Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политические партии как субъект политического процесса.




Правовое государство.

Правовое государство - это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.

Идея правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством

Основные признаки правового государства:

1. Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную с целью не допустить сосредоточения всей полноты государственной власти в чьих-либо одних руках, исключить ее монополизацию, узурпацию одним лицом, органом, социальным слоем, что закономерно ведет к "ужасающему деспотизму".

2. Наличие Конституционного Суда - гаранта стабильности конституционного строя - органа, обеспечивающего конституционную законность и верховенство Конституции, соответствие ей законов и иных актов законодательной и исполнительной власти.

3. Верховенство закона и права, что означает: ни один орган, кроме высшего представительного (законодательного), не вправе отменять или изменять принятый закон. Все иные нормативно-правовые акты (подзаконные) не должны противоречить закону. В случае же противоречия приоритет принадлежит закону. Сами законы, которые могут быть использованы в качестве формы легализации произвола (прямой противоположности права), должны соответствовать праву, принципам конституционного строя. Юрисдикцией Конституционного Суда действие неправового закона подлежит приостановлению, и он направляется в Парламент для пересмотра.

4. Связанность законом в равной мере как государства в лице его органов, должностных лиц, так и граждан, их объединений. Государство, издавшее закон, не может само его и нарушить, что противостоит возможным проявлениям произвола, своеволия, вседозволенности со стороны бюрократии всех уровней.

5. Взаимная ответственность государства и личности:

личность ответственна перед государством, но и государство не свободно от ответственности перед личностью за неисполнение взятых на себя обязательств, за нарушение норм, предоставляющих личности права.

6. Реальность закрепленных в законодательстве основных прав человека, прав и свобод личности, что обеспечивается наличием соответствующего правового механизма их реализации, возможностью их защиты наиболее эффективным способом - в судебном порядке.

7. Реальность, действенность контроля и надзора за осуществлением законов, иных нормативно-правовых актов, следствием чего является доверие людей государственным структурам, обращение для разрешения сугубо юридических споров к ним, а не, например, в газеты, на радио и телевидение.

8. Правовая культура граждан - знание ими своих обязанностей и прав, умение ими пользоваться; уважительное отношение к праву, противостоящее "правовому нигилизму" (вера в право силы и неверие в силу права).

Политическая культура.

Политическая культура — часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии, позволяющих проводить сравнительный анализ политических систем мира.

Функции политической культуры:

1) познавательная (формирует у граждан необходимые общественно-политические знания, взгляды, повышает политическую образованность);

2) интегративная (помогает достигать согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя, объединяет усилия для достижения определенных социально значимых целей);

3) коммуникативная (позволяет установить связь между участниками политического процесса, а также передавать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт);

4) регулятивная (закрепляет в общественном сознании необходимые политические ценности, установки, мотивы, цели и нормы поведения);

5) воспитательная (дает возможность сформировать гражданина, личность как полноценного субъекта политики, содействует политической социализации). Роль политической культуры состоит в снижении политических рисков — рисков невыгодных, ухудшающих условия деятельности социально-экономических субъектов решений органов власти.

Типология политических культур.

Наиболее известная типология политических культур принадлежит Г. Алмонду и С. Верба, которые выделили три вида политической культуры:

Приходская культура характеризуется безразличным отношением к национальной политической системе, что выражается в отсутствии реакции граждан на действия политических институтов, в отсутствии интереса к центральной власти и, наоборот, заинтересованности политической жизнью «на местах».

Зависимая политическая культура отличается большей заинтересованностью в деятельности властей. Граждане имеют свое представление о власти, но они покорны ей, даже при негативном характере ее деятельности. При таком типе политической культуры граждане не надеются личным участием изменить что-либо в деятельности властей, являясь лишь «наблюдателями».

Культура участия характеризуется активностью участия. Граждане считают себя вправе влиять на власть, они осуществляют это «вмешательство», участвуя в выборах, в деятельности партий, групп давления. При такой классификации имеется в виду, что демократия — это тот идеальный режим, который должен быть принят за образец, но это положение не является бесспорным для всех

Политические партии как субъект политического процесса.

Одним из основных субъектов политического процесса являются политические партии.

Политическая партия – добровольный союз людей, объединенных единством целей и действий во имя интересов определенной личности, стремящихся к обладанию политической властью или к участию в ее осуществлении в государстве.

Сущность политической партии – это выражение и защита интересов определенных социальных групп и слоев общества. Есть три способа образования политической партии: путь «сверху» предполагает формирование партии на базе парламентской группы, политической элиты; путь «снизу» предполагает формирование партии на основе общественных движений или объединений сторонников конкретной идеологии; комбинированным является способ возникновения, когда соединяются встречные усилия элитарных кругов и рядовых граждан.

В отличие от социальных движений и ряда других организаций, политические партии имеют непосредственное отношение к власти. Они стремятся к ее завоеванию или к влиянию на нее. Политические партии характеризуются степенью внутренней организованности. В некоторых партиях существует фиксированное членство. Внутренняя жизнь партии определяется ее уставом, внешняя – конституцией страны, называющей ее права и обязанности в обществе. Также партию отличает наличие программы действий и определенной идеологической системы ориентации.

Основными признаками партии являются: идеология, система общих ценностей и норм поведения добровольное, организованное объединение людей; нацеленность на осуществление политической власти; выражение и защита политических интересов определенных социальных групп; наличие определенной программы деятельности партии; особый социальный статус, стремление к оказанию прямого влияния на политическую жизнь, важная роль в проведении выборных кампаний; специфическое положение в государстве, в том числе связь с частями государственного механизма, участие в их формировании и функционировании; особый правовой режим, т. е. конституционно-правовое положение партии и общенормативное регулирование ее деятельности; общественная база партии.

Структура политической партии состоит из трех уровней:

• блок избирателей, массовая база партии, обеспечивающая кандидатов партии поддержкой в течение избирательных кампаний. Принадлежность к данной группе основана на приверженности, а не на фактическом членстве;

• официальная партийная организация. Лидеры партии, партийная бюрократия, мозговой штаб, идеологи партии, партийный архив, рядовые члены партии. В случае успеха на выборах в составе партии выделяются «законодатели» и «члены правительства», которые становятся вторым руководящим звеном партии;

• партия в системе правления, должностные лица в государственном аппарате, получившие посты в силу принадлежности к соответствующей партии президент, губернаторы, члены парламента и т. д.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...