Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гипотетические и категорические императивы




 

И. Кант различает гипотетические императивы, которые говорят, что действие хорошо для возможного или действительного намерения, и категорический, «который представляет действие как [необходимое] само по себе, без отношения к иной цели, как объективно необходимое».

Философ объясняет категорический императив, высший нравственный закон, в трех его формулировках. Первая звучит следующим образом: «Поступай только по такой максиме, относительно которой ты в то же время можешь желать, чтобы она стала всеобщим законом». Другими словами, если мы будем совершать поступки, имея перед своим внутренним взором идею всеобщности и ориентируясь на осуществление блага всех разумных существ, тогда и только тогда мы будем поступать нравственно, согласно нашему внутреннему долгу. И. Кант поясняет всеобщность категорического императива во второй версии его первой формулировки: «Поступай так, как если бы максима твоего поведения по твоей воле должна была стать всеобщим законом природы».

Вторая формулировка высшего нравственного закона гласит: «Поступай так, чтобы ты никогда не относился к человечеству, как в твоем лице, так и в лице всякого другого, только как к средству, но всегда в то же время и как к цели». Тут ученый подчеркивает идею безусловной самоценности человеческой личности: каждый человек - это целый уникальный мир, который имеет высший смысл в самом себе и который недопустимо приносить в жертву чему-то, идущему вразрез с его предназначением. Вместе с тем, каждый из нас выступает выразителем идеи человечества, и поэтому третья, самая важная, формулировка категорического императива рассматривает волю каждого разумного существа как всеобщую законодательную волю. И. Кант видит свое открытие в указании на то, что человек не только привязан долгом к нравственному закону, но подчинен исключительно своему собственному и одновременно всеобщему законодательству.

Фундаментальное значение в построении кантовской «метафизики нравственности» как учения об априорных основаниях последней имело понятие «добрая воля». Добрая воля составляет непременное условие того, чтобы человек был достоин быть счастливым.

Как практическая способность, т.е., как способность, которая должна иметь влияние на волю, человеку дан разум. Его истинное назначение должно состоять в порождении воли как не средства для какой-нибудь другой цели, а доброй воли самой по себе. Добрую волю философ понимает как стержень нравственности. Суть ее состоит в том, что она всецело и исключительно определяется моральным законом (категорическим императивом), с которым оказывается почти тождественной. Другой причиной, определяющей добрую волю, является практическое осознание того, что существуют свобода воли, бессмертие души и божественный нравственный мировой порядок, способствовать осуществлению которых есть бесконечная задача нравственного разума.

В один ряд с понятиями доброй воли и морального закона И. Кант ставит также понятие «долг», отмечая, что оно содержит в себе понятие доброй воли, показывая его в еще более ярком свете. Веление долга представляется ему во всем его значении как требующее безусловного повиновения, самодовлеющее и не нуждающееся ни в каком постороннем влиянии.

Долгом И. Кант называет и практический поступок, совершаемый согласно моральному закону, и ограничение воли, принуждение, но принуждение одним только разумом и его объективным законом. Сознание долга представляет собой свойство человеческого разума и должно культивироваться. Итак, дикий зверь в человеке должен быть укрощен, и только тогда ему откроется сфера нравственности - интеллигибельный мир.

Принципиальная новизна этико-нормативной программы И. Канта состоит именно в том, что вместо сопоставления разных эмпирических мотивов поведения, попытки найти среди них те, которые обладают нравственным качеством или более предпочтительны с точки зрения морали, она ориентирует на долг как единственный моральный мотив, который обнаруживает себя независимо от всех прочих мотивов, располагается поверх их и даже действует вопреки им. Основную нравственную проблему, которая стоит перед человеком, философ видит в том, как сохранить чистоту морального мотива и не позволить склонностям занимать то место, которое законно принадлежит долгу.

Важно отметить, что все философско-педагогические положения И. Канта тесно связаны с идеей безусловной самоценности человеческой личности. Понятие личности совпадает у философа с понятием нравственного субъекта. Он приходит к выводу о том, что «человек по природе есть существо вовсе не моральное; он лишь становится таковым, когда его разум поднимается до понятий обязанности и закона». Важно то, чтобы человек пришел к признанию категорического императива, как бы раскрыл его в себе.

Основной педагогической идеей И. Канта, выявляемой в его философских произведениях, является положение о том, что «в воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы». Единственное педагогическое сочинение философа, трактат «О педагогике», было издано в 1803 г., еще при жизни философа. Данный трактат не является всего лишь собранием замечаний о сущности и воспитании человека, но он не представляет собой и цельного произведения. Можно предположить, что это были заметки И. Канта, послужившие ключевыми мыслями для его лекций, которые он читал студентам в зимнем семестре 1776/77 учебного года. Тем не менее, при более внимательном рассмотрении этот трактат играет большую роль в понимании философско-педагогических взглядов И. Канта, которые могут быть приведены в стройную систему. Данная работа тесно взаимосвязана и взаимообусловлена с его «Критикой чистого разума» (1781), «Основоположениями к метафизике нравов» (1785), «Идеей всеобщей истории во всемирно-гражданском плане» (1784), «Критикой практического разума» (1788), «Антропологией с прагматической точки зрения» (1798) и написанными позднее «Религией в пределах только разума» (1793) и «Метафизикой нравов» (1797). Вопрос о назначении педагогики, ее распределении и основных понятиях, как их рассматривал И. Кант, может быть разъяснен далее только в связи с этими сочинениями.

А. Нитхаммер, рассматривал трактат И. Канта «О педагогике» как подготовительную школу для нравственного преображения, осуществить которое исключительно во власти самого индивида, и определяем его центральную тему как «чувственную подготовку к нравственности».

«Воспитывать, - по И. Канту, - значит воспитывать личность,... существо, которое свободно действует, может оберегать себя и стать членом общества, которое имеет внутреннюю ценность в своих собственных глазах».

 


Вывод

 

Гуманистические идеи И.Канта оказали огромное влияние не только на немецкую классическую мысль, но и на последующее развитие всей духовной жизни человечества. Можно смело утверждать, что после И.Канта в Европе изменился весь стиль мышления. Антропологическая ориентация его учения проникла не только в философию, но и в другие формы общественного сознания и культуры. И. Кант дал мощный импульс развитию педагогики того времени, поскольку он сумел извлечь ее из сферы опыта, связать с философией, дав педагогам возможность рассмотреть теорию образования в определенной системе. Он заложил фундамент педагогической антропологии, в основе которой была идея воспитания личности в ее целостности.

 


Список литературы

 

1. Кант И. Всеобщая естественная история и теория неба. 1755 // Соч.: Вбт. М., 1963. Т. I. e. 115-262.

2. Кант И. Заметки в книге «Наблюдения над чувством прекрасного и возвыщенного». 1764 // Соч.: В 8 т. М., 1994. Т. 2. С 353-392.

3. Кант И. Две статьи относительно «филантропина». \116-\111 II Соч.: В 8 т. М., 1994. Т. 2. 345-352.

4. Кант И. Критика чистого разума // Соч.: В б т. М., 1964. Т. 3. С 69- 756.

5. Кант И. Критика чистого разума. М., 1998. 655 с.

6. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане. 1784 // Соч.: В 6 т. М., 1966. Т. 6. 5-23.

7. Кант И. Основоположения метафизики нравов. 1785 // Соч.: В 8 т. М., 1994. Т. 4. 153-246.

8. Кант И. Критика практического разума. 1788 // Соч.: В 8 т. М., 1994. Т. 4. 373-565.

9. Кант И. Критика способности суждения. 1790 // Соч.: В 8 т. М., 1994. Т. 5. 5-372.

10. Кант И. Критика способности суждения 1790 // Соч. на немецком и русском языках. М., 2001. Т. 4. 1120 с.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...