.Соотнести понятия «общественный строй», «государственный строй», «конституционный строй». Схематически изобразить их соотношение. 4. Темы для подготовки докладов (рефератов), сообщений 1) Особенности правового положения политических партий: сравнительный анализ российской и мировой практики 2) Специфика конституционно-правового регулирования института частной собственности в России и зарубежных государствах 3) Сравнительный анализ правового регулирования статуса религиозных объединений в России и зарубежных государствах. Д, УО, Д НИР КОЗ ПК -5
      Тема 3: Формы государства Семинар 1: «Форма государственного устройства: понятие и виды» 1. Вопросы для подготовки по изучаемой теме 1) Определите понятие и классификации форм государственного устройства в мировой конституционной практике. 2) Обозначьте признаки и разновидности унитарной формы государственного устройства в мировой конституционной практике. 3) Обозначьте признаки и разновидности федеративной формы государственного устройства в мировой конституционной практике. 2. Интерактивные формы работы на семинаре: 3. Материалы для проведения текущего контроля за освоением материала семинара: Компетентностно-ориентированные задания 1.Соотнести понятия «народный суверенитет» и «государственный суверенитет». 2..Перечислить причины, влияющие на государственный суверенитет; указать меры, способствующие усилению государственного суверенитета. 4. Темы для подготовки докладов (рефератов), сообщений 1) Сравнительный анализ особенностей государственного устройства России и США 2) Сравнительный анализ особенностей государственного устройства России и ФРГ 3) Особенности унитарной формы государственного устройства Итальянской республики Темы эссе. 1. Особенности унитарной формы государственного устройства Итальянской республики 2.Исторический этапы становления российского федерализма УО, НИР, Д, КОЗ ПК -5
      Семинар 2: «Особенности государственно-территориального устройства Российской Федерации» 1. Вопросы для подготовки по изучаемой теме 1) Обозначьте особенности становления и развития российского федерализма. 2) Проанализируйте специфику национальных и территориальных субъектов Российской Федерации. 3) Выявите особенности взаимоотношений Российской Федерации и ее субъектов. 4) Охарактеризуйте конституционно-правовой статус Российской Федерации. 2. Интерактивные формы работы на семинаре: 3. Материалы для проведения текущего контроля за освоением материала семинара: Компетентностно-ориентированные задания: 1. Составить таблицу основных этапов развития российского федерализма. 2.Подобрать примеры, свидетельствующие, по мнению студента, об отступлении от конституционных принципов федеративного устройства России. 3.Описать причины ослабления государственного суверенитета в современной истории России и предложить функциональную модель устранения этих причин. 4. На примере нескольких федеральных законов продемонстрировать различные подходы к разграничению компетенции между РФ и ее субъектами. 5.Составить схему этапов принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта РФ. 6.Проанализировать закрепление в конституциях (уставах) субъектов РФ компетенции субъектов РФ, выявить и прокомментировать отличия. 7.Подобрать и прокомментировать правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам статуса субъектов РФ. 8.Подобрать примеры из судебной практики по вопросу изменения границ между субъектами РФ. 9.Изучить законы субъектов РФ об их административно-территориальном устройстве. 10.Дать консультацию о порядке переименования субъекта Российской Федерации и составить в связи с этим проект нормативного правового акта, связанного с изменением статьи 65 Конституции Российской Федерации. 11. Проанализировать конкретные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Сопоставить их с федеральным законодательством, выявить отличия, прокомментировать их. 4. Темы для подготовки докладов (рефератов), сообщений: 1)Исторический этапы становления российского федерализма; 2)Особенности правового статуса республик 3) Особенности правового регулирования территории Российской Федерации 4) Правовой статус государственной границы 5)Особенности правового статуса Ростовской области как субъекта Российской Федерации Д, УО, Д НИР КОЗ   ПК -5
      Семинар 3: «Особенности политического режима Российской Федерации» 1. Вопросы для подготовки по изучаемой теме 1) Выявите особенности республиканской формы правления Российской Федерации. 2) Определите специфику конституционно-правового закрепления непосредственной и представительной демократии в конституционном праве РФ. 3) Проанализируйте особенности правового регулирования и взаимодействия государственной власти и местного самоуправления как видов публичной власти народа России. 4) Проанализируйте особенности правового регулирования института референдума в России и зарубежных государствах. 5) Выявите особенности правового регулирования принципов политического и идеологического плюрализма. 2. Интерактивные формы работы на семинаре: 3. Материалы для проведения текущего контроля за освоением материала семинара: Компетентностно-ориентированные задания: 1.Дать консультацию о процедуре проведения референдума Российской Федерации. 2.Объяснить целесообразность ограничения круга вопросов, выносимых на референдум. 3.Дать консультацию о процедуре создания политической партии. 4.Подготовить экспертное заключение на отдельные статьи Федерального закона «О политических партиях». 5.Подготовить проект мотивированного заключения о приостановлении деятельности политической партии. 4. Темы для подготовки докладов (рефератов), сообщений: 1) Идеологический плюрализм как принцип конституционного строя Российской Федерации 2) Специфика организации взаимодействия между высшими органами государственной власти России как признак республиканской формы правления Д, УО, Д НИР КОЗ   ПК -5
      Семинар 4: «Российская Федерация как социальное и светское государство» 1. Вопросы для подготовки по изучаемой теме 1) Проанализируйте особенности Российской Федерации как социального государства. 2) Выявите основные черты России как светского государства. 3) Определите особенности правового статуса религиозных объединений. 4) Обозначьте понятие и конституционные способы обеспечения суверенитета российского государства. 2. Интерактивные формы работы на семинаре: 3. Материалы для проведения текущего контроля за освоением материала семинара: Компетентностно-ориентированные задания: 1.Привести примеры правовых позиций Конституционного Суда РФ, связанных с определением юридического содержания категорий «правовое государство», «социальное государство», «светское государство». 2.Подготовить проект заключения о соответствии положений законов ряда субъектов Российской Федерации о дополнении ФГОС общего образования курсом «Православная культура» конституционному принципу светского государства. 4. Темы для подготовки докладов (рефератов), сообщений: 1) Светский характер государства: сравнительно-правовой анализ российской и зарубежной практики 2) Особенности правового регулирования статуса религиозных объединений в мировой практике 3)Верховенство Конституции РФ и федеральных законов. Д, УО, НИР КОЗ ЭС ПК -5
      Контрольная работа по итогам освоения Модуля 1.    
30 -32     Модуль 2: «Конституционно-правовое регулирование статуса человека и гражданина»    
      Лекции    
    - Тема 4: «Конституционные основы института гражданства» Лекция 1: «Институт гражданства в конституционном праве» Понятие и принципы гражданства. Основания приобретения гражданства. Основания прекращения гражданства. Органы, регулирующие вопросы гражданства. Правовой статус иностранных граждан, лиц без гражданства. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев. Политическое убежище. М, Д, ПБ ПК -5
    - Тема 5: «Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина» Лекция 1: «Понятие и классификация основных прав и свобод в конституционном праве» Понятие прав и свобод. Классификация прав и свобод. Конституционно-правовые и международно-правовые нормы о правах и свободах человека и гражданина. Личные и политические права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Социально-экономические и культурные права и свободы. Обязанности граждан Российской Федерации. Система конституционных гарантий реализации прав и свобод человека и гражданина. Институт адвокатуры в Российской Федерации.     М, Д, ПБ ПК -5
      Тема 5: «Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина» Лекция 2: «Понятие и классификация основных прав и свобод в конституционном праве. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина» Социально-экономические и культурные права и свободы. Обязанности граждан Российской Федерации. Система конституционных гарантий реализации прав и свобод человека и гражданина. Институт адвокатуры в Российской Федерации.     М,Д, ПБ ПК-5
30-32     Семинары    
      Тема 4: «Конституционные основы правового положения человека и гражданина» Семинар 1: «Институт гражданства в конституционном праве» 1. Вопросы для подготовки по изучаемой теме 1) Определите понятие и принципы гражданства в мировой конституционной практике и законодательстве Российской Федерации. 2) Выявите основания приобретения гражданства в мировой конституционной практике и законодательстве Российской Федерации. 3) Определите основания прекращения гражданства в мировой конституционной практике и законодательстве Российской Федерации. 4) Выявите систему органов, регулирующих вопросы гражданства в мировой конституционной практике и законодательстве Российской Федерации. 2. Интерактивные формы работы на семинаре: 3. Материалы для проведения текущего контроля за освоением материала семинара: Компетентностно-ориентированные задания: 1.Подготовить перечень документов, которые должен представить иностранный гражданин, обратившийся в полномочный государственный орган заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. 2. Дать консультацию о процедуре приема в гражданство Российской Федерации. 3.Составить жалобу на отказ в приеме в гражданство Российской Федерации. 4. Указать, на каком основании студент приобрел (может приобрести) гражданство Российской Федерации. 4. Темы для подготовки докладов (рефератов), сообщений: 1) Правовое регулирование филиации (приобретения гражданства по рождения): российская и зарубежная практика 2) Правовое регулирования порядка приема в гражданство: сравнительный анализ российской и зарубежной практики 3) Специфические формы приобретения гражданства в зарубежной практике Д, НИР, РЗ, КОЗ ЭС ПК -5 ОК -1
      Семинар 2: «Понятие и классификация основных прав и свобод в конституционном праве. Личные права и свободы человека и гражданина. Политические права и свободы» 1. Вопросы для подготовки по изучаемой теме 1) Определите понятие прав и свобод в науке конституционного права. 2) Выявите основания и признаки классификации прав и свобод в мировой конституционной практике и законодательстве Российской Федерации. 3) Определите особенности личных прав и свобод человека и гражданина. 4) Охарактеризуйте особенности правового регулирования реализации права на жизнь в мировой конституционной практике и законодательстве Российской Федерации. 5) Выявите особенности политических прав и свобод человека и гражданина в мировой конституционной практике и законодательстве Российской Федерации. 6) Охарактеризуйте особенности правового регулирования реализации права на участие в управлении делами государства. 7) Охарактеризуйте особенности правового регулирования реализации свободы митингов, демонстраций, шествий и пикетирования. 8) Охарактеризуйте особенности правового регулирования реализации права на индивидуальные и коллективные обращения 2. Интерактивные формы работы на семинаре: 3. Материалы для проведения текущего контроля за освоением материала семинара: Компетентностно-ориентированные задания: 1.Подобрать и проанализировать решения Конституционного Суда РФ, Европейского Суда по правам человека, связанные с содержанием личных, политических, социально-экономических и культурных конституционных прав и свобод человека и гражданина. 2. По материалам судебной практики подготовить комментарий фактов нарушений и недопустимых ограничений конституционных прав и свобод, с обоснованием своей позиции. 3.Дать консультацию о порядке проведения митинга (или реализации другого конституционного права). 4.Составить экспертное заключение на проект нормативного правового акта, затрагивающего права и свобод человека и гражданина, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции. 4. Темы для подготовки докладов (рефератов), сообщений: 1) Классификация прав и свобод по поколениям 2) Эвтаназия: зарубежный опыт правового регулирования 3) Проблемы разрешения или запрета смертной казни: сравнительно-правовой анализ российской и зарубежной практики 4) Аборт: за или против? 5) Институт прописки: положительные и отрицательные черты 6) Право на обращение в мировой и российской практике 7
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...