Теоретические предпосылки.
В случаях, когда команде не удается довести атаку стремительного нападения до логического завершения, т. е. до броска в корзину, и прежде чем соперники организуют эффективную игру в обороне, игроки атакующей команды переходят к более длительному розыгрышу мяча. В нем участвуют все пять игроков, действующих на своих позициях в соответствии с заранее распределен- 8 Баскетбол 225 ными функциями в рамках избранной командой системы игры. Такое нападение называется позиционным. Позиционное нападение рассчитано на создание «слабого звена» в защитных порядках соперников благодаря розыгрышу наигранных комбинаций. Как и стремительное нападение, его условно можно разделить на три фазы. В начальной фазе игроки располагаются в зоне соперника в соответствии с реализуемой командой системой игры в нападении. Фаза развития атаки включает взаимодействия всех атакующих согласно разыгрываемой комбинации. Для завершающей фазы характерно выполнение технико-тактических действий с целью поражения корзины соперника. Атаку завершают через образовавшееся в защите соперников «слабое звено». Современные тенденции развития баскетбола проявляются и при организации позиционного нападения. Скоротечность разыгрываемых комбинаций при высокой степени сыгранности всех без исключения атакующих, повышенная требовательность к качеству и эффективности воспроизводимых на каждом участке площадки взаимодействий, все возрастающая значимость индивидуального мастерства и универсализации баскетболистов разного амплуа в каждой игровой фазе атаки — наиболее характерные черты данного вида командных действий.
Существуют две системы позиционного нападения: через центрового (одного или двух) и без центрового игрока. Система позиционного нападения через центрового предполагает построение атакующих действий с использованием ярко выраженного высокорослого нападающего. В современном баскетболе центровой является стержневой фигурой на площадке. Поэтому любая команда при наличии достаточно подготовленного высокорослого игрока стремится в полной мере использовать его в игре и соответственно построить систему взаимодействий с его участием. Возможна различная исходная расстановка нападающих. Центровой может располагаться на линии штрафного броска, в верхней, средней или нижней позиции на боковых сторонах трехсе-кундной трапеции. Он, как правило, обращен лицом к своим партнерам и спиной к корзине соперников. Перед ним, прежде всего, ставится задача: маневрируя по периметру трапеции и непрерывно взаимодействуя с партнерами, оттеснить своего опекуна ближе к корзине и занять выгодную позицию для получения мяча и последующего броска или борьбы за отскок на щите соперников. Другой обязанностью центрового может быть освобождение от опеки своих партнеров с помощью постановки заслонов или отвлечения внимания защитников от основного направления атаки. Таким образом, атакующие комбинации с участием центрового завершаются либо выведением его на завершающий бросок мяча (рис. ПО), либо созданием условий для результативного броска любому другому игроку (рис. 111). При этом все перемещения и взаимодействия нападающих в той или иной комбинации заранее изучаются и выполняются в игре по установке тренера или по команде разыгрывающего игрока. Система игры без центрового, или, как ее еще называют, свободное нападение, используется в случае отсутствия в рядах нападающих ярко выраженного центрового или для оперативного внесения коррективов в командную игру при решении задач ведения борьбы в рамках разработанной тактики для конкретного противника. Выгодная для результативной атаки ситуация в данном случае создается с помощью ряда последовательных групповых взаимодействий атакующих игроков. Типичными комбинациями этой системы игры являются, например, «большая восьмерка» (рис. 112) и нападение серией заслонов (рис. 113). По их принципу возможно конструирование безграничного количества аналогичных взаимо-
действий с учетом индивидуальных сильных сторон игроков, составляющих каждую команду. Изучение разновидностей позиционного нападения начинают по мере овладения занимающимися базовыми групповыми взаимодействиями в нападении.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|