Взаимодействия двух игроков защиты
Среди способов взаимодействия двух игроков при игре в защите выделяют подстраховку, переключение и проскальзывание, а также организацию группового отбора мяча и противодействие нападающим в численном меньшинстве. Подстраховка подразумевает взаимопомощь и взаимовыручку партнеров при опеке ими нападающих, реально угрожающих корзине защищающейся команды. В оказании такой помощи, прежде всего, нуждаются защитники, противодействующие нападаюше- му с мячом, центровому или лидеру атакующей команды. Подстраховка осуществляется соответственно либо защитником, находящимся в непосредственной близости от представляющего опасность нападающего (рис. 141), либо обороняющимся с дальней от мяча стороны площадки (рис. 142). Особенно эффективно это взаимодействие, когда оно упреждает действия нападающих, а не в случае, когда защитник уже обыгран и требуется экстренное спасение ситуации. Переключение — это целесообразные контрдействия двух игроков в ответ на попытку взаимодействия атакующих с использованием одной из разновидностей заслонов. Оно состоит в смене защитниками своих подопечных (рис. 143, 144, 145). Особенно эффективно переключение, когда решение о нем принимает защитник, имеющий возможность лучшего обзора ситуации: при стационарном {неподвижном) заслоне — игрок, подопечный которого поставил заслон (см. рис. 143); при наведении — игрок, опекающий нападающего, на которого осуществляется наведение (см. рис. 144); при пересечении — игрок, чей подопечный является инициатором взаимодействия, т.е. проходит первым (см. рис. 145). Сигналом для взаимодействия защитников служит команда:
«Смена!» — или любой другой условный звуковой сигнал игрока, инициирующего обмен подопечными. Переключение является эффективным и логически оправданным, если оно проводится согласованно, решительно и защитники опекают приблизительно равных по уровню мастерства и физическим данным нападающих. Не рекомендуется, например, обмениваться подопечными центровому и разыгрывающему защитнику, так как это создает игровое преимущество атакующим. Проскальзывание также является взаимодействием, направленным на нейтрализацию заслонов. Его применение целесообразно, когда для защитников невыгодно использование переключений. Вместо обмена подопечными проскальзывание предусматривает действия, позволяющие игрокам обороны сохранить постоянство в опеке соперников. Это возможно двумя способами: а) прорывом между двумя нападающими (рис. 146); б) прорывом между своим партнером и нападающим, ставящим заслон (рис. 147). Первый способ более эффективен, но и более сложный по реализации. Его использование возможно при плотной опеке нападающего и требует от защитника хорошего контроля над ситуацией, стремительных и решительных действий. При выполнении проскальзывания вторым способом успешность взаимодействия определяет своевременное отступание партнера на шаг назад от своего подопечного. Именно через освободившееся пространство прорывается за «своим» нападающим защитник, не позволяя ему получить позиционного перевеса. После прохода партнера отступивший назад защитник должен восстановить свою исходную позицию. При встречном движении нападающих проскальзывать должен тот защитник, который следует за игроком с мячом (рис. 148). Групповой отбор мяча — взаимодействие двух игроков защиты при активной форме игры в обороне. Организация ситуаций группового отбора или «ловушек» — основная цель прессинга. Сущность этого взаимодействия состоит в жестком ограничении маневренности нападающего, владеющего мячом, и создании условий, провоцирующих совершение соперником технической ошиб- \ ки либо облегчающих обороняющимся выбивание или перехват мяча. Успешность взаимодействия обеспечивается смелыми, агрессивными и взаимно скоординированными действиями защитников «на грани фола».
Существуют два варианта группового отбора мяча у нападающего, совершающего ведение мяча. В первом случае защитник, опекающий дриблера, оттесняет его к боковой линии или в угол и вынуждает повернуться спиной к площадке или остановиться. Ближайший защитник мгновенно подстраивается для усиления «давления» на мяч. Во втором варианте (рис. 149) путь дриблеру, которого сопровождает защитник, неожиданно преграждает другой защитник. В обоих случаях совместными усилиями обороняющиеся пытаются заставить соперника совершить вынужденную [ ошибку или нарушить правила владения мячом. Выбивание мяча рекомендуется производить снизу, сзади или сбоку при потере дриблером контроля над ситуацией. Возможно также создание ситуации группового отбора в мо-; мент получения мяча нападающим. Для этого защитникам необходимо неожиданно «зажать» соперника в «тиски» прессинга, не давая ему возможности начать ведение или свободно выполнить какое-либо другое действие с мячом. Особенно успешно можно реализовать разновидности группового отбора, если «прихватить» игрока с мячом в точках, приближенных к границам площадки или к так называемой «тыловой зоне»: в углах площадки, в местах пересечения центральной и боковых линий. При противодействии нападающим в численном меньшинстве (2x3, 2x4 и т.п.) главная задача обороняющихся — задержать развитие атаки соперников до восстановления защитных позиций партнерами по команде. Для этого защитники располагаются один за другим (рис. 150): передний встречает атакующих наверху линии трехочковых бросков, а задний — за спиной у него на расстоянии 2 — 2,5 м. Задача пе-
реднего обороняющегося остановить проход дриблера. Если это удается и нападающий выполняет передачу на фланг, то игрока с мячом мгновенно атакует задний защитник, а передний должен выполнить стремительный рывок за спину партнера для противодействия выходу под щит дальнего нападающего и возможным атакующим передачам в трехсекундную зону. Чем больше передач,вы-нуждены совершать атакующие, тем больше шансов у защитников для перехвата мяча и срыва скоростной атаки. Спровоцировать дальний неподготовленный бросок соперника и обеспечить подбор отскока — наиболее благоприятное завершение данной ситуации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|