Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Киммерийцы, скифы и греки в Восточной Европе




Киммерийцы и тавры

 

Киммерийцы - древнейшие аборигены Северного Причерноморья и Северо-Западного Кавказа. Они жили здесь еще до прихода скифов. Границы их расселения - северные берега Черного моря и от устья Дуная на Кишинев, Киев, Харьков, Новочеркасск, Краснодар и Новороссийск.

Для юга европейской части CCCР это древнейшие племена, о которых нам известно из античных письменных источников. Сведения о киммерийцах содержатся в "Одиссее" Гомера (IX - начало VIII вв. до н.э.), ассирийской "Клинописи" (VIII-VII вв. до н.э.), в "Истории" Геродота (V в. до н.э.), у Страбона (I в. до н.э. - I в. н.э.) и других древних авторов.

Ранние киммерийцы вели оседлый образ жизни и занимались как земледелием <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B5>, так и скотоводством <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE>. В начале железного века <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B2%D0%B5%D0%BA> они перешли к кочевому образу жизни, причиной чего послужило изменение климата, который стал сухим и жарким. Ранние киммерийцы жили в поселениях, расположенных вблизи воды, в больших полуземлянках площадью около 80 м². Покойников обычно хоронили в более древних, и реже - в специально насыпных курганах <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD>. Железо <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BE> входило в обиход киммерийцев медленно, в первую очередь для изготовления мечей <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%87> и кинжалов <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D0%BD%D0%B6%D0%B0%D0%BB>. Участвовали в обмене с оседлыми земледельцами, иногда совершая военные набеги.

С переходом к кочевому скотоводству у киммерийцев усиливается разложение общинного строя, возникает частная собственность <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C>, богатства концентрируются в руках у знатной верхушки. Социальное и имущественное разделение общества заметно по погребениям. Выделяется конная воинская аристократия <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%92%D0%BE%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%8F&action=edit>. Общественный строй киммерийцев представлял собой, вероятнее всего, военную демократию <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%92%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%8F&action=edit>. Киммерийские племена не были целостным объединением, а состояли из временных союзов и разрозненных племен со своими вождями.

К началу I тысячелетия до нашей эры киммерийцы перешли к кочевому скотоводству, позволившему с наименьшими затратами труда овладеть обширнейшими и богатейшими пастбищными угодьями. С прекращением оседлости единственными памятниками киммерийцев стали их захоронения в курганах. В течение IX-VIII веков до нашей эры произошли чрезвычайно важные изменения. Киммерийцы овладели секретом получения железа из болотной руды. Об уровне, достигнутом в железоделательном производстве, можно судить по археологическим находкам. В эту пору у киммерийцев получило распространение цельножелезное оружие.

Материальная культура киммерийцев характеризуется археологическими памятниками двух основных видов - погребениями и поселениями. Захоронения, как правило, совершались под небольшими курганами в грунтовых, часто подбойных, могилах. Обряд погребения - на спине в вытянутом положении или со слегка подогнутыми в коленях ногами.

По найденным в могилах вещам киммериец предстает перед нами как легковооруженный конный воин. Его боевое снаряжение состояло из меча или кинжала, круглой, чаще всего фигурной булавы, имевшей навершие в виде каменного и реже бронзового цилиндрического топорика. Важнейшим предметом вооружения киммерийца служил также сложный лук с втульчатыми наконечниками стрел, которые вначале изготовлялись из бронзы и кости, а поздней - из железа. Киммерийский лук отличался прекрасными боевыми качествами и не имел себе равного в древности. Он по своим достоинствам не уступал прославленному скифскому луку.

Никаких остатков защитных доспехов в виде щитов, шлемов, панцирей и тому подобного в киммерийских могилах не обнаружено.

Над могилами было принято ставить памятные каменные стелы (без головы), на верхней части которых изображались ожерелья и разные символические значки. На стелах, стоявших над могилами воинов, обычно изображены широкий пояс, при котором выгравированы кинжал или меч, лук и точильный брусок. Поселения, состоящие из надземных каменных построек жилого и хозяйственного назначения размещались на возвышенных местах поблизости от источников пресной воды. Хозяйственная утварь представлена главным образом лепными сосудами - мисками, чашами, горшками и т.д.

Выделяются крупные плоскодонные сосуды для хранения продуктов с высоким узким горлом, выпуклыми боками и черной или коричневато-серой лощеной поверхностью. Для орнамента сосудов характерен невысокий рельефный валик или несложный резной геометрический узор. При раскопках находят костяные и мелкие бронзовые предметы - шилья, проколки, украшения, а также изредка изделия из железа - мечи, ножи, наконечники стрел.

Из источников известно, что киммерийцы наносили поражения урартскому царю, воевали против других государств.

В Крыму памятники киммерийского времени известны на Керченском полуострове, в Присивашье, на Тарханкуте и в зоне предгорий. В районе Главной гряды Крымских гор, в том числе на яйлах и Южном берегу характерных киммерийских памятников X-VIII вв. до н.э. не обнаружено. Видимо, это объясняется тем, что в ту пору здесь обитали другие племена - тавры.

В отношении этого народа наиболее ранние и полные сведения приводит Геродот.

По данным античных источников, тавры - жители горного Крыма и Южного берега.

Наиболее яркие памятники тавров - их могильники из каменных ящиков, обычно расположенные на возвышенностях. Нередко они окружены кромлехами или прямоугольными оградами. Курганные насыпи для них не характерны, но хорошо известны подсыпки или обкладки из камня с землей. Захоронения (одиночные или коллективные) совершались на спине (более ранние) или на боку (более поздние) с сильно поджатыми ногами, головой обычно на восток, северо-восток, север.

Инвентарь таврских погребений - лепная керамика, простая и лощеная, иногда с рельефными валиками, очень редко с несложным резным орнаментом. При раскопках находят также изделия из камня, кости, бронзы, реже - из железа.

Судя по археологическим раскопкам, подкрепляемым письменными источниками, время обитания этого народа - примерно с X-IX вв. до н.э. по III в. до н.э., а возможно, и позже - до раннего средневековья.

Историю тавров делят на три периода.

Тавры раннего, доантичного периода (конец X - первая половина V в. до н.э.). Эта ступень их истории характеризуется разложением родоплеменного строя. Основу хозяйства составляло скотоводство и земледелие (очевидно, главным образом мотыжное). Все продукты, получаемые от этих отраслей хозяйства, уходили на внутренние потребности общества. Всестороннее изучение известных таврских памятников, а также многочисленные расчеты по ним дают основание считать, что численность тавров в этот период вряд ли превышала 5-6 тыс. человек.

Тавры развитого, античного периода (вторая половина V-III в. до н.э.). В это время происходит переход от племени к классовому обществу. Помимо широкого внедрения металла (бронзы и железа), характерен также значительный рост производительности труда, установление тесных торговых контактов (обмен) с окружающими народами - скифами и, в особенности, греками. Отсюда обилие предметов импортного производства, находимых при раскопках. Основа хозяйства развитого периода - разведение крупного и мелкого рогатого скота, в меньшей мере земледелие (очевидно, потому, что часть владений тавров, пригодных для земледелия, занимают племена кизилкобинской культуры, теснимые с севера скифами). Численность таврского населения в тот период - 15-20 тыс. человек.

Тавры позднего периода (II в. до н.э. - V в. н.э.) в археологическом отношении почти не изучены. Известно, что в I в. до н.э. они вместе со скифами становятся союзниками Митридата в борьбе с Римом. Рубеж и первые века нашей эры, видимо, надо рассматривать как агонию таврского мира. Археологические памятники этого периода в горном Крыму могут быть названы тавроскифскими, а население - тавроскифами. После раннесредневекового нашествия готов, а затем гуннов, тавры как самостоятельная народность уже не известны.

Скифы

 

Во времена Геродота скифы занимали местность от Дона до Днестра и Дуная, разделяясь на несколько народов или племен, не принадлежавших одной расе. Можно разделить скифов на западных, оседлых и занимавшихся земледелием, и на восточных - царских, ведших кочевой образ жизни. Западной границей Скифии служил Дунай, с юга - северный берег Черного моря от устьев Истра до Керченского пролива; восточной границей служили западный берег Азовского моря и Дон; северная граница шла параллельно южной, "отстоя на 4000 стадий" (что составляет примерно 670 верст).

Страна скифов представляла равнину с глубоким черноземом, изобиловала травой, местами лесом и хорошо орошалась многочисленными реками.

Скифия была "слаба естественно защищенными границами". Из недр Азии, через Кавказ и Урал, совершали на нее набеги дикие воинственные племена. На этой проходной дороге из Азии в Европу сменялись разнообразные народности. Сами скифы не были исконными обитателями страны. До них в южнорусских степях жили киммерийцы. Около VIII века до н.э. скифы, преодолев Дон, вытеснили их на Балканский полуостров. Отсюда киммерийцы опустошали Малую Азию, воюя с фригийцами, лидийцами, ассирийцами. Около 600 года до н.э. лидийский царь Алиат отец Кресса, почти уничтожил их.

При наступлении скифов на киммерийцев, среди последних начались распри (по поводу уступки врагу), в результате чего, правящие "цари", решившие стоять на смерть, перебили друг друга. Народ же отступил, удалившись со своих земель без боя. "Вторгнувшиеся скифы заняли страну пустынную".

Однако не все киммерийцы покинули страну. Часть их была вытеснена в Малую Азию, часть удалилась на полуостров Крым, часть подчинилась скифам.

Предполагают, что скифы западные - оседлые. Были древним населением Скифии, обладавшим своей значительной культурой, влиявшей на северо-западных соседей, и принадлежали к так называемой, индоевропейской расе. Скифы же кочевые были, возможно, урало-алтайцами.

Забелин И.Е. предположил, что скифы в сущности те же славяне: "… земледельческая Скифия была населена, если не исключительно, то в очень значительном объеме, славянским племенем, пришедшим сюда и водворившимся здесь в незапамятные времена и для самого Геродота". На территории Скифии Геродот размещает следующие скифские племена: от торгового города Ольвии, представляющего срединный пункт всей приморской Скифии, по Бугу жили каллипиды, представлявшие собой эллинов-скифов. Выше их по Бугу - алазоны до ручья Ексампай; над алазонами находились скифы-пахари; выше них - невры (нескифский народ, но со скифскими нравами). И алазоны, и каллипиды, и скифы-пахари были земледельцами. Невров же считали колдунами и оборотнями. Жили невры в долине реки Припять. Такие топонимы как р. Нарев, р. Нурец, г. Нур и т.д. приводят к выводу о том, что невры - славяне, кроме того, поверие об оборотнях распространено у славян. Скифы-пахари не только производили, но и продавали хлеб.

Еще одним скифским племенем были скифы-земледельцы, жившие в восточной части Херсонской области, а также в районе Киева. Этих скифов греки называли борисфенитами. Выше их поселений простиралась "обширная пустыня", за которой обитали "андрофаги (людоеды?), народ особенный, вовсе не скифский". Возможно здесь имеются ввиду северные народы, которые по традиции готовили мясо своего соплеменника, смешивали его вместе с мясом добытых животных и устраивали тризну.

К востоку от скифов-земледельцев жили скифы-кочевники, занимавшие область до реки Герроса. Они не занимались земледелием. По другую сторону этой реки находились так называемые царские владения. Скифы-кочевники занимали северо-западную часть Крымской области до города Геническа, а к востоку от них до самого Дона тянулись кочевья скифов царских. Ближайшими соседями скифов со стороны Дона были савроматы (сарматы) - родственный скифам народ, во втором тысячелетии до нашей эры оттесняющий скифов и занимающий их страну.

Вся эта многолюдная скифская народность подразделялась на скифов свободных и скифов, стоявших в подчинении у первых, кроме того были и рабы из захваченных в плен. Властителями над всеми скифами были скифы царские. "Каждое скифское племя управлялось, вероятно своими вождями, или царями, во главе которых стоял царь главной кочевой орды … царь царей". В его функции входило руководство военными действиями, кроме того он являлся "…блюстителем чистоты скифских религиозных верований и обычаев, карая смертной казнью всякого, уличенного в приверженности к иноземным религиям, будь это его родич или даже царь". Предполагается, что между царями возникали распри и междоусобицы, совершались набеги, разорения и т.п.

В описании военных обычаев скифов Геродот упоминает, что, убив первого врага скиф пьет его кровь, головы всех, убитых в бою скиф приносит царю, в качестве отчета, кожу врагов используют в быту, черепа вместо чаш (черепа только лютых врагов, даже если это родственники).

"Раз в год каждый правитель в своем округе приготовляет сосуд для смешивания вина. Из этого сосуда пьют только те, кто убил врага. Те же, кому не довелось еще убить врага, не могут пить из этого сосуда, а должны сидеть в стороне, как опозоренные. "

Большую работу по оценке находок того времени провел отечественный ученый Артамонов М.И. Приведем некоторые данные из его исследований. Наиболее ранние памятники скифского искусства известны по находкам по обе стороны Керченского пролива и в Поднепровье. Из Темир-Горы на Керченском полуострове происходит костяная или роговая подвеска с изображением свернувшегося кольцом животного. По идее это должна быть пантера, но животное представлено с длинной мордой, с превращенным в кольцо для подвешивания большим ухом и с маленьким изогнутым хвостиком. Протянутые вдоль шеи и туловища ноги заканчиваются кружками, какими в других случаях обозначаются лапы хищника. Близ с. Жаботин на Среднем Днепре в кургане № 2 найдены, кроме пары роговых или костяных псалий с головкой птицы на одном конце и копытом на другом и пары бляшек в форме фигуры лежащего с повернутой назад головой козла, три роговые пластинки с выгравированными на них изображениями животных и птиц. Среди животных узнаются лоси и быки. Часть их представлена в сцене рождения теленка. Замечательной особенностью козлов, изображенных на бляшках, является совмещение с одной фигурой двух голов, что в других образцах скифского искусства нигде не повторяется. На бедре одного из козлов солярный знак. Пластинки с изображениями имеют в длину около 18 см и на слегка суженных концах снабжены тремя расположенными треугольником дырочками для нашивания. В целом изображения из Жаботина отличаются своеобразием, хотя, с другой стороны, законченность форм и уверенность в манере исполнения свидетельствуют об их традиционности и выработанности.

К ранним произведениям скифского искусства относятся также костяной наконечник из кургана у с. Нижние Серогозы в Нижнем Поднепровье и костяная пластинка, найденная в погребении у станицы Константиновской на Дону. Наконечник имеет вид скульптурной головки грифона, а пластинка покрыта сплошь гравированными фигурками лежащих оленей.

Ранним временем следует датировать и некоторые бронзовые предметы, по сюжетам и по стилю примыкающие к указанным костяным или роговым изображениям. Это прежде всего два бронзовых навершия из кургана № 476 у с. Великие Будки Роменского района. Они представляют собой полый конус с прорезями в боках, увенчанный головкой барано-птицы с рогами, трактованными изогнутыми фигурами пары животных. Совершенно такой же мотив известен по роговому наконечнику, найденному на Керченском полуострове в погребении на Темир-Горе вместе с указанной выше подвеской в форме свернувшегося кольцом животного. Из Прикубанья с берега Цукур-Лимана происходит бронзовая бляха в виде пары геральдически сопоставленных хищников типа пантер, а из станицы Махошевской - шаровидное прорезное навершие, увенчанное скульптурной фигуркой стоящего оленя с ветвистыми рогами. Эта фигурка напоминает изображения оленей в позднехетском искусстве Малой Азии и, по-видимому, свидетельствует о связях Нижнего Прикубанья в этом направлении.

Точная хронология памятников раннескифского искусства в Северном Причерноморье остается неопределенной, хотя некоторые из них найдены вместе с архаической греческой керамикой.

Саккызский клад, происходящий из д. Зивийе близ г. Саккыза (1947) составился из вещей, добытых кладоискателями из находившихся там древних погребений. Возле селения зарегистрирован курганный могильник. То что эти предметы входили в состав погребального инвентаря, не вызывает сомнений, тем более, что в их числе имеются части медного ванно-образного гроба, Составляющие "клад" вещи далеко не однородны ни в стилистическом, ни в хронологическом отношении. Среди них имеются, например, превосходные образцы ассирийской резной кости, относимые к VIII в. до н.э., а в числе золотых предметов различаются произведения ассирийского, урартского (ванского) и маинейокого происхождения. Кроме того, в золотых украшениях отчетливо выступают мотивы скифского художественного стиля, к тому же иногда на вещах скифского обихода. Так, например, золотая прямоугольная обкладка горита скифского типа украшена штампованными рельефными изображениями лежащих козлов и оленей, помещенных в ромбических клетках, образованных стилизованными S-видными ветками урартского древа жизни. Изображения животных здесь даны с характерными чертами скифского стиля. В том же стиле трактованы фигурки идущей пантеры и схематизированные головки птиц на золотой диадеме или ленте от пояса. На золотом набалдашнике ручки меча представлен свернувшийся кольцом зверь типа пантеры, бедро которого трактовано в виде схематизированной головы птицы.

Долгие годы пребывания скифов в Азии не могли не отразиться на их культуре, и, хотя этнически они остались теми же, что и их предки до переселения в Азию, вернувшиеся отличались и от этих предков и от оставшихся в Северном Причерноморье соплеменников своей культурой; характерным скифским искусством, сложившимися в Передней Азии. Красноречивее всего об этом свидетельствуют древнейшие богатые комплексы вещей скифских типов в Келермеских курганах на Кубани и в Мельгуновском кладе в Западном Поднепровье. Представляемая ими культура, в готовом виде принесенная в Северное Причерноморье, имеет очень мало общего с культурой скифов до переселения в Азию и соответственно с культурой той части скифов, которая оставалась на месте. В вещественном выражении новая культура выступаете виде так называемой "скифской триады"-в вооружении, конском снаряжении и в искусстве звериного стиля. Все это; появляется в Северном Причерноморье только со скифами, вернувшимися из Азии, не ранее 585 г., но в короткий срок, примерно до середины VI в; распространяется по всей скифской стране.

Греческая колонизация

 

В VIII-VI веках до н.э. получает широкое развитие греческая колонизация. Возникновение поселений греческих колонистов в странах Средиземноморья сыграло существенную роль в исторической жизни самих греков и в жизни племен и народов, с которыми в результате колонизации греки пришли в непосредственное и длительное соприкосновение.

Греческие колонии первоначально обладали всеми чертами земледельческих поселений, имевших торговые связи только со своей метрополией. Среди колоний выделялись земледельческие, такие как город Халкида на полуострове в северной части Эгейского моря (Халкидики), или город Византий на берегу Боспора, поселения на побережьях южной Италии и Сицилии.

Оружие и другие металлические изделия, ткани, художественную посуду, оливковое масло, вино - все это греческие колонисты вначале получали из своих метрополий. В свою очередь колонии вывозили избытки своей сельскохозяйственной продукции. Колонии их земледельческих постепенно становятся торговыми, развивается собственное производство.

Греки проникают дальше на запад. Выходцы из Фокеи основали в устье реки Роны колонию Массалию (Марсель). В дальнейшем Массалия вывела ряд колоний еще дальше на запад, вплоть до побережья Пиренейского полуострова.

Побережья Геллеспонта (Дарданелл), Пропонтиды (Мраморного моря) и южный берег Понта (Черного моря) также уже с VIII века стали осваиваться главным образом выходцами из греческих городов Малой Азии. Греческие колонии Кизик на берегу Мраморного моря, Синона и Трапезунт на южном берегу Черного моря возникли уже в середине VIII века. Во II половине VII века на западном побережьи Понта была основана Истрия; в конце того же столетия южнее Истрии возникает Апполония и вслед за ней несколько других колоний Западного Причерноморья. Они послужили опорными пунктами для продвижения греков на север.

Колонизация северного побережья Черного моря началась несколько позже. За исключением небольшого и недолго просуществовавшего поселения на острове Березань, ни одна из северочерноморских колоний, судя по данным археологических исследований не возникла ране конца VII века до н.э. В колонизации Северного Причерноморья главная роль принадлежала ионийским городам малоазийского побережья и прежде всего Милету. В VII - VI веках им была основана Ольвия на правом берегу Буго-Днепровского лимана и ряд колоний по обоим берегам Керченского пролива. Самыми крупными из них были Пантикапей (Керчь) и Феодосия, Фанагория и Гермонасса. Единственной дорийской колонией на северочерноморском побережье был Херсонес, основанный в V веке.

С самого своего основания северочерноморские колонии вступили в тесное соприкосновение с местными скифскими и меотскими племенами. С некоторыми из племен у колонизаторов происходили столкновения, с другими наладились мирные отношения на основе меновой торговли. Северочерноморские колонии стали постоянными поставщиками хлеба и других сельскохозяйственных продуктов, а позже - рабов в Грецию.

Торговля с греками и в Северном Причерноморье и в других районах греческой колонизации способствовала дальнейшему разложению первобытно-общинного строя у местных племен. Все более заметным становится также сильное воздействие греческой культуры на высшие слои окружающих племен. С другой стороны, сближение греческих переселенцев с местным населением наложило отпечаток на весь ход социально-экономической и политической истории колоний и характер их культур.

Развитие торговли северочерноморских колоний существенно отразилось и на их взаимоотношения с местными племенами. Многочисленные греческие изделия обнаружены при раскопках поселений и курганов.

В подтверждение этому служит следующая информация.

Западное побережье Крыма - классический район для исследования взаимосвязей греков и скифов. Эти взаимосвязи прослеживаются и на массовом археологическом материале, и на памятниках искусства. Для подтверждения этого приведем пересказ статьи Шульц П.Н. "Скифское изваяние, найденное у городища "Чайка".

Скульптура, найденная на городище "Чайка" и поблизости от него, сделана не только греческими, но и скифскими мастерами. Например, бронзовая амазонка на коне - первоклассная привозная работа греческого мастера конца IV-III в. до н.э. Напротив, полихромный рельеф из оолитового известняка с изображением пирующего Геракла выполнен местным мастером. Античный иконографический мотив здесь осложнен "провинциальной" варваризованной трактовкой образа. Греческий канфар в руке Геракла дополняется подвешенным рядом скифским горитом. Это усиливает местный колорит памятника. В 1964 г. около городища найдено изваяние, изображавшее скифа-воина во весь рост.

Все три памятника, дополняя друг друга, говорят о сосуществовании на городище "Чайка" и в его окрестностях скульптуры привозной - античной (амазонка), местной (рельеф Геракла), греческой по сюжету но варваризованной по трактовке, и скифской (изваяние воина).

Памятник лежал у основания насыпи шоссе от Евпатории к санаторию "Чайка", вдоль северного кювета, на расстоянии 150 м от угловой юго-восточной башни большого греческого здания. Изваяние изображает спокойно стоящего скифа-воина с ритоном в руке. Выполнено оно из плиты белого оолитового известняка. Поверхность покрылась желтовато-серой патиной. Памятник сохранился неполностью: отбита голова, поверхность местами повреждена и выветрена. Крупные выбоины имеются на правой ноге и на верхней части левой руки. Отбита нижняя правая часть кафтана. Много мелких углублений и выщерблин от выпавших частиц камня.

Плита обработана неравномерно: хорошо отделаны лицевая и боковые стороны, тыльная плоская сторона лишь грубо отесана. Памятник явно рассчитан на рассмотрение его спереди. Детали переданы рельефом только на лицевой и боковых сторонах.

Сохранившаяся высота изваяния 1.35 м, ширина в плечах 0.59 м, в нижней части - 0.38 м. Толщина в верхней части 0.34 м, в нижней - 0.15 м. Высота рельефа, передающего детали, 0.06 м. Нижняя, суживающаяся часть плиты вставлялась в землю, может быть в насыпь кургана, на глубину до 0.30 м. Основанием фигуры служил горизонтальный выступ, своего рода "полочка", шириной 0.46, высотой 0.05 и толщиной 0.04 м.

Фигура несколько меньше натуральной величины, приземистая, плотная, талия едва намечена. Формы сомкнуты, руки не отделены от туловища. Скиф одет в короткий кафтан, в нижней его части хорошо виден, чуть правее середины, отворот. Кафтан перехвачен на талии поясом, рукава длинные, край рукава заметен у кисти правой руки. На ногах штаны и короткие остроконечные сапожки, верхняя их граница намечена врезом на левой ноге. Носки сапожек, обращенные вниз, как бы свешиваются. Ноги, поставленные фронтально, слегка раздвинуты, чуть согнуты в коленях, намечена коленная чашечка. Правой рукой, опущенной и согнутой под прямым углом в локте, воин прижимает к груди ритон, повернутый спинкой влево. На кисти руки суммарно обозначены пальцы, большой палец отогнут вверх. Ритон в верхней его части несколько укорочен, нижняя остроконечная резко отогнута вправо под углом. Левая рука свешивается вдоль туловища. Фронтальное построение фигуры оживлено асимметричным положением рук. Меча нет, что необычно для скифских изваяний. У левого бедра к поясу подвешен большой горит. Его формы и детали переданы очень точно. Из горита высовывается двойной скифский лук с отогнутой верхней частью, которая оканчивается головой птицы или змеи с приоткрытой пастью. Намечена тетива. В центре вертикальными врезами показан футляр для стрел. Горит суживается к нижней части.

По своей структуре изваяние приближается к статуарному рельефу. В отличие от большинства скифских изваяний тыльная его сторона не обработана; ноги, вырезанные горельефно, выступают на фоне плиты. Статуарность подчинена рельефному принципу построения. Приземистые пропорции и коротковатые руки и ноги дополняются элементами мягкости в трактовке укороченных форм. Все эти особенности заставляют вспомнить статуи-полуфигуры III-II веков воинов синдов Таманского полуострова.

Смысловое содержание и назначение скифских изваяний развиваются от образа родоначальника к образу военачальника и представляют собой надгробия. Изваяние у городища "Чайка" явно надгробное, как бы персонифицированное, может быть, с желанием передать конкретные особенности плотной невысокой фигуры воина. Ноги у него свешиваются носками вниз, как у всадника. Тот же прием встречается позже у половецких каменных баб.

Основа памятника явно скифская. Исследователь датирует памятник III в. до н.э. Это памятник позднескифский. И это уже изваяние, имеющее тенденцию к превращению в статуарный рельеф. Дальнейшее развитие памятников этого рода приведет к позднескифским надгробиям.

В дальнейшем позднескифский надгробный рельеф (связанный уже не с курганами, а с грунтовыми могильниками городского и полугородского типа) одерживает победу. Изваяния, которые некогда венчали курганные насыпи над могилами знатных скифов, исчезают, но старый мотив, изображающий воина с ритоном, продолжает жить в позднескифских рельефах и в монументальной надгробной сарматской графике 17 первых веков нашей эры.

Памятники греческой и скифской культуры на западном и северо-западном побережье Крыма не только сменяют друг друга, но и сосуществуют друг с другом. В нашем примере они относятся к одному и тому же времени, а именно к III в. до н. а. (амазонка, отдыхающий Геракл и изваяние скифа).


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...