Организационно-методические указания.
1. Обучение командным действиям следует начинать с освоения личной системы защиты. 2. Изначально разобрать исходную командную расстановку, направление и характер перемещений игроков на демонстрационной доске, затем переходить к обучению защитным взаимодействиям на площадке. 3. На начальном этапе обучения взаимодействия на площадке производить в медленном темпе против пассивного нападения с остановками противоборствующих игроков и детальным анализом складывающейся ситуации. 4. Добиваться от защитников быстрого и согласованного реагирования на перемещения соперников и мяча, выбора и реализации оптимальных ответных или своевременных упреждающих действий. 5. Активность нападающих увеличивать постепенно, по мере усвоения командных тактических взаимодействий в защите. 6. В упражнениях игрового противоборства с атакой в одну корзину команды следует менять ролями вначале после выполнения серии изучаемых командных действий в защите, а по мере усвоения материала — по принципу: «Кто забивает — тот атакует». 7. В двусторонних учебных играх чередовать разновидности изученных систем игры в защите через определенные отрезки времени или в соответствии со складывающейся игровой ситуацией; на этапе совершенствования варьировать различные варианты командных действий по ходу игрового соперничества. 8. При использовании личной системы защиты:
- быстро возвращаться к своей корзине, не теряя из поля зрения мяч и встречая своих подопечных в районе трехочковой линии; - теснить дриблера к боковой линии, в сторону его слабейшей руки или в направлении скученности партнеров (при попытке прохода в лицевую линию);
- занимая позицию на стороне мяча, быть готовым к участию в групповом отборе;
- с дальней от мяча стороны смещаться к середине площадки в готовности оказать помощь партнерам и не упустить выход своего подопечного; - занимать позицию так, чтобы постоянно контролировать расположение подопечного и мяча; - согласованно взаимодействовать при заслонах: заранее предупреждать партнера о готовящемся заслоне; своевременно отступать назад, содействуя проскальзыванию защитника, следующего за игроком с мячом; переключение использовать в крайних случаях, только если возможен равноценный «размен» нападающими; - решительно противодействовать броскам мяча из удобной позиции; жестко блокировать соперников при борьбе за взятие отскока. 9. Зонную систему защиты изучать после усвоения основных 10. При использовании зонной системы защиты: - после потери мяча мгновенно выполнять рывок к своему щиту и занимать заданную позицию в избранной расстановке «зоны»; - располагаться лицом к мячу, согласовывать свои перемещения с действиями партнеров в ответ на движение мяча и смену позиций нападающими; - смещаться в сторону мяча, играть «кучно»: перекрывать проникающие передачи в глубину зонного построения, активно противодействовать проходам нападающих к щиту и вынуждать соперников выполнять бросковые движения из неудобных позиций;
- добиваться координированной подвижности всех игроков: «зона» должна непрерывно «сжиматься и разжиматься» в ответ на действия соперников; - обеспечивать надежный подбор мяча на своем щите после отскока. 10. При использовании личного прессинга: - прессинг по всей площадке использовать в момент перехода от пассивных игровых- фаз к активным: после забитого мяча с игры или с последнего штрафного; после вынужденной остановки игры (нарушения правил, минутный перерыв и т.п.);
- «разбирать» соперников в соответствии с установкой педагога: каждый — «своего» или каждый — ближнего; - постоянно использовать тактику «ловушек» для организации группового отбора мяча; - вынуждать соперников к выполнению поперечных и навесных передач; - не терять из поля зрения мяч и быть в готовности к выполнению подстраховки партнера; - избегать неоправданных персональных замечаний, не снижая агрессивности противодействий атакующим.
12. Зонный прессинг изучать на этапе спортивного совершенствования. 13. При использовании зонного прессинга:
- защитникам быстро занимать начальную расстановку; - провоцировать первую передачу в нужном направлении: желательно, чтобы мяч оказался у слабого дриблера перед первой линией зонного построения; предотвращать длинные первые передачи; - не допускать передач мяча в середину зонного построения или через его линии; - вынуждать соперников передвигаться самим и перемещать мяч в выгодном для прессингующих направлении; - решительно атаковать дриблера вдвоем, теснить его к границам площадки; - всем защищающимся постоянно контролировать положение мяча, партнеров и соперников; без промедления перемещаться адекватно изменяющейся игровой обстановке: закрывать наиболее уязвимые зоны для передач, «вращаться» к мячу при организации группового отбора и т.п.; - не увлекаться отбором мяча после остановки дриблера: оказывая активное «давление» на мяч, открывать направление передачи в сторону подготовленного перехвата или провоцировать со; вершение нападающим технической ошибки либо нарушения правил владения мячом (пробежки, правила 5 или 8 с и т.п.); - не позволять соперникам растянуть защитные построения, постоянно переговариваться с партнерами; - в случае перемещения мяча через первую линию защищающихся игроков в середину площадки незамедлительно совершать рывок назад для восстановления утраченных позиций; - при неудачном отборе мяча на половине соперника переходить от зонного прессинга к активной зонной защите у своего щита.
14. Смешанную защиту изучать после усвоения основных принципов построения личной и зонной систем защиты.
15. При использовании смешанной системы защиты:
- действовать в соответствии с правилами построения личной и зонной опеки соперников; - лидера или лидеров соперников держать плотно на каждом участке площадки («играть за получение мяча»), оказывать на них постоянное психологическое давление; - активно использовать подстраховку и организацию группового отбора мяча с привлечением игроков, защищающихся в «зоне»; - «разговаривать» в защите, т.е. постоянно информировать партнеров о перемещениях соперников и мяча; - обеспечивать согласованные взаимодействия всех игроков Основные ошибки при выполнении командных тактических действий в защите. 1. Медленный переход от нападающих действий к защитным: игроки опаздывают занять начальную расстановку для организации обороны своей корзины — соперник получает возможность атаковать разновидностями стремительного нападения. 2. Нерациональные позиции защитников по отношению к подопечным и мячу: игроки теряют зрительный контроль над игровой ситуацией, становится невозможным осуществлять эффективные командные взаимодействия — соперникам предоставляется чрезмерная свобода действий при обыгрывании один в один или при выходе к корзине для получения голевой передачи. 3. Несогласованность и разобщенность защитных действий: несвоевременность оказания подстраховки или выполнения других групповых взаимодействий в защите — нападающие переигрывают защитников за счет индивидуальных действий своих сильнейших игроков или розыгрыша наигранных комбинаций. 4. Неэффективные действия при личной системе защиты:
- неравноценный «разбор» нападающих: некоторым защитникам приходится опекать заведомо превосходящих их по уровню мастерства соперников — в защитных порядках образуются потенциально «слабые звенья»; - отсутствие сыгранности при противодействии заслонам: защитники не информируют друг друга о готовящемся заслоне; запаздывают при переключениях; несогласованно действуют при проскальзываниях; производят неравноценный «размен» подопечными — атакующие без труда завершают свою атаку;
- чрезмерная сосредоточенность защитника на подопечном в позиции на дальней от мяча стороне площадки: отсутствует подстраховка в активной зоне атаки соперников — противник может результативно использовать слабую игру в защите отдельных игроков. 5. Неэффективные действия при зонной системе защиты: - широкое расположение обороняющихся в начальной расстановке или по ходу атаки соперников: затруднена взаимопомощь партнеров — нападающие могут прорваться к корзине за счет индивидуальных действий; - несвоевременное «сжимание и разжимание зоны» в ответ на перемещения соперников и мяча: медленное маневрирование защитников в силу плохой взаимной координации своих действий или потери зрительного контроля над ситуацией — создаются предпосылки для использования нападающими «слабых звеньев» в защите или результативных бросков мяча с дальних и средних дистанций; - неграмотное «держание» центрового: отсутствие плотной опеки со стороны мяча или подстраховки с дальней стороны пло- щадки — центрового беспрепятственно снабжают голевыми передачами в непосредственной близости от корзины; - плохое противодействие передачам внутрь зонного построения игроков: защитник не оказывает должного «давления» на мяч, а партнеры неплотно опекают входящих нападающих — противник получает возможность результативно завершить атаку из-под кольца; - отсутствие разговоров между игроками в «зоне»: защитники не сопровождают и не «передают» нападающих при их маневрировании — соперник легко разбивает «зону» за счет создания и реализации численного преимущества на отдельных участках атаки. 6. Неэффективные действия при личном прессинге: - большая растянутость защитных линий: возникают трудности с организацией группового отбора мяча — нападающие имеют возможность обыгрывать защищающихся один в один; - медленный и неравноценный разбор нападающих: защитники теряют своих подопечных — создается ситуация для организации соперниками результативной скоростной контратаки; - слабое противодействие сильнейшему дриблеру соперников: защитники позволяют ему получить мяч в выгодной позиции или не справляются с организацией «ловушек» — нападающий прорывает прессинг, возникает угроза быстрого прорыва со стороны атакующих; - позиционные просчеты при опеке соперников без мяча: защитники запускают нападающих за спину в начале атаки или по ходу ее развития — угрожает диагональная передача убегающему игроку через защитников и беспрепятственное завершение атакующих действий;
- нерешительные, вялые действия прессингующих: защитни 7. Неэффективные действия при зонном прессинге: - большой разрыв между линиями защитных построений в начальной расстановке: затруднены успешные взаимодействия между защищающимися — нападающие могут свободно маневрировать и передавать мяч в нужном направлении; - недостаточная выучка обороняющихся: игроки долго оценивают складывающуюся ситуацию, занимают неверные позиции и опаздывают с перемещениями — нападающие опережают защитников, владея инициативой; - пассивное противодействие передачам в середину площадки: защитники пропускают мяч через первую линию своих построений — нападающие легко «разбивают» прессинг; - несогласованные действия при организации «ловушек» для дриблера: атакующий защитник направляет нападающего в силь- ную для него сторону, или подстраивающийся защитник запаздывает перекрыть направление движения соперника с мячом — дриблер свободно проходит в передовую зону и получает хорошую возможность для успешного развития атаки; - нерациональные действия игроков первой линии зонного построения при передаче мяча через них в середину площадки: защитники пытаются противодействовать игроку, получившему мяч, вместо выполнения стремительного рывка в тыловую зону для восстановления защитных позиций — защита «разваливается»; - крайне агрессивные действия защитников с целью непременного отбора мяча у остановленного дриблера: защитники ориентированы на отбор мяча любыми средствами, а не на создание условий для перехвата передачи партнером — увеличивается опасность получения игроками защищающейся команды большого количества персональных замечаний; - недостатки функциональной подготовленности защищающихся: игроки защиты быстро утомляются и снижают активность противодействий — нападающие безболезненно справляются с прессингом и вносят перелом в игру. 8. Неэффективные действия при смешанной системе защиты: - характерные ошибки, присущие составляющим ее компонентам личной и зонной систем; - отсутствие согласованности взаимодействий игроков, обороняющихся по принципам личной или зонной системы защиты — нет отлаженных командных действий. Контрольные вопросы и задания 1. Какие индивидуальные тактические действия использует защитник при игре против нападающего без мяча? 2. Какие упражнения, обучающие разновидностям «держания» нападающего без мяча, вы знаете? 3. Какие организационно-методические указания целесообразны при обучении индивидуальным тактическим действиям защитника при игре против нападающего без мяча? 4. Перечислите основные тактические ошибки защитника при игре против нападающего без мяча в разных позициях и ситуациях. 5. Какие индивидуальные тактические действия присущи игре в защите против нападающего, владеющего мячом? 6. Назовите приемы обучения индивидуальным тактическим действиям защитника против нападающего с мячом. 7. Какой перечень организационно-методических указаний применяют для повышения качества обучения индивидуальным тактическим действиям против нападающего с мячом? 8. Каковы типичные тактические ошибки защитника при опеке нападающего с мячом и при игре против нападающих, имеющих численное превосходство?
9. Дайте характеристику разновидностям групповых тактических дей 10. Какие средства можно применять для обучения тактическим взаимодействиям двух и трех защитников? 11. Предложите организационно-методические указания для обучения групповым тактическим действиям в защите. 12. Назовите характерные тактические ошибки при групповых взаимодействиях игроков защиты. 13. Какие командные системы игры в защите вы знаете? Раскройте сущность их разновидностей. 14. Какие приемы и упражнения применяют для обучения командным тактическим действиям в защите? 15. Какие организационно-методические указания рекомендуется использовать в процессе обучения командным тактическим действиям в защите? 16. Опишите основные тактические ошибки при реализации разновидностей систем командной защиты. Раздел III ОБУЧЕНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БАСКЕТБОЛЕ Глава 7
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|