Национальная политика: ее предмет, перспективы и осуществление.
Сложность современного процесса развития межнациональных отношений подчеркивает актуальность постановки вопроса о предмете национальной политики. Он заключается, прежде всего, в изучении состояния наций и межнациональных отношений, развития конкретных этносов и их взаимоотношений. Процесс этот происходит в нынешних условиях в большей степени стихийно. Государство еще не получило должного подкрепления своей политики в реализации управленческих механизмов регулирования не столько даже наций и национальных отношений, сколько вопросов их экономики, культуры, образования, просвещения. Ситуация такова, что до сих пор государство, чиновники, как правило, видят в существовании наций лишь причину возможных конфликтов. А нации не обрели уверенности в своих этнонациональных перспективах. Это создает общий неблагоприятный социально-политический климат в состоянии и развитии этнонациональных процессов. Поэтому, когда специалисты говорят о технологиях управления этнонациональными процессами, они преувеличивают опять-таки значение этнического фактора. Надо говорить о более широких этносоциально-политических технологиях, ибо в основе противоречивого развития наций и национальных отношений лежат социально-экономические, социально-политические и социально-культурные факторы, которые в своем комплексе оказывают свое влияние на этнонациональные процессы. Это одна сторона. Есть и другая сторона, которая заключается во влиянии этнонационального фактора на состояние экономики. Именно эти обе стороны в своем единстве и взаимодействии могут составлять предмет национальной политики. Экономически стабильная база развития является основой развития национальных и межнациональных процессов. Поэтому реформирование многонационального общества невозможно успешно осуществлять без учета, с одной стороны, этнонациональной специфики хозяйства, быта и психологии конкретных национальностей, а с другой стороны, без предвидения особенностей отражения реформ на жизнедеятельности и самочувствии народов. Межнациональные конфликты почти никогда невозможно ограничить рамками только конфликтующих национальностей. Взрывная волна межнационального конфликта распространяется в разные стороны. И попытки органов власти решить проблему, снять конфликт без соответствующей работы всех общественных движений региона, всего гражданского общества, как правило, обречены на провал.
Национальная политика в условиях демократии предполагает чуткое понимание политиками самобытности и самочувствия каждого народа, каждой культуры, каждого языка с их историей и традициями, бытом и психологией, ориентациями и социальным выбором. Национальная политика - это учет всех сложных переплетений самобытности в жизнедеятельности и общении народов в едином государстве, это стимулирование общегосударственных, взаимосохраняющих, взаиморазвивающих форм жизнедеятельности гражданского общества, государства. Главный предмет национальной политики - это гармоничное сочетание индивидуальных и коллективных этнонациональных прав личности в обществе. Украинское государство в современных условиях выразило свое стремление к демократизации процессов национального и межнационального развития, всей системы национальной политики, жизнедеятельности гражданского общества и государства в сфере национальных отношений. Эти стремления отражены в Конституции Украины, которая закрепила равенство всех наций, возможность использования родного им языка, право на этническую самобытность и другие демократические свободы.
Но в новых условиях демократия истолковывается как господство стихии, беззакония, в лидеры национальных движений зачастую пробиваются люди анархического поведения, пренебрегающие законами и нормами морали, с криминальным прошлым. Органы же власти находятся в состоянии бесконечных выборов. В результате в "лидерах" национальных движений оказываются люди, которые со временем претендуют на власть. Все это в итоге, как показали события в Чечне, приводит к трагическим последствиям в государстве. Особо провоцирующую роль в межнациональных отношениях, как ни парадоксально, сыграли правоохранительные и силовые структуры, которые не только оказались не способными защитить права и свободы человека и национальностей, но и сами являются одними из главных нарушителей этих прав и свобод. Зачастую это происходит на фоне опасных заигрываний власти с разного рода самозваными лидерами национальных движений и при полном пренебрежении теми и другими элементарных прав людей всех национальностей. В этих условиях общество при любых усилиях государства не сможет быть ограничено от межнациональных конфликтов. Здесь прямая связь с легитимностью власти, в смысле постоянной связи с людьми, гарантированной защиты их прав и свобод со стороны соответствующих органов власти. Подготовка кадров правоохранительных органов и силовых структур в этом плане не ведется. Неспособность государства защитить права и свободы граждан, равнодушие органов власти к этим проблемам является причиной возникновения в обществе различного рода вооруженных формирований, открыто заявляющих о защите прав "своей" национальности. Впоследствии возникают десятки подобного рода формирований по защите своих бандитов, а не народа. И это все налицо во многих государствах мира, не только на Кавказе. На Кавказе это все происходит более явно, с эмоциональным всплеском. В результате действия подобных факторов искажена система национальных отношений. Складывается впечатление, что тот и вождь, кто больше по численности соберет отряд. Кроме того, любое выступление подобных групп истолковывается как выступление национальных движений. И тогда начинается заигрывание официальных органов власти с лидерами банд, благодаря чему обеспечивается их легализация, их вхождение во власть, соответственно происходит слияние криминальных и властных структур. Органы власти так и не научились работать с национальными движениями, оказывать на них влияние, устанавливать с ними прямой диалог, минуя разного рода лидеров и вождей. Искаженная власть порождает беззаконие, дискредитирует право и мораль, разлагает гражданское общество, в котором невозможно и нормальное развитие, и взаимодействие народов, их культур. Межнациональные конфликты и национальный сепаратизм - это лишь формы протеста, а причины своими корнями уходят в суть сложившихся в мире общественных отношений.
В политическом, многонациональном обществе, каковым является современный мир, объективно существует целый ряд объективных и субъективных факторов, которые могут вызвать противоречия и конфликты по этническому признаку. Надо сказать, что в целом этнонациональный фактор особо взбудоражен и чувствителен в условиях нестабильности и кризисов. Точнее сказать, в этих условиях возрастает активность политических сил, которые в своих корыстных целях используют конфликтный потенциал этнического фактора. "Национальные интересы", о которых пекутся разного рода кланы и лидеры, редко совпадают по своей сути с истинно национальными интересами народов. При этом надо обратить внимание на то, что изначально конфликтогенный характер этническому фактору, как часто делается, приписывать ни в коем случае нельзя. Тут многое зависит от состояния и характера взаимодействия целого ряда моментов. И надо учитывать, что в развитии наций и межнациональных отношений на политическом уровне большое место занимают символы, условности, стереотипы, престижные или непрестижные, в понимании конкретных этносов. Порой они даже не зависят от состояния наций и национальных отношений, экономики или культуры. Отсюда и трудности в достижении компромиссов в разрешении межнациональных конфликтов.
Именно иррациональность позволяет этническим конфликтам быть наиболее ожесточенными и трудноразрешимыми из всех других видов социальных конфликтов. Но это не дает повода для отрицания национальностей, пренебрежительного отношения к их интересам в деятельности государства и общества. Главное в этнонациональной политике - это учет, согласование и реализация на практике, как потребностей, так и возможностей не только национального, но и межнационального, интеграционного развития. Почему-то, когда говорят об этнонациональной политике, упускают эту интеграционную сторону развития наций и межнациональных отношений. Она содержит в себе огромный потенциал и играет немалую роль в развитии этносов. Этнонациональная политика может и должна способствовать реализации этого потенциала. Поэтому важно вычленить как социально-экономическую, политическую, так и этнокультурную составляющие этнонациональных процессов и политики. В каждой из этих составляющих есть конфликтонесущие и интегративно-созидательные моменты как национального, так и межнационального развития. В последнее время активизировались попытки свести содержание этнонационального фактора, более того, и всей этнонациональной политики к учету этнокультурных запросов народов и соответствующих прав отдельных людей. Желание свести влияние этнонационального фактора к культурным запросам и тем самым отмахнуться от проблем развития и интеграционного взаимодействия народов не позволяет уловить всю гамму, составляющую содержание этого фактора, и проводить соответствующую политику, которая была бы способна охватить эту сложнейшую гамму отношений. Еще менее убедительна и менее продуктивна попытка политизировать этнонациональный фактор. Отражение его истинного содержания в политике в данном случае еще меньше. Вместо этого нужно обеспечивать социально-экономический фундамент нормального, вмонтированного в общественную систему, этнонационального фактора, ибо его корни лежат: 1. в экономике и социально-культурном самочувствии людей и их общностей; 2. разработке и проведении эффективной духовно-нравственной политики, в которой есть место для учета и, главное, удовлетворения всей мозаики национально-культурных потребностей; 3. точном учете меры политического лоббирования развитием национального фактора, в т.ч. и в распределении власти в соответствии с интересами его благополучного включения в систему политических отношений. И, наконец, важно уйти от изменений политизации этнонационального фактора в угоду корыстным интересам политических групп и кланов.
Учитывая, что сотни миллионов людей по всему миру наследуют несколько национальных и религиозных традиций, необходима политика поощрения межнационального и межрелигиозного диалога, нужны решительные меры защиты национального и религиозного достоинства и равноправия, создание всех необходимых условий для возможности каждого осваивать и развивать свои национальные и религиозные традиции, вести традиционный образ жизни своего народа. Этнонациональная политика должна быть направлена на раскрытие и использование всего созидательного потенциала самобытного развития и всестороннего сотрудничества народов страны. Важно, чтобы этнонациональный фактор не использовался в политической мобилизации масс для борьбы за захват власти и собственности от имени народа отдельными группами и кланами. Но несправедливо при этом изначально приписывать национальностям и национально-государственным образованиям конфликтогенность. Даже ведущие специалисты-этнологи считают, что все проблемы в данной сфере обусловлены не объективными этнонациональными процессами, а "саморазрушительной доктриной жесткого деления граждан на "нации" по этническому признаку, что определяет отчасти государственное устройство". В этом случае будоражатся и чувства кастности у национальностей, которые уже имеют эти образования, опасность их ликвидации. И в одном, и в другом случаях - это лишь символы, а они в сфере национальных отношений имеют особое значение. Но попытка избавиться от них, думая, что они лишь миф, идеология, тоже крайне опасна. Такие попытки были при царском самодержавии, в Советском Союзе. И это лишь взорвало национальное самосознание и привело его к национализму и сепаратизму. Дважды раскол и развал страны в ХХ в. произошел не потому, что нации-этносы есть миф, а есть самая жесткая реальность. Требования ликвидации наций-этносов и утверждения наций, политических в этих условиях - есть, по сути, разрушительная идея. Если даже и идти к идее политической нации, то делать это надо лишь путем обеспечения величайшего уважения и гарантий сохранности основных атрибутов наций-этносов. Политическая нация прошлого действительно формировалась путем насыщенной ассимиляции и даже уничтожения наций этнических. Идти этим путем в конце ХХ в. - значит, проявлять идеи национальной дискриминации и даже геноцида. Попытки урегулировать межнациональные отношения предпринимаются и в Европе. После окончания холодной войны на Западе, набирает силу новая волна политико-правового интереса к правам народов. Так, например, 23 января 1996 г. Германия, Люксембург и Швейцария подписали в Карлсруэ международный договор "Декларацию о хартии народов и регионов" 22. Этот документ, по замыслу его создателей, должен стать первым шагом Европы на пути решения внутри- и межгосударственных конфликтов, возникающих в связи с нарушением прав народов, а также примером для всего мира в деле обеспечения гарантии этническим группам прав и свобод, автономии и права на самоопределение. Два аспекта указанного документа - концептуальный и ситуационный - прокладывающего путь к правовому полю национальной политики, межнациональных и межгосударственных отношений в европейских странах, представляют особый. Необходимость группового права, или хотя бы "минимум прав этнических групп", вытекает из того элементарного обстоятельства, что в противном случае равные права индивидуумов, относящих себя к указанным группам, остаются чисто формальными. Иными словами, краеугольным камнем концепции "Европейской Хартии народов и регионов" является понимание того факта, что "для реализации подлинного равноправия индивидуумов необходима защита национальной идентичности целой группы". В самом деле, если нет в наличии группы, т. е. этнической общности, то индивиду не с кем себя отождествлять. Именно эта мысль стала отправной точкой для того, чтобы инициаторы "Парижской Хартии всей Европы" от 21 ноября 1990 г. обратились к правительствам и парламентам европейских государств с призывом содействовать расширению рамок прав человека как индивидуума за счет включения в них дополнительно права этнических групп и меньшинств с целью достижения "эры демократии, мира и единства". Согласно букве и духу этого документа, стабильный мир и демократия, как прочный фундамент для объединения Европы, возможны в том случае, если вслед за гарантией группам минимума прав и свобод будут созданы условия для того, чтобы этнические большинства и меньшинства могли взаимодействовать друг с другом через механизмы культурной автономии и структуры самоопределения. Именно для этого за этническими группами должны быть признаны и закреплены права, защищающие "их равенство и национальное своеобразие". Что касается этнической стороны дела в Европе, ставшей реальной основой для идеи международного договора, то она состояла в том, что Европа состоит наряду с крупными национальными государствами из примерно 100 миллионов человек (около одной восьмой всех европейцев), которые принадлежат к 200 этническим группам и меньшинствам. Лишь в немногих европейских государствах гарантированы равные права этим группам. Большинство же из указанных 100 миллионов европейцев сопротивляются различным видам имплицитной или эксплицитной дискриминации, имущественным или эксплуатационным стратегиям, направленным на их этническую и языковую ассимиляцию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|