Теоретические предпосылки.
Броски мяча являются конечной целью атакующих действий команды. Тактически оправданными считаются только те из них, которые подготовлены всеми предшествующими действиями иг- роков, выполняются из выгодных позиций в ситуации, когда партнеры готовы участвовать в борьбе за отскочивший мяч, или брос-ковое движение провоцирует соперников на ошибку. Нападающий, завершающий атаку, выбирает способ броска мяча в зависимости от сложившейся на площадке ситуации: собственной удаленности от корзины, расположения соперников, а также от индивидуального объема и уровня владения техникой бросковых движений. Успешность бросков требует надежного воспроизведения рациональной и стабильной техники избранного варианта броска мяча. На современном этапе развития игры господствует бросок мяча одной рукой, выполняемый в безопорном положении. Однако, чем шире диапазон освоенных бросковых движений, тем больше возможностей у нападающего переиграть защитника. Оптимальной для совершения результативного броска мяча считается ситуация, когда благодаря действиям партнеров либо за счет индивидуальных усилий при обыгрывании защитника бросок выполняется без каких-либо помех со стороны противника и с доступной дистанции. Однако создать такие условия в игре удается весьма редко. Большинство атак завершается с преодолением определенной активности соперников. Особенно характерным это становится по мере приближения к щиту. При завершении атаки в непосредственной близости от корзины используют дальнюю от соперника руку, а дистанционные броски мяча принято выполнять сильнейшей рукой. Чтобы избежать накрывания бросков высокорослым защитником, предварительно выполняют финт на бросок или зашагива-ние, посылают мяч по искусственно измененной траектории или укорачивают время его выпуска. При броске мяча в движении для обыгрыша опекуна перекладывают мяч с руки на руку по ходу двух-шажного разбега или выпускают мяч на первом шаге разбега.
Для получения преимущества в единоборстве используют броски мяча с поворотом или с отклонением туловища назад. Эффективными также являются, предшествующий дистанционным броскам мяча в прыжке финт на проход вышагиванием с быстрым возвращением в и.п., уход от защитника с использованием скрестного шага или поворота в сочетании с одноударным ведением или резкая, неожиданная остановка после скоростного прохода. В случае отскока мяча от щита или кольца при неудачном броске очень эффективно добивание мяча в корзину одной или двумя руками в прыжке. Преимущество отдается добиванию одной рукой, которое позволяет достать мяч в более высокой точке. Чтобы позиционно обыграть защитника и первым установить контроль над мячом в воздухе, нападающему необходимы: хорошо развитое интуитивное чувство, быстрота действий и достаточный уровень развития скоростно-силовых качеств, умелое исполь-
зование финтов. Решающее значение имеет умение определить вероятное направление отскока на основе знания существующих закономерностей и собственного игрового опыта, а также расчет момента выпрыгивания: мяч следует добивать в верхней точке прыжка. Для этого, «отвоевав» у защитника выгодную позицию в зоне возможных отскоков, игрок должен находиться на оптимально согнутых («заряженных» на прыжок) ногах и обязан удерживать руки на уровне плеч с пальцами, направленными вверх. В корзину мяч направляется резким толчком кисти и пальцев. И наконец, одним из самых важных слагаемых результативных действий при добивании мяча считается постоянный настрой игрока на борьбу под щитом соперника. Действовать надо так, будто неточным ожидается каждый потенциальный бросок.
Обучение индивидуальным тактическим действиям с использованием бросков мяча в корзину. 1. Объяснение и показ разновидностей бросков мяча в корзину в конкретной игровой ситуации. 2. Чередование разновидностей позиционных бросков мяча с места и в прыжке с разных точек по отношению к щиту. 3. То же, но в сочетании с остановкой (на шагах, в прыжке или комбинированным способом) после получения мяча от партнера в движении. 4. То же, что в упр. 2, но в сочетании с остановкой после ведения мяча. 5. То же, что в упр. 3, 4, но с изменением способа броска мяча, дистанции и расположения по отношению к щиту после каждого броскового движения. 6. Выполнение разновидностей бросков мяча с близкой дистанции (в пределах трехсекундной зоны) после вышагивания с места. 7. То же, но после предшествующего вышагиванию овладения мячом в движении и остановки: после собственного набрасывания, после передачи партнера, после ведения мяча. 8. То же, что в упр. 6, 7, но чередуя и. п. относительно корзины перед началом вышагивания: стоя лицом, боком, спиной к щиту. 9. То же, но в сочетании с поворотами на месте после остановки. 10. Непрерывное выполнение бросков мяча поочередно правой 11. Выполнение разновидностей бросков мяча в движении щего партнера: броски после встречных, диагональных, боковых и поступательных передач под различным углом к щиту. 12. Выполнение разновидностей бросков мяча после его ведения, чередуя и. п. и направление прохода-броска. 13. Выполнение разновидностей бросков мяча с места, в прыжке, в движении и после ведения мяча в сочетании с предшествующим финтом: на проход; на передачу; на бросок. 14. Серийное добивание мяча в щит одной и двумя руками, направляя его в корзину завершающим касанием.
15. Добивание мяча в корзину после его отскока при бросках, совершаемых партнером с различных позиций по отношению к щиту. 16. Непрерывное выполнение подбора-добивания мяча в корзину из-под щита в условиях пассивного противодействия защитника: в течение ограниченного отрезка времени или до заданного количества забитых мячей. 17. То же, но в условиях жесткого противоборства между двумя баскетболистами: добивание совершает любой игрок, овладевший мячом, а соперник активно противодействует ему и т.д. 18. Многократное воспроизведение разновидностей бросков мяча с места, в прыжке, в движении и после ведения, добивания мяча в корзину в единоборстве с пассивным, а затем активным защитником в заданной игровой ситуации. 19. То же, но в сочетании с другими индивидуальными технико-тактическими действиями, предшествующими бросковым движениям: выходом, ловлей, поворотами, передачей, ведением мяча (по мере их освоения).
20. То же, что в упр. 18, 19, но в условиях разнообразных сбива-щих факторов: утомления, разнообразных шумовых эффектов, резмерно жесткого противодействия. 21. Вариативное выполнение разновидностей бросков мяча в вменяющихся ситуациях игрового противоборства: в игровых за-аниях, в подготовительных и учебных играх.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|