Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретические предпосылки.




В случаях, когда команде не удается довести атаку стремитель­ного нападения до логического завершения, т. е. до броска в кор­зину, и прежде чем соперники организуют эффективную игру в обороне, игроки атакующей команды переходят к более длитель­ному розыгрышу мяча. В нем участвуют все пять игроков, действу­ющих на своих позициях в соответствии с заранее распределен-

8 Баскетбол 225


               
   
 
   
     
 
 
 

ными функциями в рамках избранной командой системы игры. Такое нападение называется позиционным.

Позиционное нападение рассчитано на создание «слабого звена» в защитных порядках соперников благодаря розыгрышу наигран­ных комбинаций. Как и стремительное нападение, его условно мож­но разделить на три фазы. В начальной фазе игроки располагаются в зоне соперника в соответствии с реализуемой командой системой игры в нападении. Фаза развития атаки включает взаимодействия всех атакующих согласно разыгрываемой комбинации. Для завер­шающей фазы характерно выполнение технико-тактических дей­ствий с целью поражения корзины соперника. Атаку завершают через образовавшееся в защите соперников «слабое звено».

Современные тенденции развития баскетбола проявляются и при организации позиционного нападения. Скоротечность разыг­рываемых комбинаций при высокой степени сыгранности всех без исключения атакующих, повышенная требовательность к каче­ству и эффективности воспроизводимых на каждом участке пло­щадки взаимодействий, все возрастающая значимость индивиду­ального мастерства и универсализации баскетболистов разного амплуа в каждой игровой фазе атаки — наиболее характерные черты данного вида командных действий.

Существуют две системы позиционного нападе­ния: через центрового (одного или двух) и без центрового игрока.

Система позиционного нападения через центрового предполагает построение атакующих действий с использованием ярко выражен­ного высокорослого нападающего. В современном баскетболе цент­ровой является стержневой фигурой на площадке. Поэтому любая команда при наличии достаточно подготовленного высокорослого игрока стремится в полной мере использовать его в игре и соответ­ственно построить систему взаимодействий с его участием.

Возможна различная исходная расстановка нападающих. Цент­ровой может располагаться на линии штрафного броска, в верх­ней, средней или нижней позиции на боковых сторонах трехсе-кундной трапеции. Он, как правило, обращен лицом к своим парт­нерам и спиной к корзине соперников. Перед ним, прежде всего, ставится задача: маневрируя по периметру трапеции и непрерыв­но взаимодействуя с партнерами, оттеснить своего опекуна бли­же к корзине и занять выгодную позицию для получения мяча и последующего броска или борьбы за отскок на щите соперников. Другой обязанностью центрового может быть освобождение от опеки своих партнеров с помощью постановки заслонов или от­влечения внимания защитников от основного направления атаки.

Таким образом, атакующие комбинации с участием центрово­го завершаются либо выведением его на завершающий бросок мяча (рис. ПО), либо созданием условий для результативного броска любому другому игроку (рис. 111). При этом все перемещения и


взаимодействия нападающих в той или иной комбинации заранее изучаются и выполняются в игре по установке тренера или по команде разыгрывающего игрока.

 

Система игры без центрового, или, как ее еще называют, сво­бодное нападение, используется в случае отсутствия в рядах напа­дающих ярко выраженного центрового или для оперативного вне­сения коррективов в командную игру при решении задач ведения борьбы в рамках разработанной тактики для конкретного против­ника. Выгодная для результативной атаки ситуация в данном слу­чае создается с помощью ряда последовательных групповых взаи­модействий атакующих игроков. Типичными комбинациями этой системы игры являются, например, «большая восьмерка» (рис. 112) и нападение серией заслонов (рис. 113). По их принципу возможно конструирование безграничного количества аналогичных взаимо-


действий с учетом индивидуальных сильных сторон игроков, со­ставляющих каждую команду.

Изучение разновидностей позиционного нападения начинают по мере овладения занимающимися базовыми групповыми взаимодей­ствиями в нападении.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...