Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определение нации, национальной политики, национального конфликта и национальной нетерпимости.




Содержание.

Введение 3
1. Определение нации, национальной политики, национального конфликта и национальной нетерпимости. 4
2. Национальная политика: ее предмет, перспективы и осуществление. 7
3. Национальная политика на примере СССР 12
Заключение 16
Список использованной литературы. 17

Введение

ХХ век – стал веком не только безудержного технического прогресса, веком торжества разума над природой, но и веком человеческого падения. Десяткии больших и малых войн, сотни конфликтов и несчетное число террористических актов начали этот век, и ими же он и закончился.

Приступив к изучению данной темы, я пришел к выводу, что в большинстве случаев был виноват или замешан, так называемый «национальный фактор». Чечня, Ближний восток, теракты 11 сентября – подтверждение моих слов. На фоне общемировой тенденции к демократизации и интеграции, наблюдается резкий всплеск национальной нетерпимости. Укрепились радикальные движения неонацистов и исламских экстремистов. Не многие государства мира могут похвастаться урегулированностью национального вопроса, даже такие политически зрелые государства как Австрия и Швейцария в последнее время столкнулись с подъемом радикальных сил. Не для кого не секрет, что и Украину не обошла стороной эта проблема проявившись в ультралевых и ультраправых движениях.

Все это говорит о важности темы моего реферата, ибо в условиях современного многонационального общества грамотная национальная политика как часть политики проводимой государством, способна решить множество проблем, в противном случае которые могут привести к непредсказуемым последствиям.


Определение нации, национальной политики, национального конфликта и национальной нетерпимости.

В Украине живут более 20 народностей (с большим числом религиозных конфессий). Возникает вопрос: что представляет собой многонациональная общность людей, именуемая Украиной? Почему мы охотно признаем наличие американской нации, представляющей сплав различных народов Запада и Востока, многие из которых сохраняют свой язык, национальные особенности и традиции, и в то же время не решаемся говорить о многонациональной украинской нации? Ведь никто еще не доказал, что нации могут возникать только на основе сближения, смешения, слияния донациональных форм общности людей - родоплеменный образований и народностей. Можно с достаточной долей уверенности утверждать, что в рамках многонационального государства на основе объективных процессов возникает тенденция складывания “многонациональной нации”.

Некоторые ученые предлагают отказаться от понятия нации. Но определение нации нужно, без него такие важнейшие производственные понятия, как “национальная культура”, “национальная самосознание”, “национальная жизнь” просто повисают в воздухе. Идут поиски нового определения нации. Так, В.М. Межуев считает, что “нация есть форма национального объединения и национальной жизни людей в условиях “гражданского общества”, основанной на личной - экономической, правовой и духовной - самостоятельности индивидов.

Это определение нации, новое по форме и содержанию, вызывает возражение не только потому, что “нация” определяется через “национальное” Главное в том, что определение нации в лучшем случае может быть отнесено лишь к западному типу развития, но никак не к Востоку. Оно не может быть отнесено и к России, ибо у нас никогда не было гражданского общества - ни в дореволюционный, ни в советские периоды. А нация была и есть.

Не может удовлетворить нас и старое определение нации как такой исторической общности людей, для которой характерны общность языка, территории, экономической жизни, психического склада, проявляющегося в национальном своеобразии ее культуры.

Разберемся с каждым из этих признаком.

Общность языка. Казалось бы, что может быть более естественным и необоримым признаком нации? Но ведь давно известно, что в Швейцарии четыре языка, четыре этнических общности - германо-швейцарцы (65% всего населения), франко-швейцары (18,4%), итало-швейцарцы (9,8%), ретороманцы (0,8%) - но есть единая швейцарская нация. Возьмем пример из нашего бытия. 30% казахов не знают казахского языка, пользуются русским языком. Так что эти 30% казахов не относятся к казахской нации?

Общность территории. Этот признак нации тоже казался незыблемым, однозначным. Однако далеко не всегда он приближает нас к определению нации. Скажем, русские в национальных республиках СССР, конечно, относились к русской нации. Тогда можно было говорить об общности большой территории - СССР. А как быть теперь, когда бывшие советские республики стали независимыми, суверенными государствами и на многих новых границ Украины с обеих сторон сооружаются пограничные столбы? Как быть с теми украинцами, которые остаются в этих государствах? Что они перестали относиться к украинской нации на том основании, что они потеряли общность территории с населением Украины?

Общность экономической жизни. Этот признак сыграл, как мне представляется, свою историческую роль. Нации сложились на основе становления индустриального, капиталистического общества. В Европейском Экономическом Сообществе при полном сохранении наций устанавливается западноевропейская общность экономической жизни, границы стали действительно прозрачными, введена единая валюта.

Все это позволяет сделать вывод, что прежнее “четырехпризнаковое” определение нации не совсем отвечает реалиям совершенной жизни.

В основу выработки нового определения нации следует, на взгляд В.Д. Зотова, положить такую фундаментальную ценность, как общность духовной жизни. Что касается общности психического склада, т.е. того, что отличает область чувств, привычек, традиций, обыденного сознания данной нации от другой, то она является производной от общности духовной культуры, а не наоборот. Другим важным компонентом национальной общности людей является их самосознание, которое тоже относится к сфере духовной культуры.

При этом следует иметь в виду, что национальное самосознание - это не часть национальной духовной культуры наряду с другими частями, а ее стержень. Именно в самосознании нация определяет свои общие, коренные интересы, цели и идеалы, свое лицо в многонациональном мире, свое отношение к другим нациям и государствам. Другими словами, нация есть не только объективная, но и субъективная данность, представители которой говорят в отношении себя “это-мы”, а в отношении других “это-они”.

Отношения между нациями занимают важное место среди всей совокупности общественных отношений. К сожалению, о них обычно вспоминают тогда, когда на почве национальной вражды возникают конфликты, которые могут быть быстро развязаны, а могут перерасти в нечто большее – привычку ненавидеть другую нацию – шовинизм и расизм.

Расизм - это психология, идеология и социальная политика, основывающая на антинаучных представлениях и идеях о физической и психологической неравноценности человеческих рас.

В развернутом виде “теория” неравенства рас впервые была изложена в середине 19 века во Франции идеологом федеральной аристократии графом Артуром де Гобино (1816-1882). Граф в своем сочинении “Неравенство человеческих рас” выводил историю человечества из борьбы между высшими и низшими расами и народами, “провозглашая подлинно высшей и современно-совершенной расой “северную, арийскую”, а самыми “чистыми арийцами” Гобино считал франков - будущих французов.

Особенно широкое влияние во II половине 19 века получил социальный дарвинизм. Люди вдруг увидели в расах, в нациях непрестанную и непримиримую борьбу за выживание. В результате социал-дарвинисты совершенно необоснованно истолковывали конкуренцию и классовую борьбу в обществе, захватнические войны и т.п.

Конечно, самый отвратительный, самый грубый и примитивный расизм проповедовали и осуществляли фашисты. В частности, расизм проповедовали и осуществляли фашисты. В частности, расизм был ядром “мировоззрения” германских фашистов. С помощью мифа о мнимом превосходстве “арийской расы” нацисты оправдывали “право” немцев на мировое господство, на угнетение и подавление других народов.

Расизм был важной частью идеологических построений и у фашистов других стран. Например, в идеологии японского фашизма ключевым был расистский миф о “японском духе”, который утверждал несравненное превосходство японской нации, внушал веру в якобы свое призвание в качестве “великой нации”, “нации колонизатора”.

Расистские идеи распространялись не только в фашистских странах. Через некоторое время после окончания Второй мировой войны фашизм воскрес во многих странах Западной Европы, Южной Америки, а также СНГ. Это наглядно проиллюстрировали недавние выборы президента во Франции и выступления неонацистов в Берлине и Москве.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...