Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы работы головного мозга.




 

 

Принципы работы головного мозга.

 

Структуры и функции головного мозга

и роль в их формировании процесса обучения.

Журнальный вариант.

 

Есть в биологии, а значит и в нейрофизиологии одно «железное правило» из которого нет исключений. Правило это – структура определяет функцию. Невозможно на одной структуре реализовать несколько различных функций либо получить нужную функцию без создания соответствующей структуры. Причем работает это правило на всех уровнях – от молекулярного и субклеточного до уровня органа и организма.

Но вот с пониманием принципов работы ГМ вышла какая-то необъяснимая накладочка. Морфология мозга изучена вдоль и поперек. Обилию исследований по физиологии мозга «позавидует» любой другой орган нашего тела. Но нет главного – результата.

То есть невозможно объяснить на основе всей имеющейся и немалой суммы знаний принципы работы нашего главного органа.

Таким образом получается, что железное правило биологии нарушить невозможно, но и объяснить принципы работы ГМ на основании известной морфологии и физиологии мозга также невозможно. Что же делать? Вывод из такой ситуации, хотя и необычный, следует только один – искать новые структуры мозга.

Последнюю фразу, правда, некоторые ученые мужи могут принять за издевательство. Но давайте все-таки попробуем двинуться по этому пути. То есть по пути поиска новых структур мозга.

И вот что при этом получается.

В настоящей работе автором разработано системное представление, что известные нам на сегодня морфологические и соответствующие им физиологические характеристики головного мозга (известные анатомические структуры и проводящие пути) не являются структурами, определяющими принципы его работы.

Основные морфологические структуры мозга, определяющие его функциональные характеристики находятся не на макро, а на микроуровнях нашего мозга. То есть на уровне отдельных нейронов и (и это главное) их объединений– нейронных комплексов.

Нейронные образования, имеющие основное функциональное значение, то есть главные структуры головного мозга – это разнообразные по форме и функции нейронные комплексы, образованные отдельными и связанными между собой нейронами.

Именно такой нейронный комплекс (НК) является анатомически отдельной и функционально самостоятельной мозговой структурой. И именно такой набор нейронных комплексов, из которых и состоит любая биологическая нейронная сеть, то есть и головной мозг и есть суть его структуры, а значит и его функций.

Работа мозга во всех его проявлениях, включая сознание, есть совокупная и координированная работа нейронных комплексов различных модальностей и различной степени сложности.

То есть вся известная нам на сегодня совокупность различных и разнообразных мозговых функций определяется набором морфологически и качественно различных нейронных комплексов, – структур, сформированных в нем за период развития и обучения.

Структура каждого нейронного комплекса индивидуальна и отлична от структур других нейронных комплексов, а соответственно различны и выполняемые ими функции.

Структуры мозга, воспринимающие границу тени, направление движения или ориентацию световых отрезков в зрительной системе, не смогут воспринять никакой другой сигнал, а тем более организовать какой-либо двигательный ответ.

Это, кстати, не умаляет функциональное значение макроструктур мозга, просто у них другая функция.

Известная же нам на сегодня макроструктура мозга – состоящие из нейронов периферические рецепторы, отделы, корковые зоны, проводящие пути и другое – это не что иное как «скелет» или «каркас» мозга, вокруг которого (точнее в его «недрах») в процессе нашего развития и обучения нарастают функционально значимые микроструктуры – нейронные комплексы.

До периода завершения роста головного мозга в нем происходит формирование как новых нейронов, так и нейронных комплексов, – а после завершения роста – лишь только формирование нейронных комплексов.

Работа, то есть функция ГМ на макроуровне будет отличаться от его работы на микроуровне.

Функция структур мозга на макроуровне или «скелета» мозга – создание в ходе онтогенеза основных эволюционно приобретенных отделов мозга и обеспечение их проводящими путями между основными функциональными отделами и, таким образом, облегчение процесса формирования межнейронных связей (отдельных нейронных комплексов) на микроуровне.

А задача собственно «плоти» мозга – отдельных нейронных комплексов – обеспечение «детализации» его работы, а именно – восприятие отдельных и конкретных объектов среды и их функциональную «привязку» к конкретным двигательным программам поведения.

Эволюция головного мозга – это эволюция макроструктур, позволяющих в ходе онтогенеза создавать на основе этих макроструктур все более совершенные и все более разнообразные и сложные микроструктуры мозга – нейронные комплексы. И такой процесс позволял животным в ходе онтогенеза наиболее максимально приспособиться к различным условиям среды обитания.

Принятие такой точки зрения и такого подхода к анатомии и физиологии ЦНС и ГМ сразу меняет наше представление о работе нашего главного органа.

Сама же физиология ГМ в любых её проявлениях, включая сознание, складывается из совокупной работы этих самых отдельных нейронных комплексов, формирование, активация и торможение которых позволяют животному или человеку реализовать все те мозговые функции, которые известны нам на сегодняшний день.

Все же остальные мозговые образования (кроме секреторных, которые являются самостоятельными регуляторными системами), известные нам на сегодняшний день являются вспомогательными, эволюционно приобретенными мозговыми структурами, задача которых – обеспечение основного физиологического процесса – создание условий для формирования нейронных комплексов и поддержание работы этих самых сформированных нейронных комплексов.

И теперь фундаментальный вопрос в отношении нашего главного органа – «Каковы же принципы работы головного мозга»? – должен быть заменен другими вопросами.

Во-первых – каким образом происходит формирование в головном мозгу нейронных комплексов и во-вторых – каким образом осуществляется совместная работа различных нейронных комплексов? И ответы на эти вопрос найти уже гораздо легче, чем на первый.

Далее в данной работе вы сможете найти ответы на эти и другие подобные вопросы.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...