Евразия в сарматскую эпоху
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Изначальным домом сарматов была огромная территория степей и пустынь к востоку от реки Урал и Каспийского моря. Их движение на запад было длительным процессом протяженностью в два столетия, в течение которого сарматские роды, направлявшиеся на запад, не полностью утеряли контакт со своими родичами на востоке. В течение третьего и второго столетий до н.э. народы степей познакомились с железом и железными инструментами. Вожди кочевников аккумулировали огромные богатства, и часть драгоценностей каждого обычно погребалась вместе с ним после его смерти. Могила известного предводителя состояла из одной и более погребальных камер, поддерживаемых деревянными стенами. Такая камера вырывалась глубоко под поверхностным слоем земли, а огромный курган насыпался сверху. Множество курганов, принадлежащих к этому периоду, были вскрыты и ограблены искателями сокровищ в семнадцатом и восемнадцатом столетиях. Некоторые, однако, остались необнаруженными или лишь частично вскрытыми, в то время как другие были относительно недавно открыты отечественными археологами. Так, например, М.П. Грязнов раскопал в 1929 г. большой курган в Восточном Алтае, известный как курган Пазирик. Этот курган может датироваться концом второго или началом первого столетия до н.э. Оказалось, что могила была частично ограблена вскоре после похорон, но впоследствии оставлена в покое. Она была обнаружена в этом состоянии. Вблизи могилы были найдены тела десяти коней, каждый с седлом и сбруей. Головы двух коней были покрыты масками. Одна из них, покрытая кожей, представляла голову оленя. Другая, сделанная из войлока, имела очертания грифона. Согласно мнению Грязнова, маска оленя - свидетельство в пользу того, что олень использовался для езды до лошади. Сбруя коней орнаментирована головами человека и животных. Седла и покрытия украшены кожаными пластинами с изображениями дерущихся животных.
Также большой интерес представляет могильник Шиба на Среднем Алтае, раскопанный М.П. Грязновым в 1927 г. Он тоже был частично разграблен, но оставшееся в нем достаточно ценно. Было найдено несколько мумифицированных тел, каждое покрыто меховой, кожаной или шелковой одеждой. Сохранились также деревянные и металлические пластины, орнаментированные в животном стиле. Среди других вещей был обнаружен китайский лаковый сосуд, который, судя по типу, может быть датирован между 86 и 48 г. до н.э. Археологические свидетельства дают точные представления о богатстве вождей кочевников, равно как и о широком размахе их коммерческих интересов. Накопленные в руках какого-либо способного вождя богатства увеличивали его популярность среди соседних кланов, а его участие в международной торговле прибавляло ему как дополнительное богатство, так и информацию относительно политической ситуации за пределами его собственного улуса. Он вступал затем на стезю военных действий, и если его первые шаги были удачными, шел дальше. Таким был тип степного империализма от ранних сарматских вождей до Аттилы и Чингиз-хана. Обращаясь к более детализированной истории миграции кочевников в Центральной Евразии во втором веке до н.э. и далее, начнем с так называемых кочевников хьюнг-ну и их атаки на Китай. Кажется вероятным, что главная орда хьюнг-ну была тюркской, что означает, что хьюнг-ну китайских хроник были в основном того же происхождения, что и гунны, вторгшиеся в Европу в конце четвертого века н.э.; поэтому для удобства их называют хьюнг-ну "гуннами" сарматского века. Используя несчастья Китая в конце третьего века до н.э., гунны интенсифицировали свои вторжения в Китай и на прилегающие территории. Они стали особенно опасными, когда малые орды объединились под сильным руководством Модуна. В 177 г. они встретили сильное сопротивление в Китае. С 202 г. до н.э. новая династия Хань контролировала территорию, и вскоре авторитет имперской власти значительно укрепился.
В то время как в связи с этим обстоятельством гунны были вытеснены из Китая, они нанесли серьезный удар йю-ки. Вторая кампания против йю-ки (около 165 г. до н.э.) была еще более удачной. В результате этой перемены государство йю-ки было сломлено, и они раскололись на две группы. Меньшая из двух, известная как малые йю-ки, двинулась на юг к Хотану. Большая группа, известная как великие йю-ки, пошла на запад. Достигнув Джунгарии, они разбили осунов и затем вытеснили саков на юг из Семиречья. Тем временем йю-ки завоевали провинцию Согдиана. Сопротивление греко-бактрийских войск оказалось тщетным, и греко-бактрийское царство пришло к своему концу. Из Бактрии йю-ки вторглись в Иран, где они столкнулись с парфянами. В то время как последние сохранили контроль над западной частью Ирана, захватчики завоевали восточные провинции. Последовательно идя по следам саков, они проникли в Пенджаб. Царство йю-ки теперь включало Бактрию, восточный Иран и Пенджаб. Оно стало известным как Индо-Скифское царство. "Индо-Скифская" цивилизация находилась под сильным эллинистическим влиянием. Что касается религии, то индо-скифские цари приняли буддизм, который тогда еще преобладал в северо-западной Индии. Так был создан новый стиль в религиозном искусстве, известный как греко-буддийский. Некоторые исследователи предполагают, что йю-ки смешались с иранцами во время их появления в восточном Туркестане и были известны как арси. Это племя сравнивают с аорсы - одним из основных сарматских племен. Возможно, что в то время как в результате различных миграций второго и первого столетий до н.э. основная часть аорсов сместилась на запад в регионы Волги и Дона, часть племени осталась в Туркестане. Привлекает внимание в той же связи народ осун (Ву-сун) в Джунгарии, который был завоеван йю-ки около 160 г. до н.э. По китайским хроникам, осун имел голубые глаза и светлые волосы. Эти черты возможно указывают на их арийское происхождение; вероятно, они были одним из сарматских племен, может быть, другой ветвью аланов.
Сарматы в Южной Руси
Миграция сарматов в Южную Русь не была событием такой катаклизматической силы, какими впоследствии оказались вторжения гуннов, аваров и монголов. Давление сарматов было постепенным и также постепенно скифы сдавали территорию пришельцам. Уже в третьем веке до н.э. центр Скифской империи сместился из региона Азовского моря к Днепру. Около 179 г. до н.э. сарматы, как повествовал Полибий, начали свои набеги на скифские владения в Северной Таврии. Около середины второго века до н.э. произошел надлом Скифской империи. Часть скифов присоединилась к пришельцам и признала их власть. Другая двинулась на запад, пересекла нижний Дунай и оккупировала Добруджу, где продержалась относительно длительный период. Эта территория стала известна как "Малая Скифия" среди греческих и римских авторов. Вытеснение скифов сарматами сначала болезненно затронуло жизнь людей и экономические отношения в черноморском регионе. Однако когда период борьбы закончился, сарматам удалось обеспечить мир и стабильность, восстановить торговые контакты между степными народами и греческими городами побережья. Будучи кочевым народом, подобным скифам, сарматы экономически зависели от соседних народов в поставках сельскохозяйственных продуктов и ремесленных изделий. Поэтому, подобно скифам, они особенно старались поддержать коммерческий обмен со своими соседями и защитить торговые пути. Среди сельскохозяйственных народов, контролируемых сарматами, не следует упускать из виду славянские племена в регионе Украины. В плане развития ремесла и индустрии, кроме греческих городов черноморского побережья, следует упомянуть подъем городских поселений в районе Северного Кавказа. Межконтинентальный коммерческий путь из Китая в Туркестан был становым хребтом коммерческого империализма степных предводителей. Двигаясь к черноморским степям, сарматские вожди были теперь в состоянии связать трансконтинентальный коммерческий путь с морской торговлей региона Черного моря.
Беря начало на востоке, остатки сарматской культуры были обнаружены в Хорезме. До этого значительное количество важных сарматских захоронений были раскопаны в регионе Оренбурга, среди которых здесь следует упомянуть Прохоровку. Другая группа сарматских захоронений была обнаружена в районе поволжских немцев, к востоку от средней Волги. Не менее важны сарматские захоронения в районе Северного Кавказа в бассейне Кубани. Так называемая Буерова могила на Таманском полуострове может быть отнесена к третьему веку до н.э.; находки в Сиверской, к юго-западу от Краснодара, - ко второму веку до н.э.; Зубовский могильник - к северо-западу от Армавира, один из армавирских курганов, - к первому веку либо до н.э., либо н.э.; некоторые другие могильники на берегах реки Кубань, подобные находящимся близ Тифлисской и Усть-Лабинской, - ко второму веку н.э. Курганы и могильные площадки сарматского периода были также обнаружены на Украине, как к востоку, так и к западу от Днепра. Утварь некоторых из них стилистически очень близка кубанской группе. Так обстоит дело с находкой в Селимовке в районе г. Изюм Харьковской губернии и находкой Цветна в Чигиринском районе Киевской губернии. Аналогичным образом, к сарматскому периоду принадлежат знаменитые новочеркасские сокровища с их золотой диадемой и другими ценными ювелирными изделиями. Их можно предварительно датировать первым веком н.э. За исключением новочеркасского клада, сарматские могилы менее богаты золотыми ювелирными изделиями, нежели скифские. Другое различие между двумя периодами состоит в том, что жертвоприношение коней перестало быть популярным, поскольку ни одного полного конского скелета не было обнаружено в какой-либо из типичных сарматских могил Южной Руси. Мужские захоронения обычно отмечены присутствием в изобилии доспехов и оружия. Железные шлемы, латы, мечи, пики и железные и бронзовые наконечники стрел многочисленны, равно как и конская сбруя, включая декорированные серебряными и золотыми пластинами фалеры. Украшения, подобные ожерельям, браслетам, пластинкам и пряжкам, сделанным из серебра, а иногда из золота, также многочисленны. Большее разнообразие украшений, разумеется, встречается в женских захоронениях, включая ожерелья, браслеты, ушные кольца, нити жемчуга и застежки; характерны и золотые и серебряные флаконы для духов. Стенные росписи в некоторых из могил, раскопанных близ Керчи, относящиеся к первому веку до н.э. и первым двум векам нашей эры, очень могут помочь в изучении сарматской культуры. По этим росписям и содержимому могил, равно как и по литературным источникам, можно получить хорошее представление о сарматском образе жизни и армии. Тяжелая кавалерия составляла основное звено сарматской военной мощи. Она рекрутировалась из цвета знати. Сарматский всадник носил шлем и либо кольчугу, либо кожаные доспехи. Его основным оружием была длинная пика и длинный железный меч. В дождливый день или на болотистой почве сарматские кони могли поскользнуться и упасть под тяжестью тяжело экипированных всадников. В битве основная масса тяжелой кавалерии обычно ставилась в центре строя, в то время как два фланга доверялись легкой кавалерии. Боец такого флангового эскадрона не имел тяжелых доспехов; он владел луком и стрелами вместо пики и меча. Всадники легкой кавалерии рекрутировались из того слоя, который мы можем назвать мелкой знатью или нижним слоем среднего класса сарматского общества.
В сарматской политической организации было даже меньше единства, чем в скифской. Миграция осуществлялась индивидуальными племенами. Первыми в черноморских степях появились язиги. За ними последовали роксоланы; затем сираки и аорсы. Аланы были последними из пришельцев. Язиги были не сарматами, а меотийским племенем, которое было вытеснено из региона Дона на запад в результате движения сарматов. Заключение
Рассмотрев таким образом несколько ранних этапов этнической истории России можно сказать, что остался еще непочатый край для работы исследователей археологов, историков и лингвистов в этой области. Многие памятники таят в себе массу исторических загадок и тайн. Совершенно бесследно пройти эти этапы не могли, они оставили после себя следы в быту, культуре, искусстве, религии и языке. Множество топонимов сохраняется с тех давних времен по сей день. Мы пользуемся именами и прозвищами, которыми пользовались наши далекие предки, а их суеверия частично дожили и до наших дней. Хотя уже давно нет этих древних поселений, нет древних стран и городов, и нельзя с точностью указать границы, историческое значение их не уменьшилось. Немыми свидетелями этих важных эпох является огромное количество памятников архитектуры, искусства, исторические и литературные произведения, которые не утратили своей ценности несмотря на возраст. Знания и опыт приобретенные и затем переданные последующим поколениям, пусть даже другим народам, пришедшим на смену предыдущим, помогли дальнейшей эволюции этноса, пришедшему в конце концов к тому виду, который существует сейчас. Хочется закончить работу словами историка Федорова В. А.: "Народы и государства существуют в историческом времени и в географической локализации, они формируются на определенной территории в тот либо иной хронологический период, меняются ареалы распространения народов и границы государств. Как этносы, так и государства не вечны: они создаются и погибают, эволюционируют и преобразуются в новые социальные общности. Становление народов и формирование государств имеют под собой экономическую базу, тесно связанную со средой обитания людей и определяющую образ жизни, что в свою очередь влияет на культурно-бытовые особенности этносов". Список использованной литературы
1. Артамонов М.И. Киммерийцы и скифы. Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1974, 156 с. 2. Анфимов Н.В. Земледелие у метео-сарматских племен Прикубанья // Материалы и исследования по археологии СССР, № 23, 1951, с.144 . Всемирная история в 10 томах, гл. ред. Жуков Е.М., том 1 под ред. Францева Ю.П., Дьяконова И.М., Ильина Г.Ф., Киселева С.В., Струве В.В. Москва: Государственное издательство политической литературы АН СССР, 1955, 748 с. . Дацюк Б.Д. Первобытное общество на территории нашей страны. Москва: МГУ, 1954.307с. . ДюличевВ.П. Рассказы по истории Крыма. Симферополь, "Бизнес-Информ", 1996, 288с. . Ефименко П.П. Первобытное общество. Очерки из истории палеолитического времени. Ленинград, 1938.756с. . История России. Учебное пособие для вузов под ред. Федорова В.А., Москва, 2002 . Итина М.И. Степные племена Среднеазиатского междуречья во второй половине II - начале I тысячелетия до н.э. // Советская этнография, 1962, № 3, с.109-112 . Материалы по истории СССР для семинарских и практических занятий. Под ред. Горского А.Д. вып 1. "Древнейшие народы и государства на территории СССР", Москва: "Высшая школа", 1985, 303 с. . Шульц П.Н. Скифское изваяние, найденное у городища "Чайка" // Античная истории и культура Средиземноморья и Причерноморья. Сборник статей к столетию со дня рождения академика С.А. Жебелева 1867-1967, редколлегия: Гайдукевич В.Ф. и др., "Наука", Ленинградское отделение, 1968, 351 с. . Щербаков Н.А. и Щербакова В.С. "Скифы" из прошлаго России // Культурно-бытовые очерки по мировой истории под ред. Сидорова А.А. и Никольского В.К. № 2-3, книгоиздательство "Практические знания", Москва, 1918, 133 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|